Плезантвиль – небольшой городок, где все жители счастливы и не знают разочарований, поражений и болезней. Там всегда светит солнце, там всегда тёплые отношения между мужем и женой, детьми, там всегда ожидает победа в любых начинаниях, там никогда не бывает пожаров, а баскетбольный мяч всегда попадает в кольцо. А ещё он – вымышленный. Плезантвиль – это всего лишь телесериал, утопия о светлых пятидесятых годах двадцатого столетия, за которым так любит проводить время Дэвид Вагнер (Тоби Магуайр) – не очень удачливый подросток, который в этом телевизионном шоу находит настоящую отдушину на фоне жестокой реальности и удручающих прогнозов на будущее человечества. Он сотни раз смотрел и пересматривал все серии этого телесериала, знает наизусть все диалоги героев, все события и собирается участвовать в специальном ночном марафоне по Плезантвилю с главным призом в тысячу долларов.
У Дэвида есть сестра Дженифер (Риз Уизерспун), с которой он не особо ладит. Она взбалмошная, своенравная девчонка, которая живёт простыми, примитивными удовольствиями и ценностями. Возможно, поэтому Дженифер и Дэвид не находят общего языка.
Однажды с ними происходит одно интересное событие. Их мать (а живут они только с матерью) уезжает к своему возлюбленному, а дети остаются дома одни. Дженифер уже пригласила к себе домой парня и собирается с ним смотреть концерт по Mtv, но вот незадача – в это же время Дэвид собирается участвовать в марафоне по Плезантвилю. Между ними происходит очередная ссора, в результате которой ломается пульт от телевизора. Теперь эту новую модель телевизора с большим экраном вообще не удастся включить. И тут же на пороге их дома появляется странный телемастер, который дает им совершенно иной пульт от телевизора.
Воспользовавшись этим пультом, Дэвид и Дженифер оказываются в Плезантвиле – идеальном месте для жизни. Но так ли всё идеально? И так ли интересно жить среди вечных улыбок, приветливых обращений, доброжелательных отношений и сладкого ароматного печенья? За этими черно-белыми весёлыми людьми просматриваются какие-то неестественные, совершенно картонные персонажи, которые, несмотря на свою счастливую жизнь, вряд ли знают, что такое счастье.
Дэвид и Дженифер в силу своей природы не могут жить так же как обитатели Плезантвиля. Они, действуя своим естественным образом, постепенно раскрывают перед обитателями идеального городка совершенно иную жизнь. Жизнь, в которой есть чувства, эмоции, духовный поиск, творчество, искусство. Теперь жители Плезантвиля не только знают что такое веселье, радость, но и начинают понимать, что такое волнение, грусть, страх, гнев, зависть, страсть. И мир этого удивительного места начинает самым невероятным образом преображаться, обретая краски, а его люди впервые радуются дождю, берут в руки зонтики и начинают читать книги.
Естественно, есть и те, кто хочет оставить всё, как прежде: чтобы «всё было приятным», чтобы жена, как прежде, не задумываясь, готовила вкусный ужин, стирала и гладила рубашки, чтобы не случалось пожаров, не было дождя и грозы. Они решают отделить всё приятное от неприятного – так появляется закон. Книги начинают сжигать, вводится запрет на «цвет», музыку, уничтожаются творческие проявления жителей городка, запрещаются зонтики. Городок начинает обретать власть и типичный образ любого современного государства, где преследуется всякое инакомыслие. Заговорщики Дэвид Вагнер и Бил Джонсон попадают в тюрьму.
Что же происходит с нашими реальными героями? Изменил ли их как-то Плезантвиль? Дэвид начитает понимать, что тот идеальный мир, о котором он мечтал, проводя часы за просмотром любимого телесериала, не такой уж идеальный, а реальный мир куда интереснее. Он, наконец, начинает встречаться с девушкой, и сам узнаёт, что такое любовь, страсть. В конечном итоге, понимая, что на нём лежит определённое бремя ответственности за тех, кто пробудился ото сна, Дэвид превращается в настоящего героя-революционера, способного вести за собой людей и сражаться за свои идеалы.
Его сестра Дженифер из пустышки, живущей сомнительными ценностями и сиюминутными удовольствиями, превращается в читающую, думающую, культурную особу, стремящуюся наполнить свою жизнь новыми смыслами. Ей уже не интересен тот мир, в котором она жила столько лет, её влекут другие миры, и жажда познания заставляет с новой силой биться сердце.
