Между Индией и Пакистаном может вспыхнуть ядерный конфликт из-за нарастающих проблем вокруг доступа к питьевой воде на полуострове Индостан и конфликтов вокруг акватории реки Инд, - к такому выводу пришли учёные из университета ООН в своём 216-ти страничном докладе «Imagining Industan».
Авторы доклада считают, что длительная история конфликтов между тремя ядерными державами региона – Пакистаном, Индией и Китаем – позволяет говорить только о крайне негативных прогнозах и возможном конфликте в ближайшие годы, не исключая и применение ядерных вооружений.
Потенциальная глобальная угроза ядерного конфликта в Южной Азии возникает из-за того, что в регионе очень быстро растёт спрос на воду, а его водные ресурсы с каждым годом истощаются всё больше. По утверждению экспертов река Инд значительно обмелела в связи с климатическими и демографическими проблемами. В результате, по меньшей мере, 300 миллионов человек испытывают трудности с прямым доступом к питьевой воде.
Нынешняя политическая риторика между Индией и Пакистаном подчеркивает риск того, что страны не смогут правильно распорядиться жизненно важными водными ресурсами реки Инд.
В сентябре 2016 года правительство Индии заявило о прекращении работы постоянной двусторонней Комиссии по реке Инд, управлявшей водными отношениями между Индией и Пакистаном с 1960 года. Дели выразил намерение пересмотреть действующий с 1960 года Договор о водах Инда (Indus Waters Treaty) или выйти из него. В рамках этого договора страны договорились о том, что Индия пользуется водами трёх восточных притоков Инда, а Пакистан – водами двух его западных притоков и собственно самого Инда.
Договор между странами был инициирован Пакистаном ввиду опасений Исламабада о том, что Дели во время войны может лишить его доступа к воде, перекрыв притоки, протекающие по индийской территории.
Сентябрьские намерения Индии Исламабад назвал враждебным действием и заявил, что подобный шаг индийского правительства будет расценен как «акт объявления войны».
По мнению учёных, принявших участие в подготовке доклада, совершенно очевидно, что только коллективное планирование и совместное управление водными ресурсами бассейна реки Инд имеет первостепенное значение и поможет избежать вероятных катастрофических последствий из-за отказа сторон сотрудничать по данной проблеме.
Бассейн реки Инд является бомбой с часовым механизмом, которая может взорваться в любой момент, увеличив дефицит водных ресурсов в регионе и вызвав непоправимые изменения в климате.
1120 тыс. км2 территории полуострова Индостан орошаются водами реки Инд и её шестью крупными притоками. Бассейн Инда связывает между собой водными путями более 65% территории Пакистана, значительную часть Индии (14%) и более мелкие районы Афганистана (11%) и Китая (1%).
Большинство вод Инда поступает из ледников в результате таяния снега Гималайских гор и Тибетского плато. Пакистан и Индия до сих пор были крупнейшими потребителями воды, - в основном для выработки электроэнергии ГЭС и орошения - через построенную британскими инженерами во время колониального периода разветвленную систему плотин и каналов.
Экономический и демографический рост многократно увеличил спрос на воду и привёл к загрязнениям, дефициту воды и конфликтам двух стран на этой почве.
Между тем, эксперты предупреждают, что из-за изменения климата ситуация будет только ухудшаться. Китай и Афганистан потребляют всё больше водных ресурсов бассейна для своих собственных нужд. Кроме того, все четыре страны строят или намереваются построить многочисленные новые плотины, что ещё больше усилит негативные последствия, прямо влияющие на безопасность в регионе, и приведут к экологическим проблемам.
Авторы доклада, обращая внимание на его название, говорят, что не выступают за изменение политических границ стран региона, но призывают к фундаментальным политическим изменениям, которые бы позволили рассматривать бассейн Инда как единый интегрированный ресурс. Это решение является частью стратегии по преодолению существующих проблем и конфликтов по всему миру, связанных с водой, чтобы человечество могло выйти на траекторию мирного и устойчивого использования водных ресурсов, считает Владимир Смахтин, директор Института водных ресурсов, окружающей среды и здоровья ООН в Гамильтоне (Канада).
