“Джодха и Акбар” – это индийский исторический фильм 2008 года с известной многим актрисой Айшварией Рай. В основе сюжета – взаимоотношения двух народов (моголов-мусульман и индуистов) с разными, на первый взгляд, укладами жизни, богами, обрядами. Постепенно по ходу фильма мы видим их принятие друг друга и объединение в конце. Мне не хотелось бы подробно описывать сюжет, ведь нашей главной задачей является найти ответ на вопрос: а чему же, собственно, учит этот фильм?
Главные герои, и женщина, и мужчина, одинаково мудры. Женщинам этот фильм покажет правильное поведение с мужем, построение настоящей крепкой семьи. Главная героиня учит этому даже самого правителя Индостана, своего мужа. Она отказывается иметь с ним близкие отношения даже после замужества, объясняя, что брак – это союз двух людей на всю жизнь, поэтому важно вначале понять души друг друга, чтобы стать опорой во всем и всегда, а не жить бок о бок, как следует, не узнав друг друга. Главный герой, в свою очередь, способен на ожидание и понимание, проявляя терпение, и в итоге жизнь отблагодарит его прекрасной мудрой женой-союзницей. Кроме того, главный герой способен признавать свои ошибки, что не сопряжено для него ни с каким унижением. Поняв, что несправедливо обидел жену, он едет к ней, чтобы признать ошибку и просить прощение.
Мы не увидим даже и намека не то что на разврат, но и просто на откровенность. Отношения главных героев чисты и возвышенны.
Редко в литературе или кинематографе можно встретить такой образ человека, которому хочется следовать во всем, независимо от возраста, пола, верования. Такая притягательность образа отнюдь не фальшива, мы понимаем, что она кроется не в идеальности главного героя, а в том, что в своих поступках он руководствуется здравым смыслом и критериями нравственности.
Можно сказать, что в фильме ведется линия таких понятий как жесткость-благородство-справедливость. Порой кажется, что главный герой жесток к своим врагам (сбросить несколько раз вниз головой предателя – это ли не жестокость), но сразу же приходит понимание, что в первую очередь им руководит чувство высокой справедливости, которое может быть жестким, так как это понятие находится за гранью добра и зла. В то же время его благородство проявляется, например, когда, не желая идти на многочисленные людские жертвы, он вел поединок с предателем один на один и пощадил его после победы.
Фильм отводит от общепринятой сегодня философии “другой=чужой=враг”, нацеливает на сотрудничество, принятие и понимание равенства всех людей. К тому же злободневность идеи в том, что ислам показан мирной и объединяющей религией.
Отдельно хочется отметить еще одну линию смыслов этого фильма – противопоставление двух видов матриархата: созидающий, основанный на общечеловеческих нравственных принципах (главная героиня Джодха) и демонический, матриархат корыстного управления (кормилица Акбара, правителя Индостана, заменяющая ему мать).
Итак, перед нами прекрасный образ наимудрейшего правителя, благородного мужчины, который знает, как обращаться с равными, подданными и предателями, который готов учиться у других, даже занимая наивысшее положение в обществе. Благодаря этому качеству, он обретает для себя уважение со стороны жены, как благочестивого мужа, и со стороны народа, как мудрого управленца. Знания, которые дает нам фильм, будут полезны любому мужчине, ведь, будучи главой семьи, он должен уметь правильно ей управлять, а также любой женщине, которая должна знать, как стать подспорьем в этом своему мужчине.
Насилие: Присутствуют сцены битв.
Секс: Нет. От зрителя закрывается даже момент поцелуя главных героев.
Наркотики: Нет.
Мораль: Фильм рассказывает о том, каким должен быть настоящий Человек, тот, кто хочет прожить достойную жизнь, не стыдясь ни одного своего поступка, чтобы своим примером воспитывать другие поколения и тем самым заполнить мир Настоящими Людьми. Поэтому я бы порекомендовала его всем взрослым (никогда не поздно задуматься над тем, как ты живешь) и тем, кто готовится вступить во взрослую жизнь.