Фильм «Золотой компас» вышел в 2007 году и, несмотря на то, что был с интересом воспринят зрителями, а кассовые сборы более чем в два раза превысили затраченный на съёмки бюджет, картина так и не получила продолжения. Возможно, причиной послужила негативная оценка официальных критиков, возможно, поглощение кинокомпании New Line Cinema компанией Warner Brothers или споры вокруг книжной трилогии «Тёмные начала», первая часть которой легла в основу картины. Тем не менее, сам фильм, даже оставшись без продолжения, оставляет приятное впечатление и может многому научить юных или уже взрослых зрителей.
Сюжет развивается в фантастическом мире, который одновременно населяют ведьмы, огромные медведи и люди. С самого начала мы знакомимся с главной героиней, девочкой по имени Лира, и её деймоном – пушистым зверьком, превращающимся то в птичку, то в хорька, то в кошку. В этом мире у каждого человека есть свой деймон, который является частью души своего хозяина, неразрывно с ним связан и всегда его сопровождает.
Пока ребёнок растёт, его деймон может менять форму, превращаясь в разных зверьков, птиц или даже насекомых. Но рано или поздно, когда его хозяин становится взрослым, деймон навсегда определяется в том обличье, которое наиболее полно соответствует внутреннему миру и поступкам человека.
Вокруг этой особенности и развиваются основные события, в гуще которых оказывается Лира. Верховная власть в лице Магистериума задумала полностью подчинить себе людей и для этого уничтожила все золотые компасы – устройства, помогающие людям узнать правду, и проводит эксперименты по отделению деймонов от человека. Как прямо заявляет один из главных злодеев, избавив людей от деймонов, они сделают их «свободными». Вот только, что это за «свобода», которую обещают людям их правители: возможность жить в ладу со своей совестью или возможность полностью отказаться от своей души, свобода как неограниченная никакими нравственными рамками вседозволенность?
Лиру и её друзей подобная перспектива «свободной жизни» совсем не устраивает, и она отправляется в опасный путь, полный приключений и неожиданных встреч. Ей предстоит заручиться поддержкой огромного ледяного медведя, научиться пользоваться волшебным компасом, полетать на фантастическом дирижабле, оценить внешний лоск роскошных палат Магистериума, побывать на Северном полюсе, сразиться с множеством приспешников «свободного мира» и узнать цену настоящей дружбы.
В картине есть место и настоящему благородству, отважности, самопожертвованию положительных персонажей, и хитрости, обману и коварству злодеев, которых сопровождают деймоны в образе змей, филинов, богомолов, волков.
Фильм «Золотой компас» затрагивает, в том числе, и философские вопросы о смысле жизни, устройстве нашего мира, борьбе добра и зла и месте каждого человека в этой борьбе. И пусть взгляды зрителей на эти вопросы могут не совпадать с тем, как это изобразили создатели фильма, тем не менее, лейтмотив картины, выраженный в демонстрации важности бережного отношения к своей душе и борьбе за её сохранение, вряд ли покажется кому-то неактуальным или незначительным.
К сожалению, не обошлось в фильме и без типичных для Голливуда «закладок» в стиле говорящих в некоторых сценах на русском языке злодеев или не к месту упоминаемых близких отношений второстепенных героев. Непривычно для русского зрителя и видеть ведьм в качестве положительных героев. Тем не менее, в общем контексте картины эти частности не несут принципиального значения.
Насилие: Присутствует несколько батальных сцен без демонстрации крови.
Наркотики: Присутствует несколько сцен с бокалами за обеденным столом. В двух моментах алкоголь показан в негативном свете: когда дядю Лиры чуть не отравили с помощью бокала вина, и когда ледяного медведя поили алкоголем, чтобы держать его под контролем.
Секс: Отсутствует
Мораль: В фильме много положительных героев, поступки и нравственные качества которых можно рассматривать в качестве хорошего образца для подражания. Кроме того картина даёт образное представление о душе человека и о важности бережного отношения к ней.