Когда человек ноет, жалуется, ругается, выплёскивает свои эмоции по поводу негатива, находящегося в его психике, он старается преподнести себя в качестве жертвы. Нытьё – это не конструктив. Когда хочешь решить проблему – решаешь её, либо докладываешь о ней другим людям с тем посылом, чтобы помогли её разрешить. Нытьё, как и ругань, исходят именно из желания облегчить эмоциональное состояние говорящего и, возможно, манипулировать другим для получения от него выгоды. Именно это – основные цели. Решать проблему – дело десятое (если эта цель вообще стоит). Нытьё и ругань оба носят в себе механизм жертвы – это довольно частое явление в нашей с вами действительности. Поэтому сначала рассмотрим сам механизм.
Что такое жертва? И зачем она нужна?
Сама по себе жертва, пожертвование – это материальный предмет, или иначе измеримое благо (в жертву можно принести какую-то вещь, другого индивида, либо себя, как непосредственно телесно, так и опосредованно, жертвуя свой труд, затраченное время, возможности и так далее) от которого Жертвующий без дополнительного Стимула (несущего для него негативный окрас) ни за что бы не отказался, но вынужден отказаться в чью-то пользу ради снятия Стимула и исполнения своего Желания, которое появилось после воздействия Стимула.
Самый простой пример жертвы – это когда альпиниста придавливает камень, и чтобы не умереть от голода он приносит в жертву свою ногу/руку для того, чтобы спастись. Сама жертва/пожертвование – это конечность и те возможности, которые она давала. Жертвующим был альпинист. Просто так отрезать свои конечности он, естественно, не собирался, но стимул[1] «возможная смерть» имел достаточно веса для того, чтобы лишить себя в будущем тех многих возможностей, которые давала ему отрезанная конечность.
Другой пример – когда у родителей берут в заложники их детей, и они приносят злоумышленникам некую сумму денег для того, чтобы те вернули детей обратно. Жертва в данном случае – деньги и возможности, которые они приносили, время, потраченное на их заработок, желания, от которых придётся отказаться без этой суммы и прочее.
Жертва всегда предполагает две или три стороны, а именно:
1. Тот, кто приносит жертву - Жертвователь
2. Принимающий жертву – Забиратель
3. Исполнитель желаний – тот, кто сделает что-то, ради чего жертвы приносятся.
В случае с похищением детей Жертвователями будут родители, Забирателем и Исполнителем желаний будут злоумышленники. Не всегда Исполнитель желаний и Забиратель – одно и то же лицо, так как отдавать можно одному, а исполнять желание будет другой. Например, в исторически сложившемся христианстве, жертву приносят «на храм», получает её финансово ответственное в храме лицо, а желание исполнить должен либо Бог, либо кто-то из умерших людей, которых считают святыми, либо кто-то ещё.
Этими принципами жертва качественно отличается от Дара. Дар – это когда отсутствует Стимул, имеющий негативный окрас. Как правило, Стимул непосредственно связан с Исполнителем желаний или, в случае с альпинистом, Исполнителем желаний очень условно можно назвать камень, придавивший конечность – «отпустил» (в случае с церковью цепочка может вырасти, но количество звеньев не меняет основу). Так вот, когда мы убираем негативный стимул (то, что причиняет нам вред или лишает нас возможностей) - жертва уже невозможна, и она превращается в Дар, а Исполнитель желаний – в обычного человека, который никому и ничего не должен. Дар – это когда мы просто отдаём кому-то что-то безвозмездно, не требуя ничего взамен. Дар делается от широт души, а не от того, что кто-то попал в беду, на его взгляд, не заслуженно, и начинает «меновую торговлю», чтобы из беды выбраться.
Принцип жертвы всегда предполагает то, что Исполнитель желаний гораздо могущественнее Жертвователя (во всяком случае, в конкретике обстоятельств и возможностей) и обладает некоей властью над ним (в виде негативного стимула или способности его снять). А жертва, соответственно, что-то теряет, чтобы вновь, хотя бы на время (в лучшем случае – навсегда), обрести свободу от зависимости от Исполнителя желаний и Стимула.
Акт выдачи жертвы Исполнителю желаний делает для Жертвующего следующее:
1. Снимает напряжение – негативный стимул. Даёт облегчение потому что:
2. Желание будет исполнено (мы не рассматриваем случаи напрасных жертв).
Психологически, когда человек изображает из себя жертву, он ждёт исполнения того или иного желания и снятия напряжения. Часто здесь происходит манипуляция: можно заставить другого человека чувствовать сопричастность к Стимулу – надавить эмоциями так, что предполагаемый на роль Исполнителя желаний будет чувствовать ответственность за то, что допустил сам факт появления Стимула и такого состояния «жертвы». Желанием может быть: чувство жалости, сострадания, моральная поддержка, либо какие-то материальные блага. И уже эти исполнившиеся пожелания временно снимают стресс, который был тем самым негативным стимулом для индивида-Жертвы.
