С начала 90-х годов XX века славяне всего мира отмечают праздник — День дружбы и единения. В этот день, 25 июня — славянские народы проводят различные культурные мероприятия, не только поддерживающие, но и возрождающие некоторые традиции и элементы культуры предков. Наиболее широко данный праздник отмечается тремя странами — Россией, Белоруссией и Украиной, в частности, проводится открытый фестиваль «Cлавянское единство», история которого начинается в 1969 г.
Кто такие славяне, каковы причины их разобщения, что такое дружба вообще и что в действительности несёт в себе учреждённый не так давно праздник? На эти вопросы мы попробуем ответить в данной статье.
Для начала обратимся к истокам появления славянских народов. Славяне — народ, вышедший из общей индоевропейской языковой семьи народов и с течением времени, выделившийся в отдельную общность.
Процесс выделения славян из индоевропейской языковой семьи происходил довольно долго. При этом оценки представителей научного сообщества о времени выделения славян из индоевропейской общности расходятся. Так, например, Борис Александрович Рыбаков — советский и российский археолог — относил появление славянского этноса к XV-XII вв. до н.э. и связывал его с Тшинецко-комаровской археологической культурой. В своей книге «Язычество древних славян» он пишет:
«К середине II тысячелетия до н.э., примерно к XV в., завершилось занявшее несколько столетий перемещение и расселение нескольких сотен родственных индоевропейских племён. Переселенцы упёрлись или в море, или в тайгу, или в степь.
Наступила пора более спокойных, стабильных взаимоотношений соседних племён; начали складываться из pазных пеpемешанных междy собой частей индоевpопейского массива и некоторых неиндоевропейских племён новые этнические общности.
Племена, жившие междy Одеpом и Днепpом, начали консолидиpоваться в одноpоднyю массy пpаславян. Единая аpхеологическая тшинецко-комаpовская кyльтypа, по всей веpоятности, довольно точно отpажала пpостpанство, занятое племенами, становившимися пpаславянами. Конечно, нельзя отpицать того, что носители любой соседней кyльтypы могли то или иное вpемя говоpить на каком-либо пpаславянском диалекте или что часть носителей тшинецкой кyльтypы не понимала (всегда или вpеменно) пpаславянской pечи, но в общих чеpтах тшинецкая кyльтypа, надо полагать, помогает нам пpедставить пpаславян XV – XII вв. до н. э. в их истоpической конкpетности».
Олег Николаевич Трубачёв — советский и российский лингвист-славист, изучавший древнеславянский язык, относил выделение славянского этноса к X-VII вв. до н.э. и связывал его с Чернолесской археологической культурой.
А вот другой известный советский археолог Пётр Николаевич Третьяков в своей книге «По следам древних славянских племён», пришёл к выводу, что первой славянской культурой являлась Зарубенецкая культура и отнёс её появление к II — III вв. до н.э.
Приведённые версии основаны на изучении какой-либо одной из археологических культур или изучении славянских языков. Судить о точном времени появления славянского этноса, да и любого другого, имеющего широкое культурное разнообразие и складывающегося тысячелетиями, только по одной найденной археологической культуре или языку на наш взгляд неправильно — здесь нужен комплексный подход. Помимо общих признаков в разных археологических культурах и языка, должна быть и объединяющая всех членов этноса идея.
Несмотря на это, в современной научном сообществе принято лингвистическое определение славян, т.е. славяне — это народы, относящиеся к славянской языковой группе.
Славя́нские языки́ — группа родственных языков индоевропейской семьи. Распространены в ряде стран Центральной и Восточной Европы и Северной Азии. Общее число говорящих — более 400 млн человек, преимущественно славяне. Отличаются большой степенью близости друг к другу, которая обнаруживается в структуре слова, употреблении грамматических категорий, структуре предложения, семантике, системе регулярных звуковых соответствий, морфонологических чередованиях. Эта близость объясняется единством происхождения славянских языков и их длительными и интенсивными контактами между собой на уровне литературных языков и диалектов.
