Прошел всего месяц после публикации 4 октября в «Известиях» программной статьи Владимира Путина «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня», а октябрьские события показали, насколько сегодня уплотнено время, какие принципиальные и долговременные узлы будущих глобальных изменений завязываются прямо на наших глазах. Надо только умело различать признаки надвигающихся перемен. Давайте попытаемся этим и заняться.
Киргизия избрала своего «Путина»
Прошедшие в Киргизии 30 октября президентские выборы, хотя их официальные итоги еще не подведены, привели к победе нынешнего главу правительства этой страны Алмазбека Атамбаева. Он набрал более 60% голосов и уже получил поздравления от руководства Госдумы РФ. Как отмечают наблюдатели, практически все кандидаты были лояльны к России. Однако Атамбаев явно выделялся в их ряду – еще до выборов, в ходе переговоров с Владимиром Путиным, киргизский премьер заявил, что его страна заинтересована во вступлении в Таможенный союз (ТС) России, Казахстана и Белоруссии. Это несомненный плюс для общих интеграционных процессов. Недаром такое влиятельное издание Великобритании, как “FinancialTimes” репортаж из Бешкека дало под заголовком «Киргизия избрала своего Путина».
В публикации этой сказано, что избранный президент Киргизии занял позицию союзника Москвы, заявив в понедельник 31 октября в своем первом программном выступлении, что аренда американскими вооруженными силами военной базы в Манасе не будет возобновлена после 2014 года, что станет главной неудачей вооруженных сил Америки и в целом ее внешней политики в центральноазиатском регионе. Хотя, надо отметить, не только “FinancialTimes”, но и другие западные издания с некоторым сомнением относятся к прозвучавшему сенсационному заявлению, так как бывший президент этой страны Курманбек Бакиев в свое время хотел закрыть ту же базу еще в 2009 году, однако уступил, когда Вашингтон предложил втрое поднять арендную плату. В результате все это стоило Бакиеву должности, пребывания на родине, а народу Киргизии сотен жертв после второй киргизской революции 2010 года. Но вряд ли, думается, Атамбаев будет наступать на те же грабли. Другой вопрос, ситуация в самой республике – это сгусток острейших проблем по все направлениям.
Некоторое время назад в беседе с обозревателем электронного издания KM.RU политолог, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов отметил, что нынешняя Киргизия, к сожалению, стала, по сути, территорией наркокартелей в Центральной Азии. Ситуация столь остра, что в марте нынешнего года Российская Федерация впервые в истории своей финансовой службы выделила сумму в размере шести миллионов долларов на три года для обеспечения деятельности киргизского комитета по антинаркотической борьбе. Сегодняшний бюджет этой страны, по его мнению, в два раза меньше, чем, по минимальным оценкам, составляет оборот всего наркотрафика, проходящего через эту горную территорию.
Понятно, одной Киргизии никак не справиться с таким злом, и вопрос идет вообще о принципиальном сохранении государства, а, значит, и цивилизованной политики во всей Центральной Азиии. И это несмотря на любимую тему наблюдателей о том, как мы эффективно сотрудничаем с американцами в Афганистане в деле борьбы с производством наркотиков и их транспортировкой. Со стороны США, между тем, открыто звучат призывы о создании большой Центральной Азии, или, если брать аналогию с «АфПаком» (Афганистан – Пакистан). Теперь же создается «АфЦА» (Афганистан – Центральная Азия). Этот регион Соединенные Штаты намерены подчинить своим стратегическим интересам, о чем 23 сентября поведал помощник Госсекретаря США Роберт Блейк.
Киргизия, по факту, стремительно превращается в своего рода Мексику, здесь тоже идут настоящие бои между наркокартелями и спецподразделениями государства.
Но это не единственная головная боль будущего президента Атамбаева. Несмотря на стремление интегрироваться в Таможенный союз, он не скрывает того напряжения, которое вызовет присоединение к нему Киргизии. Надо будет тщательно обсуждать каждый пункт таможенного союза. Сегодня киргизские торговцы и производители одежды зависят от контрабанды китайских товаров. Это немалая сила – по некоторым оценкам, до 300 тысяч человек. Присоединение к ТС приведет к контролю на границах Киргизии, таможенным пошлинам, а цены на все изделия, естественно, стремительно взлетят.
