Начну с Даля:
«Либерал - … политический вольнодумец, мыслящий или действующий вольно; вообще желающий большой свободы народа и самоуправления,
Либеральный – к этому делу относящийся; -ность – свойство или принадлежность либерального» (В.И.Даль «Толковый словарь Живого Великорусского Языка», Москва, Астрель-АСТ, 2002, т.2, с.415).
Если взять понятие «либерал» в толковании Даля, то я – как и мои земляки, поморы - стопроцентный либерал. На воле – своею волей - живём и волей дышим. Оную у нас можно только с жизнью отнять.
Рабства – стыдливо прикрытого термином «крепостное право» - в Поморье не бывало. И цари к поморам обращались не как к своим смердам, ивашка-холопий-сын, а по имени-отчеству…
До сих пор у официозных историков заноза в мягком месте: почему это нижегородское ополчение гражданина Минина и князя Пожарского вместо Москвы в Ярославль завернуло – всего-то лапоть по карте… и почему потом к выборам нового царя были допущены черносошенные крестьяне (так тогда именовали поморов)?!.
Да потому, что и в Ярославле, и – позже - под стенами Кремля стояли поморские рати (Двинская, Важская, Пинежская, Велико-Устюжская, Вологодская и прочие) – попробуй, не допусти!..
«Забыла» официальная история, что некому, кроме поморов, было в то время спасти Державу: Средняя Русь была выжжена и обезлюдела, Юг кипел в казачьих разборках.
Оставались Поволжье и Поморье. Но Поволжье не являет из себя монолит и сегодня,- множество народностей и религий, а уж в те времена это вообще была бурлящая земля, мало способная к самоорганизации. Зато Поморье, благодаря предусмотрительности Ивана Грозного, было богатейшим и сплочённым единой системой самоуправления Краем, не тронутым не войной, ни боярским беспределом…
Словом, очень близок мне либерал Даля… - хотя, воля волей, а и она в разумных пределах хороша, дабы не обратилась в вольницу. Но самоуправление – народоправство, народовластие, ныне именуемое демократией, нам дай и не греши – в каких формах, разговор другой.
Далее возьмём историю не новейшую, а наиновейшую, каковую некоторые историки предлагают именовать новистикой. Но сначала поясню: сие изложение есть реакция на наше с Владимиром Филаретовым обсуждение в комментариях статей "Российское гражданство Ж. Депардье – патриотизм или предательство?" , "Путь в будущее" , каковое он вздумал подать в виде … интервью - мол, я у него спрашиваю, а он мне отвечает – написав статью «Час Быка ещё не настал».
При очень большом желании мои утверждения, конечно, можно преподнести, как вопросы – вопросы человека не знающего, но стремящегося узнать. Однако, … бойтесь своих, самых больших и сокровенных, желаний – они имеют обыкновение сбываться!.. о сём далее. А пока – о моих, типично, по словам Владимира, либеральных утверждениях.
Так вот, нынешние спарринг-партнёры «патриоты-либералы» сменили на российском политическом ринге предыдущую пару – «патриоты-демократы». Сию пару мне не забыть – мы сотоварищи в конце 90-ых (97-99 гг.) оных «демократов» тщательно одерживали в областных СМИ.
Вот статья от Даля про сие действие,- статью привожу полностью, потому как далее речь пойдёт об одержании несколько другого рода и необходимо смысл оного достаточно уяснить.
«Одерживать[1], одержать кого, что – у(при)держивать, останавливать, не давать ходу, бегу, воли, простору.
…Одерживай молодую лошадку, горячится! Маховое колесо одерживает и уравновешивает ход машины. Снег одерживает лошадей – проваливается, лошади проступают его, нет твёрдого насту.
|| Владеть чем, обдержать, занимать, захватывать, брать, держать во власти своей.
Одержав высоты, можно затруднить неприятелю приступ. Господь одерживает небеса и земли.
|| Одержать верх над кем, над страстями своими; одержать победу – победить, побороть, подчинить себе силой, одолеть.
|| Его одерживает болезнь, он одержим ломотою – болен.
Одержимый бесом – беснующийся.
…
|| Одержать младенца, … - быть восприемником, крестным отцом, матерью,
…
|| Одержа ж. кстр. – худший разряд льну, вычески, также пряжа и холст из него» … (В.И.Даль «Толковый словарь Живого Великорусского Языка», Москва, Астрель-АСТ, 2002, т.2, сс.1067).
Вот один из нескольких десятков образцов нашего одержания, моя публикация в областной газете «Правда Севера» от 31 октября 1997 г:
«Верно ли, что в России идёт борьба демократов и коммунистов? Давайте разберёмся.
Среди коммунистов есть как сторонники диктатуры (пролетариата или ещё какой), так и сторонники демократии.
Первые обречены, согласно ими же признаваемым законам исторического развития. Будущее за теми из коммунистов, кто твёрдо убеждён: коммунистический путь развития России неотделим от сохранения и укрепления в ней демократии. Наше общество достигло достаточной степени сознательности, и режим «железной руки» будет лишь тормозом для его дальнейшего развития.
Среди демократов тоже много здравомыслящих людей, которые видят залог развития России в демократии.
Однако у власти сейчас те, кто почитает демократию западного образца. Если настоящие демократы исходят из принципа – брать у западных собратьев то, что принесёт российскому народу пользу, то демократы во власти рассуждают иначе. Коли копирование западных демократических институтов не даёт хороших результатов, то в этом виновато общество. И оно, это общество, нуждается в коренной переделке. А от таких выводов до диктатуры – один шаг.
Такой шаг они могут сделать, если мы не отстраним их от власти. Это будет прозападная, марионеточная диктатура. Именно в ней, а не в сохранении нынешней чахлой российской демократии, заинтересован и Запад. Там у власти отнюдь не демократы-идеалисты, а прагматики. Они-то не забыли, что СССР по военно-экономической мощи был второй державой на планете. И вполне обоснованно опасаются возрождения нашего государства.
Наши же реформаторы, воспевая конкуренцию внутри страны, об ещё более жестокой, межгосударственной конкуренции стыдливо умалчивают.
Основная борьба в России сейчас не между коммунистами и демократами, а между патриотами и западниками. Между теми, кто не плюёт в прошлое страны, политое кровью и потом миллионов людей, и теми, кто уничтожает нашу промышленность, сельское хозяйство и разваливает армию».
Конечно, сие – весьма схематично и неточно. Но для того времени, когда быть патриотом было … неприлично, вовсе неплохо… отнюдь не хвастаюсь,- имею в виду: неплохо для редакции газеты, публиковавшей ересь.
А похвастаюсь тем, что за прошедшие годы мы добились-таки того, что плевать в наше прошлое стало … не очень комфортно и не очень прибыльно.
Более того, быть патриотом вновь стало модно («мода» - режим, стиль жизни), чаши весов качаются и вероятность того, что нынешние патриоты станут новыми господами, весьма велика. Поэтому многие «демократы» стали «патриотами»[2] – точно так же, как четверть века назад стали «демократами».
И за полтора десятка лет ложное понятие «демократ» (дерьмокрад) нам также во многом удалось вывести из употребления, оное заменено очередным ярлыком-обманкой «либералы», каковых наш – не цивилизованный до сих пор - народ уже варварски и нетолерантно переиначил в либерастов.
Однако, про патриотов, одержимость, а также империю, продолжу чуть позже.
А заключу – так сказать – «критерием Филаретова» (не стал редактировать):
«Если приветствуете свержение памятника Дзержинскому и возложение на его места Соловецкого камня или нет. Если да, то вы - конченный либерал, и вам трудно что-то объяснить, потому что вы ничего не поняли за прошедшие 25 лет»...
Оно, конечно, камень – и оно, конечно, памятник… но как главный признак врага народа – полная чушь.
Бывал на Соловках многократно и «немного в курсе» про советский Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), а при царях там другие вольнодумцы пожизненно гнили в каменных мешках (сколько там лет «сиделось» атаману Кальнишевскому?)…
Так вот, камень двух видов как критерий, повторю – чушь. А вот тот, кто против (или не «за») самой действенной поддержки многодетных поморских и вообще сельских семей[3] – родители коих не «склонны к вредным привычкам» и любят труд - тот настоящий враг русского народа и с тем один только разговор: ломом по черепу и на удобрение.
Продожение следует.
[1] Что характерно для словаря Даля – толкование более даётся действиям и прилагательным (свойствам, качествам), менее – существительным. (Например, упомянутые в тексте «Язык: среда и воскресенье», реальный и действовать.) Сему предположу весомые причины, кои упрощённо сводимы к тому, что Русский Народ и Язык (былой, по крайней мере) – более Деятель, нежели Философ (не путать с Мудрецом: философ Жизнь объясняет, - чему примером сонм таковых, начиная от древнегреческих и заканчивая современными, а мудрец оную благоустраивает).
[2] Даль не может подобрать соответствующего РУССКОГО слова, конструирует «отчизнолюба»:
«Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник»...
Ни «отчизнолюба», ни «отечественника-отчизника» в нашем языке нет – слишком уж звучат они коряво.
А почему это в нашем языке что-то может звучать коряво и смешно? Да потому – в отношении упомянутых слов - что в русском языке никогда особо не оговаривалась «любовь к родине», таковое чувство само собою подразумевалось,- так надо понимать. Также не было у нас отдельного понятия для человека, любящего свой народ – нет «народолюба»,- вывод из этого тот же.
Зато есть теперь у нас и националисты – «любители своей нации», есть и патриоты – «любители своей … родины», есть даже и национал-патриоты – надо понимать, наиболее близкие к порядочным Русским людям, т.к. умудряются любить и нацию - народ, и «патрию» - родину (хотя часто «патрия» у них подменяется «партией»). Появились даже и «этнические националисты»…
[3] Городские жители в большинстве своём «перебиваются» лучше; кроме того, генетическое вырождение горожан, увы, уже есть печальный факт (например, на северодвинских предприятиях ныне проблема с кадрами в том числе и из-за того, что местные, северодвинцы, не могут там трудиться по состоянию здоровья; а я принадлежу к первому поколению горожан, выросших «под боком» целлюлозно-бумажного комбината, каковой планировалось эксплуатировать вахтовым методом, но – при советской, напомню, власти – решили немного сэкономить,- мол, бабы новых нарожают; про подземные ядерные взрывы в заповедных районах Архангельской области – отдельная скорбная «пестня»)…