Длительное самостоятельное развитие славянских народов в разных этнических, географических и историко-культурных условиях, их контакты с различными этническими группами привели к появлению различий материального, функционального и типологического характера. (ВИКИПЕДИЯ)
Действительно, у различных племён на протяжении длительного культурного взаимодействия между собой, мог сложится общий для всех язык, который стал одним из факторов, позволивших объединить племена в единый этнос. При этом представители этих племён не могли появиться из ниоткуда. Их родовые линий уходят вглубь тысячелетий. И здесь стоит обратить внимание на генотипы — совокупности генов — славянского этноса, которые складывались из нескольких родов — групп людей, у каждой из которых когда-то был общий предок.
В науке принято специальная кодировка гаплогрупп, например: R1a, R1b и т.д. (подробнее о возникновении различных гаплогрупп рекомендуем нашим читателям прочитать труды Клёсова А.А. — советского и российского биохимика, автора «ДНК-генеалогии»).
Другими словами, гаплогруппы — родовые линии
По информации о распределении мужских гаплогрупп у славян, славянский этнос состоит из множества таких родов, преимущественно это гаплогруппы R1a, I2a и N1a1. Например, гаплогруппа R1a наиболее часто встречается у поляков — 57,5% (выборка проводилась на основании тестов, взятых у 1252 чел.), белорусов — 51% (тестировались 574 чел.) и русских — 46% (тестировались 1207 чел.).
Помимо общности языка у славянских народов были едины и некоторые традиции. Здесь обратим внимание читателя на то, что традиции народов мира складываются на основе их мировоззрения. А язык в формировании мировоззрения играет одну из главных ролей (так русский язык даёт объёмное понимание мироустройства в отличие от английского языка, который превращает объёмное мировоззрение в плоское), т.е. язык и традиции — взаимовложены друг в друга.
Одна из общих традиций — обожествление и взаимодействие с природой, своеобразный культ поклонения. Славяне (и некоторые другие народы) наделяли природу живой душой, говорили с ней, просили её о чём-нибудь. Особым почитанием пользовались Солнце, земля и вода. Один из известнейших древних праздников, дошедших до наших дней — праздник летнего солнцестояния, или день Ивана Купала (в Польше этот праздник носит название Соботки) — характеризуется тем, что люди водят хороводы вокруг костра. Такое вождение символизирует собой круговое движение светила. В календарном цикле древнего славянского календаря этот праздник противоположен другому известному празднику — Коляда, связаннному с зимним солнцестоянием.
В Русском царстве в 1700 г. Пётр Первый, начав активное внедрение после церковного раскола, западных порядков, своим указом упразднил старый календарь и ввёл новый — Юлианский, отрезав от старого летоисчисления 5508 лет. Основное отличие нового календаря — количество месяцев составляло 12 вместо 9 по старому славянскому календарю, а отсчёт нового года стал осуществляться не с 1-го сентября, а с 1-го января.
Генрих Семирадский. Ночь накануне Ивана Купалы
После принятия христианства славянские народы долгое время не переставали выражать своё поклонение природе. Дело в том, что истинное учение Иисуса Христа предполагает в себе гармоничное существование человека и окружающей его природной среды. Об этом же говорит и один из апокрифов христианства — Евангелие мира от есеев, в котором Иисус обращается к ищущим истину:
Я говорю вам самую истину, Человек есть Сын Земной Матери, и именно от неё Сын Человека получает всё своё тело, как тело новорожденного рождается из лона его матери. Истинно говорю вам, вы одно с Земной Матерью — она в вас, а вы в ней. От неё вы родились, в ней вы живёте и в неё вы вернетесь снова. Соблюдайте, поэтому, её законы, ибо только тот, кто почитает свою Земную Мать и следует её законам, может жить долго и быть счастливым. Ибо ваше дыхание — это её дыхание, ваша кровь — её кровь, ваши кости — её кости, ваша плоть — её плоть, ваши внутренности — её внутренности, ваши глаза и ваши уши являются её глазами и её ушами.
