Вход

Двигатель

Традиционные семейные ценности: Что стоит за этим понятием?

21 июля 2015 в 15:07 | Емеля |Научи хорошему | 1365 | 0

Семья и семейные ценности во всех странах мира всегда лежали в основе любого общества. Независимо от культурных особенностей, дети рождались, воспитывались и подрастали в семьях, постепенно перенимая опыт и традиции старшего поколения, становясь полноправными представителями своего народа.

Будучи первичным институтом воспитания и становления человека, семья передаёт подрастающему ребёнку не только знания, но и формирует его мировоззрение и миропонимание таким образом, чтобы всякий человек, став взрослым, чувствовал ответственность не только за себя, но и за жизни окружающих его людей. Именно в семье мы учимся заботиться о ближних, доверять, любить, правильно выражать свои чувства и эмоции, быть справедливыми и честными, жить в коллективе и ставить интересы общества выше интересов отдельной личности.

Конечно, кто-то скажет, что не все семьи идеальны, кто-то даже приведёт печальный опыт из своей жизни. Но надо понимать, что семья как институт в целом способствует развитию именно таких качеств в человеке, а значит, и в обществе. И родители, и дедушки с бабушками, желая добра своим детям и внукам, осознают, что, только воспитав благородных и порядочных людей, они обеспечат себе спокойную старость. И это нормально: взрослые заботятся о детях, а повзрослевшие дети начинают брать ответственность за уже ставших пожилыми родителей и бабушек с дедушками.

Но то, что раньше казалось очевидной истиной, сегодня многие пытаются поставить под сомнение.

В большинстве стран Запада уже легализованы однополые браки, внедрена ювенальная система, искусственно разорвана связь между поколениями, права семьи подменены правами личности и индивида. Результаты этих преобразований уже очевидны: цивилизация Запада деградирует в морально-нравственном плане и вырождается, несмотря даже на приток мигрантов, соблазнённых высоким уровнем материального обеспечения.

Учитывая, что процесс глобализации носит объективный характер, наивно было бы полагать, что Россия может остаться в стороне от этих процессов. Каждый знает мораль пословицы «моя хата с краю, ничего не знаю». Через различные неправительственные организации, через СМИ и массовую культуру, в наше общество уже сегодня пытаются внедрять все те же инициативы, которые были успешно реализованы на Западе.

Проблемы технократической цивилизации требуют от нас нового осмысления действительности. Отчуждение человека, постоянная напряженность в отношениях с искусственно созданным внешним миром, мировоззренческие катаклизмы должны быть преодолены. В поисках ответа на эти жизненные вопросы мы пристально вглядываемся не только в обозримое настоящее, но и в далекое прошлое человечества. И здесь, в истории, обращение именно к традиционной культуре позволяет видеть примеры такого отношения к жизни и к самому человеку, основные принципы которого могут помочь нам выработать новый тип современных взаимоотношений как внутри общества, так и с самим собой.

Сейчас наступление на семью идёт по всем фронтам.

propaganda-pederastii-v-sovremennom-kinematografe-13

Всё чаще на российском телевидении можно услышать заявления о том, что семья – это не обязательно союз мужчины и женщины, а может быть союзом мужчины с мужчиной или женщины с женщиной. В фильмах и ТВ-шоу среди главных положительных героев регулярно фигурируют педерасты и лесбиянки, а образ традиционной семьи высмеивается и дискредитируется, подменяясь эгоистическими идеалами жизни «в своё удовольствие». С экранов,  а значит, во многом и из массовой культуры, исчезает положительный образ матери и отца. В нормативных документах, принимаемых на уровне правительства, даются размытые формулировки понятию «семьи».

Расцениваем подобные действия, как целенаправленную атаку с применением технологий «мягкой силы» на русский народ.  По этой причине в своей деятельности проект «Научи хорошему» выступает с позиции традиционных семейных ценностей, рассматривая понятие «семья» исключительно как союз мужчины и женщины, подразумевающий рождение и воспитание детей.

