Краткое содержание данной статьи: в своей работе «Об этике и её роли в жизни» ВП СССР постарался переопределить понятие «мафия» некими общими нейтральными принципами подобных организаций. Однако, на мой взгляд, допустил критические ошибки как по сути явления, так и по его описанию.
Ниже это объяснено подробно.
Во всех цитатах далее все выделения мои:
… вопрос о работе «государственной машины» сводится не только к её устройству (архитектуре) в выше определённом смысле, но прежде всего — к людям, работающим в этом государственном аппарате и непосредственно взаимодействующим с другими людьми как в органах государственной власти, так и вне её.
При таком подходе выяснится, что у людей есть как общие интересы, так и взаимосвязанные, дополняющие друг друга, интересы, в связи с которыми в обществе строятся системы коммуникации людей друг с другом и их взаимодействия в процессе реализации этих интересов. В такого рода процессах практически нет документирования, формализации взаимосвязей и прописанных должностных полномочий и обязанностей участников. В деятельности систем такого рода неформализованных взаимосвязей происходит динамическое перераспределение полномочий и обязанностей, обусловленное интересами, обстоятельствами, в которых происходит их реализация, фактическими знаниями и навыками участников, их потенциалом, этикой. Включение новых и отторжение прежних участников и претендентов такого рода неформализованными системами взаимодействия людей в связи с реализацией их интересов также носит динамический характер, обусловленный интересами, обстоятельствами, в которых происходит их реализация, фактическими знаниями и навыками участников, их потенциалом, этикой. Такого рода системы пронизывают всё общество, одни и те же индивиды в одно и то же или в разное время могут быть участниками разных систем, существующих достаточно продолжительное время. Могут быть системы, которые устойчиво существуют на исторически продолжительных интервалах времени, охватывающих жизнь нескольких поколений, непрестанно обновляя персональный состав участников, но могут быть и системы, которые возникают, делают своё дело, и исчезают в течение нескольких минут.
В подавляющем большинстве случаев такого рода системы взаимоотношений людей работают на реализацию интересов, общепонятных для большинства людей (если не в обществе в целом, то в той социальной группе, в которой сформировалось ядро системы), и потому не привлекают к себе внимания. Если же такого рода системы работают на реализацию каких-либо интересов, реализация которых наносит ущерб другим людям, то такие системы начинают восприниматься другими людьми как криминальные. И криминальные системы такого рода получили в наши дни название «мафия», употребляемое в большинстве стран мира. Но если вывести из рассмотрения криминальный характер деятельности,
Де-факто эти системы далеко не всегда могут быть признаны криминальными в соответствии с законодательством. Антисоциальными — да, криминальными — необязательно. Так, например, деятельность производителей табака и алкоголя, ростовщиков, торговцев вторичными финансовыми инструментами приносит ущерб другим людям и всему обществу, однако эта деятельность вполне легальна, и даже более того — уважаема и высокооплачиваема. Есть и обратные примеры: деятельность торрент-трекеров с научно-познавательными материалами или творческим наследием СССР идёт на общее благо, но незаконна.
То есть выше в цитате допущена ошибка: если уж вы хотите сделать понятие «мафия» нейтральным, то нужно выводить из рассмотрения не криминальный, а антиобщественный характер мафий. Благо, далее по тексту антисоциальная и криминальная деятельность хотя бы объединены:
… далее будем именовать для краткости все системы деловой коммуникации, формирующиеся и действующие на основе описанных выше организационных принципов, — «мафиями», однако, не подразумевая при этом, что мафия всегда и обязательно ведёт какую-то антисоциальную, криминальную деятельность, хотя во всём множестве мафий, наличествующих в обществе, есть и такие.
Продолжим:
… то мафии построены именно на описанных выше принципах:
- наличие у некоторого множества людей устойчивых на протяжении достаточно продолжительного времени общих или взаимодополняющих интересов;
- коммуникация людей — носителей интересов — и их деятельность по реализации интересов на основе:
- динамического распределения обязанностей, обусловленного обстоятельствами, фактическими знаниями и навыками участников, их потенциалом, этикой, включающей в себя готовность сделать необходимое для системы;
- динамического включения новых и отторжения прежних участников и претендентов системой, обусловленного обстоятельствами, фактическими знаниями и навыками участников и претендентов, их потенциалом, этикой;
- отсутствия или минимума документирования, стандартные формы которого редко когда задаются, а определяются текущими потребностями и возможностями участников.
Но мафия не является аналогом содружества людей, поскольку изложенные выше принципы, реализующиеся в построении мафий, не включают взаимной симпатии людей друг к другу, которая может иметь место даже при изначальном отсутствии каких бы то ни было общих или взаимно дополняющих друг друга интересов.
Общие или взаимодополняющие интересы при отсутствии симпатии, динамическое распределение обязанностей, готовность сделать необходимое для системы, отсутствие или минимум документирования — это принципы любой корпоративности:
Корпоративность — объединение индивидов для осуществления коллективными усилиями их личных целей (отчасти осознаваемых, так и объективно сопутствующих осознаваемым, которые могут не осознаваться и не всегда сочетаться с осознаваемыми), не осуществимых в одиночку и потому ставших на какое-то определённое время для них вынужденно общими или взаимно дополняющими, достижение которых представляется им возможным в течение ограниченных сроков — в пределах продолжительности жизни каждого из них (возможно, что по принципу «чем быстрее и полнее — тем лучше»). И хотя корпорации могут существовать на протяжении жизни многих поколений, но всякая корпорация рассыплется, если в каком-то поколении критическая (по отношению к её устойчивости в обществе) масса слагающих её индивидов не получит от неё «прямо сейчас» (или в «разумные сроки» в обозримом будущем) того, чего вожделеет.