Истинно говорю вам, если нарушаете хоть один из этих законов, если причиняете вред хоть какому-нибудь члену тела своего — совершенно погибните в своей ужасной болезни, и будет рыдание и скрежет зубов. Говорю вам, если не будете следовать законам своей Матери, то никоим образом не сможете избежать смерти. Того, кто придерживается законов своей Матери, того сама Мать будет также держать. Она исцелит все болезни его, и никогда он более не будет недомогать. Она даст ему долгую жизнь и защитит от болезни любой — от огня, от воды, от укуса ядовитых змей. Ибо Мать ваша дала вам рождение и она поддерживает жизнь в вас. Она дала вам ваше тело, и лишь она одна в силах исцелить вас. Счастлив тот, кто любит свою Мать и кто мирно прильнул к её груди. Ибо Мать ваша любит вас, даже когда вы отворачиваетесь от нее. И насколько же больше она будет любить вас, если вы вновь обратитесь к ней. Истинно говорю вам, чрезмерно велика её любовь, выше горных высот, глубже морских глубин. И тех, кто любит Мать свою, она никогда не оставляет. Как курица защищает своих цыплят, львица — своих львят, мать — своего новорожденного младенца, так и Земная Мать охраняет Сына Человеческого от любой опасности и от любого зла.
Так одним из культов древних славян был культ поклонения Макоши — богине судьбы и магии, которая покровительствовала плодородию, ремёслам и женщинам. По своей сути, культ поклонения Макоши являлся ни чем иным как поклонением Матери-Земле, которая давала славянам пищу, жилища, одежду и многое другое. После принятия христианства образ богини Макоши многие связывали с Богородицей. В частности, в Западной Европе во многих храмах можно было встретить статую, изображающую Чёрную Мадонну, которая, по нашему мнению, символизировала Матушку — Землю.
Церковные иерархи считали такое поклонение и общение с природой не чем иным как язычеством. Но мы считаем по-другому: законы, о которых идёт речь в приведённом выше отрывке апокрифа, есть не что иное как объективные закономерности, установленные Всевышним. И дабы человек соблюдал эти законы и не свернул с пути Божьего Промысла на протяжении всей своей жизни, Всевышний обращается к нему на языке жизненных обстоятельств, обучая его. Именно в этом и есть суть язычества. Иерархия же Византийской церкви с целью искоренить общение человека и Бога через язык жизненных обстоятельств в качестве язычества преподносит разного рода культы и идолопоклонство.
Заполнение славянами определённой экологической ниши вынуждало их передвигаться на другие территории для освоения и возможности дальнейшего расширения. Славяне на тот момент представляли собой достаточно крепкий этнос со своими верованиями и традициями. Это представляло определённую угрозу для кураторов Библейского проекта, в чьих интересах было не дать распространению и закреплению на территории Западной Европы не столько славянского этноса, сколько мировоззрения и миропонимания славян. В их целях была установка своей концепции — идеи скупки мира со всеми его обитателями, выраженной в Библии. Таким образом естественный процесс распространения и закрепления был взят под контроль и направлен в другую сторону — сторону разобщения.
Любое управление подразумевает под собой иерархически упорядоченную последовательность разнокачественных действий (полную функцию управления), включающую в себя:
Подробнее об этом см. Достаточно общую теорию управления
Таким образом, распространение и закрепление славянского мировоззрения и миропонимания стало фактором среды, давящем на психику заправил Библейского проекта, а сами славяне выступали в качестве стереотипа распознавания этого явления. Были сформированы вектор целей — уничтожение славян, либо изменение мировоззрения и миропонимания с помощью внедрения в том числе различных религий, а также генеральная концепция управления, которая внедрялась и контролировалась с помощью разного рода структур (вспомним многочисленные крестовые походы в Европе против «инакомыслящих» и рыцарские ордена).
На рубеже VIII—IX вв. происходит распад славянского этноса на три основные (выделены по территориальному признаку) группы:
Сразу же обратим внимание читателя на вторую группу славян — восточную, которая, по своей сути, включает в себя один, но разделённый народ — русские. В частности, Любор Нидерле — чешский археолог, этнограф, историк-славист и антрополог — называет восточных славян русскими славянами (Л. Нидерле см. «Славянские древности»). А наш президент В.В. Путин на Петербургском международном экономическом форуме — 2019 сказал следующее:
«По моему глубокому убеждению, мы всё-таки один народ, но так сложилось, что мы живём в разных странах, разные государства образовались, я уже много раз на этот счёт высказывался».