Пассивный и активный алгоритм жертвы
Пассивный (просто нытьё):
1. Нытьё порождает жалость и чувство ответственности за психическое состояние нытика,
2. Слушающий нытьё начинает входить в роль исполнителя желаний.
Стороны принимающей жертву здесь нет, так как, возможно, не было и самой жертвы – есть только выдумка ноющего, и его соотнесение себя с жертвой, возможно, это даже иллюзия нытика, хотя, возможны варианты, когда нытик действительно пострадал, но в данном контексте это реально не имеет никакого значения.
3. Исполнение желания – временное облегчение страданий нытика, как Дар со стороны Слушающего нытьё.
Получилось некое подобие наркотической зависимости (почему именно так – напишем ниже)…
Активный алгоритм (нытьё-ругань или напористое нытьё)
1. Показ своих страданий, плюс разговоры на повышенных тонах порождают чувство вины у Слушателя за сам факт появления Стимула (неважно виноват в этом слушающий ругань или нет, но если виноват, то это просто добавляет парочку «козырей» в колоду Ругающегося)
2. Далее, слушатель нытья или ругани, который предполагается на роль Исполнителя желаний (если он толком не разбирается в проблеме и ресурсы психики не позволяют быть спокойным и психически устойчивым) начинает поддаваться манипуляции, начинает сам вступать в жертвенную сделку с нытиком.
3. Если в предыдущем случае Исполнитель желаний исполняет свою роль посредством Дара, то в этом случае Исполнитель желаний вынужден совершать жертву сам, так как уже его психика содержит негативный Стимул. Шквал негативных эмоций от собеседника и неумение разрешить проблему и направить её в конструктивное русло порождает Желание – чтобы собеседник побыстрее прекратил этот поток негатива. Автоматически нытик/ругающий превращается из жертвы в Исполнителя желаний, а Слушающий нытьё готов совершить жертву – лишь бы тот замолк.
4. В итоге получилось так, что орущий Нытик, изображая жертву (возможно даже совершив её, но преувеличив её «цену») поставил на своё место/роль Слушателя и уже Слушатель совершил жертву для того, чтобы успокоить и себя и Нытика.
Нытик получил и успокоение, и временное снятие стресса, и, возможно вытянул для себя некий материальный бонус в виде жертвы Слушателя. Слушатель в данном случае просто совершил жертву (к Дару это не имеет никакого отношения). Самый худший вариант – это когда Нытик каждый раз специально преувеличивает своё жертвоприношение для того, чтобы хитростью заиметь власть над другим человеком, а власть ему нужна лишь для того, чтобы доказать, что у него «пиписька длиннее». Ну, а самый банальный вариант-минимум – разовое получение «халявы». По сути, если соотносится с Типами Строя Психики[2], то это - устойчиво скотский ТСП, как разновидность Животного ТСП.
Такие вещи происходят довольно часто. Часто мы ощущаем жалость, сопереживаем кому-то, или стараемся как можно быстрее помочь человеку, чтобы разрешить проблему, неосознанно совершая жертву, но редко отвечаем на вопрос: кто здесь прав? Редко задумываемся над тем, что, быть может, кто-то просто играет на эмоциях, разыгрывает спектакль. В данном случае для нас неважно, делает это человек специально, плодя «слонов из мушек», или он искренне навоображал себе катастрофу и верит в неё.
Факт остаётся фактом: всё, что происходит - не конструктивно. Это не решает проблему, это просто откладывает проблемы в психике нытика и слушателя (в случае агрессивного нытья) на некоторое время.
Почему снятие напряжения именно временное?
Просто потому, что Стимул, вызвавший столько эмоций, попросту не уложился в картину мира индивида, и он, вместо того, чтобы научиться чему-то новому, и пополнить свои представления о мире он решил просто снять стресс. Ведь, любая эмоция количественно проявляется, как разница между ожиданием и реальностью[3]. Но, в том, что Реальность отличается от Ожиданий виновата не Реальность, а Ожидания! Нельзя винить Реальность в том, что она такая, какая есть, и что уже свершившиеся события уже свершились. Былое не изменить, и всхлипывать по нему бессмысленно. Вместо этого нужно вписать новый факт в своё мировоззрение, принять его, и выработать к нему соответствующую цель, концепцию достижения, и т.д. по полной функции управления (см. Достаточно Общую Теорию Управления). Остальное – лишний эмоциональный мусор и зря потраченное время и силы.
