Вход

Двигатель

Че Гевара — что мы знаем о нём?

14 июня 2015 в 19:00 | Емеля |Молодёжная аналитическая группа | 1772 | 0

Сегодня 14 июня жители Кубы (и не только жители Кубы!)  вспоминают  национального героя Острова Свободы, борца с американским империализмом и угнетенным положением стран Латинской Америки  — Че Гевара.

Официоз биографии

Вот его краткая официальная биография (авторизованный перевод с испанского). Эрнесто Гевара Линч де ла Серна (товарищ Че, Че Гевара) родился в 1928 году 14 июня в Аргентине. Воспитывался в духе либерализма, так как его семья  крайне негативно относилась к режиму диктатора Хуана Перона. Че Гевара поступает в Университет Буэнос-Айреса на медицинский факультет, много путешествует по странам Латинской Америки, занимаясь медицинскими исследованиями в области кожных болезней. Он посещает Венесуэлу, Гватемалу, Боливию, Перу, где видит плачевное положение простого народа. В 1951 году в перерывах между поездками защищает диплом и сдаёт экзамены, а затем вновь отправляется в опасное и длительное путешествие по Южной Америке, живёт в Гватемале и Мексике.

В 1954 году, в Мехико он знакомится с Фиделем Кастро, вступает в его организацию и 25 ноября 1956 года в составе отряда повстанцев, возглавляемого Кастро, отправляется к берегам Кубы совершать первую в своей жизни Революцию. Борьба с диктатором Батистой затянулась на несколько лет. Че Гевара в те годы получил бесценный опыт ведения партизанской войны и проявил себя как талантливый командир и прекрасный организатор.

После победы революционеров Че Гевара становится вторым человеком в правительстве после Кастро, занимает ответственные государственные посты. Но неспокойная натура Эрнесто влечёт его снова в бой и в 1965 году, он покидает Кубу, оставляя не только работу, но и семью.

Точно известно, что он готовил свержение диктаторского режима в Конго, но попытка не удалась. Затем Эрнесто Гевара отправляется в свою последнюю поездку — в Боливию.  Однако и эта попытка оказалась неудачной. Отряд Че Гевара был разгромлен, а сам он раненый был схвачен и после жестокого допроса расстрелян. Герой погиб 9 октября 1967 года.

В 1997 году 17 октября останки Че Гевара с почестью были перезахоронены в именном мавзолее города Санта-Клары, там же установлен памятник «последнему революционеру XX века».

В день рождения Эрнесто Че Гевара на Кубе проходят митинги и собрания в его честь и возлагаются венки в мавзолее и у монумента.

Ну, это, конечно, официоз, к тому ж весьма «прилизанный».

Миф, управляющий массами или мыслитель будущего?

А что знают о Че Гевара миллионы (без преувеличения) людей, носивших и носящих футболки и майки с портретом своего кумира, левые, крайне левые, социал-демократы, антиглобалисты, скандирующие его имя во время демонстраций?

Для большинства из них Че Гевара — это бунтарь, человек-легенда, революционный романтик, пламенный революционер, последний революционер ХХ столетия, великий революционер, один из символов XX века.

Заметки на полях

К тому же иногда, к сожалению, его имя и изображения – это торговый бренд, составляющий часть массовой поп-культуры, да ещё и используемый в целях наживы, а сам он — уже мифический персонаж. Причём популярность бренда и мифа столь велика, что о внутреннем содержимом часто даже не задумываются и лепят этот бренд к месту и не к месту.

Однако следует понимать, что всякий миф — специфическая часть реальности, некоторым образом отображающая в себя эту реальность, но не тождественная ей. И для того, чтобы мифы не властвовали над реальностью, реальность и мифы необходимо разграничивать. А для этого надо уметь воспринимать и осознавать реальность таковой, какова она есть, и не мифологизировать её в процессе осмысления. Поскольку осознание большей частью — это понимание, а всякое понятие — есть образ вещи, явления или процесса плюс — его код — слово, то для разграничения мифа и реальности необходим и соответствующий понятийный аппарат, адекватный реальности. Хотя миф в представленном выше понимании этого явления — достояние индивидуальной психики, прежде всего, но индивиды составляют общество на основе общности для них субкультур и культуры в целом. Поэтому разнородные мифы — также и общественное явление тем в большей мере, чем большему количеству людей свойственно мифологизированное осознание бытия. Толпо-«элитарное» общество не может без мифов:

толпа — собрание людей живущих по преданию и раcсуждающих по авторитету

(В.Г.Белинский) — в том числе и по авторитету разнородных образно-лексических представлений о жизни, которые в результате бездумья толпы становятся мифами, либо властвующими над толпой, либо теми мифами, власти которых надо собой толпа боится.

И действительно общеизвестная биография Че Гевара подтверждает все изложенные выше определения. Уже в 25 лет на него полицией заводится досье, как на «однозначно красного», затем участник революционно-освободительной войны на Кубе (рядовой партизан, врач, команданте (майор), командир колонны), директор Национального банка Кубы, министр промышленности, и вновь партизан, вначале в Конго, а затем в Боливии, героическая гибель в 39 лет.

О жизни Че Гевара, прежде всего о её партизанской составляющей, созданы десятки книг, стихов и песен, художественных и документальных фильмов. Его знаменитый двухцветный портрет анфас стал символом романтического революционного движения, юношеского максимализма, сопротивления невежеству, угнетению, эксплуатации.

И именно такого команданта Че знают абсолютное большинство его поклонников.

