Сегодня 14 июня жители Кубы (и не только жители Кубы!) вспоминают национального героя Острова Свободы, борца с американским империализмом и угнетенным положением стран Латинской Америки — Че Гевара.
Вот его краткая официальная биография (авторизованный перевод с испанского). Эрнесто Гевара Линч де ла Серна (товарищ Че, Че Гевара) родился в 1928 году 14 июня в Аргентине. Воспитывался в духе либерализма, так как его семья крайне негативно относилась к режиму диктатора Хуана Перона. Че Гевара поступает в Университет Буэнос-Айреса на медицинский факультет, много путешествует по странам Латинской Америки, занимаясь медицинскими исследованиями в области кожных болезней. Он посещает Венесуэлу, Гватемалу, Боливию, Перу, где видит плачевное положение простого народа. В 1951 году в перерывах между поездками защищает диплом и сдаёт экзамены, а затем вновь отправляется в опасное и длительное путешествие по Южной Америке, живёт в Гватемале и Мексике.
В 1954 году, в Мехико он знакомится с Фиделем Кастро, вступает в его организацию и 25 ноября 1956 года в составе отряда повстанцев, возглавляемого Кастро, отправляется к берегам Кубы совершать первую в своей жизни Революцию. Борьба с диктатором Батистой затянулась на несколько лет. Че Гевара в те годы получил бесценный опыт ведения партизанской войны и проявил себя как талантливый командир и прекрасный организатор.
После победы революционеров Че Гевара становится вторым человеком в правительстве после Кастро, занимает ответственные государственные посты. Но неспокойная натура Эрнесто влечёт его снова в бой и в 1965 году, он покидает Кубу, оставляя не только работу, но и семью.
Точно известно, что он готовил свержение диктаторского режима в Конго, но попытка не удалась. Затем Эрнесто Гевара отправляется в свою последнюю поездку — в Боливию. Однако и эта попытка оказалась неудачной. Отряд Че Гевара был разгромлен, а сам он раненый был схвачен и после жестокого допроса расстрелян. Герой погиб 9 октября 1967 года.
В 1997 году 17 октября останки Че Гевара с почестью были перезахоронены в именном мавзолее города Санта-Клары, там же установлен памятник «последнему революционеру XX века».
В день рождения Эрнесто Че Гевара на Кубе проходят митинги и собрания в его честь и возлагаются венки в мавзолее и у монумента.
Ну, это, конечно, официоз, к тому ж весьма «прилизанный».
А что знают о Че Гевара миллионы (без преувеличения) людей, носивших и носящих футболки и майки с портретом своего кумира, левые, крайне левые, социал-демократы, антиглобалисты, скандирующие его имя во время демонстраций?
Для большинства из них Че Гевара — это бунтарь, человек-легенда, революционный романтик, пламенный революционер, последний революционер ХХ столетия, великий революционер, один из символов XX века.
К тому же иногда, к сожалению, его имя и изображения – это торговый бренд, составляющий часть массовой поп-культуры, да ещё и используемый в целях наживы, а сам он — уже мифический персонаж. Причём популярность бренда и мифа столь велика, что о внутреннем содержимом часто даже не задумываются и лепят этот бренд к месту и не к месту.
Однако следует понимать, что всякий миф — специфическая часть реальности, некоторым образом отображающая в себя эту реальность, но не тождественная ей. И для того, чтобы мифы не властвовали над реальностью, реальность и мифы необходимо разграничивать. А для этого надо уметь воспринимать и осознавать реальность таковой, какова она есть, и не мифологизировать её в процессе осмысления. Поскольку осознание большей частью — это понимание, а всякое понятие — есть образ вещи, явления или процесса плюс — его код — слово, то для разграничения мифа и реальности необходим и соответствующий понятийный аппарат, адекватный реальности. Хотя миф в представленном выше понимании этого явления — достояние индивидуальной психики, прежде всего, но индивиды составляют общество на основе общности для них субкультур и культуры в целом. Поэтому разнородные мифы — также и общественное явление тем в большей мере, чем большему количеству людей свойственно мифологизированное осознание бытия. Толпо-«элитарное» общество не может без мифов:
толпа — собрание людей живущих по преданию и раcсуждающих по авторитету
И действительно общеизвестная биография Че Гевара подтверждает все изложенные выше определения. Уже в 25 лет на него полицией заводится досье, как на «однозначно красного», затем участник революционно-освободительной войны на Кубе (рядовой партизан, врач, команданте (майор), командир колонны), директор Национального банка Кубы, министр промышленности, и вновь партизан, вначале в Конго, а затем в Боливии, героическая гибель в 39 лет.
О жизни Че Гевара, прежде всего о её партизанской составляющей, созданы десятки книг, стихов и песен, художественных и документальных фильмов. Его знаменитый двухцветный портрет анфас стал символом романтического революционного движения, юношеского максимализма, сопротивления невежеству, угнетению, эксплуатации.