Ещё несколько слов об агрессивном нытье. Совершая жертву, Слушатель откладывает решение своих проблем (касающихся алгоритмов взаимодействия с психически неуравновешенными людьми), ну а, что касается Нытика, то поддержка и бонусы помогут ему менее всего, так как станут той самой «наркотой», которая только временно облегчает страдания Нытика, ведь над своим мировоззрением Нытик не работает, и о том, что с ним надо работать знать не хочет[4]. От всех этих выплесков эмоций дело так и останется стоять на месте, а если и сдвинется, то совершенно не с конструктивным настроем, что в процессе достижения цели может повлечь множество сопутствующих проблем.
Эмоции, и такое явление, как давление ими – это нормальный механизм выживания человека, но не во всех случаях! Сильные негативные эмоции и их выплеск нужны людям для того, чтобы сообщать другим о неотложных делах. Грубо говоря, когда на город идут с войной – нужно сразу собирать войско для отражения нападения. Долго объяснять нет времени и это делается на эмоциональном уровне. Мужчина отрывается от ежедневных дел, берёт оружие, не тратя время на лишние вопросы, и встаёт в строй.
В повседневности, когда прямых угроз жизни нет, многие воспринимают банальные бытовые вещи и жизненные моменты, как катастрофу. Так называемый «офисный планктон» боится появления начальства в кабинете так, будто придёт не обычный человек, а хозяин-убийца. Впрочем, это - особенности толпо-«элитарного» мышления, но подобных случаев множество. Можно выйти из себя даже по поводу того, что наступили на ногу в транспорте, или дали сверхурочное задание на работе. И далее начинается нытьё в той или иной форме.
Нытьё, как явление - нормально только для детей. Все грудные дети «ноют», кричат, просят молока. Для грудного ребёнка это нормально. Если же ныть или кричать начинает взрослый, то его можно так же, условно назвать грудным. Ребёнок кричит, и родитель готов бросить всё, чтобы тот перестал кричать: он бросает свои дела и кормит ребёнка. Но, пока ребёнку мало лет – это вполне закономерно. Капризные «грудные взрослые» отличаются тем, что психика их развита немногим больше уровня малых детей. И действительно, у них так же, как и у детей, очень малый процент свершившихся событий вписывается в картину мира, и каждый раз они могут дивиться над одним и тем же явлением, поворачивающимся к ним разными гранями Реальности. Если учёба и принятие Реальности не происходит, то человек не взрослеет и останавливается в развитии и, как следствие, не вырабатывает адекватные Жизни-Реальности ответные действия, упреждающие возникновение Стимулов в дальнейшем.
Исторический аспект механизма жертвования
Исторически механизм нытья и жертвенности является одним из самых древних. Начиная с местных обрядоверческих религий идолопоклонства и иудаизма, где жертвоприношение – обычное явление в попытках «задобрить Бога[5]», несмотря на то, что «милости хочу, а не жертвы». Так всегда было проще: зарезать барана и уповать на то, что Бог уже что-то нам должен, чем научиться жить справедливо по совести и быть милосердным (как Он и заповедовал, если исключить из Библии различную отсебятину и напраслину, возводимую на Бога, явно не имеющую никакого отношения к жизни по-Человечески и по-Божески) так, чтобы не требовалось просить Бога исправить свои ошибки. Этому нужно учиться, это труднее.
В библейской культуре после массового распространения мифа о распятии Иисуса Христа[6] жертвоприношение стало нормой, но только по особым случаям. Людям, не имеющим возможности/желания найти себе настоящий крест (к которому приколотят), чтобы погибнуть и побыстрее отправиться в Рай, всегда предоставляется возможность выбрать себе другое мучение. Если мучений нет[7], то люди просто придумывают мучения – они начинают преувеличивать, пытаются делать из мух слонов, и просто привыкают ныть и относиться к объективным вещам так, будто они – исчадья ада. В итоге реальность реагирует на такие мысли и поступки появлением всё больших неприятностей, но людей это ничему не учит и они продолжают нести свой крест, прибавляя тяжести, вместо того, чтобы пересмотреть свою нравственность.
В иудейской субкультуре механизмом жертвоприношения злоупотребляют чаще, так как, выставляя себя извечными и изувеченными жертвами (начиная от того, что Иисус был евреем и был распят, проходя через еврейские погромы на протяжении всей истории[8], и заканчивая мифом о так называемом еврейском холокосте[9]) они действуют по следующему алгоритму: «раз уж случилось так, что мы совершили жертву – извольте нам воздать!».