Наиболее продвинутые из сторонников и последователей Че Гевара знают ещё и о его теории фокизма (партизанского очага), суть которой он сформулировал в одном из  выступлений: «…создать два, три, много Вьетнамов!». Правда, при этом частенько забывают, что фокизм является лишь одной из частей разработанной им (в связи с гибелью лишь частично) концепции геваризма, содержащей в себе последовательное развитие «марксизма-ленинизма-сталинизма» и специфическую интерпретацию экзистенциализма.

А вот теперь мы переходим к самому главному. Все ли из тех, кто носит футболки с портретом Че и скандируют его имя знают (кстати, почему не знают — это тоже интересный вопрос, который напрямую связан с поверхностным отношением к такому феномену как Че Гевара, а также со злонамеренным искажением подачи информации об этом замечательном человеке), что Че Гевара задумывался над серьёзнейшими проблемами развития человечества и в соответствии со своим миропониманием пытался найти пути их решения? Что всегда занимавшийся самообразованием Че уделял теории самое первостепенное значение? Что Сталин для Че был не только образцом в практической деятельности, но и весьма серьёзным теоретическим авторитетом? Что он относил Хрущёва к наиболее крупным деятелям ревизионизма и приравнивал его к Троцкому? Что теоритическое наследие Эрнесто Че Гевара только переведённое на русский язык составляет более 400 страниц?

Самое ценное в трудах Че Гевара — это постановка вопроса  о формировании нового человека.

Воспитать нового человека, который не был бы носителем идей ни ХIХ века, ни века нынешнего — упаднических и болезнетворных. Человек ХХI века — вот кого нам предстоит создать… (Эрнесто Че Гевара, «Статьи, письма, выступления»)

Сокращение до минимума тяжёлого физического труда и увеличение времени для творческого труда, — в этом видел Че Гевара подлинную свободу человека.

Заметки на полях

Давайте сравним:

… Необходимо добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь, в силу существующего разделения труда, к одной какой-либо профессии. Что требуется для этого? Было бы неправильно думать, что можно добиться такого серьезного культурного роста членов общества без серьезных изменений в нынешнем положении труда. Для этого нужно, прежде всего, сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов. Это необходимо для того, чтобы члены общества получили достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования. (И. В. Сталин «Экономические проблемы социализма в СССР»)

Новое содержание труд — по  мнению Че Гевара — сможет приобрести в том случае, если рабочая сила прекратит свое существование как товар, а сам труд станет своего рода общественным долгом, поэтому в вопросе формирования нового человека, он немаловажное значение уделял бесплатному труду и моральному стимулированию.

Мы делаем все возможное, чтобы придать труду эту новую характеристику общественного долга и соединить его, с одной стороны, с техническим развитием (что создаст условия большей свободы), а с другой — добровольным неоплачиваемым трудом… (Эрнесто Че Гевара, «Статьи, письма, выступления»)

Он не только констатировал тот факт, что на данном этапе своего становления общества отношения между людьми соответствуют известному правилу Гоббса:«человек человеку — волк» и при этом понимал, что такому способу общественных отношений приходит конец, они либо переходят на более высокую ступень развития, либо общество гибнет за ненадобностью. И опять возвращался к необходимости воспитания нового человека, человека с принципиально иной структурой личности, с совершенно иным подходом к материальному и духовному производству, без которого невозможно новое общество.

И после этого приклеивать этому человеку ярлык — бунтарь, этакий «Стенька Разин XX столетия»? Недаром один из его последователей французский философ Режи Дебре точно заметил:

Че был убит два раза: сначала — автоматной очередью сержанта Терана, потом — миллионами своих портретов.

Заключение

Что касается методов достижения поставленной цели, то здесь возникает ассоциация с одним из эпизодов из книги Стругацких «Трудно быть богом»:

Нужно, наконец, твёрдо понять, что ни ты, ни я, никто из нас реально ощутимых плодов своей работы не увидим. Мы не физики, мы историки. У нас единицы времени не секунда, а век, и дела наши это даже не посев, мы только готовим почву для посева. А то прибывают порой с Земли… энтузиасты, чёрт бы их побрал… Спринтеры с коротким дыханием…

Так что же мы знаем о Че Гевара?
Он был ответственным лицом
отчизны небогатой,
министр с апостольским лицом
и бородой пирата.

Ни в чём ему покоя нет,
невесел этот опыт.
Он запер — к чёрту! — кабинет
и сам ушёл в окопы.
Спускаясь с партизанских гор,
дыша полночным жаром,
в чужой стране погиб майор
Эрнесто Че Гевара.
Любовь была, и смерть была
недолгой и взаимной,
как клёкот горного орла
весной в ущелье дымном.

Ярослав Смеляков

Источник

12345  4.94 / 34 гол.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

 

СССР

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Наша команда

Двигатель

Комментарии

Лента

Слава и религия бесчестья
Статья| вчера в 10:13
Забудь себя и будешь сытый
Статья| позавчера в 12:59
В ранге русского историка
Статья| 1 ноября в 09:28
Безинфляционная валюта БРИКС
Видео| 29 октября в 23:57
Через тернии
Статья| 24 октября в 09:40
Рабы управляемые рабами
Аналитика| 21 октября в 13:49
Главное о суверенитете
Видео| 20 октября в 15:53
Прорва в погоне за радостью
Статья| 19 октября в 13:15
Критическая масса и некросфера
Статья| 10 октября в 23:49

Двигатель

Опрос

Остановит ли Трамп войну на Украине, если его изберут президентом США?

Информация

На банных процедурах
Сейчас на сайте

 


© 2010-2024 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко.