Ложь оправдывает предательство
и затушевывает силу и мужество
советского народа.
История с репатриацией советских граждан имеет глубокий, скрытый подтекст, чем освещено в мемуарной, публицистической и даже научной информации. Так же, как и публикуемая сегодня история Советской власти, она представлена клеветническими сочинениями, называемым в литературоведении – пасквилем.
В 1943г. в журнале «Кольерс» помещена статья председателя Управления по делам военного производства США Дональда Нельсона озаглавленная «Что я видел в России».
«Советский Союз, пишет он, будет занимать новое место в мире после войны. Даже в том случае, если сохранятся антисоветские предрассудки, Россия после войны не остановится в своем неуклонном движении вперед, выдвигаясь в первые ряды мировых индустриальных держав.
Все планы на будущее основывается на программе самостоятельного производства, что должно сделать Советский союз независимым.
В будущем Россия реализует свои цели, в случае необходимости, без помощи США, но желательно, чтобы это было сделано при их содействии.
Правительство и те, кем оно руководит, объединены в большей степени, чем об этом мечтают американцы, и русского рабочего вдохновляет нечто значительно большее, чем решимость разгромить врага. Такое же движение будет продолжаться и после разгрома нацистов».
Описывая высокое моральное состояние рабочих советской промышленности, Нельсон подчеркивает, что между советскими рабочими и вооруженными силами поддерживается более тесный контакт, чем в какой-либо другой стране. Он указывает на карты военных операций, висящих на стенах советских заводов и свидетельствующие о том, что советский рабочий считает себя бойцом, находящимся рядом с фронтовиками на передовой линии.
«Русские горят желанием учиться, у них полностью отсутствует самодовольство, они откровенно признают свои недостатки. Их энтузиазм заразителен».
Европа – больна. Она переживает глубокий духовный и идейный кризис. Люди судорожно ищут выхода, ищут живого и животворящего слова, способного разрешить накопившиеся социальные противоречия, спасти мир от ужасов новых, неизбежных войн.
И победоносное шествие Красной Армии по Европе, где европейцы, впервые увидавшие сплоченную, дружную многонациональную армию, привело в ужас правительства многих стран. Бескорыстная помощь населению Европы, открытость советских воинов показывает достоверность всего вышеперечисленного.
Вчера еще свободолюбивые и демократические народы – от Балтики до Адриатики – отдали большинство своих голосов коммунистической партии.
Возможность социализма в ряде стран Европы — ни национальной розни, ни угнетаемых, ни эксплуатируемых. Всеобщее братство, и равенство, и свобода – от собственных гнетущих мыслей, мир без голода и отсутствием безработицы. Это испугало правящие круги Запада.
Тем более прецедент уже был в Греции: ежедневная британская газета «Дейли экспресс» в 1935г. подтверждает сообщение газеты «Элефтероз Антропос», что рабочие города Кавалла (Македония), находящегося в центре табачной промышленности, провозгласили советскую власть.
Именно поэтому угроза захвата мира коммунистической идеей реальна, и никто из правительств Западной Европы не может быть равнодушным к проблеме борьбы с коммунизмом.
Проблема борьбы с большевизмом не ограничивается вопросами техники и вооружений, она – значительно шире. И пока Красная Армия еще добивала фашистов в их логове, уже разрабатывались методы и способы борьбы с большевизмом. Бороться оружием, которое является главной силой большевизма, было невозможно, поэтому главным оружием была выбрана идейно-идеологическая борьба, т.е. политическим способом.
В начале ноября 1944 г. Генерал-полковник Ф.И. Голиков назначенный Уполномоченным Советом Народных Комиссаров СССР по делам репатриации дал интервью корреспонденту ТАСС, в котором была изложена политика советского правительства по вопросам репатриации советских граждан. В нем, в частности, говорилось:
«…Люди, враждебно настроенные к Советскому государству, пытаются обманом, провокацией и т.п. отравить сознание наших граждан и заставить их поверить чудовищной лжи, будто бы Советская Родина забыла их, отреклась от них и не считает их больше советскими гражданами. Эти люди запугивают наших соотечественников тем, что в случае возвращения их на Родину они будто бы подвергнутся репрессиям. Излишне опровергать такие нелепости. Советская страна помнит и заботится о своих гражданах, попавших в немецкое рабство. Они будут приняты дома, как сыны Родины. В советских кругах считают, что даже те из советских граждан, которые под германским насилием и террором совершили действия, противные интересам СССР, не будут привлечены к ответственности, если они станут честно выполнять свой долг по возвращении на Родину».
Из документов ведомства Ф.И. Голикова можно заключить, что осенью 1944 г. советское руководство было обеспокоено сообщениями из англо-американских источников о том, что большинство советских военнопленных, будто бы враждебно настроено к советскому правительству и не желает возвращаться в Советский Союз. Достоверность этой информации была сомнительной. В дальнейшем из различных источников, в том числе по линии внешней и военной разведок, были получены подтверждения, что основная масса советских военнопленных и интернированных гражданских лиц желает возвратиться на Родину, несмотря на идеологическую обработку со стороны геббельсовской и власовской пропаганды. Ей не удалось привить чувство ненависти ни к советской власти, ни к англо-американским «плутократам». В среде находившихся в неволе советских граждан с удовлетворением воспринимались известия о победах Красной Армии и англо-американских войск.
30 апреля 1945г. Голиков в интервью зарубежным средствам массовой информации дал интервью, где косвенно обвинил союзников в несоблюдении договорных обязательств между союзниками.
2 мая министр Великобритании г-н Ричард Лоу зачитал заявление перед парламентом, где указал, что доставка репатриированных идет в ущерб интересам Англии.
7 июня 1945г. СМИ опубликовали справку т. Голикова:
СПРАВКА
Уполномоченного Совета Народных Комиссаров
Союза ССР по делам репатриации
I
Фактические данные моего интервью от 30 апреля с.г. об имевших место нарушениях соглашения от 11 февраля с.г. заявлением г-на Лоу не опровергнуты.
- Наличие в Англии трех лагерей, обнаруженными нашими представителями, где в недостойных условиях содержатся 1712 советских граждан, было подтверждено 3 апреля представителем американского командования генералом Каннинг; при этом он принес извинения за содержание в этих лагерях советских граждан не в соответствии с соглашением.
Представитель администрации полковник американской полиции Леффорти заверил нашего представителя, что все нарушения условий содержания людей в этих лагерях будут немедленно устранены, и признал, что о существовании этих лагерей информация советским представителям действительно не давалась.
Английские власти о наличие на их территории этих лагерей сведений нам также не дали.
- в интервью мною было заявлено, что на территории Англии мы не досчитываем около 300 человек советских граждан.
По этому вопросу с января 1945г. нашими представителями делались неоднократные заявления английским властям.
4 апреля представитель английского военного командования бригадир Фейербресс заявил генералу Кротову, что английскими властями действительно изъято в разное время из лагерей 346 человек. Из них 170 человек было передано ими лондонскому польскому правительству и 176 человек оставлено в английских лагерях для пересмотра их гражданства.
Из группы в 346 человек репатриировано пока 59 человек; остальные до сего времени нам не переданы.
Подобными действиями английское военное командование присвоило себе право распоряжаться советскими военнослужащими, освобожденными из плена, и пересматривать их гражданство.
- Остались не опровергнутыми и факты, сообщенные в интервью, о недопустимом положении советских военнопленных в английских лагерях в Египте.
Приведенные г-ном Р.Лоу данные о количестве советских граждан, отправленных на английских кораблях в СССР, не опровергают приведенные мною в интервью цифр, а также наших претензий на медлительность репатриации наших граждан с территории Западной Европы. Больше того, эти цифры подтверждают медлительность репатриации, так как за период с октября 1944г. по май 1945 года, т.е. за 7 месяцев перевозилось в среднем 6 — 8 тысяч человек в месяц.
II
Имеются новые факты нарушения соглашения.
1. В результате капитуляции Германии в Норвегии освобождено свыше 74000 советских людей.
Вместо того чтобы немедленно сделать самое элементарное — избавить этих людей от террора немецкой вооруженной охраны и немецкого хозяйничанья, они по- прежнему были оставлены на положении пленников у немцев.
11 мая с.г. в указаниях от имени союзного командования советским военнопленным в Норвегии было передано требование:
«Необходимо, чтобы немецкая охрана осталась на местах, пока не будет заменена норвежской или союзной охраной».
Лишь 28 мая после ряда заявлений со стороны наших представителей в Англии, бригадир Фейербрасс показал генералу Ратову сообщение штаба верховного главного командования союзников в том, что немецкая охрана снята.
Между тем, 24 мая шведская газета «Афтонбладет» опубликовала, что Бернадотт (вице-председатель шведского Красного креста), а также представители союзных властей посетили лагерь русских военнопленных в Мушеэн и дали немцам указания продолжать питать русских до 12 июня с.г., что говорит о сохранении за немецкой администрацией фактической власти в лагерях.
Из корреспонденции, поступающей из Норвегии, видно, что в ряде лагерей оставлено совместное размещение советских людей с вооруженными немцами, тогда как, согласно статье 1-й соглашения от 11-го февраля с.г., немцы должны были быть отделены от советских людей. Измученные советские люди, одетые в лохмотья, продолжают жить в непригодных к жилью бараках, а немцы в благоустроенных казармах.
Жестокость и издевательство со стороны немцев по отношению к нашим людям в Норвегии продолжаются.
2. В Западной Германии, по многочисленным заявлениям прибывших оттуда к нам людей, положение советских граждан и военнопленных, освобожденных там войсками союзников, далеко не улучшено и остается в ряде мест крайне тяжелым.
Прибывшие 25 мая из лагерей: Дахау, Альха, и Найхенау офицеры — Тонконогов, Ткаченко, Бочаров, Далецкий и сержант Белоусов рассказали, что многие тысячи советских военнопленных, находящиеся в этих лагерях, продолжают получать в сутки только по 250 гр. хлеба и по литру супа; в лагерях — тиф, а медицинская помощь не оказывается. Во франкфуртской (на Майне) тюрьме продолжают, томится советские военнопленные, заключенные еще немцами за попытки к бегству из концлагерей.
Прибывший 27 мая из лагерей г. Нойштадт (провинция Гольштейн) капитан Козуля сообщил, что английские местные власти почти не обеспечивают питанием находящихся там советских граждан, численность которых достигает 12000 человек. Немецкие солдаты, распущенные по домам английским командованием, убивают советских граждан. Только за два дня в окрестностях города Нойштадт обнаружено 15 трупов убитых советских граждан. Оставшаяся в городе немецкая вооруженная полиция без всякой причины преследует, избивает и заключает в тюрьмы советских граждан.
В ненормальностях в лагере гор. Нойштадт представителю местного английского командования капитану Нагловскому 27 мая сделано заявление нашим представителем полковником Лагуновым.
3. 12 апреля более тысяч советских военнопленных, находившихся на голландском острове Тессель, восстали, перебили немецкий гарнизон и, после упорных боев с прибывшим к острову немецким подкреплением, — овладели целиком территорией этого острова.
Для закрепления своих успехов командованием восставшего отряда 17 апреля были посланы в Англию через пролив Па-де-Кале 4 человека с просьбой об оказании помощи. Эти люди: Каркашадзе, Рахвиашвили, Галошвили, Мочалдзе, добравшись на лодке до берегов Англии, были задержаны и в последующем переданы нашим представителям, а помощи отряду оказано не было.
Бюллетень голландского агентства «Анета» №33 от 17 мая подтверждает героическую борьбу этого отряда на острове, длившуюся в течение месяца в одиночестве. Только голландский «внутренний фронт сопротивления» пытался оказать помощь, путем посылки небольших подкреплений, действия которых успеха не имели.
III
Г-н Р.Лоу заявляет о неравных условиях в работе офицеров в репатриации.
Необходимо сказать, что в соответствии с англо-советским соглашением английские офицеры были допущены в те сборные лагери и пункты размещения, которые были организованы для сосредоточения английских военнопленных и граждан. Этими пунктами являлись: Одесса, Львов и Волковыск.
Во всех этих пунктах английские представители были. Кроме того, они были в Люблине.
С фронта англичане быстро вывозились из зон боевых действий в транзитные лагеря Одессы для отправки на родину.
IV
В настоящее время, в результате подписания в гор. Галле плана о приеме и передачи репатриантов через линию соприкосновения войск Красной Армии и союзников, репатриация приняла другие темпы.
С 23 мая по 4 июня нами от союзного командования принято 620998 человек советских граждан.
За этот же период времени нами передано союзному командованию: англичан — 17226 чел., американцев — 17443 чел., французов 118664 чел., бельгийцев — 10812 чел., голландцев — 6034 чел., норвежцев — 829 чел. и люксембуржцев — 21 чел.
4 октября 1945 г. в «Правде» была опубликована статья генерал-полковника Ф.И. Голикова, в которой называлось число репатриированных к тому времени граждан СССР – 5 236 130 человек (3 104 284 мужчины, 1 498 153 женщины и 633 693 ребенка). Однако при этом не было сделано никаких пояснений. В результате приведенное Голиковым число репатриантов воспринималось в том смысле, что все они прибыли из-за границы. В действительности же к началу октября 1945 г. из-за границы возвратилось около 4,1 млн. человек, остальные же были внутренними перемещенными лицами и их, следовательно, нельзя считать репатриантами.
К 1 марта 1946 г. было репатриировано 4 199 488 советских людей, в том числе 2 654 185 гражданских и 1 545 303 военнопленных…
С марта 1946 г. количество репатриированных советских граждан значительно уменьшилось.… С 1 марта 1946 г. по 1 марта 1952 г. в СССР вернулись 104 893 советских гражданина, из них в 1946 г. (март – декабрь) – 46 909, в 1947 г. – 30 346, в 1948 г. – 14 272, в 1949 г. – 6 542, в 1950 г. – 4527 и в 1951 г. – 2297 человек.
К началу 1952 г. по линии органов репатриации в СССР было возвращено свыше 4,3 млн. человек. В это число не включены депортированные советские граждане, военнопленные и гражданские, которые во второй половине 1941 – первой половине 1944 гг. совершили удачные побеги из-за границы в СССР, а также десятки тысяч потерявших работоспособность «иностранных рабочих», которых гитлеровцы в 1942–1943 гг. возвратили на оккупированную ими территорию СССР. Репатриация в незначительных размерах продолжалась и после 1951 г.
С учетом вышесказанного общее число советских граждан, оказавшихся вследствие войны за границей и вернувшихся впоследствии в СССР, равняется примерно 4,5 млн. человек. Кроме того, за 1945–1951 гг. в советское подданство были приняты 431 418 человек, которые не являлись гражданами СССР по состоянию на 21 июня 1941 г. Это были прибывшие на Родину из различных стран Европы и из Китая эмигранты, а также родившиеся за границей лица русского, украинского и белорусского происхождения…
История СССР. 1990. № 4. С. 26–41.
Еще одна фантастическая цифра – эмиграция второй волны, легко разрушается статистическими исследованиями эмигрантского публициста
В.Д. Поремского — председателя НТС с1955-1972гг.
«Эта цифра кажется поразительно малой по сравнению с тем представлением, которое мы имеем о «миллионной» массе новой эмиграции. Очевидно, мы имеем дело с тем же мифом, который возник и в результате появления за рубежами России второй эмиграции.
Первые данные военных властей говорили о цифре приблизительно в 1 миллион человек из числа новой эмиграции. Более поздние данные УНРРА говорят о 500. 000. Исследования Георга Фишера в его книге «Советская оппозиция Сталину» приводят уже к более скромной цифре в 250.000 чел. Мой подсчет дает еще меньшую цифру. Действительно, Г. Фишер исходит из статистики ИРО 1950 года, которая обнимает всех беженцев, учтенных этой организацией (и ее предшественницами), расселенных по разным странам или оставшихся в это время на территории Германии и Австрии, Италии и т. п.
Общее количество западных белорусов, западных украинцев, балтийцев и нансенистов, (эмиграция 1939- 1941гг.) среди которых могли находиться закамуфлированные беженцы из Советского Союза, по данным ИРО – 329.000. «Советские» фигурируют в статистике ИРО лишь в числе 44.000 человек».
Это чисто бытовая, вынужденная эмиграция: женщины, вышедшие замуж за иностранцев и имевшие от этого брака детей (в странах, где стояли советские войска, органы репатриации учли около 8 тыс. таких женщин и примерно столько же детей), без учета Италии- 53240 чел., Норвегии- 84775 чел., и Франции- 121005 чел, где находилось самое большое число репатриантов; а также бывшие жители Бессарабии и Северной Буковины, пожелавшие принять румынское подданство (4 тыс. человек)…
К таким людям как В.Д. Поремский испытываешь гораздо более теплые чувства, чем к глашатаям российского департамента лжи, которые огульно фигурируют вымышленными «фактами и цифрами».
Этот маленький эпизод Великой Отечественной войны – события на голландском острове Тессель, показал несгибаемую волю к свободе, к свету, страстная любовь к родине; образец высокого патриотизма который и не снился современным создателям таких «шедевров» как «Сволочи», «Штрафбат» и «Утомленные солнцем».