Середина улицы с двусторонним движением
меньше всего подходит для езды. А обе крайности,
правая и левая, − в сточной канаве.
Дуайт Эйзенхауэр
Льгота — это освобождение от уплаты части налога для использования этой части финансовых средств (денег как средства платежа) для вложения в развитие предприятия. Наличие льгот уменьшает потребность в инвестиционных или кредитных средствах. В скрытом (искажённом) виде льгота — это та же инвестиция, предоставляемая государством совершенно безвозмездно. А почему безвозмездно?
Отменить льготы тоже проблематично, т. к. предприятия, не имея залогов или возможности получения гарантий под кредиты (используемые как средство платежа), не смогут развиваться. Особенно это относится к вновь создаваемым предприятиям, фермерским хозяйствам, предприятиям, проводящим замену устаревшего оборудования или организующим выпуск новых видов продукции.
Механизм предоставления льгот следующий: предприятие не платит часть налогов в течение определенного законом промежутка времени.
Этот механизм может быть рассмотрен иначе:
1. Предприятие заплатило государству налоги в полном объёме.
2. Государство вернуло предприятию часть уплаченных налогов, определённую размером льгот как помощь в развитии, т.е. в качестве капитала функции, но не собственно своей. И эти средства предприятие должно использовать в материальном производстве. Но при этом, как уже говорилось выше, при существующей системе налоговых льгот на капитал-собственность государство обратно ничего не получает.
Возникает вопрос: а как государству капитал-собственность (бюджетные средства) перевести в капитал-функцию и своего и не собственно своего развития?
Рассмотрим следующий механизм:
1. Предприятие заплатило все налоги по полной ставке.
2. Государство возвращает предприятию часть налогов в размере льготной ставки, а при необходимости и больше. Возвращает не в виде льгот, а в виде налоговых инвестиций, или беспроцентного налогового кредита (тех средств, которые необходимы были бы предприятию при отсутствии налоговых льгот) с правом долевого участия в распределении прибыли или получения гарантированного дивиденда из чистой прибыли, или их возврата в полном объёме через оговорённый срок.
Иными словами, вкладывая средства в предприятие при существующей на сегодня системе льгот, государство не пополняет свою казну. Перейдя же от льгот к налоговым инвестициям (истратив те же средства, что и при льготах), государство получает право на долевое участие при распределении прибыли или на дивиденд из чистой прибыли предприятия, или на возврат инвестиций (кредита).
После выхода на полную проектную мощность предприятие может отказаться от налоговых инвестиций (кредита) и начать выкупать полностью или по частям долю государства, которую оно получило в результате налоговых инвестиций, либо возвращать государству кредит в полном объёме, в зависимости от условий договора. Но государство может и отказаться от возврата ему этой доли, что должно быть оговорено в инвестиционном (кредитном) договоре. Из каких соображений?
Пример 1. Исходные данные:
- предприятие, производящее сельскохозяйственную продукцию;
- налог на прибыль – 30 %;
- произведена и реализована продукция, при этом налогооблагаемая прибыль составила 100.000.000,00 рублей;
- требуемые оборотные средства – 85.000.000,00 рублей.
Произведем расчёт:
Налогооблагаемая прибыль - 100.000.000,00 рублей;
Налог на прибыль (30 %) - 30.000.000,00 рублей;
Чистая прибыль - 70.000.000,00 рублей.
Таким образом, дефицит оборотных средств - 15.000.000,00 рублей.
Эти средства государство может предоставить сельхозпредприятию в виде налоговой инвестиции с правом долевого участия в распределении прибыли, или с правом получения дивиденда из чистой прибыли, или с правом возврата кредита в договорной срок.
При этом сельхозпредприятие уплачивает налог в размере 15.000.000,00 рублей, а оставшиеся 15.000.000,00 рублей засчитываются ему как налоговая инвестиция (кредит).
Рассмотрим аналогию с зерном.
Пример 2.
Суммарно все налоги на производителя сельскохозяйственной продукции составляют около 50 %, из них: налог на прибыль — 30 %.
Предположим, что производитель вырастил урожай в 100 зёрен (под зерном понимаем любую произведенную продукцию, и не только в сельском хозяйстве). Принимаем, что из каждого зерна можно вырастить колосок, содержащий 10 зёрен.
1-й год.
Выращено - 100 зёрен;
Налог - 50 зёрен;
Остаток к посеву - 50 зёрен.
2-й год.
Посажено - 50 зёрен;
Выращено -500 зёрен;
Налог - 250 зёрен;
Остаток к посеву - 250 зёрен.
3 -й год.
Выращено -2500 зёрен;
Налог -1250 зёрен;
Остаток к посеву -1250 зёрен.
За три года государство получит в виде налогов 50+250+1250=1550 зёрен.
Как увеличить урожай и увеличить отчисления в бюджет одновременно?
Рассмотрим пример 3.
Государство предоставляет производителю налоговую инвестицию (кредит) в размере 50 % от суммы налогообложения на прибыль, т. е. 15 %.
1-й год.
Выращено - 100 зёрен;
Налог - 35 зёрен;
Остаток к посеву - - 65 зёрен, из них
доля государства - 15 зёрен;
2-й год.
Выращено - 650 зёрен;
Доля государства -150 зёрен;
Доля производителя -500 зёрен;
Налог -175 зёрен;
Остаток к посеву -325 зёрен, из них
доля государства - 75 зёрен;
3-й год.
Выращено -3250 зёрен;
Доля государства - 750 зёрен;
Доля производителя -2500 зёрен;
Налог - 875 зёрен;
Остаток к посеву -1625 зёрен из них
доля государства - 375 зёрен.
Производитель отказывается от налоговой инвестиции (кредита) и возвращает государству ещё 375 зёрен.
Остаток у производителя к посеву - 1250 зёрен.
За три года государство получило в виде долевого участия и налогов:
35+150+175+750+875+375=2360 зёрен.
По сравнению с Примером 2 это на 810 зёрен или на 52 % больше.
При этом производитель вышел на те же показатели.
Пример 4.
Государство предоставляет производителю налоговую инвестицию (кредит) в размере 100 % от суммы налогообложения на прибыль, т. е. 30 %.
1-й год.
Выращено - 100 зёрен;
Налог - 20 зёрен;
Остаток к посеву - 80 зёрен, из них
доля государства - 30 зёрен.
2-й год.
Выращено - 800 зёрен;
Доля государства - 300 зёрен;
Доля производителя - 500 зёрен;
Налог - 100 зёрен;
Остаток к посеву - 400 зёрен, из них
доля государства - 150 зёрен.
3-й год.
Выращено - 4000 зёрен;
Доля государства - 1500 зёрен;
Доля производителя -2500 зёрен;
Налог - 500 зёрен;
Остаток к посеву -2000 зёрен, из них
доля государства - 750 зёрен.
Производитель отказывается от налоговой инвестиции (кредита) и возвращает государству ещё 750 зёрен.
Остаток у производителя к посеву - 1250 зёрен.
За три года государство получило в виде долевого участия и налогов:
20+300+100+1500+500+750 = 3170 зёрен.
По сравнению с Примером 2 это на 1620 зёрен больше, или на 105 % больше.
По сравнению с Примером 3 это на 810 зёрен больше, или на 34 % больше.
Сработал принцип «Отдать больше, чтобы получить больше».
Чем больше государство отдало производителю, тем больше оно получило от него, хотя и сам производитель оказался в выигрыше. Это выгодно государству. Это выгодно производителю. У производителя снижается мотивация для умышленного банкротства. Разумеется, необходимость контроля проблемно-целевого и профессионального использования соответствующих средств остается.
Если же предприятию применить и другие элементы фондового механизма хозяйствования, которые дадут и ему, и бюджету ещё большую прибыль, то мотивация умышленного банкротства вообще исчезает. И капитал-собственность предпринимателя, и капитал-собственность государства (бюджет) формируются тогда исключительно на основе обеспечения функции развития. Отказ от её обеспечения в программах, прошедших функциональную и профессиональную экспертизу, может обернуться только самонаказанием в размере капитала-собственности у обеих сторон.
Теперь можно наглядно показать и популярно объяснить, в чём смысл магии в экономике. Обратите внимание на следующее: 1/Ф= 0,618; Ф/1=1,618. Само Ф=1,06810339…. Иначе говоря, при переворачивании дроби на 1800 перед запятой получается либо единица, либо ноль! Либо то, что нужно, либо то, что не нужно! Например: дух ↔худ… Смыслы меняются на противоположные. Сравните: дум-рость и муд-рость. Чему расти? То же самое мы имеем, когда речь идет о льготах или шире – об отношениях купли-продажи на базаре или на рынке. Ведь можно, не трогая дробь, перевернуть контекст, в котором понятие будет или же не будет иметь искомый смысл. Но это уже из области информации и дезинформации и как различать, например, где и как работают отношения купли-продажи или их отсутствие.
Приложение. Магия в экономике
Чёрная | Белая |
Отношения порочного круга, звезды, перевёрнутой с ног на голову как отношения купли-продажи между всеми субъектами хозяйствования. | Отношения купли продажи между производителями и потребителями конечной продукции. Отношений купли-продажи между субъектами хозяйствования нет. |
Концы звёзд представляют собой золотые треугольники. В обоих случаях соразмерности остаются как одинаковые, но результаты — разные! |
|
Нисходящий ряд золотого сечения. |
Восходящий ряд золотого сечения. |
Отношения на основе капитала-собственности Замкнутая, обречённая система. Аккумулируется больше, чем генерируется. Нет динамического баланса. Генерация возможна только через разложение, смерть системы. Чем больше пытается заработать субъект хозяйствования в такой системе, не нарушая закон, тем больше издержек он относит на себестоимость. В каждом звене отношения напоминают перетягивание каната. Движение, а вместе с этим — развитие, предельно затруднены. На всех уровнях дезинтеграционные процессы преобладают над интеграционными. |
Отношения на основе капитала-функции развития. Открытая, успешно развивающаяся система, в которой понимают, что за жизнь больше 18 быков не съешь. Тот же, кто будет пытаться съесть больше, не съест и 18, т. к. раньше умрёт от дисфункции. Однако в этой системе каждый может вырастить и 100 и 1000 быков, чтобы иметь в обмен на них через рынок всё остальное, необходимое для жизни. Чёрная магия бессильна. Предмет налогообложения возникает один раз. База налогообложения расширяется. Средства развития самозащищаются путём обособления в проблемно-целевых некоммерческих фондах или другими способами, которые содержат в себе проблемно-целевые фондорыночные механизмы. Интеграционные процессы преобладают над дезинтеграционными. |