Новому президенту предстоит решать все проблемы сразу – экономические, внешнеторговые, межклановые и этнические, а также чисто криминальные. Причем, ни одну из них нельзя откладывать в долгий ящик. В этой связи понадобится умная и последовательная помощь России. Выполняя стратегическую задачу по созданию единого таможенного пространства, надо помочь не только формальному вступлению Киргизии в ТС, но и избежать очередной революции, которая на деле обернется кровавыми межэтническими столкновениями. Найти предстоит компромисс не только с местным малым и средним бизнесом, но и пойти на диалог с самым мощным соседом этой республики – Китаем.
Выступая на днях на телеканале «РБК», руководитель секретариата Таможенного союза, известный ученый-экономист Сергей Глазьев, отметил, что России надо, скорее всего, выходить на прямые переговоры с китайской стороной о тех преференциях, которые могут получить китайцы после вхождения Киргизии в Таможенный союз. Идея вполне разумная и обоснованная. В большой политике, как впрочем, и в экономике нельзя играть лишь в одни ворота. Если завтра будут введены таможенные пошлины на внешней границе ТС, то китайцы, например, могут получить новые в Москве и других крупных городах новые и достойные торговые центры взамен прикрытого два с лишним года назад «Черкизона». Пока то, что открывается, никак нельзя считать соразмерным по объему этому канувшему в лету печально знаменитому рынку. Можно к тому же серьезно вести речь об участии их строителей в сооружении объектов сочинской Олимпиады. Нельзя забывать о солидных инвестиционных проектах, которые у нас почему-то по гайдаро-чубайсовской инерции, идущей еще с 90-х годов, связывают исключительно с Западом. Словом, тем для серьезного диалога может быть немало.
Хиллари проходит по тылам
За неделю до киргизских выборов госсекретарь США Х. Клинтон посетила Пакистан, Афганистан, Таджикистан и Узбекистан. Свой вояж она завершила в Ташкенте, откуда предупредила Иран, что даже после вывода своих боевых подразделений из Ирака, США, благодаря базам, сохранят присутствие в ближневосточном регионе. И потому Ирану не следует рассчитывать, что уход американцев сделает Ирак более открытым для иранского влияния.
Вообще госпожа Клинтон была настроены весьма решительно: «Иран жестоко просчитается, если не учтет наше присутствие во многих странах региона – в виде баз и тренировочных подразделений». Спустя некоторое время выяснилось, что большинство иракского контингента военнослужащих Соединенных Штатов вернется не на родину, а в соседний Кувейт.
После визита Хиллари практически всем наблюдателям стало очевидно, что Соединенные Штаты не будут далеко уходить и из Афганистана. Они хотят прочно закрепиться в Центральной Азии, и потому стратегической задачей американской региональной политики является создание здесь сети военных объектов. Как отметил в беседе с корреспондентом агентства «Азия–плюс» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Князев, американцы решили в целом перенести основную мощь своего военного присутствия в северные регионы Афганистана, а также создать новые военные объекты в республиках Центральной Азии. Самые вероятные кандидаты на размещение – это Таджикистан, Киргизия, а также Узбекистан в лице прощенного за ферганские события 2005 года президента Ислама Каримова. Шесть лет этот лидер считался на Западе ответственным за гибель десятков (по некоторым данным сотен) людей в результате беспорядков в Фергане и вообще хроническим нарушителем прав человека.
Этот регион важен для Америки как плацдарм, откуда можно сдерживать сразу три крупные державы – Китай, Россию и Иран. Поэтому не случайно в октябре в СМИ появились сообщения о стремлении администрации Барака Обамы начать переговоры с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) об определении формата взаимодействия. Американская дипломатия допускает два варианта. Первый, предоставление Вашингтону статуса наблюдателя в ШОС. Второй – получение статуса постоянного партнера по диалогу. В Белом доме хотели бы видеть другую ШОС, отмечает в «Независимой газете» Алексей Фененко, ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН. Американцы не особо скрывают, что они хотят влиять на выработку решений организации. В этом смысле действия США направлены, как тактично заметил ученый, скорее на ослабление, чем на усиление ШОС.