Именно такая семья является залогом стабильного и гармонично развивающегося общества, и именно такой семье посвящены множество народных пословиц и поговорок, которые хранят мудрость и опыт наших предков, передавая его от поколения к поколению:

  • Добро по миру не рекой течет, а семьей живет.
  • Всякий мирянин своему брату семьянин.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • На что и клад, коли в семье лад.
  • Семья в куче, не страшна и туча.
  • Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  • В родной семье и каша гуще.
  • В дружной семье и в холод тепло.
  • Семья без детей, что цветок без запаха.
  • Вино полюбил – семью разорил.

Говоря о традиционных семейных ценностях, следует раскрыть и основные понятия, которые, по нашему мнению, неразрывно связаны с процессом воспитания человека в семье:

  • Трудолюбие
  • Честность
  • Смелость
  • Верность
  • Добро
  • Правда
  • Совесть
  • Мера
  • Любовь
  • Вера

1. Трудолюбие

Само слово «трудолюбие», то есть любовь к труду, уже несёт в себе правильное отношение, которое каждый человек должен сформировать в себе и поддерживать по отношению к тому делу, которым он занимается. Трудолюбие подразумевает, что труд – это не только орудие удовлетворения материальных потребностей человека, но и глубинная внутренняя потребность человека, заложенная в саму его природу и ведущая его к духовному развитию. Труд, каким бы он ни был – управленческим или производительным – облагораживает человека, развивает его таланты и способности, поднимает на качественно новые уровни не только материально, но и духовно. Его сила велика и животворна.

В этом плане труд отличается от работы. Как отмечал выдающийся русский учёный Д.И. Менделеев, «не всякая работа есть труд… Труд обусловливается полезностью совершаемого не для одного себя, но и для других… Работу можно дать, к работе принудить, труд – свободен был и будет, потому что он по природе своей сознателен, волен, духовен, сложен и необходим…»

Поэтому любовь к труду, понимание его высокой значимости очень важны для проживания человеком здоровой, достойной жизни. То же истинно и в большем масштабе – общество, в котором ценится труд, живет благополучно, находится в постоянном развитии, материальном и духовном.

tradicionnye-semejnye-cennosti-chto-stoit-za-etim-ponyatiem-1

В былые времена, не отличавшиеся особым комфортом и потребительским изобилием, необходимость труда была более очевидна, чем сейчас. Большую часть своей жизни наши предки проводили в труде, по этой причине и было сложено такое внушительное, дошедшее до наших времен количество поговорок и пословиц на эту тему. Эта группа русских пословиц и поговорок – одна из самых заметных. Широко известны такие выражения, как:

  • Уменье (терпенье) и труд все перетрут
  • Под лежачий камень и вода не течет
  • Любишь кататься – люби и саночки возить
  • Кончил дело — гуляй смело
  • Без труда не выловишь рыбку из пруда
  • Делу время, потехе час
  • Глаза боятся, а руки делают
  • Маленькое дело лучше большого безделья
  • Дело мастера боится

Сегодня же отношение к труду и трудолюбию с точки зрения принятой массовой философии заметно изменилось в худшую сторону. Если раньше необходимость ответственно трудиться была очевиднее некуда:

  • Не натопишь – не погреешься
  • Кто пахать не ленится – у того и хлеб родится
  • Что посеешь, то и пожнёшь, тем и сыт будешь
  • и так далее,

то текущая действительность предлагает и разного рода паразитические виды существования. Вредоносная тенденция при этом укрепляется параллельным широким тиражированием идеи праздности через современную массовую культуру. Всем известные популярные сериалы о школьниках, студентах и врачах рады позабавить зрителя любовными перипетиями, смешными ситуациями, конфликтами героев, чем угодно, но только не изображением трудящегося человека, хотя по-хорошему, именно он должен быть на первом плане: школьник, студент, врач – это, в первую очередь, труженик. В современной народной философии трудолюбие как одна из высших жизненных ценностей очевидно померкло и не культивируется не только с былыми фундаментальностью и размахом, но и каким-либо образом вообще. На сегодняшний день труд не продвигается СМИ и культурой как важная часть человеческой  жизни, несправедливо оставленная в закулисье в роли некоего неприятного момента на пути к успеху, с которым нужно смириться.

