Как многое может измениться всего за один месяц. Во всяком случае, в тоне американских СМИ.
Когда в Калифорнии завершался июньский саммит США-Китай, Председатель КНР Си Цзиньпин говорил об отношениях нового типа между двумя странами. И он, на словах, был полон уверенности в создании подобных отношений, учитывая, что в течение последних 40 с лишним лет государства осуществляли взаимовыгодное сотрудничество, давшее впечатляющие результаты. Так, установлены более 90 средств и способов диалога и контактов в области экономики и гуманитарных сфер. Сегодня существуют более 220 провинций и городов-побратимов в двух странах, около 190 000 китайских студентов обучаются в США, а в Китае получают образование свыше 20 000 молодых американцев. При этом у обеих стран остается очень широкое пространство для дальнейшего сближения.
По мнению Барака Обамы американская и китайская стороны также должны осуществлять стратегическое взаимодействие и, что немаловажно, можно достичь конкретных сдвигов в отношениях между армиями двух государств.
При этом наблюдатели утверждали – истинный смысл переговоров между лидерами США и КНР проявится уже на Стратегическом экономическом форуме в Вашингтоне, что пройдет 8-12 июля нынешнего года. И вот он состоялся, и каков итог? «Добро пожаловать на самое скучное мероприятие» - это заголовок статьи в “Washington Post”. Подобные слова стали весьма характерными в целом для оценок американскими СМИ прошедшей встречи. Никаких прорывов, несмотря на все усилия США в деле продвижения их позиции в отношении дальнейших либеральных экономических реформ Китая, отпуска в свободное плавание юаня, признания вины за научно-технический и промышленный кибершпионаж, не произошло. Все наталкивалось на твердую, хотя и вежливую, стену китайского упрямства и неприятие претензий американских партнеров. А тут еще и Сноуден со своими разоблачениями американской киберагрессии и вмешательства во все сферы деятельности человечества подоспел.
Не дошло дело и до плодотворного диалога о взаимодействии армий двух великих государств. Напротив, в июле состоялись масштабные военно-морские учения, но не США и КНР, а Китая и России. С подробной статьей, анализирующей их ход и значение, выступил директор по научным исследованиям Индийского Совета по международным отношениям Виджей Сакуйя на сайте Института изучения и мира и военных конфликтов (IPCS) www.ipcs.org. Он отмечает, что кроме традиционной программы при взаимодействии двух флотов в борьбе с пиратами, поиском и спасением людей, на этот раз отрабатывалось взаимодействие против подводных лодок противника и десантирование на сушу. За маневрами пристально наблюдали военные США, Японии и Южной Кореи. Учения стали ответом на японо-американские маневры у побережья Калифорнии, прошедшие в июне, через пару дней после саммита США-КНР. Учения русских и китайцев, утверждает автор, - попытка России и Китая продемонстрировать свою силу Соединенным Штатам, проводящим так называемую политику сдерживания в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которая воспринимается в качестве последствия Холодной войны.
Не менее серьезно оценила это событие Джейн Перлез в “New York Times” от 7 июля. В публикации сказано, что это послание Пекина Вашингтону, в то время как США размещают флот в Тихоокеанском регионе. Китай действует сегодня в том же направлении. Отмечаются также беспрецедентно хорошие отношения между Китаем и Россией в борьбе за многополярный мир и реальное сдерживание США.
Что же касается Стратегического экономического форума США-КНР, говорится в статье, все братство между китайцами и американцами заключается в огромном количестве разговоров, не имеющих никакого реального продолжения. Да, в китайской экономике полно проблем, но он сегодня запускает долгосрочную экономическую программу по борьбе с замедлением роста. При этом страна реагирует на американскую политику на Ближнем Востоке и в Азии, демонстрируя свою силу и независимость.
