Год 2015 — особый год. Главное его событие — 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне, но 2015 — это ещё и год Литературы (прекрасно, что два таких мощных события дополняют друг друга), поэтому, вероятно, будет логично обратиться к теме «Литература о Великой Отечественной войне». Само собой, разумеется, находясь в здравом уме, брать на себя непосильную задачу по освещению роли всей военно-исторической литературы мы не планировали, а вот поделиться с нашими читателями мнением об одном отдельно взятом произведении одного отдельного автора, официально не включённого в список современных классиков и даже не бывшего членом Союза писателей, считаем целесообразным. Почему и с какой целью, постараемся вразумительно объяснить.
На выбор этой книги в первую очередь повлияло то обстоятельство, что она по достоинству заняла место в списке «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению». Кстати, в этом перечне книг о Великой Отечественной войне не так уж и много, их всего тринадцать: А.М. Адамович, Д.А. Гранин «Блокадная книга», В.О. Богомолов «Момент истины», Ю.В. Бондарев «Батальоны просят огня» и «Горячий снег», В.В. Быков «Мёртвым не больно» и «Сотников», Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие…» и «В списках не значился», В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда», В.С. Пикуль «Реквием каравану PQ-17», Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке», К.М. Симонов «Живые и мёртвые», А.А. Фадеев «Молодая гвардия».
Итак, сорок лет назад (тридцать лет после окончания войны) в журнале «Новый мир» был опубликован роман Владимира Богомолова «Момент истины» («В августе 44-го…»), который к настоящему мнению выдержал уже сто тридцать с лишним изданий более чем на пятидесяти языках мира, при этом тираж превысил несколько миллионов экземпляров. Более того установлено, что роман «Момент истины» по количеству изданий и тиражу оказался абсолютным чемпионом за последние 30 лет среди многих тысяч опубликованных отечественных литературных произведений, причём печатался он практически ежегодно и после громогласно объявленных «похорон литературы советского периода» и появившейся возможности скачивать его текст из интернета.
Несколько слов об авторе, Владимире Богомолове — личности со сложной биографией, далеко незаурядной и неординарной, совсем несоответствующей расхожим представлениям о «типичном советском писателе». Владимир Осипович (Иосифович) Богомолов (до 1953 года Войтинский) родился в 1924 году (умер в 2003). Участник Великой Отечественной войны: доброволец, командир отделения разведки, офицер войсковой разведки, а затем военной контрразведки «Смерш» (сокращение от «Смерть шпионам!»). Дважды ранен и контужен. После войны служил в органах военной контрразведки и подразделениях Главного разведывательного управления. В 1952 году уволен в запас по болезни (комиссован, как инвалид II группы). В возрасте 28 лет(!) — экстерном окончил среднюю школу рабочей молодёжи, в 1952—1954 годах обучался на специальности «Русская литература» в Московском государственном университете, но на втором курсе учёбу оставил.
Уже первые книги «Иван» (1957) — повесть была экранизирована Андреем Тарковским в 1962 году под названием «Иваново детство» — и «Зося» (1963) — повесть была экранизирована режиссёром Михаилом Богиным в 1967 году — принесли Владимиру Богомолову заслуженный успех. Но широко известен и, без преувеличения, всенародно популярен, он стал после выхода романа «Момент истины».
Биография В.О. Богомолова, как у многих людей, живших в бурные предвоенные, военные и послевоенные годы, далеко не простая (в «Википедии» имеется так называемая «альтернативная биография», в которой отрицается даже факт его участия в Великой Отечественной войне). К тому же в поведении Владимира Богомолова были две особенности, которые и дают нам основание говорить о его «нетипичности». С момента выхода повести «Иван» и до конца жизни он категорически отказывался вступать в Союз писателей, несмотря на регулярные и настойчивые приглашения. Кроме того, он был крайне непубличным человеком, за всю свою творческую жизнь ни разу не принял участия ни в одном специальном мероприятии — конференции, обсуждении, теле — и радиовыступлении и очень редко и неохотно, только по крайней необходимости, давал интервью. Но всё это необязательные, хотя и интересные, подробности.