Однако истина по-прежнему осталась такой, какой была: труд и признание его ценности в форме трудолюбия – обязательные условия успешного развития материальной и духовной жизни и счастья отдельного человека, отдельной семьи и всего общества в целом.

2. Честность

В восприятии многих людей понятие честности сводится к необходимости всегда говорить правду. Между тем, В.И.Даль дал более широкое определение: «Честность – прямота, правдивость, неуклонность по совести своей и долгу, отрицание обмана и воровства, надежность в исполнении обещаний». Честный человек – это тот, кто не кривит душой, и в действиях которого нет корыстных мотивов.

В семье, в которой родители привыкли быть честными со своими детьми, царит гармония и понимание. Ведь если нет вранья, то нет и серьёзных поводов для конфликтов или размолвок.

В то же время честность по отношению к окружающим начинается с честности в диалоге с самим собой. Научиться быть честным по отношению к себе – это основа для духовного развития. И, конечно, только честный человек, живущий в ладу со своей совестью, может быть по-настоящему счастлив.

  • Не в силе честность, а в правде
  • Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный
  • Честное здравствование сердцу на радость
  • Лучше бедность да честность, нежели прибыль да стыд
  • Добрый конь не без седока, а честный человек не без друга
  • Честное дело и буйну голову смиряет
  • Честное дело не таится
  • Которая служба нужнее, та и честнее
  • Честное слово должно быть постоянно

3. Смелость

Как показывает практика, чтобы сделать первый шаг и начать движение, зачастую недостаточно правильно выбранной цели и даже понимания, как её реализовать. Для этого нужна смелость. Она помогает преодолеть страх, взять на себя ответственность и двигаться по намеченному пути. Смелость – одно из самых важных волевых качеств, присущих человеку.

Воспитание смелости должно начинаться с детства. Поощряя детей к самостоятельным поступкам, к взятию ответственности, предоставляя разумную свободу действий, мы помогаем им научиться контролировать свои эмоции, развивать решимость и способность принимать правильные решения в независимости от наличия страхов. Смелость лежит в основе таких понятий, как храбрость, мужественность, отважность и доблесть. Из смелости проистекает готовность защищать интересы своих близких, своего дела и своей Родины.

В русской культуре существует множество пословиц и поговорок, демонстрирующих, что только смелый человек способен преодолеть любые препятствия на своём жизненном пути:

  • За правое дело стой смело!
  • Смелость (Отвага) города берет
  • Смелым Бог владеет, пьяным черт качает
  • На смелого собака лает, а трусливого рвет
  • Герой помирает один раз, а трус всю жизнь
  • Смелость — сила воина
  • Храбрец в день битвы познаётся
  • Волка бояться, так и в лес не ходить
  • Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать
  • За смелым победа

4. Верность

Когда мы говорим о семье, верность – это антипод разврата и вечный спутник настоящей любви. Сегодня нас часто пытаются убедить с экранов телевизора, что верность – это подвиг, который хоть и вызывает уважение, но лишает тебя «новизны» и «радостей жизни». На самом деле, верность – это единственная норма семейных отношений, которая позволяет создать крепкую и счастливую семью, основанную на доверии и готовности быть друг с другом и в горе и в радости. А то, что обычно подменяют эвфемизмами «жажда новизны» или «радости жизни», – это чаще всего путь разрушения и деградации, путь вниз по наклонной.

Верность закаляет силу духа, помогает противостоять всем искушениям и соблазнам, служит залогом доверия, обеспечивает опору в жизни и любви. Это одно из лучших качеств, характеризующих мужчину-воина и женщину-хранительницу очага. В то же время, верность – очень многогранное понятие, раскрывающееся в таких выражениях, как «верность слову», «верность долгу», «верность себе», «верность традиции» и, конечно,  «верность Родине».

