Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В.О. Ключевский
Фильм «Писатели свободы» создан на основе реальной истории учительницы и учеников из неблагополучного городка Лонг-Бич, в котором каждый ведет ежедневные сражения не на жизнь, а на смерть за себя или «за своих». Свои – это те, кто принадлежит к твоей расовой и социальной группе, все остальные – это чужаки, заслуживающие лишь отвращения, ненависти, презрения и даже смерти. В местной школе продолжается борьба за жизнь. Именно здесь начинает преподавать молодая учительница Эрин Грювелл, и с этого момента начинается новая жизнь для неё и её учеников.
Есть на свете прирожденные учителя. И дело здесь не в том, что они от корки до корки изучили свой предмет и способны этой теорией делиться с окружающими, а в том, что такие преподаватели способны слушать и слышать не только себя, но и своих учеников. Такие преподаватели отличаются от прочих тем, что ломают общепринятые стереотипы, творчески подходят к подаче материала, не боятся трудностей, а если и встречают их на пути, то проявляют творческие способности и находят такие способы решения проблем, чтобы в итоге не было пострадавших.
В фильме «Писатели свободы» показана история именно такой учительницы. Несмотря на откровенные бандитские порядки, царящие в среде подростков, Эрин смело вступает в диалог со своим классом, не боится задавать неудобные вопросы и получать откровенные, порой ужасающие по своей сути ответы. Поняв, что проблемы в учёбе, в первую очередь, обусловлены разрозненностью подростков, их неумением выстраивать какой-либо диалог и ожесточённостью на окружающий мир, Эрин направляет свои усилия на изменение их отношения к окружающим.
Ей удаётся донести до своих учеников мысль, что для того чтобы наладить свою жизнь, надо учитывать интересы других и думать не только о себе. Разрушив ложные стереотипы и доказав, что отличия во внешности (цвета кожи, разрез глаз, форма носа или губ) не должны служить поводом для конфликтов, Эрин стимулирует ребят начать искать причины проблем не только в других, но и в себе.
Многим коллегам новой учительницы борьба за нормальную, интересную, насыщенную жизнь школьников кажется абсолютно пустой, бесперспективной и ненужной тратой времени. Они уже смирились со сложившейся ситуацией и просто плывут по течению. Школьникам даже отказываются выдавать из библиотеки новые учебники под предлогом того, что они их всё равно не смогут прочитать, а только порвут и измажут.
Но главная героиня выступает против превращения школы «в склад для лишних людей». Она устраивается на две дополнительные работы, чтобы покупать ученикам новые, интересные и мотивирующие книги, которые, по её мнению, могут стать тем источником информации и вдохновения, способным открыть новые горизонты перед ребятами и помочь им наладить свою жизнь. Узнав, что большинство подростков ни разу не выезжали из города и практически ничего не знают о внешнем мире, Эрин добивается от высшего начальства разрешения на регулярный выезд своего класса на экскурсии.
Постепенно наполняя жизнь подростков новыми смыслами и объединяя их в общих делах, Эрин удаётся разрушить стену непонимания и сплотить класс, превратив его из сборища одиночек в настоящий коллектив. История учительницы служит примером того, как любовь, взаимопонимание, сочувствие и активная творческая деятельность способны переломить казалось бы совсем запущенную ситуацию.
История молодой учительницы, которая столкнувшись с ситуацией полной анархии, царящей не только в стенах школы, но и в жизни её учеников, не испугалась, а взяла на себя ответственность и сумела переломить сложившиеся порядки, даёт множество примеров того, как до́лжно вести себя человеку.
Фильм учит думать прежде, чем говорить, и спрашивать прежде, чем что-то делать. Учит отдавать больше, чем предусмотрено общепринятыми стандартами в образовательном процессе. Учит искать и находить новые пути, а не топтать всем известные тропинки; фантазировать и мечтать, воплощая идеи в жизнь на радость себе и другим; учит строить жизнь вокруг себя, а не спасаться бегством, как только что-то идет не так.
В картине наглядно показано, как важно детям и подросткам изучать окружающий мир, интересоваться историей и живописью не только своего, но и других народов, читать книги, искать и находить в литературе примеры людей, достойные подражания.
Насилие: В фильме есть сцены драк и убийств, сцены с оружием, так как картина во многом отражает реальное положение дел в неблагополучных районах США.
Наркотики: В фильме есть сцена, в которой продавец наркотиков безуспешно пытается привлечь к их распространению одного из героев, брат которого и так уже сидит в тюрьме за наркоторговлю. Сцена демонстрирует отрицательное влияние наркотиков на жизнь человека и носит поучительный характер. В то же время присутствуют сцены употребления алкоголя положительными героями.
Секс: Отсутствует.
Мораль: Спасение утопающих – дело рук не только самих утопающих, но и общества, которое не должно равнодушно смотреть на проблемы окружающих. Если понимаешь, что можешь изменить жизнь других к лучшему, то это именно то, к чему следует прикладывать свои усилия. И тогда то, во что не верят сегодня другие, уже завтра станет реальностью для тех, ради кого ты начал все менять.
Возрастное ограничение фильма – 12+