Главный вывод, который мы полностью разделяем, о Владимире Богомолове как человеке и творце сделал в своём соболезновании в связи с кончиной писателя Владимир Путин:
Ушёл из жизни выдающийся писатель, чьи книги о Великой Отечественной войне для нескольких поколений наших сограждан стали бесценным источником правды об этих суровых годах, честным рассказом о подлинном героизме народа, о высокой духовной силе личности, о преданности и долге.
Память об этом замечательном человеке навсегда останется в сердцах тех, кто прошёл с ним фронтовые дороги, кому довелось с ним дружить и работать, в сердцах миллионов читателей не только нашей страны, но и далеко за её пределами.
Но вернёмся к роману «Момент истины». Сюжет произведения (в архикраткой форме): События романа происходят в августе 1944 года. На недавно освобожденной от нацистов территории действуют вражеские агенты. В эфир регулярно выходит и передаёт шифровки группа шпионов, которой дано рабочее название «Неман». Контрразведка «Смерш» пытается отыскать вражеских агентов.
В основном поиском занимается группа капитана Алёхина, состоящая, включая самого капитана, из трёх контрразведчиков-оперативников. Первоначально поиски группы идут в обычном режиме — в тылу армии не так уж мало групп противника, дезертиров, местных националистов. Всё изменяется после того, как в Москве проводят дешифровку радиограмм группы и сопоставление почерка радиста с ранее полученными данными. Оказывается, что группа действует в тылах уже более месяца, ведёт наблюдение за железными дорогами и перемещениями войск, причём явно получает сведения от внедрённых местных агентов. В это же время в Москве планируют новую стратегическую операцию. Сведения, переданные группой «Неман» противнику, могут привести к её провалу. О деле «Неман» докладывают Верховному Главнокомандующему. Поступает категорический приказ — любой ценой заставить группу замолчать. Дело берётся на контроль Ставкой. В предполагаемый район нахождения группы «Неман» стягиваются силы войск по охране тыла, оперативники «Смерш». Готовится крупная войсковая операция в тылу фронта — чтобы найти агентов, или хотя бы их рацию, войсками будет прочёсан целый лесной массив. Непосредственные исполнители операции — группа Алёхина и его начальники, — понимают, что войсковая операция не нужна. В ходе неё, скорее всего, агенты будут убиты, и в результате останется нераскрытой агентура, сведениями которой они пользуются.
Их единственная надежда — взять агентов до начала войсковой операции, причём хотя бы одного непременно живым, чтобы получить сведения и обезвредить всю резидентуру. В результате профессиональной работы главных героев романа Алёхина, Таманцева, Блинова, Полякова, Егорова удаётся выполнить приказ и к тому же получить «момент истины» («момент истины» — момент получения от захваченного агента (или агентов) сведений, способствующих поимке всей разыскиваемой группы и полной реализации дела).
Обычно в аннотациях к роману пишут:
В созданном на фактическом материале романе повествуется о розыскниках советской военной контрразведки, обезвредивших во время Великой Отечественной войны группу фашистских агентов.
Или в лучшем случае:
Роман Владимира Богомолова «Момент истины (В августе сорок четвёртого…)» принадлежит к числу шедевров военной прозы. Основой его сюжета стало противостояние советской и немецкой разведки. Книга создана на богатом фактическом материале, с привлечением множества военно-служебных документов. Богомолов приоткрыл читателям область воинской деятельности, с которой сам был хорошо знаком. При этом «Момент истины» не только увлекательнейший военный детектив о контрразведчиках, но и книга о человеческом разуме и душе…
На наш взгляд характеристики эти не точные и несколько поверхностные. Да, произведение (http://lib.ru/PROZA/BOGOMOLOW/august44.txt) действительно посвящено работе одного из подразделений военной контрразведки в годы Великой Отечественной войны. В нём действительно в лучших традициях приключенческого жанра рассказывается, как работниками Главного управления контрразведки «Смерш» Наркомата обороны СССР была обезврежена сильная, квалифицированная резидентура противника, действия которой ставили под угрозу проведение стратегической операции 1-го Прибалтийского фронта. Всё это так, но, вероятно, не зря такой корифей литературы и прежде всего военной, как Константин Симонов написал:
Это роман не о военной контрразведке. Это роман о советской государственной и военной машине сорок четвёртого года и типичных людях того времени.
