Юрист и судебный эксперт о происходящем сейчас со школой Щетинина
Разбираю документы административного дела: Ученики школы построили своей школе здания, чтобы в них учились другие дети, следующие поколения. Россия не взяла подарка, не оформила собственности на здания своей школы и выгнала детей вон именем Российской Федерации. Пока - на 3 месяца.
Я понимаю, что за 3 месяца такие дела не делаются. Я понимаю, что, скорее всего, через 3 месяца лицензия будет отозвана, скорее всего, будут кадровые решения по директору, придет новая команда, в Школу войдут новые дети, по новым правилам.
Я понимаю, что это не будет конец, что Школа М.П. Щетинина воскреснет в виде АНО в независимых зданиях, получит лицензию, и пойдет дальше своим путем, частным. Частной образовательной организацией. Я знаю, что смерти Школы Щетинина не будет. Но не это главное.
Главными для меня почему-то идут ассоциации. Почему-то вспоминаются звездные форты моей любимой Валетты на Мальте, где, наверное, я не буду никогда...
Вся Валетта стоит на остовах древнейших фундаментов - желтых, фрагментированных, и в очень плохом состоянии. Но именно на этих древних мегалитах госпитальеры уже в 15 веке строили свои прекрасные звездные форты. Именно на этих древних мегалитах и сейчас стоят все яркие гавани Мальты. Поверх этих древних остовов стоит прекрасный волшебный город - каменный, светлый, на века.
Я знаю, почему у меня идет этот видеоряд.
Потому что Щетинин, Амонашвили, Тубельский, и... извините меня, кого не продолжила, но всем низкий поклон, - вот они мегалитный фундамент Российского образования, и на них держатся Русские педагогические ценности, это они легли в основу Русской педагогики - буквально, костьми. И их с их места не сдвинуть, той силы нигде в мире нет. Они сами уже - история. И на их телах и костях, на их науке и на их жизни - взросло всё то, чем гордится Россия сегодня. Они - мегалиты русского форпоста образования. Они сами и есть этот форпост.
Эти образы легко идут у меня в подсознании, это правда.
Но есть и другие образы, которые не могу я никак вообразить. Например, как госпитальеры берут в руки лопаты и кирки, и выкорчевывают древние крепкие остовы и сбрасывают их в море, потому что они "не соответствуют требованиям", "несут потенциальную угрозу", "не обеспечивают". И совсем в голову не идет, как сегодня именем Мальты, сгребают форпост Валетты бульдозерами в море – потому что «неактульные» и «нарушают общий ряд и правила».
Но именно это я вижу в связи с закрытием Школы Щетинина. Чем сердце болит, и почему не могу отпустить, и почему не могу отключиться от этой ситуации:
Предельно острыми для меня остаются те части образовательных реформ, которые на государственном уровне отказали Российским школам государственно-общественное и трудовое воспитание.
Последствием отказа от государственно-общественного и трудового воспитания я вижу разрушение семейных ценностей: культуры семейной беседы, семейных застолий, публичного приема пищи; утрачены культура социального этикета и совместного труда; выхолощена культура терпения и уважения, мы все стали «потребителями», а родители – «заказчиками образования». Я думаю, что этим отказом образование и правда «заказали». И привели «заказ» в исполнение, с контрольным в лоб.
Я наблюдаю. 5 сентября на 15-00, 15-30, 16-00 и 16-30 в Тверском суде у меня было 4 административных дела, я приехала за полчаса, но не смогла пройти в суд: на паспортный контроль и досмотр стояла огромная очередь из молодых людей, - они все стояли на суд по «бульварному делу». 3 часа дня пополудни. Будний день. Неработающие люди стоят в очереди по своим политическим убеждениям. Первое поколение без воспитателей в школе, не приученное к труду, разболтанное, безработное, агрессивное. Я обратилась к очереди и просила пропустить меня, потому что я – защитник, и мне нужно защищать людей, у меня 4 дела. Меня пропустили.
Но те, кто стоял с паспортами у охраны, хором сказали: Мы отстояли час, и не пропустим. Ждите. Я подумала: час жизни в очереди. Еще несколько часов безделья в суде. Бессмысленная пустая жизнь. И принципы.