И именно такого команданта Че знают абсолютное большинство его поклонников.
Наиболее продвинутые из сторонников и последователей Че Гевара знают ещё и о его теории фокизма (партизанского очага), суть которой он сформулировал в одном из выступлений: «…создать два, три, много Вьетнамов!». Правда, при этом частенько забывают, что фокизм является лишь одной из частей разработанной им (в связи с гибелью лишь частично) концепции геваризма, содержащей в себе последовательное развитие «марксизма-ленинизма-сталинизма» и специфическую интерпретацию экзистенциализма.
А вот теперь мы переходим к самому главному. Все ли из тех, кто носит футболки с портретом Че и скандируют его имя знают (кстати, почему не знают — это тоже интересный вопрос, который напрямую связан с поверхностным отношением к такому феномену как Че Гевара, а также со злонамеренным искажением подачи информации об этом замечательном человеке), что Че Гевара задумывался над серьёзнейшими проблемами развития человечества и в соответствии со своим миропониманием пытался найти пути их решения? Что всегда занимавшийся самообразованием Че уделял теории самое первостепенное значение? Что Сталин для Че был не только образцом в практической деятельности, но и весьма серьёзным теоретическим авторитетом? Что он относил Хрущёва к наиболее крупным деятелям ревизионизма и приравнивал его к Троцкому? Что теоритическое наследие Эрнесто Че Гевара только переведённое на русский язык составляет более 400 страниц?
Самое ценное в трудах Че Гевара — это постановка вопроса о формировании нового человека.
Воспитать нового человека, который не был бы носителем идей ни ХIХ века, ни века нынешнего — упаднических и болезнетворных. Человек ХХI века — вот кого нам предстоит создать… (Эрнесто Че Гевара, «Статьи, письма, выступления»)
Сокращение до минимума тяжёлого физического труда и увеличение времени для творческого труда, — в этом видел Че Гевара подлинную свободу человека.
Давайте сравним:
… Необходимо добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь, в силу существующего разделения труда, к одной какой-либо профессии. Что требуется для этого? Было бы неправильно думать, что можно добиться такого серьезного культурного роста членов общества без серьезных изменений в нынешнем положении труда. Для этого нужно, прежде всего, сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов. Это необходимо для того, чтобы члены общества получили достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования. (И. В. Сталин «Экономические проблемы социализма в СССР»)
Новое содержание труд — по мнению Че Гевара — сможет приобрести в том случае, если рабочая сила прекратит свое существование как товар, а сам труд станет своего рода общественным долгом, поэтому в вопросе формирования нового человека, он немаловажное значение уделял бесплатному труду и моральному стимулированию.
Мы делаем все возможное, чтобы придать труду эту новую характеристику общественного долга и соединить его, с одной стороны, с техническим развитием (что создаст условия большей свободы), а с другой — добровольным неоплачиваемым трудом… (Эрнесто Че Гевара, «Статьи, письма, выступления»)
Он не только констатировал тот факт, что на данном этапе своего становления общества отношения между людьми соответствуют известному правилу Гоббса:«человек человеку — волк» и при этом понимал, что такому способу общественных отношений приходит конец, они либо переходят на более высокую ступень развития, либо общество гибнет за ненадобностью. И опять возвращался к необходимости воспитания нового человека, человека с принципиально иной структурой личности, с совершенно иным подходом к материальному и духовному производству, без которого невозможно новое общество.
И после этого приклеивать этому человеку ярлык — бунтарь, этакий «Стенька Разин XX столетия»? Недаром один из его последователей французский философ Режи Дебре точно заметил:
Че был убит два раза: сначала — автоматной очередью сержанта Терана, потом — миллионами своих портретов.
Что касается методов достижения поставленной цели, то здесь возникает ассоциация с одним из эпизодов из книги Стругацких «Трудно быть богом»:
Нужно, наконец, твёрдо понять, что ни ты, ни я, никто из нас реально ощутимых плодов своей работы не увидим. Мы не физики, мы историки. У нас единицы времени не секунда, а век, и дела наши это даже не посев, мы только готовим почву для посева. А то прибывают порой с Земли… энтузиасты, чёрт бы их побрал… Спринтеры с коротким дыханием…
Так что же мы знаем о Че Гевара?
Он был ответственным лицом
отчизны небогатой,
министр с апостольским лицом
и бородой пирата.
Ни в чём ему покоя нет,
невесел этот опыт.
Он запер — к чёрту! — кабинет
и сам ушёл в окопы.
Спускаясь с партизанских гор,
дыша полночным жаром,
в чужой стране погиб майор
Эрнесто Че Гевара.
Любовь была, и смерть была
недолгой и взаимной,
как клёкот горного орла
весной в ущелье дымном.
Ярослав Смеляков