Сегодня стало известно, что автор законопроекта о нации вкладывает в понятие «российская нация». По его словам в понятии «российская нация» «не присутствует никакого этнического начала, это чисто политическое согражданство»:
«Российская нация в данном случае - это объединение всех граждан. Мы соединяем гражданскую, политическую нацию с этническими сообществами», - сообщает его слова ТАСС.
Напомню, идею создания отдельного федерального закона «О российской нации и управлении межэтническими отношениями» поддержал вчера на заседании Совета при главе государства по межнациональным отношениям В.В.Путин.
Автором инициативы по созданию подобного законопроекта выступил завкафедрой Российской академии народного хозяйства и госслужбы Вячеслав Михайлов. Он выразил мнение, что закон «О российской нации и управлении межэтническими отношениями» позволит на высшем уровне закрепить понятие российской нации как «политического согражданства» и определить цель развития государства. Кроме этого в законе должны быть отражены все новации, связанные с межнациональными отношениями.
Михайлов отметил, что указанное в Конституции РФ понятие «многонациональный народ», каждый трактует по-своему, т.к. оно не расшифровано:
«Одни считают, что это гражданская нация, другие - что это нация наций, многоэтнический народ», - пояснил он.
В то же время Вячеслав Михайлов отметил, что в Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года, утверждённой в 2012 году, понятие «российская нация» есть, но оно де ограничено сроком стратегии, а потому его нужно прописать в законе, приведя в пример Великобританию, США и Францию, где понятие о нации прописано в соответствующих законах.
Путин в свою очередь призвал не копировать зарубежный опыт, т.к. он к нам не применим, и к тому же Россия имеет тысячелетний опыт государственного строительства.
Принять закон о российской нации необходимо, полагает Михайлов, т.к. таким образом будет обозначена «общегосударственную линия», ведь «закон выше указа и выше стратегии, это целевая установка, это уровень большего единства, это цель»:
«Это расшифровка понятия: российская нация не только как гражданская нация, но и как особый вид цивилизации. Когда мы говорим «российская нация», это согражданство в стране с четко очерченными границами. Этот закон в сфере межнациональных отношений - это целевая установка: российская нация и межэтнические отношения, укрепление и развитие этих отношений, этнокультурное разнообразие», - сказал он.
После принятия данного закона можно будет говорить и об изменении преамбулы Конституции, которая, по его мнению, может звучать так:
«Мы, многонациональный народ (российская нация)».
Михайлов также отметил, что пока поручения от президента о необходимости разработать закон не поступило.
Таким образом, принципиальных изменений в понимании мы пока не видим, т.к. практически таким же образом, как понятие «российской нации» трактует Михайлов, оно и понимается практически всеми.
Однако важно чтобы закон позволил сохранить этнокультурное многообразие, устранил барьеры в развитии отношений между этносами и обозначил цивилизационные установки «российской нации».
И хотя автор законопроекта упомянул про цивилизационные особенности, однако он не конкретизировал, чем «российская нация» сущностно отличается от западных наций. А ведь понимание различий базовых нравственных принципов является фундаментальным вопросом, который должен учитываться при строительстве «российской нации».
Если целевые установки, прописанные в законе, будут противоречить цивилизационным идеалам Руси, то большой роли этот законопроект играть не будет. То, что не будет поддержано русским народом, как суперэтносом – ядром Русской многорегиональной цивилизации и одновременно носителем Русского духа («Там Русский дух…»), то обречено стать мертворожденным.
Поэтому, следует предостеречь автора законопроекта от попыток внедрить в нашу действительность западное понимание национального устройства государства, как плавильного котла этносов, в котором они забывают свой родной язык, традиции, культуру и становятся безропотными потребителями западного образа жизни.
В России этому не бывать. И в большей степени по той причине, что не русские (под коими этнически понимаемы – великороссы, малороссы и белорусы), а входящие в Русскую цивилизацию малые народы и народности (калмыки, татары, якуты, чукчи, угры, буряты, ингуши, мордва, коми, чеченцы, немцы, евреи, дагестанцы, тувинцы, черкесы, осетины, эвенки и т.п.) раньше не «плавились», бережно храня свою культуру, традиции и обычаи предков, и сейчас «плавиться» не намерены.
Тем и отличается Русь от всех иных цивилизаций – в ней каждый народ, мал он или велик, сохранял себя. И важнейшим фактором, принципом, императивом, позволяющим учитывать, согласовывать интересы всех народов и соединяющим эти народы в единое целое, была идея справедливости. Это фундамент, на котором стояла и будет стоять Русская государственность.
И важно автору законопроекта именно этот момент учесть, а ещё лучше отразить в преамбуле.
Пора положить конец ельцинским «россиянам», живущим под гнётом идеологии «выгодно продай», ведущей в конечном итоге к разделению и сепаратизму, чему недавно мы стали свидетелями, удивляясь решению Конституционного суда Якутии считать коренными жителями республики якутов. Взамен же следует утвердить «российскую нацию» (пусть так, ведь сейчас у нас государство носит имя Россия, потому «российская» звучит вполне корректно, да и не это главное – главнее содержание), но, отразив в качестве базового её постулата справедливость – единственную скрепу, способную устранить воздействие центробежных сил и этим удержать государство от распада.
Справедливость означает, что если мы решили жить по закону, то давайте договоримся, что перед ним все равны, вне зависимости к какому этносу принадлежит провинившийся. И если, как говорил Жеглов, «вор должен сидеть в тюрьме», то он должен сидеть вне зависимости от того, кем он является - министром, олигархом или водителем такси.