Разделение славян на несколько ветвей породило появление разных общественных строев. Например, исторические изыскания и анализ археологических данных показывают (в частности, изучение Борщевско-роменской археологической культуры), что у восточных славян не было крупных жилищ, которые позволили бы проживать одной большой семье, т.е. отсутствовали так называемая патронимия — форма общественного устройства, свойственная патриархально-родовому строю и, соответственно, кровно-родственная община. Это позволяет предположить, что восточные славяне жили территориальной общиной. Ещё одним подтверждением данного факта могут являться разные антропологические типы археологических находок. В рамках такой общины необходимо было проводить согласование интересов всех входящих в неё семей, что, в свою очередь, порождало и другие методы управления такой структурой.
С течением времени у славянских народов становится всё больше отличий в культуре, и в первую очередь это касается вероисповедания в пределах одного религиозного учения.
Различные типы конфессий наложили свой отпечаток на взаимоотношения славянских народов между собой, и породили множественные противоречия, которые были умело использованы группами, имевшими одной из основных целей разделение единого славянского этноса.
Особенно ярко это выразилось в многочисленных противостояниях России и Польши. Польша, находясь под властью идеологии латинизированного христианства и римско-католической церкви, неоднократно совершала акты агрессии по отношению к России — Руси, в особенности в XVI-XVII в.в. Помимо этого между двумя государствами также возникали претензии на великодержавность: как Польша, так и Российская Империя пытались подчинить друг друга, используя различные средства для этого.
Если же обратиться в недалёкое прошлое, то религиозные противоречия были умело использованы определёнными силами для расчленения Югославии — европейского государства на Балканском полуострове, просуществовавшего в период с 1918 г. по 2003 г., и включавшего в свой состав такие страны как Сербия, Черногория, Босния и Герцоговина, Словения, Хорватия и Македония.
Распад Югославии
Проблема разобщения славянских народов сегодня актуальна как никогда, решение данной проблемы должно быть выработано в рамках единого диалога славянских народов между собой. В основу этого решения должна быть положена праведная идея — идея справедливого жизнеустройства. Опираясь на такую идею, основываясь на Любви и Дружбе по отношению не только к славянам, но и к другим этносам, славянские народы действительно могут создать положительный и привлекательный образ будущего и достичь его в перспективе. И в недавнем прошлом такая идея была. Речь идёт о попытке построения справедливого жизнеустройства в СССР и странах Восточной Европы на основе идей социализма. Освещение данной темы не входит в цели написания данной статьи. Тем не менее, обратим внимание читателя на один исторический факт:
Социалистический блок в Европе
До сих пор мы говорили о чертах формального сходства и различия славян, а теперь настал черёд вспомнить опыт, доселе продолжающийся, стремящийся объединить все коллективные чаяния славян в одно целое.
Одним из важных аспектов личной и общей идентификации славянских групп и народов на протяжении двух прошедших веков явилась идея панславизма.
Последний аспект, в ХIХ веке, касался более взаимоотношений Польши и России. Такой запутанный клубок идей и противоречий породил в свою очередь в России идейное движение славянофилов, оттенённое идеями писателей и мыслителей, которых называли западниками. Как удалось доказать Достоевскому в «Пушкинской речи» противоречия двух упомянутых групп были надуманными, а возможно, на момент этой речи (1880 год), романтические тенденции либо завершились, либо перешли в другую фазу.
Вершиной общеславянского движения панславизма можно считать Славянский конгресс в Праге 1848 года. Этот съезд, собранный по инициативе чехословацких славистов Австрийской Империи, являлся съездом славянских народов, проживавших в Австрийской империи (чехи, словаки, русины, хорваты), но на нём также присутствовали гости из других стран (поляки, сербы, черногорцы), в том числе русский эмигрант Михаил Бакунин. Всего на съезд собралось 300 делегатов. По национальному признаку в конгрессе было выделено три секции:
На съезде были представлены две позиции. Одна, умеренная, предполагала превращение Австрийской империи в многонациональную федерацию, где славянские народы обладали бы правом национальной автономии. Инструментом реализации этого плана была петиция австрийскому императору. В национальных славянских окраинах предполагался созыв сеймов, национальной гвардии и образования на славянских языках. Южные славяне требовали создания Иллирийского королевства под протекторатом Австрии.