Во время экономического форума и после него были опубликованы статьи Лесли Гелба, почетного президента Совета по международным отношениям, старейшего американского независимого исследовательского центра в области международной политики в соавторстве с Дмитрием Саймсом, известным американским политологом российского происхождения, президентом Центра национальных интересов в “New York Times” и “The National Interest”. Характерны их заголовки: «Новая антиамериканская ось: Москва – Пекин?» и «Опасайтесь сговора Китая и России». Авторы, по существу, выносят приговор беззубой и недальновидной политике Соединенных Штатов в отношении Китая и России. Эта уничижительная критика персонально Барака Обамы со стороны республиканцев. Они пишут:
- Россия и Китай, кажется, решили, что для того, чтобы лучше продвигать их собственные интересы, им следует «выдрать парочку перьев из хвоста» Вашингтона. При этом ни та, ни другая страна не хотят, наверное, начинать новую Холодную войну, не говоря уже о горячих конфликтах.
Эти известные американские политологи утверждают, что перелет Эдварда Сноудена из Гонконга в Москву не был бы возможен без сотрудничества России и Китая. Поведение этих двух стран в деле Сноудена демонстрирует их растущую уверенность в себе и готовность действовать, что называется, за счет Америки. У Москвы и Пекина появилось пространство для маневра и фундамент взаимного сотрудничества, что может нанести вред американским интересам. Обе страны могут начать «дипломатию треугольника», похожую на стратегию Никсона-Киссинджера 1970-х годов. При таком сценарии Москва и Пекин станут грозить Вашингтону перспективой создания двухстороннего альянса или заключением какого-то временного соглашения о сотрудничестве, чтобы оказывать давление на США.
Такие изменения происходят в результате того, что в Москве и Пекине начинают видеть угасание и упадок Америки, которая держится за традиционные связи со слабеющей Европой и частью Азии, теряя при этом экономические рычаги и моральный авторитет в остальной части мира. Уход Америки из Ирака и Афганистана без победы способствует таким настроениям. Обе страны в это время стараются приобрести большее дипломатическое и политическое влияние, очевидно, считая, что можно это сделать, ограничивая Соединенные Штаты.
В эти же дни появилась публикация политолога нового поколения Алекс Шахин на сайте «поколения У» (которому сейчас от 20 до 30 лет) www.policymic.com под названием «Американо-русские отношения: США никак не могут расстаться со своими дурными привычками» (11.07.13). Автор констатирует:
- С учетом всех разногласий и возмущенной риторики, в последнее время имеющих место в отношениях между США и Россией, наблюдатели выдвинули предположение о начале новой Холодной войны. Американским официальным лицам нужно прекратить кричать о нарушении правил игры при каждом движении России, направленном на утверждение собственной независимости и силы, как будто любое расхождение с политикой США оскорбляет все человечество.
Последнее высказывание полностью можно отнести и к критике, все чаще звучащей, в отношении политики США к Китаю. Теперь все разговоры о возможном создании «G-2: США-Китай» полностью прекращены. При этом Китай остается в роли свободного игрока, имеющего реальные плюсы от сотрудничества как с Америкой, так и с Россией, не теряя при этом ни грамма собственного суверенитета. Здесь можно сослаться на статью в газете «Хуаньцю шибао» под заголовком «Китай с одобрением смотрит на планы России по созданию Евразийского союза» (5.07.13). Сказано в ней буквально следующее:
- Китаю следует, как говорится, «понимать суть происходящего, но не мешать, сохранять осторожность, но не оставлять происходящее без внимания, следить за ходом событий, но не увлекаться чрезмерным анализом».
Переводя с китайско-дипломатического, само издание расшифровывает подобную позицию, говоря, что Китаю надо активно участвовать в жизни этого союза от имени ШОС, углубляя знание об экономической политике Евразийского союза и подталкивая Москву к активизации. Употребляя при этом термин «надавливая» на Москву, чтобы активизировать китайско-российское экономическое сотрудничество.
Согласитесь, у Пекина есть стратегия, дающая реальные плоды. В отличие от позиции США – учителя с розгами, которая выглядит все более нелепой и непродуктивной.