Между тем, по мнению авторов доклада, в краткосрочной перспективе радикальная и стремительная трансформация проблем водоснабжения населения на полуострове Индостан представляется крайне маловероятной, поэтому они предсказывают повышение и без того высокого градуса напряжённости в отношениях между четырьмя странами.
Авторы доклада отмечают, что промедление в решении проблемы доступа к воде несёт огромный риск подрыва экономического потенциала в регионе и может стать катастрофой для миллионов живущих ныне, а также для будущих поколений людей, особенно в Пакистане, который потребляет 183 млрд. кубических метров пресной воды в год, что является четвёртым показателем в мире после Индии, Китая и США.
Последствия и «эхо» конфликтов между Индией, Пакистаном, Афганистаном и Китаем могут выйти далеко за пределы их границ, предупреждают авторы доклада. Поэтому нехватка воды в бассейне Инда является общемировой, а не локальной проблемой. Китай и Индия – первые две страны в мире по количеству населения. Они также как и Пакистан являются крупными военными державами, обладающими ядерным оружием.
Очертив круг проблем, которые сопровождают «водный» вопрос на полуострове, авторы доклада предлагают несколько шагов, с целью её решения:
1. Наладить многосторонний обмен информацией по проблеме между всеми заинтересованными сторонами. Новейшие спутниковые технологии предоставляют хорошую возможность сотрудничать и обмениваться данными с целью разработки системы совместного управления водными ресурсами.
2. Наладить сотрудничество по решению проблем экологии в регионе, развить экономические отношения в сфере энергетики (контракты на поставку электроэнергии, вырабатываемой ГЭС в страны бассейна), сосредоточить внимание на совместном предотвращении стихийных бедствий, вызванных нехваткой питьевой воды.
3. Вдохнуть жизнь в Договор о водах Инда от 1960 года, а также расширить состав его участников, включив в него Китай и Афганистан.
4. Прибегнуть к помощи банков развития, двусторонним агентствам-донорам, ООН, международным неправительственным и исследовательским организациям. В правовом плане - отталкиваться от Конвенции ООН оправе несудоходныхвидов использования международных водотоков 1997 года и Парижского соглашения по борьбе с глобальными изменениями климата 2015 года*,приходящего на смену Киотскому протоколу.
Из слов представителя ООН Смахтина становится понятным, что цель доклада – попытка вынудить страны региона играть по глобальным правилам. В этом отношении очень любопытно Решение 21 Конференции Сторон Рамочной конвенции по изменению климата из 137 пунктов (к нему собственно и идёт в качестве приложения Парижское соглашение), в котором прописаны механизмы внешнего управления природными ресурсами стран подписавших его.
Китай 3 сентября 2016 года, а Индия 2 октября 2016 г. ратифицировали Парижское соглашение. Пакистан обещает это сделать в ближайшее время. Причём названные страны добились перенесения на более поздние сроки выполнения условий соглашения, что вполне возможно не устраивает ООН, как предтечу мирового правительства.
Доклад «Imagining Industan» в той или иной мере призван эту задачу решить.
Стоит отметить, что Россия Парижское соглашение подписала, но отложила ратификацию. По сообщению министра природных ресурсов и экологии России Сергея Донского, сделанного им 28 октября 2016 года, Россия не планирует ратифицировать Парижское соглашение по климату до 2020 г.
По всей видимости, в Кремле хорошо отдают себе отчёт, что исполнение Россией в настоящем условий Парижского соглашения ставит крест на развитии промышленности и фактически переводит нашу страну под внешнее управление.
Подробнее об этом читайте в статьях «Большой куш. Продавцы российского углерода» и «Международное лобби климатической аферы»
*Справка: В декабре 2015 года на конференции ООН 195 стран-участниц форума условились не допустить повышения средней температуры на планете к 2100 году более чем на 2 градуса по Цельсию по сравнению с доиндустриальной эпохой.