Вчера президент РФ В.В.Путин огласил своё послание Федеральному Собранию.
В самом начале он отметил высокую ответственность партии «Единая Россия», у которой сегодня в Думе конституционное большинство. Президент считает, что партия должна сделать всё, чтобы выполнить все обязательства и обещания перед гражданами. Примечательно, что граждан России Путин назвал не нацией (данное слово вообще в тексте не употреблялось), а народом. Не знаю по привычке ли, или, быть может, он решил пересмотреть своё отношение к будущему закону о «российской нации»?
К гражданам Путин тоже обратился в начале доклада, призвав их к единению, примирению и к тому, чтобы не тащить «расколы, злобу, обиды и ожесточение прошлого в нашу сегодняшнюю жизнь». Процитировав «русского, советского философа» Лосева А.Ф., он отметил, что социальное расслоение, безработица, нищета и прочие невзгоды нашего общества, для сына своей Родины это «своё, неотъемлемое, родное».
Конечно, трудно на этой основе сторонам примириться, не обеспечив предварительно торжество социальной справедливости. Но не так, как предлагал булгаковский Шариков – «всё отнять и поделить», а именно по справедливости. Надо смотреть конкретно - кто какой вклад в развитие страны сделал, и вознаграждать этот вклад соответственно. А иначе нищего с олигархом не примирить, ведь первым совершенно понятно, что второй не имеет никаких прав на то, что хранили и преумножали наши предки для всего народа. Богатства недр должны принадлежать всем гражданам страны, а не узкой группе лиц – олигархов, менагеров и прослойке чиновников, обслуживающих их интересы.
Но может быть Путин настроен положить конец этой несправедливости? Давайте посмотрим.
По его словам, «Смысл всей нашей политики – это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры».
Наверное, эти усилия недостаточны, т.к. за последнее время мы фиксируем естественную убыль населения в сельской местности (-65 тыс. человек за 2015 год, хотя годом ранее этот показатель составлял всего -1,7 тыс. чел.), а прирост населения страны достигается в основном за счёт международной миграции (245 тыс. человек).
Не особо впечатляет политика поддержки семьи и традиции. «Закон о шлепках» установил уголовное преследование членов семей за воспитание кнутом подрастающего поколения, при этом посторонний человек может делать это, не опасаясь получить обвинение по ст. 116 УК, - он вообще отделается лишь административным наказанием.
Что касается традиций, то в последнее время наблюдается повышенный интерес к царской России, а всё советское вытравливается из общественного сознания, хотя это время характеризуется максимальным ростом человеческого потенциала за всю известную нам историю. Традиция открытия мемориальных досок предателям вроде Колчака и Маннергейма отчего то более жизнеспособна. А когда речь заходит об установке небольшого памятника величайшему государственному деятелю со времён Ивана IV – Иосифу Сталину, всей своей жизнью и трудом на пользу Отечества заслужившему, чтобы ему установили памятники в каждом российском городе, то тут включается государственная машина и запрещает под надуманными предлогами делать это. Наверное руководители страны не хотят, чтобы люди помнили и знали, что был человек в Русской цивилизации, который свою жизнь посвятил безкорыстному служению всему обществу, а не паразитическому меньшинству.
Здоровье россиян также не вызывает подобного президентскому оптимизма. По сравнению с 2000 годом заболеваемость населения увеличилась на 6,5% к концу 2015 года и составляет 778 случаев на 1000 человек (в 2000 г. этот показатель был равен 730). А уж об эпидемии ВИЧ с недавних пор говорят многие врачи, хотя министр Здравоохранения Скворцова признала критический уровень заболеваемости ВИЧ только в 10 регионах России.
Образование и культура также оставляют желать лучшего, хотя в культурной сфере положение дел всё же получше – с 2000 по 2014 гг. возросло количество музеев и театров, но на 27% сократилось число библиотек и на 30% число учреждений культурно-досугового типа.