Настоящую верность Отечеству показали воины, защищавшие нашу страну в период Великой Отечественный Войны. Солдаты жертвовали собой, шли на верную смерть, выдерживали любые испытания, но не предавали. Сегодня война всё больше информационная, но и на этой войне победу одержит лишь тот, кто сохранит верность своей стране, своему народу и тем человеческим идеалам, которые и делают нас людьми. 

  • Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет
  • Верный друг лучше сотни слуг
  • Оружие защитит, но лучшая защита — верность
  • Хранить верность — это достоинство, познать верность — это честь
  • Благородное сердце не может быть неверным
  • Предатель в любую бурю спасает только собственную шкуру
  • Предатель опаснее врага
  • Верность познается во время больших смут

5. Доброта

Умение отличать добро от зла, хорошее от плохого, и осознанное желание быть добрым лежат в основе нравственности человека. Добрым можно назвать тот поступок, который делает мир лучше, помогает обществу выходить на путь бескризисного и гармоничного развития. Злой поступок – тот, который направлен в противоположную сторону и делает мир хуже, ведёт его к гибели. А это значит, что человеку следует соизмерять каждый свой поступок с тем, какой эффект он оказывает на окружающих и какие влечёт последствия.

tradicionnye-semejnye-cennosti-chto-stoit-za-etim-ponyatiem-2

С этой точки зрения неправильно рассуждать о том, что добра без зла не бывает, или о том, что зло было всегда, и тут ничего не поделаешь. Хотя зло и существует в нашем мире, тем не менее, долг каждого человека устремлять свои мысли и поступки к добру, то есть быть добрым.

  • Жизнь дана на добрые дела
  • Доброму Бог помогает
  • Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила
  • Доброго держись, а от худого удались
  • Доброе слово человеку — что дождь в засуху
  • Делая зло, на добро не надейся
  • Добра желаешь, добро и делай
  • Доброта без разума пуста
  • Доброе дело — правду говорить смело
  • Добро не умрет, а зло пропадет

6. Правда

«А я вот думаю, что сила в правде. У кого правда, тот и сильней…»
Брат-2

Правда – это первичная философская категория. Она же является оценочной характеристикой любой поступающей к нам информации, суть этой оценки – соответствие данной информации образу, явлению или процессу, протекающему в мироздании на данный момент времени. Согласно словарю Даля, правда – истина на деле, истина в образе, во благе; правосудие, справедливость.

В русской культуре существует просто огромное множество пословиц и поговорок на тему правды, вот только небольшая часть:

  • Правда дороже золота
  • Правда глаза колет
  • Правда по миру ходит
  • Правда из воды, из огня спасает
  • Неправдой нажитое впрок не пойдет
  • Лучше умереть, чем неправду терпеть
  • В ком правды нет, в том добра мало
  • Правда — кусок заработанный, а ложь — краденый
  • Всяк правду хвалит, да не всяк её сказывает
  • Правду похоронишь, да сам из ямы не вылезешь
  • Доброе дело — правду говорить смело
  • Правда тяжелее золота, а на воде всплывает
  • Правда, как оса, — лезет в глаза
  • На льстивы речи не мечись, на грубую правду не сердись
  • Правда двадцать цепей разорвет
  • Кто за правду дерётся, тому и сила двойная даётся

Одной из главных тем наших пословиц и поговорок является тема неизбежности правды, что правда рано или поздно станет известна. Неминуемость раскрытия правды делает бессмысленной любую ложь или кривду. И уж тем более, правда – лучший фундамент для строительства семейной жизни, только честные доверительные отношения сделают семейные узы прочными как сталь, которым будут не страшны любые трудности.

7. Совесть

Совесть – одно из самых важных понятий, лежащее в основе духовной стороны жизни человека. Совесть называют внутренним компасом человека, указывающим ему направление, в котором он должен идти. С позиции верующего человека Совесть понимается и как сокровенная связь между человеком и Богом.

Согласно толковому словарю Даля, совесть – нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.

