Член Европейской академии наук, директор Международного исследовательского центра по нанотехнологиям, президент Израильской ассоциации изобретателей, профессор Олег Фиговский выступал в столице Чувашии в рамках III Чебоксарского экономического форума и рассказал много интересного.
Израильский эксперт подчеркнул, что ещё один «очень важный вопрос – как это дело управляется» и привёл пример, который, по его мнению, «покажет разницу в эффективности управления». «Вы знаете, что существует такая большая организация – Роснано. Честь и хвала, хорошо, что она создана, замечательно. В ней сейчас около 700 сотрудников. Они недавно отчитались о своих грандиозных успехах», – начал Олег Фиговский, отметив, что Роснано вложило «пока какую-то очень малую долю денег в реальное производство», в итоге пущено, по разным данным, от 3 до 8 реальных производств: «Реальной-то промышленности нет, есть только вкладывание денег и получение прибыли. Но это хорошо, они хоть не потеряли эти деньги». И сообщил, что в Израиле также существует своего рода аналог этой организации: «Она существует примерно столько же времени, как Роснано. Мы пока пустили только 28 новых производств по нанотехнологиям за этот период. Но вот что интересно, я всем задаю вопрос, а как вы думаете, сколько же народу работает там?… 1,5 человека – исполнительный директор на полставки и инженер-координатор на полную ставку. И его зарплата существенно ниже, чем в Роснано».
Значит, израильский эксперт понимает, что мы так плохо (а кто-то хорошо) живем не потому, что мало работаем, а потому, что нами так «эффективно» управляют.
Эффективность Чубайса измеренная по методике Фиговского (то есть по количествуву запущенных производств в расчете на сотрудника) ниже израильских аналогов в 1633 раза (Одну тысячу шестьсот тридцать три раза). Но если измерять эту эффективность в коробках из под ксерокса, то окажется, что Чубайс один из самых эффективаных мэнеджеров, а Фиговский не в тех еденицах меряет эффективность.
Эксперт в своём выступлении также заверил, что в Израиле – «минимальные последствия от кризиса», так как здесь нет ипотечных кредитов, «страна не занимается продажей ресурсов»: «То есть мы не продаём нефть, газ. У нас этого нет. А вот высокие технологии всегда нужны».
Итак, в Израиле не дают (и не берут) денег под процент, в полном соответсвии с Торой, которая в Израиле заменяет Конституцию:
236-я заповедь – запрещение брать в долг под проценты. Если бы не существовало запрета занимать под проценты, мы бы могли подумать, что ссужающий под проценты совершает грех, поскольку он наживается на должнике, но должник никакого проступка не совершает – ведь он всего лишь соглашается на то, чтобы на нем наживались. Это было бы подобно мошенничеству, когда преступление совершает только мошенник, но не тот, кого обманули. Но Писание обращается с особым запретом и к должнику – ему также запрещено участвовать в сделке, подразумевающей возвращение долга с процентами. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Не давай лихвы брату своему: ни лихвы серебра, ни лихвы съестного” (Дварим 23:20). Т.е. не бери взаймы под проценты.
237-я заповедь – запрещение способствовать заключению сделки, подразумевающей выплату долга с процентами. Запрещено быть поручителями и свидетелями такой ссуды, а также составлять договор о заключении подобной сделки. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не возложите на него лихвы” (Шмот 22:24).
И сказано в трактате Бава меция (75б): “Поручитель и свидетели преступают запрет “Не возложите на него лихвы”. И там же разъяснено, что и софер (составитель договора) нарушает этот запрет. И хотя запрет обращен к пособникам такой сделки, он распространяется также и на заимодавца (поскольку он тоже способствует выдаче ссуды под проценты).
Таким образом, ссужающий под проценты преступает шесть запретов Торы. Первый – “Не будь ему притеснителем” (Шмот 22:24. НД 234); второй – “Серебра своего не давай ему в рост” (Ваикра 25:37); третий – “И за лихву не ссужай ему своего хлеба” (там же); четвертый – “Не бери с него лихвы” (там же 25:36); пятый – “Не возложите на него лихвы” (Шмот 22:24); и шестой – “Перед слепым не клади препятствия” (Ваикра 19:14).
И там же (Бава меция 75б) сказано: “И заимодавец, и должник, и поручитель, и свидетели, и составитель договора – все они преступают запреты Торы при заключении сделки о предоставлении ссуды под проценты. Преступаются запреты “Не давай ему в рост”, “Не бери с него лихвы”, “Не будь ему притеснителем”, “Не возложите на него лихвы” и “Перед слепым не клади препятствия”.
И вслед за этим разъясняет Абае (там же): “Заимодавец преступает все эти запреты, должник преступает запрет “Не давай лихвы брату твоему” (Дварим 23:20) и запрет “Перед слепым не клади препятствия”, а поручитель и свидетели – запрет “Не возложите на него лихвы”.
У заимодавца, который преступил эти запреты и дал в долг под проценты, изначально определив, какую именно лихву должен присовокупить должник, изымают эту лихву и возвращают должнику.
Очевидно, что законопослушные евреи, участвующие в кредитных сделках по всему миру не нарушают Тору, так как запреты касаются только сделок с братьями-еврееями. Интересно, что выдача кредита под процент считается в Торе притеснением и препятствием положенным перед слепым человеком. Таким образом, по Торе получается, что правительство РФ собирается создать условия для притеснения 60% населения к 2030 году. Интересно, может ли религиозный еврей, ссылаясь на 237 заповедь, потребовать вернуть ему проценты, уплаченные по ипотеке, даже если он живет не в Израиле, а скажем в РФ ?
Кроме того, Олег Фиговский сказал:
Хочется напомнить, что под образованием понимается не сумма застывших знаний, а умение быстро освоить новое.
То есть он подтвердил положение Концепции Общественной Безопасности о важности осовения методологии, как науки о получении нового знания.