Предисловие: Переопределённое понятие «мафия» от ВП СССР неадекватно жизни.
Как видно из названия, в данной статье я постараюсь показать, что добрая и свободная альтернатива мафиям и корпоративностям возможна, она уже существует и развивается. Для её использования не требуется каждому утомительно объяснять нюансы неадекватного переопределения терминов, не требуется долго спорить по поводу толкования того или иного термина.
Описанным ВП СССР принципам более подходит термин «сообщество». Чтобы показать наглядно, просто заменим противоречивую «некриминальную мафию» от ВП СССР на «сообщество» в тексте работы «Об этике и её роли в жизни»:
Любая государственность обречена быть пронизанноймафиямисообществами разного рода потому, что людям неотъемлемо свойственно порождатьмафиисообщества в определённом выше смысле на основе описанных выше принципов: это — безальтернативное свойство любой государственности.
Но если вывести из рассмотрения криминальный характер деятельности, то мафии построены именно на описанных выше принципах:
Сообщества построены на следующих принципах:
- наличие у некоторого множества людей устойчивых на протяжении достаточно продолжительного времени общих или взаимодополняющих интересов;
- коммуникация людей — носителей интересов — и их деятельность по реализации интересов на основе:
- динамического распределения обязанностей, обусловленного обстоятельствами, фактическими знаниями и навыками участников, их потенциалом, этикой, включающей в себя готовность сделать необходимое для системы;
- динамического включения новых и отторжения прежних участников и претендентов системой, обусловленного обстоятельствами, фактическими знаниями и навыками участников и претендентов, их потенциалом, этикой;
- отсутствия или минимума документирования, стандартные формы которого редко когда задаются, а определяются текущими потребностями и возможностями участников.
Как видно, понятие вполне соответствует определению. К этому определению мы ещё несколько раз вернёмся.
Приведу два примера.
Первый пример простой, бытовой и понятный всем. Когда мне нужно решить какие-то неизвестные для меня проблемы моего автомобиля, я иду на интернет-форум автовладельцев этой марки и задаю вопрос. И дальше начинается своего рода социальная магия:
И думаю не надо объяснять, что этот автомобильный форум — это «некоторое множество людей с общими или взаимодополняющими интересами».
Вернитесь к определению выше и вы увидите, что строго выполнены все пункты, перечисленные ВП СССР. А теперь ответьте на вопрос себе и спросите окружающих: этот автомобильный форум — это мафия или сообщество? Какой термин более адекватен описанному явлению? Какой термин соответствует общепринятому пониманию и не требует длительных согласований терминологии?
Пример второй — «мировое сообщество»:
Мировое сообщество — узкая над-“элитарная” группа знахарей, демонически противопоставившая себя мировому обществу людей, т.е. человечеству.
Мирово́е соо́бщество (междунаро́дное соо́бщество) — политический термин, часто употребляемый в работах по политологии, выступлениях государственных деятелей и в СМИ для обозначения взаимосвязанной системы государств мира.
В зависимости от контекста, может указывать на различные группы государств и стран, объединяемые по различным экономическим, политическим и идеологическим характеристикам. Иногда означает существующие международные организации, в первую очередь — ООН, как организацию, объединяющую практически все государства и страны земного шара. Часто применяется в качестве риторического приёма для противопоставления одного государства и его политики группе других государств, называемых в этом контексте «мировым сообществом» (например, «Иран и мировое сообщество» или «Израиль и мировое сообщество»).
В XIX — начале XX века в аналогичном значении употреблялся термин «цивилизованный мир», который сейчас считается неполиткорректным.
Ноам Хомский утверждает , что этот термин используется для обозначения Соединенных Штатов и их союзников и государств-клиентов, а также союзников в средствах массовой информации этих государств. Ученый и академик Мартин Жак говорит: «Мы все знаем, что подразумевается под термином "международное сообщество", не так ли? Это, конечно, Запад, ни больше, ни меньше. Использование термина "международное сообщество" — это способ облагородить Запад, глобализовать его, придать ему более респектабельный, нейтральный и высокопарный вид».
Если мы посмотрим как себя ведёт это мировое сообщество, кто себя им называет — то увидим, что мировым сообществом себя называет иерархическая система так самоназываемых «развитых стран» во главе с США. Кроме США туда включены их сателлиты — западная европа, Великобритания, Австралия, Канада и Япония. Эти сателлиты имеют право на своё мнение по второстепенным вопросам, но по первостепенным вопросам должны действовать, высказываться и голосовать как США. Все остальные страны называются «развивающимися» или «странами третьего мира» — они упоминаются в составе мирового сообщества только если это выгодно гегемону и его сателлитам. Интересы «третьих стран» не учитываются. Те, кто выступает против интересов гегемона или его сателлитов, обвиняются в том, что они выступают против «мирового сообщества».