Нужно отметить, что культуры так называемых гоев исторически так сложились, что часто качественно отличаются от иудейской в сторону добронравия, но при этом, явно отстают в вопросе волеизъявления. Волеизъявление иудеев трудно назвать доброй или разумной волей, так как желание стяжательства и тщеславие (слава любыми средствами, например, прославиться так, как сделал это Малевич[10]), на наш взгляд, не вхожи в понятие «доброй воли», но, тем не менее, это – проявленное желание, заявление индивида «я хочу!». Гойские культуры целенаправленно формировались заправилами библейского проекта так, что «я хочу, и буду делать всё, что в моих силах» в них отсутствует или выражено очень слабо. А желание добиваться Правды и Справедливости, желание построить справедливое общество добронравных людей притуплено[11], либо было удалено из многих культур так, что слово «утопия» укоренилось в сознании многих, и делать что-то для построения праведного общества – за пределами желаний типичных гоев. Для них пить пиво перед телевизором и мечтать «трахнуть вон ту клёвую тёлку», как в фильме «Волк с Уолл Стрит» и жить нахаляву - превыше всего. Разница в том, что для гоя идеал – жить на халяву, а для иудеев – за счёт труда гоев. В данном случае, иудеи более адекватны Реальности, потому и живут лучше, так как понимают, что с неба ничего не падает, и нужно работать над мотивацией гоев. Соответственно, иудеи для этого хотя бы что-то делают и добиваются своего. Гои, из-за отсутствия воли, чаще работают на иудеев и мечтают когда-нибудь стать Волком с Уолл-Стрит.
Естественно, оба типа культур не являются дееспособными в долгосрочной перспективе и могут претендовать лишь на существование по принципу «после нас хоть потоп!». Преображение в сторону Человечности избавит людскую цивилизацию от бесконечного инфернального круга, или множества Кали-Юг, как цикличного топтания на месте, или, если быть более точным – топтания на одних и тех же граблях. И если не всхлипывать по былым временам о том, как очередная высшая каста избранных была очень развита и умна (как это преподносилось со стороны выжившей в глобальной катастрофе элиты), и трезво оценить настоящее, то станет ясно, что менять надо многое, и менять кардинально, однако, работа по преображению действительности остаётся за каждым и лежит в первую очередь в области преобразования алгоритмики работы своей психики через нравственность. Именно для этого преображения в русской культуре появилась Концепция Общественной Безопасности, способная объединить мир именно в праведном, осознанном направлении. Более подробно о КОБ смотри работу авторского коллектива ВП СССР «Основы социологии».
[1] Страх перед смертью активирует «инстинкт самосохранения», который по сути нужно уметь преодолевать для наилучшего функционирования интеллекта по выявлению и обработки возможных вариантов выхода из сложившейся ситуации.
«Инстинкт самосохранения» - как бы величаво не звучал, остаётся инстинктом, преодолевая который, человек осваивает тип строя психики неподвластный инстинктам. Взамен каждому человеку предлагается познать доверие своей судьбы не «страху», а доверить свою жизнь власти Творцу-Вседержителю (Богу). Наивысшее Всеобъемлющее Управление - никогда не оставит без помощи, в какой бы ситуации человек не находился. Для этого требуется просто вспомнить «кто в доме хозяин» и обратится к нему за помощью, ведь Он Милосердный.
[2] См. короткое видео по Типам Строя Психики здесь:
[3] Эмоция – это сигнал с бессознтельных, как резулдьтат обработки информации. Негативные эмоции говорят о том, что представления индивида о реальности не соответствую самой реальности.
[4] Часто, тому, что работать над собой нет смысла, способствует употребление наркотических веществ, наиболее популярно из них – это алкоголь. Человек снимает стресс химически, обеспечив себе выработку эндорфинов, но временное облегчение – это побег от проблемы. Кроме того, нужно понимать, что психическое облегчение осуществляется в том же алгоритме жертвы: человек отравляет свой организм ради психического облегчения.
[5] См. Пророчество Исаии.
[6] Абсурдность распятия понимали многие мыслители и писатели, например Михаил Булгаков (в романе Мастер и Маргарита):
[7] Как это происходит в наше время, когда законом запрещено закидывать друг друга камнями, избивать друг друга розгами, плетями и прочими «прелестями» былых времён
[8] Никогда не задаваясь вопросом почему они были, и были ли подобные погромы направлены на других людей по тем же причинам, представители этой субкультуры просто пытаются доказать всем свою исключительность. Подробнее об этом можно почитать в книге Исраэля Шамира «Еврейская история, еврейская религия. Тяжесть трёх тысяч лет».
[9] См. документальный фильм «Миф о холокосте»:
[10] Малевич выражал в своих произведениях дефекты своей психики и убогость мировосприятия…
[11] А если не притуплено, то обязательно будет возглавлено одержимыми управленцами, которые опираясь на дефективные средства, доведут дело до абсурда.