Но безо всяких обиняков эту мысль выразил еще в феврале нынешнего года упоминавшийся уже помощник госсекретаря США Роберт Блейк. Как говорится, если нельзя помешать извне, то надо структуру возглавить или хотя бы влиться в ее ряды, чтобы подорвать изнутри.Нельзя не вспомнить радостно-безумное восклицание Хиллари по поводу гибели Каддафи: «Пришли, увидели, и он мертв…ха-ха-ха…» (“We came, we saw, … and he is dead, ha-ha-ha…).
Шуметь на Западе, чтобы войти с Востока
Примерно так звучит древняя китайская мудрость о том, как надо планировать крупные военные операции. В то время, когда госсекретарь США проводит рекогносцировку театра возможных военных действий, за тысячи километров от Центральной Азии в другом регионе - балтийском разворачивается реальная стратегическая группировка войск, которая под видом учений отрабатывает сценарий крупномасштабной войны в Европе.
В отечественных СМИ об этом или не упоминается вовсе, или упоминается вскользь. Возможно, живы еще надежды, навеянные лиссабонским саммитом прошлого года глав государств-членов НАТО и России о повышенной степени партнерства. Однако в странах Балтии и Польше истерия по поводу «угрозы с Востока» не утихают, несмотря на, казалось бы, полную абсурдность этой страшилки. России, конечно, не под силу сегодня ни одна крупная наступательная операция. Достаточно вспомнить о разносе, устроенном президентом Медведевымвоенным и руководителям ВПК в связи с полным срывом оборонного заказа. Кроме того, Россия не проводила ни в прошлом, ни в нынешнем году никаких военных учений на своих западных рубежах. Чего не скажешь о НАТО.
В Польше и Прибалтике маневры происходят с завидным постоянством. И сегодня, как во времена Холодной войны, многие средства массовой информации Запада продолжают убеждать своих граждан, что глупо, мол, предполагать, будто Россия больше не представляет угрозы. В Интернете можно легко найти доклад за подписью Х. Клинтон, в котором сказано буквально следующее: Россия является «потенциальной угрозой для прибалтийских государств». Поэтому учения в непосредственной близости от наших границ набирают обороты: в июле на территории Литвы ив ее территориальных водах прошли крупнейшие в этом году учения альянса «Янтарная надежда» с участием более двух тысяч военнослужащих из девяти стран. Месяц назад президент Латвии Андрис Берзиньш отметил важность учений НАТО в его стране и с гордостью сообщил, что Латвия не видела такого военно-патриотического подъема с 2006 года, «когда у нас проходил саммит НАТО». С 19 по 26 октября Эстония приняла участие в учениях НАТО по урегулированию кризисных ситуаций (СМХ2011). Список, согласитесь, внушительный. А ведь такие учения происходят в регионе ежегодно у наших границ. Уместно вспомнить заявление Владимира Путина о том, что действия НАТО в Ливии показали, насколько легко страны альянса принимают решения об агрессии в отношении других государств.
Но причем здесь, скажет читатель, заявленная центральноазиатская тема? Да при том, что начатая нашей страной внятная и долговременная политика по созданию евразийского экономического пространства и Таможенного союза вызывает на Западе далеко не радостные чувства. И если на границе с балтийскими странами и Польшей будут бряцать оружием, это еще не значит, что завтра война. Но вот отвлечь внимание и ресурсы, ослабить восточное направление, где, скорее всего, и продолжатся крупномасштабные драматические события, - эта цель у стратегов из Вашингтона и Брюсселя стоит реально. Отмахнуться от нее нельзя. Как и нельзя ослабить строительство евразийского политического и экономического сообщества. С ним мы все станем сильнее и самостоятельнее.