Мировое сообщество — это тоже некоторое множество людей с общими или взаимодополняющими интересами (жить лучше, чем другие). Оно не совпадает с ООН, является меньшинством по численности населения и по количеству стран. Не имеет членских билетов или строгих документированных обязанностей, но действует скоординированно. Если вы вернётесь к определению в начале статьи, то увидите, что с достаточно высокой точностью оно соответствует перечисленным ВП СССР принципам.
Следовательно, можно сделать вывод: перечисленные ВП СССР принципы адекватны понятию «сообщество».
Любое сообщество представляет собой «малое общество внутри общества». Это понятие нейтрально, но, в зависимости от нравов участников, сообщество может быть общественно-полезным (пример с автомобильным форумом) или вредным (пример с «мировым сообществом»). Сообщества могут быть формальными и неформальными, закрытыми и открытыми, соборными или иерархическими, они не подразумевают обязательного документирования, но всегда базируются на общих интересах участников и их готовности сделать необходимое для системы.
Таким образом, концовка мафиозной темы в работе ВП об этике могла бы выглядеть так:
Соответственно, если Вас не устраивает деятельность какой-либо мафии, то Вы оказываетесь перед выбором:
- «утереться» и стать «терпилой» (угнетённым — по типологии П.Ф. Лесгафта, т.е. идеальным рабом) и смиренно переносить все тяготы жизни (вплоть до государственно организованного беспредела: см. «Час быка» И.А. Ефремова и «Звёздные дневники Ийона Тихого, путешествие 24‑е на планету индиотов» С. Лема);
- осознанно положить начало формированию и распространению в обществе более
дееспособной мафиидееспособного сообщества, чем та мафия, деятельность которой вызывает Ваше неприятие.
И далее уже всё гармонично:
Фактически это означает, что наиболее прочный, дееспособный, эффективный суверенитет может быть осуществлён только на основе коранической рекомендации:
«... приходите к слову равному для нас и для вас, (...) чтобы одним из нас не обращать других из нас в господ помимо Бога» (3:57); «Вы были на краю пропасти огня, а Он спас вас оттуда. Так разъясняет вам Бог Свои знамения, — может быть вы пойдёте прямым путем! — и пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, приказывает одобренное и удерживает от неодобряемого. Эти — счастливы» (3:99, 100).
В терминах политологии наших дней это означает:
- единство мнений по любому вопросу может быть выработано на основе устремлённости людей к праведности и освоения ими эффективной личностной познавательно-творческой культуры (первый приоритет обобщённых средств управления / оружия (при несовпадении концепций управления);
- господство одних людей над другими, а равно подавление их совести, воли, потенциала развития, неотъемлемо сопутствующее господству одних людей над другими, — запрещено;
- носителем суверенитета в его полноте во всяком народе может быть только община, которая призывает к добру, приказывает одобренное и удерживает от неодобряемого и очень редко ошибается вследствие того, что несёт в себе и воспроизводит в преемственности поколений принцип жизни: познавательно-творческий потенциал реализуется осознанно волевым порядком под властью диктатуры совести;
- эта община, возникнув, с течением времени должна расшириться до границ всего общества.
Соответственно этому обстоятельству, требования к общине и её действительным членам, изложенные выше в разделе 5, реализуются в добросовестном объединении людей и подконтрольных им ресурсов в общем для них общечеловеческом деле, которое в русском языке получило название «СОБОРНОСТЬ».
В жизни соборность проявляется в том, что все её участники, действуя каждый по своему разумению и воле под властью диктатуры совести, своими действиями бесконфликтно дополняют действия всех прочих участников соборности, а разного рода непредсказуемые сопутствующие эффекты их деятельности таковы, что результаты оказываются лучше, чем планировалась.
Поэтому, человеколюбивой альтернативой «концептуальным мафиям» от ВП СССР являются сообщества на принципах соборности.
Действительно, если государственность со всеми её структурами будет пронизана различными соборными сообществами, то правоохранители не будут думать о том, как «отжать» у предпринимателей часть их прибыли. Сообщества предпринимателей-коллективистов будут думать не о личной прибыли, а о новых рабочих местах, полезных обществу товарах и услугах, а новую прибыль будут отправлять в новые проекты. Соборные сообщества среди политиков будут работать не на повышение статуса своего клана, а на повышение качества жизни и управленческой грамотности общества.
Вот только никто из этих людей в здравом уме не захочет называться мафией.
Схема взаимовложенности терминов на основе работы ВП СССР «Об этике и её роли в жизни»:
Схема взаимовложенности терминов, моё предложение:
Дополнительные материалы:
Не доверяйте тому, что вы слышали; не доверяйте традициям, так как их передавали из поколение в поколение; не доверяйте ничему, если это является слухом или мнением большинства; не доверяйте, если это является лишь записью высказывания какого-то старого мудреца; не доверяйте догадкам; не доверяйте тому, что вы считаете правдой, к чему вы привыкли; не доверяйте одному голому авторитету ваших учителей и старейшин. После наблюдения и анализа, когда он согласуется с рассудком и способствует благу и пользе одного и каждого, тогда принимайте это и живите согласно ему.
(Гаутама Будда)