Я не осуждаю этих людей, они не виноваты. Их так НЕвоспитали, потому что государственные школы больше не воспитывают, и в школах больше нет воспитателей, а есть психологи. Но они не воспитывают, а «разруливают».
Я всегда наблюдаю. По делу я приехала в Горьковский парк. В 14-00, будний день. И от входа до шезлонгов – парк был битком. Не пенсионерами, не школьниками. Молодежь от 20 до 30-35. Середина буднего дня. Полный парк безработных. Эти люди знают толк в отдыхе. Но ничего не знают о систематическом труде.
Я не могу это понять. Меня в школе научили работать и жить по плану. Я привыкла шить, вязать, готовить, вести ежедневник, и перед сном вспоминать что как прошло, где ошиблась, запомнить, чтобы впредь «не налететь». Мой выбор был в том, по чьим планам я буду жить: по своим или по чужим. Мне понравилось по своим. Но многие мои ровесники выбрали жить по чужим. Это не плохо, каждому свое. Это самоопределение.
Нас учили делать, а не говорить. Нас воспитывали, пока наши родители работали. Воспитывали простыми вещами: трудом и ответственностью, они создавали интерес.
Ровно эти же ценности продолжает Школа М.П. Щетинина: труд и ответственность. Его дети, - ибо я считаю, что все, кто к нему пришел, это Его дети, - его дети встают в 5 утра, работают на земле и на стройке, содержат себя в порядке и живут по понятным и раз заведенным правилам. Они тренируют тело и мозг, живут в самоорганизации, и рядом с ними люди, способные этому научить.
И мне отрадно понимать и знать, что где-то, хотя бы на краю России, есть еще Школа Воспитывающая, Школа Трудящаяся, Школа Деятельная. Не отчетная, не рейтинговая (хотя и рейтинги не плохо, когда отражают, а не подменяют), не проектная, не кванториумная, а простая русская школа с нормальным русским укладом, - как то и должно быть, как нормальное человеческой природе.
Где случился сбой программы развития российского образования, когда Школа Трудящихся стала не нужна?
Почему Россия сначала вырастила прекрасный сад, и теперь его под бульдозер?
Как бы мне хотелось бы понять, кто стоит конкретно за именем Российской Федерации, или прикрывается им.
Не для того, чтобы тыкнуть в него пальцем, нет. Мне действительно не понятно, почему со стороны Минпроса не ведутся административные консультации с администрацией Школы. Почему нет никакой административной и методической помощи по преодолению правовых недостатков. И почему пока нет консультативной работы по решению этой проблемы со стороны представителя учредителя. Почему министерство самоустранилось, ведь речь идет о базовых национальных ценностях: коллективном и трудовом воспитании, формировании российского патриотического мужского сознания в очень непростом регионе, ассимиляции детей с низкими социальными возможностями, и т.д. и т.д.
Создание системы государственного школьного воспитания - главнейшая государственная задача до 2024 года, поставленная Майским Суперуказом Президента России 7 мая 2018 года. Конкретно кто, я хотела бы знать, именем России и Министерства Просвещения, перешагивает Указы Главы Государства вместо их исполнения.
Судя по всему, именно Школа М.П. Щетинина и есть один из крепких оплотов государственного воспитания, в котором должны коллективно работать сотрудники минпроса - и описывать, описывать, описывать, и - благодарить, благодарить, благодарить.
А не приставы. Приставы в Школе Щетинина - это игнорирование Государственых целей и задач, это против воли Президента, против России, а не во имя ее. Как и против целей государственной национальной идентичности, ибо ничего, кроме труда, семьи и детей нацию не объединяет.
И сегодня я присоединяюсь в своей национальной идентичности к нормальным национальным ценностям, и вступаюсь за Михаила Петровича Щетинина как первоносителя таких национальных ценностей, академика, Автора, Героя. Эти мысли - мое мнение и моя позиция.
Неужели гсоударственное образование на этом – всё…
Савина Оксана (Ксения Ксения)
Юрист, судэксперт, модератор площадки "Образование" ОНФМосква.