Вторая позиция была радикальной. Её представляли Штур и Бакунин. Они настаивали на создании самостоятельной славянской федерации (панславизм). Также неоднозначную реакцию вызывала у делегатов Российская империя. Если одни (Штур) возлагали на неё надежды на освобождение славян, то другие (польские депутаты) относились к миссии России весьма скептически.
Это событие было одним из немногих, когда в одном месте были услышаны друг другом голоса всех славянских народов Центральной Европы.
Съезд явился катализатором Пражского восстания 1848 года («Святодуховское восстание»), усмирённого войсками. В частности при наступлении австро-российских войск, молодые жители Праги вышли на улицы, и в этом противостоянии, шальная пуля убила жену фельдмаршала Альфреда I, принца Виндиш-Греца, который командовал австрийскими войсками в Праге. Виндишгрец захватил город, распустил конгресс и установил военное положение во всей Чехии.
Несмотря на то, что конгресс не был закончен и продолжался незначительное время, он смог утвердить и принять панславянские цвета для флагов славянских освободительных движений: синий, белый, красный, принять гимн «Гей, славяне» в качестве славянского национального гимна и опубликовать «Манифест славянского съезда 1848 года к народам Европы».
Наиболее деятельно и заметно панслависткое движение до конца девятнадцатого столетия выразилось на Украине, в Польше и на Балканах.
Так же нужно отметить, что цвета флага, представляющие Россию, Сербию, Словакию, Словению, Хорватию сегодня, несут панславистскую символику.
После Первой Мировой Войны, Октябрьской Революции и создания славянских национальных независимых государств, идея панславизма нашла себе воплощение в реализации Югославии, создания Чехословакии, планов по созданию Чешского территориального коридора и планов по созданию конфедерации Междуморья и Польско-Чехословацкой федерации. Однако последним трём так и не суждено было сбыться из-за несогласия Франции и Великобритании, при активном содействии новообразованного советского государства, так как это могло нарушить баланс сил в Европе и уничтожить гегемонию Антанты, так и планов по реализации санитарного кордона.
В Советском Союзе идеи панславизма нашли полное несогласие и отторжение, ввиду того, что ещё идеологи коммунизма Маркс и Энгельс были крайними противниками панславизма и славянского национального объединения.
Существует мнение, что нынешняя политическая ситуация в славянском мире характеризуется не только полным упадком некогда популярного панславизма, но зачастую, враждебной политикой славянских стран по отношению друг к другу. Такая точка зрения базируется на официальной политике ряда славянских государств, ориентированной на вхождение в НАТО, ЕС, с одной стороны и ЕАЭС, ОДКБ с другой.
Такой политический курс устраивает далеко не всех, и некоторые считают, что НАТО и ЕС всё активнее противостоят славянскому миру. Именно это способствует возрождению панславизма практически во всех славянских странах. Различные отношения между славянскими странами и народами существуют и поныне. Они варьируются от взаимного уважения, основанного на равноправном партнёрстве и симпатии друг к другу, через традиционные неприязнь и вражду, до безразличия. Ныне ни одна из форм сближения стран славянского происхождения, кроме культурной и исторической, не была реализована. По сей день, часты обращения к панславистским идеям в России, Белоруссии, Сербии и Словакии.
Так же обществу навязывается противоположное мнение, что объединение славян происходит через структуры ЕС. Будто еврославизм в XXI веке заменяет панславизм, как проект интеграции славян между собой.
Повторимся, праздник День дружбы и единения славян отмечается 25 июня. Основная идея — идея сплочения разных ветвей славянства, сохранения традиций и культуры.
Восточную ветвь славянства представляют русские, белорусы и украинцы. Такое разделение единого народа, на наш взгляд, неправильно, что наречём «первым негативным моментом» и праздник, который призван объединить славянские народы, наоборот, вносит только дополнительное разделение, т.к. русские, украинцы и белорусы показаны хоть и братскими, но всё же разными народами. Это первый негативный момент праздника.
Для того, чтобы не быть голословными, ниже приведём результаты переписи населения в Российской империи в 1897 г. по некоторым областям. При этом, обратим внимание на шапку таблицы[: великороссы, малороссы и белоруссы, которые объединены в русские или восточнославянские народы.