Добавим и не только о реалиях и людях той героической эпохи. Недаром, один из критиков пишет:
… ничего подобного роману «Момент истины» ни в русской, ни в мировой литературе ещё не было. И в этом произведении Богомолов остался верен своему основному творческому принципу — ставить во главу повествования Человека и через дело, которому он служит с полной отдачей физических и духовных сил, показать жизнь страны в критических обстоятельствах.
А признанный мастер детективного жанра кубинец Луис Рохелио Ногерас утверждает:
Богомолов написал не просто хороший, а один из прекраснейших романов, который я когда-либо читал. И с моей точки зрения выдающийся роман — детектив в том понимании, что талантливое многоплановое произведение Богомолова не может быть обозначено одним жанром, как «Пармская обитель» — это роман о любви, а «Дон Кихот» — приключенческий роман.
Его поддерживает и известный немецкий литературовед Леонард Кошут:
Богомолов создал нечто гораздо большее, чем гимн контрразведке, достижения которой он соотносит с общегосударственными аспектами. Это блестящий роман, который читается на одном дыхании, и героев которого запоминаешь четко и надолго. Что касается определения — приключенческая это книга или роман? Ни то и ни другое, как если бы повесть Пушкина «Дубровский» отнесли к приключению, а «Преступление и наказание» Достоевского — к детективу.
В чём же истинная ценность этой книги? За какие такие сильные стороны, кроме художественных достоинств, разбор и оценка которых в наши намерения не входит, роман завоевал не просто популярность, а и любовь, и уважение миллионов?
Полагаем, что одной из таких причин является то обстоятельство, что в своём романе Владимир Богомолов дал свою формулу человека:
Надо хорошо, профессионально работать. Главное в жизни — профессионализм, честное, безупречное выполнение долга.
В общем, это ведь и есть главная тема произведения, своеобразный «момент истины» — что бы, кто бы и как бы человеку ни препятствовали, ничто не должно помешать ему профессионально и грамотно выполнить свой долг. Стоит также добавить, что настоящая Любовь к людям, своей родной земле следствием своим имеет профессионализм, человек стремиться его наращивать не за страх, а на совесть. Недаром многие в качестве руководящей идеи своего поведения и деятельности взяли на вооружение слова одного из главных героев произведения подполковника Полякова:
Нервничать — это привилегия начальства. А мы должны работать без нервов и без малейшего шума!.. Главное для нас — работать спокойно и в полном убеждении, что сегодня, завтра… или позднее… но если мы не поймаем, никто за нас это не сделает…
Знаменательно, что автор не просто провозглашал такой девиз, но и скрупулёзно руководствовался им в своей деятельности. В одном из редких своих выступлений в печати, отвечая критику, необоснованно упрекнувшему его за допущенную якобы неточность, Владимир Богомолов сообщает:
Как бы хорошо я ни знал материал, я не полагаюсь на память: любая информация, любая деталь мною обязательно подвергается перекрёстной проверке и только после этого является для меня достоверной. Справочные и подсобные материалы для романа «В августе сорок четвёртого…», как оказалось при разборке архива, состояли из 24 679 выписок, копий, вырезок различного характера. (Заметим в скобках: не около 25 тысяч документальных материалов или не свыше 24 600 для круглого счёта, а 24 679. И если это не профессионализм, то, что же это?)
А вот ещё более интересное. Жена писателя Раиса Александровна Глушко вспоминает:
… в Московском высшем техническом училище им. Н.Э. Баумана студентам даже было рекомендовано начинать изучение курса прикладной математики с чтения романа В. Богомолова, так как в нём представлена модель, алгоритм любого поиска, в том числе и научного: накопление экспериментального материала, информации, поиски новых данных, осмысление гипотез, отказ от некоторых, зашедших в тупик, идей и выбор новых, подготовка и проведение специальных экспериментов, а также их завершение — конечный результат.