Сама Дженифер в начале фильма демонстрирует дурной пример поведения: курит, пошло выражается, собирается переспать с непонятным молодым человеком и т.д. Преобразование жителей Плезантвиля начинается с половых утех на «стоянке влюблённых» и вначале именно половые отношения выдаются за любовь. Есть парочка моментов с двусмысленными шутками-намёками на сексуальную тематику, что также несколько разочаровывает и режет слух. Вообще, через запуск изменений в Плезантвиле зрителей пытаются привязать к простым удовольствиям реальной жизни: секс, лёгкая музыка, танцы и т.д. и т.п. И якобы именно это делает нас людьми живыми. По ходу фильма создатели картины попытались реабилитироваться: несмотря на постоянную половую жизнь, Дженифер не удаётся стать цветной как другим, она продолжает быть чёрно-белой, и только чтение преображает её. Отсюда можно сделать вывод, что не половые утехи и разнузданная огульная половая жизнь являются причиной всех этих удивительных изменений в Плезантвиле. Есть иная сторона – духовная.
Но создатели картины почему-то не смогли уйти от откровенного эротизма: так, Бил Джонсон, работник кафе, мечтающий рисовать, в итоге создаёт витраж эротического содержания, выставляя его на всеобщее обозрение. Зачем?! Ведь он вполне мог нарисовать нечто иное: море, небо, горы, животных, то, что не вызвало бы всеобщего отторжения, а наполняло бы восхищением и красотой. Но сценаристы и режиссёры показывают нам довольно противоречивое искусство.
Есть ещё один интересный момент в картине, на который хотелось бы обратить внимание. Создатели картины, касаясь рефлексии реакционной части населения Плезантвиля, непроизвольно затрагивают вопросы манипуляции и управления народными массами. Так, один из законов, принятых на собрании в городской ратуше для «отделения приятного от неприятного» в жизни Плезантвиля, гласит: «Учителям начальной и высшей школы предписывается преподавать неизменный взгляд на историю, показывающий превосходство постоянства над переменами». То есть зрителей прямо посвящают в один из методов манипуляции – определённый взгляд на историю, на события дней минувших. В данном примере описывается конечное состояние, к которому должны прийти все жители городка, – постоянство, традиции, взращивание психотипа биоробота.
Ещё один из законов гласит: «Городская библиотека Плезантвиля должна быть закрыта до дальнейших распоряжений». Скорее всего, она снова будет открыта, когда сожгут оставшиеся книги? Здесь описывается ещё один из методов манипуляции народонаселением – отрезать людей от знания, от стремления к познанию мира во всех его проявлениях. Ведь что есть книги, как ни иные миры? Собственно, в этом методе нет ничего нового, и более подробно он описан у великого классика научной фантастики Рэя Бредбери:
«Мы все должны быть одинаковыми. Не свободными и равными от рождения, как сказано в конституции, а просто мы все должны стать одинаковыми. Пусть люди станут похожи друг на друга как две капли воды, тогда все будут счастливы, ибо не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют своё ничтожество. Вот! А книга — это заряженное ружьё в доме соседа. Сжечь её! Разрядить ружьё! Надо обуздать человеческий разум. Почём знать, кто завтра станет очередной мишенью для начитанного человека?»
«451 градус по Фаренгейту» 1953 год.
Наркотики: Есть сцены курения.
Секс: Есть двусмысленные шуточки и пошлые диалоги на сексуальную тематику. Секс преподносится как один из способов стать настоящими, живыми людьми, как очень высокая ценность для человечества.
Насилие: Есть сцены крушения предметов интерьера, недоброжелательного общения.
Мораль: В целом фильм неплох и, в тоже время, крайне неоднозначен. Создателям картины мастерски удалось размазать мораль, её границы, смешав высокие нравственные принципы с простыми, примитивными (даже можно сказать, животными) удовольствиями, преподнося это всё во флаконе оживляющей микстуры. С другой стороны, был затронут целый спектр вопросов на тему построения счастливого, идеального общества, и наиболее важные из них, лежащие на поверхности: будут ли люди счастливы, испытывая только положительные эмоции, не зная, что такое горечь поражения, плохая погода, неудачный день и прочее? Будут ли люди счастливы, если всё их поведение – пусть и хорошее, благовидное – неосознанно, если они улыбаются, говорят приятные вещи, обходительно относятся друг к другу лишь на уровне автоматизмов, не осознавая, что они делают?
Единственное, что вызывает некоторую тревогу – почему-то работники «фабрики грёз» всегда рисуют идеальный мир именно таким: люди-биороботы, от которых скрывается истинная правда об этом мире, находящиеся под жёстким диктатом, выполняющие свои «счастливые обязанности» либо на уровне условных рефлексов, не задумываясь о происходящем, либо по принуждению под гнётом власти. Неужели не может быть построен действительно качественно иной идеальный мир: где все приветливы друг с другом, где всегда есть поддержка, взаимовыручка, где добра больше, чем зла, – и всё это без барьеров и заслонок, без принуждения, а просто исходя из нормальной природы человека – его стремления к любви…