Существует множество поговорок в русской культуре на тему совести и совестливости:

  • У кого совесть не чиста, тому и тень кочерги виселица
  • У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится
  • Рожа кривая, да совесть прямая
  • К кафтану (к коже) совести не пришьешь
  • Богатый совести не купит, а свою погубляет
  • Делай по совести, честно
  • Робка совесть, поколе не заглушишь ее
  • Как ни мудри, а совести не перемудришь
  • От человека утаишь, от совести (от Бога) не утаишь

Из приведённых поговорок видно, что совесть – это то внутреннее состояние, которое не купишь за деньги, не изменишь какими-то внешними проявлениями и факторами: красивая внешность (рожа прямая), новый кафтан. И уж тем более бесполезно бороться с этим «голосом добра» внутри себя – от этого он становится ещё громче. Единственное, что можно делать в отношении совести, так это содержать её в чистоте, то есть следовать её зову, а значит поступать правильно (по правде, по совести).

8. Мера

Русскую цивилизацию не зря иногда называют цивилизацией меры. В отличие от Запада, который вечно гонится за материальными ценностями, и Востока, который на пути духовного совершенствования иногда готов забыть о жизни сегодняшней, у нас всегда всё хорошо только в меру.

На протяжении богатой истории Россию/Русь нередко заносило в крайности, не раз мы оказывались и на краю гибели, но чувство меры всегда помогало вовремя исправить ошибки и восстановить утраченное равновесие, при том не только на своей земле, но и соседям помочь. Возможно, в этом и есть наша миссия…

  • Всякое дело мера красит
  • Без меры и лаптя не сплетешь
  • Выше меры и конь не скачет
  • Душа меру знает
  • По мерке мастера знать
  • На свой аршин не меряй
  • Сам себе во всем меру знай
  • Счет не солжет, а мера не обманет
  • Когда рожь, тогда и мера
  • Мера — всякому делу вера

9. Любовь

Телевидение сегодня пытается сформировать у зрителей превратное представление о Любви, как о порыве страстей, чувств и эмоций, которые могут превратить человека в «раба любви», вознести его на вершину блаженства или ввергнуть в состояние депрессии. Но Любовь в истинном значении этого слова не может быть «злой», «продажной», «безумной» или «односторонней». Всё перечисленное – это просто стереотипы, которые в большей степени описывают привязанности на основе половых инстинктов, чем чувство Любви.

tradicionnye-semejnye-cennosti-chto-stoit-za-etim-ponyatiem-5

В русской традиции Любовь – гораздо более широкое и объемлющее понятие, чем просто сфера отношений между мужчиной и женщиной: это и Любовь к ближнему своему, и Любовь к миру, и Любовь, как проявления тепла души и сердца, как совокупность совершенства.

  • Жизнь без любви, что год без весны
  • Кто любит, тот дважды живёт
  • Любви золотом не купишь
  • Любовь не вёрстами меряется
  • Смерть любовь не испугает
  • Где Любовь да совет, там и горя нет
  • Любви прекрасно живётся и в сельской хате, и в господской палате
  • Любимую надо рассмотреть не глазами, а сердцем
  • Где любовь, тут и Бог
  • Кого люди любят, тому и Бог благоволит

10. Вера

Вера – одно из самых тонких, едва уловимых и одновременно очень важных понятий в человеческой жизни. По словарю Даля, вера означает «уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных».

Каждый человек, отдает он себе в этом отчёт или нет, руководствуется в своих поступках некой собственной системой верований, сложившейся на протяжении его жизни и всегда открытой к дальнейшему утверждению либо, наоборот, изменениям. То, во что человек верит, определяет раз за разом его шаги, определяет и всю его жизнь в целом.