Ничего не напоминает? Тогда сравните с понятием — полная функция управления.
Выводы от сравнения оставляем за читателем, хотя мы полагаем, что умозаключения о глубине подхода Владимира Богомолова к важнейшим вопросам мировоззрения предсказуемы.
И наконец, может быть далеко не самое главное, но всё же…
В бесконечном многообразии литературы о войне появился роман, восполнивший одну из страниц летописи Великой Отечественной войны — впервые столь откровенно, столь драматично, столь захватывающе и увлекательно рассказавший о доселе никому, кроме узких профессионалов, неизвестной работе контрразведчиков и их вкладе в общую победу («Хранить вечно» Д. Иванов Журнал «Огонек» №3 1975 год).
Сам Владимир Богомолов по этому поводу говорил (извините за длинную цитату) так:
В советской художественной литературе, к сожалению даже у талантливых авторов («Июль 41 года», «Горячий снег», «Мёртвым не больно», романы К. Симонова), офицеры контрразведки — образы исключительно отрицательные, негативные. В неверном представлении уважаемых писателей, а затем и в созданном этими произведениями представлении многих миллионов читателей офицеры контрразведки — подозрительные перестраховщики, люди неумные, ограниченные, а то и просто трусливые.
Между тем все четыре года войны офицеры военной контрразведки самоотверженно выполняли опасную, сложную и крайне ответственную работу, от которой нередко зависели жизни тысяч людей, судьбы целых операций (что я и стремлюсь показать в своём романе). Тысячи офицеров контрразведки героически погибли на фронтах Отечественной войны; многим из них, например старшим лейтенантам П.А. Жидкову (1-й Украинский фронт), Г.М. Кравцову (1-й Белорусский фронт), М.П. Крыгину (Тихоокеанский флот), посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Начальник Управления особых отделов всей Красной Армии Михеев — единственный (в Отечественной войне) руководитель целого рода войск, который погиб на поле боя, отстреливаясь до последнего патрона. Кстати, он прилетел в Прилукское окружение по собственной инициативе, когда положение уже было безнадёжным, отдал свой самолёт для вывозки раненых и секретных документов и погиб, пытаясь спасти командующего фронтом Кирпоноса и секретаря ЦК Украины Бурмистенко.
Кто знает о Михееве, о Крыгине, Кравцове и Жидкове? Очень немногие — из редких и коротких юбилейных публикаций в научно-исторических журналах. А в художественной литературе прочно утвердился стереотип «особиста», «особняка» — человека недалекого, подозрительного и трусливого.
В своём романе я стремлюсь реалистически показать трудную, самоотверженную работу армейских контрразведчиков на фронте…
Этой цели автору удалось достичь. Недаром библиотекарь научно-технической библиотеки Ленинградского электротехнического института им. проф. Бонч-Бруевича (письмо 1975 года) Эльвира Фёдоровна Кузнецова пишет:
…Вашу книгу очень полюбили, но почему? О войне написано много замечательных книг, но Ваша какая-то особенная — мужественная, правдивая. Умница Алёхин, великолепный Таманцев, такой понятный и близкий (со всеми его родственниками) Блинов…Ваша книга вызывает чувство гордости за наших людей — таких понятных, близких и без всякой показухи — прекрасных…
Советские разведчики
А закончить статью мы хотели бы несколько может быть излишне эмоциональной, но от этого ещё более искренней цитатой из комментария пользователя под ником «Юлия» на одном из литературных сайтов, обнаруженного нами в ходе подготовки материала:
Несколько лет назад подруга спросила меня, не читала ли я «Момент истины». «Нет», — ответила я. У неё глаза стали большие-большие и дыхание перехватило. «Как я тебе завидую! Ты ЭТО ещё не читала! У тебя эта книга ещё впереди!» Книгу я прочитала на одном дыхании. Богомолов — это классика…Он — боец. Лучшее — рождается в борьбе… Это великолепная книга, и очень хочется, чтобы те, кто не читал раньше, — обязательно прочли её.