Увеличенная часть таблицы: Результаты переписи населения в Российской империи в 1897 г. по некоторым областям
Второй негативный момент этого праздника — уход в сторону прошлых традиций и верований с одновременным отсутствием положительного образа будущего. Т.е. как бы происходит замыкание объективно необходимого для человека движения вперёд по спирали эволюции на прошлое.
Объединение славян, как и всего человечества в целом, должно опираться на общую для всех идею справедливости или идею построения Царствия Божьего на планете Земля руками самих людей. В рамках такой идеи всё человечество сможет создать положительный образ будущего, воплотить идею справедливости в жизнь и жить в ладу с Законами Природы, Законами Земли и Законами Вселенной в целом, что позволит ему устойчиво, в преемственности поколений, бескризисно развиваться.
Поскольку в названии праздника это слово употребляется, мы решили порассуждать, что же такое «дружба» и как она может проявляться в отношении упомянутых славянских народов, как, в принципе, и всех, кто хочет сознательно дружить.
Вначале мы рассмотрели различные понятия дружбы:
а затем пришли к обобщающему выводу:
Типы формальных отношений:
Часто, такого рода отношения либо прописаны заранее, либо прописаны сторонами в умолчаниях. То есть, эти отношения уже подразумевают в себе некую форму, поэтому могут быть названы формальными.
Мы не претендуем здесь на полноту охвата темы, а лишь пытаемся создать некие понятийные образы под которыми часто подразумевают формальные и неформальные отношения.
Если, скажем, некто разделяет понятие дружбы и товарищества, то под одним из них, он будет подразумевать формальные отношения.
Если отдыхающие граждане воскресным днём посетили аттракцион или театр, их ещё рано назвать друзьями, так как они вместе лишь откликнулись на предложение оказания услуг, а значит поучаствовали в формальной сделке, но если, кто-то из них, о таковом походе договорился заранее и целью его было предусмотрено совместное переживание положительных эмоций, то, быть может, это — те самые друзья. Но если, они же, скажем, ходили в театр либо парк отдыха за тем же, но собирались после заняться сексом, то это уже будет прелюдией неких партнёрских отношений.
Другими словами, неформальные отношения они же дружба, подразумевают под собой форму коллективного человеческого развития в каких бы то ни было областях творчества, как то: искусство, спорт, путешествия, развлечения итд.
Если так, то могут ли один день в году представители славянских народов встречаться, чтобы совместно заниматься пляской, пением, театром?
— Да, — скажем мы, — Это форма, в которую можно вместить неформальные отношения, с одним только условием: участниками это должно воплощаться с желанием совместного развития и радости. В этом славянским народам не может помешать даже их родство, так как сказано выше: родство — формальные отношения,
и, как известно, родственников не выбирают.
Так как человек — существо социальное и в жизни ему начертан путь от «просто-людина» до Человека, то дерзновение выхода из социальных форм даёт ему возможность обрести друга или друзей. Это добрые или злые, но помощники по совместному прохождению жизненного пути, который мы очертили четырьмя планами:
Пример трансцендентного уровня дружбы жителей Украины и России — это песенный флешмоб, начавшийся 13 ноября 2016 года в Запорожье.
Он получил в ходе своего стремительного развития красноречивое название «Мы жили в одной стране»,продолжался и в декабре 2016-го года. В разных городах Украины, России, ДНР, ЛНР, Германии, Италии, Швейцарии, США и Канады перепето было немало песен, любимых несколькими поколениями. Песни — факт нашей совместной духовной исторической жизни. Каждые выходные гроздьями добавлялись новые акции, а в Интернете появлялись новые видеоролики.
Снежное:
Донецк:
Харьков:
В этих совместных песнопениях есть что-то очень трогательное, берущее за душу и очень важное для всех нас. Оно ярко и ясно говорит о том, что мы хотим быть вместе, что у нас есть общие любимые песни, имеющие историю, которая нам всем дорога.
У людей в этой связи рождаются искренние поэтические строки:
И представьте, помнят молодые,
Помнят эти песни и поют.
На вокзал приходят как святые,
Веру, совесть, принося свою.
Подпевают старшие с опаской,
В Киеве — особый неуют,
Как в былые времена, как в сказке,
Вслух на русском языке поют.