  • Менять веру – менять и совесть
  • Какова вера, таков у ней и Бог
  • Свято место пусто не бывает (не веришь в одно, значит, веришь во что-то другое)

Веру характеризует теснейшая связь с созидательным принципом, с действием. Сначала на этапе причины человек верит во что-то, в чем-то убежден, а затем как следствие – действует или бездействует. И очень логично, что заметная часть русских пословиц и поговорок, затрагивающих тему веры, четко отмечает эту связанность понятий веры и дела:

  • Хороша вера у дела
  • Веру к делу применяй, а дело к вере
  • Вера и гору с места сдвинет
  • С верой нигде не пропадешь
  • Без добрых дел – вера мертва пред Богом
  • Бога не обманешь, хоть и пораньше нашего встанешь

Если человек, к примеру, верит, что он не нужен где-то (в семье, коллективе, стране), значит так и будет, потому что он неизбежно подкрепит свою веру дальнейшими реальными действиями. Если он верит, что жизнь бессмысленна, то так оно для него и будет – он реализует это для себя, исходя из своей веры.

То же истинно и в противоположном варианте – вера в особый смысл своей жизни или вера в высокую значимость себя как гражданина государства будет обязательно претворена в жизнь. Как сказал Л.Н.Толстой, «сущность всякой веры состоит в том, что она придаёт жизни такой смысл, который не уничтожается смертью».

Поэтому долг каждого человека найти в себе силы и найти время подумать о том, во что он верит и во имя чего живёт.

Подводя итог сказанному:

Остаётся добавить, что ценности для каждого человека, их особый набор и сочетание, являются фундаментом для построения общей картины мира, личностного роста, выбора своих целей и смыслов, и обусловливают выработку глубоко индивидуального «кодекса» правил жизни. Именно ценности лежат в основе нравственного профиля каждого из нас и в течение всей жизни выступают порой почти неосознаваемыми, но мощными ориентирами при любых жизненных выборах и решениях.

В дне сегодняшнем происходит тотальная утрата понятных нравственных ориентиров. Этот процесс, который носит явно управляемый характер, влечёт за собой не только некоторый социальный упадок, но и глубокую дезориентацию многих людей в вопросах личного смысла жизни, понимания себя и других.

Обращение к осмыслению опыта поколений в построении ценностного мировоззрения и твёрдая позиция в понимании того, что является нормой, могут служить точками отсчёта на пути обретения ощущения наполненности и осмысленности жизни для каждого человека. А это, в свою очередь, даст свои плоды как для развития общества в целом, так и для появления чувства удовлетворенности жизнью у любого из нас.

Источник

12345  5 / 26 гол.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

 

СССР

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Наша команда

Двигатель

Комментарии

Алексей Михайлович
вчера в 22:55 13
Алексей Михайлович
22 декабря в 14:04 5
Алексей Михайлович
15 декабря в 00:09 3
Каиргали
11 декабря в 12:19 1
СБ СССР
11 декабря в 11:00 1
Каиргали
21 ноября в 11:34 6
Аким Сокол
17 ноября в 16:08 3
Ярас
14 ноября в 12:25 2
Олег
4 ноября в 08:15 1

Лента

Невзгоды развития
Статья| сегодня в 10:09
Кому пролог, кому и некролог…
Статья| позавчера в 21:32
Га !?
Видео| 20 декабря в 16:16
СамодержецЪ и Народ
Статья| 14 декабря в 11:27
Зверь загнавший себя в угол
Статья| 13 декабря в 20:50
Триумф советской разведшколы
Аналитика| 12 декабря в 22:42
Когда сердца застучат в тишине…
Статья| 10 декабря в 09:55
Варианты мировоззрений
Статья| 5 декабря в 12:07
Золотое предвидение депутата
Статья| 28 ноября в 10:19
Чем бабахнула "Аврора"?
Статья| 22 ноября в 09:35
Боевая философия 2025
Видео| 18 ноября в 10:19
Слава и религия бесчестья
Статья| 15 ноября в 10:13
Забудь себя и будешь сытый
Статья| 14 ноября в 12:59

Двигатель

Опрос

Остановит ли Трамп войну на Украине?

Информация

На банных процедурах
Сейчас на сайте

Популярное

Га !?
565

 


© 2010-2024 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко.