Fortes fortuna adjuvat (храбрым судьба помогает) – такая татуировка нанесена на спину Джона Уика, главного героя одноимённой голливудской новинки. Джон – бывший наёмный убийца по прозвищу «Boogeyman» решил завязать с «работой» и предаться радостям семейной жизни, но его жена умирает от неизлечимой болезни, а сам Джон очень тяжело переносит потерю.
На первый взгляд, начало фильма обещает довольно безобидную драму о мучениях главного героя в одиночестве. Определённую сентиментальность в сюжет вносит и посмертный подарок возлюбленной Джона – милый щенок по имени Дейзи. Но стоило сюжету достичь 10-й минуты, как с экрана литрами льётся кровь и тысячами летят пули, якобы во имя справедливости.
Существует мнение, что актёр Киану Ривз специально заинтересовался ролью Джона Уика, что, мягко говоря, странно, так как Киану всегда считался мастером исполнения ролей «хороших» персонажей, чего нельзя сказать о главном герое фильма по прозвищу «Boogeyman». Впрочем, Голливуд часто использует полюбившихся зрителям актёров, чтобы показать положительность главного героя, в нашем случае киллера. Для этого режиссёр выбрал и извечную тему благородной мести. Но месть, которая показана в фильме, очень далека от звания благородной, как и Джон Уик далёк от сочувствия, а сам фильм – от положительной оценки в плане морали.
Итак, классика штампов – главного героя «обижают», и он начинает мстить. В нашем случае, грабители ворвались в дом к Джону, убили собачку Дейзи и угнали любимую машину. Главарём грабителей оказался сын босса русской мафии, на которого в своё время работал сам Джон. Главный герой решил «вырыть топор войны» и отомстить обидчику. «Топором войны» оказался спрятанный в подвале дома Уика набор оружия, который был зарыт там, очевидно, с целью метафорически похоронить прошлое наёмного убийцы.
Дальнейший сюжет представляет собой ужасную кашу из стрельбы, драк, крови, битого стекла и алкоголя. В ходе борьбы главного героя за справедливость убитыми оказываются несколько сотен человек, причём чаще всего – контрольным выстрелом в голову из пистолета Джона.
Здесь и водка в больших стаканах, и русский язык, который невозможно понять в оригинальной озвучке, и хранилище мафиозных денег в католическом храме, и специальная гостиница для киллеров в центре города, и почему-то песня «Баю-бай» на вечеринке в бане. При этом главного героя называют «Бабой Ягой», хоть его оригинальное прозвище – «Boogeyman» – слово мужского рода и аналогично русскому «Бука» или, в крайнем случае, «Бабай».
Правда, в фильме даётся намёк на то, что русская мафия далеко не всесильна, и есть более серьёзные ребята, которые следят за порядком в Нью-Йорке. В частности, ближе к финалу именно этот загадочный контролёр даёт добро на ликвидацию главы русского мафиозного синдиката Вигго Тарасова. Но эта сюжетная линия остаётся нераскрытой и просто показывает зрителю, что в преступном мире есть своя иерархия – мол, всегда есть, куда расти.
А чему может научить зрителя профессиональный киллер, которому искусственно создали ореол «борца за справедливость»? По сюжету даётся понять, что Джон Уик не ставил себя на место своих жертв, когда выполнял свою старую «работу». И теперь, вернувшись в дело, он просто демонстрирует своё умение хладнокровно и безжалостно убивать тупую русскую мафию. Месть убийцы за убийство выглядит как поощрение насилия ради самого насилия. Хотя возвращение русских преступников в американские боевики можно рассматривать как косвенный фактор, подтверждающий возвращение России на мировую арену.
Насилие: Более 100 исключительно жестоких сцен со смакованием всех подробностей убийств.
Секс: Несколько сцен развлечений преступников с полуобнажёнными девушками в бане.
Наркотики: Босс русской мафии один раз употребляет марихуану, Джон Уик употребляет лекарственные стимуляторы, а алкоголь вообще льётся рекой на протяжении всего фильма.
Мораль: Фильм пытается создать благородный образ профессионального киллера и представить насилие как допустимый инструмент борьбы за справедливость.
– В фильме подчёркнуто демонстрируется ценность личного успеха и преуспевания независимо от чистоплотности способа их достижения. Безнравственное или даже преступное поведение героев по сюжету либо остаётся безнаказанным, либо даже ведёт к улучшению их жизни: получению признания, популярности, богатства и т.д.
– В фильме культивируется праздный образ жизни, пропагандируется идеал «жизнь — вечный праздник», политика избегания трудностей и достижения целей лёгким путём, без труда или даже обманом.
– В сюжете фильма присутствует явная или скрытая пропаганда/реклама употребления одурманивающих веществ (спиртного, наркотиков, сигарет), главным образом путём наделения положительных персонажей соответствующими вредными привычками.
– Смысловое и идеологическое содержание фильма формирует негативный образ русских людей, дискредитирует русскую историю, представляя ущербным и неполноценным быт и образ жизни, мышления русских.
– В фильме физическая сила и насилие демонстрируются как основной инструмент решения проблем и борьбы добра со злом; по сюжету агрессия получает одобрение со стороны окружающих; детализация и натуралистичность эпизодов насилия не соответствует жанру или возрастной классификации фильма.
– В фильме фактически отсутствуют положительные герои, чьи нравственные качества и нормы поведения могли бы служить примером для сопереживания и подражания.