Конечно, кое-какие надежды связываются с личностью нового главы Минобрнауки Васильевой. Но это дело будущего, а в целом подавляющее большинство не только экспертов, но и немалая часть чиновников отмечают стремительный спад образовательного уровня подрастающих поколений. Хочется надеяться, что эксперименты с образованием, наконец, закончатся. Впрочем, пока никто не объявил о кардинальной смене курса. Васильева лишь сообщила, что главную цель видит в том, чтобы обеспечить доступность и качество образования. А вот кого она намерена «лепить» из наших детей – Человека-творца или по-прежнему потребителя-исполнителя – об этом ни слова. Надо полагать, курс остался прежний.
Немного статистики. Количество общеобразовательных учебных заведений с 2000 года снизилось на 60% - с 68,1 тыс. до 42,6 тыс. Количество студентов государственных ВУЗов с 2000 года уменьшилось на 5% - с 4270 тыс. студентов до 4061 тыс., а вот частных наоборот увеличилось в полтора раза с 470 тыс. студентов до 705 тыс. Качество же образования в частных ВУЗах оставляет желать лучшего.
После присоединения к Болонскому процессу в нашем образовании произошли перемены (введение ЕГЭ, переход ВУЗов на двухуровневую систему – бакалавриат и магистратуру), которые послужили главными причинами деградации образовательной системы.
Таким образом, по оглашению у президента одно, а на практике, даже несмотря на все предпринимаемые президентом и правительством меры – другое.
Можно сколько угодно говорить красивых слов и «причёсывать» то, что есть, но если главный вектор целей суперсистемы под названием Россия направлен на извлечение прибыли, то все нововведения и реформы в образовании, здравоохранении, демографической политике будут не улучшать, а ухудшать человеческий потенциал.
В здравоохранении разрешили платные услуги, и врач теперь больше заботится не о том, чтобы пациент был здоров, а о том, чтобы заставить последнего раскошелиться. В образовании поборы с родителей стали уже обычным делом. А женщины из-за нужды соглашаются родить ребёнка, чтобы иметь возможность получить материнский капитал. Однако и его она может потратить только на улучшение жилищных условий (поощрение ипотеки – т.е. ростовщичества), на образование (поощрение деградации образовательной сферы), на платную и дорогостоящую медицину (поощрение деградации здравоохранения) или направить на пенсию (т.е. по сути, поддержать тех же ростовщиков, т.к. деньги пенсионных накоплений не инвестируются в промышленность, а прокручиваются управляющими компаниями в банках). А сколько мошенничества возникло вокруг капитала из-за того, что семьи пытались обналичить его, чтобы решить свои текущие социально-бытовые проблемы!
Глядя на ситуацию с материнским капиталом, невольно возникают мысли о том, что главная цель данной меры не поддержка семьи, а продолжение разрушения системы фондов бесплатного общественного потребления (образование, здравоохранение и т.п.), ещё не полностью уничтоженной после развала советского государства. А вдобавок - способствование процветанию различных форм криминально-буржуазного паразитирования на обществе.
Да, материнский капитал позволяет хоть как-то облегчить жизнь родителям, однако мы в то же время понимаем - это не гарантия того, что ребёнок будет воспитан и состоится в качестве Человека. А ведь это и есть единственное условие роста человеческого потенциала нашего общества. Родители должны иметь достаточно свободного времени, чтобы тратить его как на воспитание своих детей, так и на самообразование, чтобы соответствовать меняющимся условиям жизнедеятельности. А у нас родители или вынуждены весь день работать, или еле сводят концы с концами. Какое тут воспитание, когда не решены бытовые проблемы? А слева ещё и ювеналы подступают. А справа - скинуться на утренник просят и т.п.
Но если руководство мыслит только категориями прибыли, то и капитал у него человеческий. Как статья в бухгалтерском балансе. А человек - это не капитал! Человек – это высшая ценность. Она выше всяких капиталов. И она одна должна быть приоритетом и центральным местом всей государственной политики.
А у нас этого нет. Отсюда все наши беды.
В следующей части статьи я остановлюсь на озвучиваемых президентом РФ принципах государственной политики в сфере образования.