Обвалить трежерис не так сложно, как вы думаете. Кроме того, вы не должны считать США тихой гаванью. Как обвалить рынок американского гос.долга? Надо идентифицировать уязвимое место. Рыночный долг США 11 трлн из которых около 5 трлн принадлежит иностранным кредиторам.
Вообще, на каких нибудь официальных научных конференциях в присутствии представителей из правительства и крупных инвесторов, говорить что либо противоречащее неформально признанным правилам просто опасно. Поэтому в отчетах МВФ, Всемирного Банка, ФРС или Казначейства вы не встретите альтернативного взгляда от общепринятого. В противном случае вас могут уличить в попытке дестабилизации ситуации. Поэтому, если судьба вас закинет в США, то говорить об устойчивости гос.долга США в присутствии официальных лиц может быть опасным для жизни, да и в СМИ это запрещено. Но у нас задача в поиске истины, и мы не официальные СМИ, поэтому продолжим.
Ликвидные активы правительства США:
Итого
около 350 млрд баксов ликвидных активов из которых лишь 150 млрд можно признать высоколиквидными.
Хорошо, представляем ситуацию, что чистые продажи трежерис иностранными кредиторами составили 400 млрд за относительно короткий промежуток времени (квартал). Почему? Не обязательно заговор. Как бы кризис, денег нет, вот и берут из резервов средства, которые хранили в трежерис для обеспечения национальных бюджетных расходов. В нормальной ситуации продажи иностранными кредиторами покрываются резидентами США (финансовый сектор, корпоративный, частный или квазигосударственный). ФРС пока не берем в расчет.
Так вот, сейчас я проясню предел устойчивости трежерис. Кто и в какой мере может покрыть вывод средств иностранными кредиторами?
1. Бизнес «бесплоден». Он имеет активов в трежерис менее 100 млрд и никогда больше не имел, так что сильных покупок ждать от него не стоит.
2. Весь фин.сектор удерживает 1.4 трлн в трежерис, включая: коммерческие банки, дилеры, брокеры, инвест.фонды, взаимные фонды, хэдж фонды и так далее. Здесь основная надежда на первичных дилеров и банков, аффилированных с правительством. Максимальная пропускная способность первичных дилеров за квартал составляет 200-250 млрд долларов в казначейские облигации. Они будут держать оборону, но их средства не безграничны. Есть опасения, что когда многие инвест.фонды почувствуют, что дело «пахнет керосином», то будут экстренно изымать средства из трежерис, поэтому чистые покупки ВСЕГО фин.сектора могут быть чуть выше 100-150 млрд в чрезвычайных условиях при том, что основная нагрузка на поддержание системы ляжет на плечи дилеров.
3. Домохозяйства. Держат около 1 трлн. Более 80% из этой суммы держат около 0.1% самых богатых частных лиц США. Почему так? Да хотя бы потому, что более 95% из населения США вообще не знают, что это такое, как торгуется и где купить. Как они поведут в такой ситуации? Не уверен, что все пойдут в падающий актив, разве что из-за патриотизма. С высокой уверенность можно утверждать, что покупать трежерис за собственные средства будут люди, связанные с Казначейством, ФРС и крупными банками, т.к. осознают последствия.
4. Пенсионные, страховые и гос.фонды. В сумме 1.7 трлн. В последние 3 года они по полной загрузились в трежерис и свободных средств не так и много. Особенно у гос.фондов, которые имеют дефицит по счету текущих операций, поэтому скорее будут продавать. Особого выхлопа ждать не стоит. Максимум – это около 70 млрд чистых покупок за квартал.
Итак, резиденты (частный сектор + финансовый сектор + бизнес + страховые + пенсионные фонды без учета гос.фондов) имеют активов на 3.3 трлн в трежерис. Максимальные чистые покупки за всю историю с их стороны составляли 320 млрд за квартал.
Это в стерильных условиях при высоком уровне доверия и растущих ценах. Что будет, когда цены начнут падать и будет некоторое подобие паники в СМИ, связанной с изъятием денег иностранными кредиторами? Ничего хорошего. Основная поддержка будет исходить со стороны дилеров – верных котопсов правительства США. По моим расчетам, учитывая хронический дефицит свободных средств в большинстве фондов, то чистые покупки в лучшем случае за квартал со стороны резидентов составят 250-300 млрд.
Что это значит? Средний уровень потребности Казначейства в новых заимствованиях за квартал составляет в текущий момент порядка 300 млрд долларов, раньше было 370 млрд. Нагрузка снизилась, но уровень дефицита бюджета все еще высок.
Это означает, чтобы обеспечивать финансирование бюджета необходим приток денег не менее 300 млрд в среднем за квартал.
Что из этого выходит? Объясняю.
При отсутствии покупок со стороны иностранцев и ФРС, то резиденты США могут перекрыть потребность Казначейства в новых заимствованиях при условии, что вывода средств со стороны иностранцев НЕТ, либо он крайне низок!
Перечитайте это предложение еще раз.
Из этого следует, что предел устойчивости долгового рынка США без экстренных мер равен одному кварталу отсутствия притока иностранных денег.
Итак, поехали. Напомню, что средний уровень покупок иностранцами трежерис (приток средств в гос.долг США из вне) за последние 3 года составляет 125 млрд долларов за квартал (сейчас около 70-90), поэтому при чистых продажах иностранцами всего лишь в 50 млрд будет дефицит в 175 млрд (125+50) Что будет, если иностранцы выводят:
50 млрд за квартал (недостаток 120-175 млрд).
Дефицит бюджета США может остаться на утвержденном Конгрессом и Белым Домом уровне, однако дилерам придется продавать активы, чтобы восполнить эти 50 млрд продаж (в сумме 175 млрд недостатка). Ставки по трежерис пойдут вверх, достигая уровня 2.5-3%. Официальные СМИ будут молчать, чтобы не провоцировать панику, но в блогах и независимых СМИ будут разговоры и чрезвычайном положении на рынке гос.долга США.
100 млрд продаж за квартал (недостаток 170-225 млрд).
Дилеры не смогут восполнить такой объем при необходимом финансировании бюджета. Размещения трежерис могут начать проваливаться (не будет денег). Казначейство примет экстренные меры по сокращению расходов на 50-70 млрд за квартал. Начинается волна паники в СМИ. Резиденты могут также побежать к выходу. Начнется внеочередные заседания Конгресса, Казначейства и ФРС. Президент и Гайтнер будет говорить об устойчивости рынка, но это еще больше усилит панику, т.к. если политики публично начинают говорить про устойчивость и силу, то значит есть проблемы. Ставки по трежерис возрастут выше 4%
200 млрд (недостаток 270-325 млрд).
Это тот уровень, где резиденты бессильны, т.к. им необходимо восполнить 270-325 млрд (200+125) за квартал. Волна хаоса на рынке гос.долга спроецирует обрушение трежерис. Может быть рост ставок до 5%. Учитывая, что трежерис активно принимаются в залогах и РЕПО с поправочным коэффициентом единица, т.е. вся сумма без дисконта, то там огромные плечи, когда фонды и компании много раз перезакладывают трежерис для новых кредитов. Обесценение трежерис вызовет обесценение залоговой базы. Чтобы избежать маржин колла и кассовых разрывов, что необходимо либо восполнить маржу, продав другие активы, либо слить трежерис. В обоих случаях это плохо. Казначейство будет вынуждено раскупоривать резервы для покрытия оттока денег и резать дефицит. Возможно, свести его в профицит. Это больно ударит по деловой активности и экономике. Падение ВВП может составить 2% за квартал.
400 млрд за квартал (недостаток 470-525 млрд).
Все ликвидные резервы Казначейства закончатся. Даже сведение баланса бюджета в профицит не нормализует ситуацию из-за массового бегства инвесторов. Денег у резидентов нет. 400 млрд – это по сути черта, грань между добром и злом. Черта над устойчивостью системы и ее коллапсом. Здесь придется казначейству публично просить у корпораций и домохозяйств (свой кэш, деньги с депозитов и других активов), чтобы они несли деньги в трежерис, даже в падающие трежерис. С целью спасения американской экономики. ВВП может упасть на 5%.
Т.е. в условиях стрессовой ситуации при массированном выходе западных кредиторов, основная надежда для поддержания долгового рынка ложится на финансовой сектор. Максимум за квартал в условиях стрессовой ситуации все резиденты США могут обеспечить не более 300 млрд при средних покупках 130 млрд, т.е. дополнительно восполнить недостаток в 170 млрд. Это значит критический уровень лишь 75 млрд изъятия иностранными кредиторами.
Поэтому, чтобы не объявить дефолт, то казначейство будет вынуждено:
1. Продать ликвидных активов на 200 млрд
2. Свести баланс бюджета в ноль (компенсации 300 млрд за квартал).
В любом случае это вызовет панику на долговом рынке, обвалив трежерис (10 летки) до 4, может быть 5%. Падение ВВП за квартал с учетом мультипликативного эффекта может превысить 5%!
Учитывая, что трежерис активно используется в схемах РЕПО и в залогах по кредитам, как корп.бизнеса, так и фин.сектора, то падение цен приведет к экстренной переоценке залоговой базы. А чтобы удержать достаточность маржи и залога, то инвесторам придется сливать не только стремительно обесценивающиеся трежерис, но и активы, которые применялись при кредитовании, либо сливать другие активы для удовлетворения залоговых требований. Т.е. упадет все.
Этот сценарий без участия ФРС. Но, в случае сильных продаж со стороны иностранных кредиторов, с вероятностью 100% включится ФРС, которое примет на внеочередном собрании решение в дополнительной эмиссии. Т.е. частному сектору можно не включаться. Эти 400 млрд может напечатать ФРС примерно за 1 секунду.
Однако выкуп в таких условиях может привести к необратимым последствиям, т.к. парадигма тихой гавани будет разрушена. Если ФРС начинается скупать трежерис, чтобы спасти долговой рынок и публично об этом заявляет – это много меняет.
При участии ФРС реальные и обеспеченные деньги заменяются на виртуальные и необеспеченные. Например, в схеме участия резидентов при покупке трежерис все выполняется на вполне рыночных условиях. В случае сокращения гос.расходов, то покрытие кассового разрыва обеспечивается за счет доходов правительства, что также нормально. В случае с ФРС – это чистая монетизация, порча долга и валюты. Ставки хоть сильно не вырастут, но будет в пределах 3-4%, доллар рухнет.