Также обратим внимание на то, что приведённое выше понимание явления корпоративности вовсе не предполагает, что корпоративность выражается в наличии штатного расписания корпорации, в котором перечислены все её участники, их должности, должностные права и обязанности. Достаточно, чтобы были общие или взаимно дополняющие друг друга интересы, и их носители действовали в жизни соответственно им и опознавали друг друга в качестве «своих людей», «людей своего круга», отличая их от «чужих». То есть корпоративность — один из ликов индивидуализма, обособляющего (или противопоставляющего) себя всему остальному обществу, но не в одиночку, а коллективно.
Динамическое включение новых и отторжение прежних участников — что значит динамическое? Насколько динамическое? Любое крупное предприятие-корпорация может принимать и отторгать новых членов ежедневно. Это достаточно динамично? А список фамилий среди крупнейших банкиров особо не меняется столетиями, где тут динамика?
Если мы возьмём общепринятое понятие «мафии», то получим следующее:
1. Тайная разветвлённая террористическая организация крупных уголовных преступников.
2. перен. Организованная группа людей, тайно и преступно действующих в своих интересах.
Оме́рта (итал. omertà «взаимное укрывательство, круговая порука») — «кодекс чести» мафии, несотрудничество с государством. Включает следующие положения:Целью омерты является контроль над участниками мафии со стороны вышестоящих членов криминальной организации, а также запугивание рядовых её членов.
- есть только одна причина покинуть организацию — смерть;
- обидчик одного члена организации обижает всю организацию;
- правосудие вершит только организация;
- члены организации подчиняются главе организации беспрекословно;
- предательство карается убийством предателя и всех его родственников; под предательством подразумевается даже произнесение любых слов в стенах тюрьмы во время следствия.
Если мы возьмём те тексты, в которых ВП СССР ранее писал о мафии, то там этот термин вполне определёнен и хорошо стыкуется с общепринятым пониманием:
При этом на Западе, как и во всяком толпо-“элитарном” обществе, носители концептуальной власти не отождествляют себя с подвластным им обществом, вследствие чего неизбежно концептуальная власть оказывается вне такого общества и осуществляется в нём на мафиозных принципах, что открывает возможность к тому, чтобы общество стало стадом невольников мафиозно организованной концептуальной власти, ему не принадлежащей.
Общее в еврействе и любой мафии:
— имеют развитую систему опознавания “свой — чужой”. Первый способ самозащиты вора, совершившего ограбление в толпе, кричать во весь голос: держите вора! Еврей готов обвинить в национализме представителя любой нации, чтобы замаскировать единственный, реально существующий в мире агрессивный национализм — сионизм, маскирующийся под интернационализм. Не случайно в любой стране еврей — интернационалист, а у себя в Израиле — оголтелый националист, шовинист и фашист; причем не потенциальный, а деятельный и наглый;
— рассеяны среди людей, избегают производительного тяжелого труда, хотя внешне могут быть вполне респектабельны;
— банда сплочена, в ней нет борьбы за социальную справедливость, “шестерка” никогда не поднимется против “пахана” — “раввина”. “Бедный еврей” готов бороться за социальную справедливость до последнего гоя вне еврейства и не в ущерб богатому еврейству. “Пахан” при случае расплатится кровью “шестерки” — в погромах еврейская крупная буржуазия и еврейские банкиры никогда не страдали;
— в банде практикуются клички. Евреи обожают псевдонимы;
— нормальные люди не тычут в глаза бандиту тем, что он — бандит. Только еврею не принято напоминать о его “национальности”, по словам Маркса “химерической национальности купца, денежного человека вообще”. Напоминание ведет к террору: от обвинений в черносотенстве до убийств;
— уголовщина насмехается над тружениками — все “герои” Райкина, Жванецкого, Альтова и других “юмористов” — гои-труженики; ни одного еврея;
— управление бандой на низших уровнях бесструктурное, целевое — через деньги; высшие уровни имеют структуру. Аналогично и у еврейства: низшие уровни через деньги выводятся на нужные посты в официальных структурах, при необходимости идет перераспределение доходов через банду — еврейскую общину. На высших уровнях — структура масонства. Каждый отдельный бандит не знает и не интересуется всей структурой банды. Каждый отдельный еврей подсознательно боится такой информации.
Верх “антисемитизма” (в традиционно навязанном понимании этого слова) — не говорить еврею, что еврейство — “самая культурная” и самая древняя банда, мафия, маскирующаяся под народ.
Отсюда Т.Герцель дал и определение нации, которое содержательно более подходит к определению мафии: «Группа людей общего исторического прошлого и общепризнанной принадлежности в настоящем, сплоченная из-за существования общего врага.»
Как видно, определение социологического термина «толпа» В.Г.Белинским интересно тем, что оно подводит итог не только по существу правильному определению «бюрократии» К.Марксом, но является определением внутриобщественных иерархий личностных отношений вообще, основанных на таинствах и на таимых знаниях. Все иерархии, духовные и светские, — разновидности толпы, отказавшейся от Богом данной свободы воли. А все, участники иерархий, включая гроссмейстеров орденов, глав тайных братств и мафий, предстоятелей церквей, царей, которые поддерживают иерархию личностных отношений, — толпари, неправомерно отождествляющие должностное взаимное подчинения и порядок ответственности в общественных структурах с иерархией личностного достоинства людей.
Из этих цитат можно получить достаточно простое, адекватное жизни и понятное любому думающему человеку понятие мафии — это любая сплочённая антиобщественная группа людей. Зачастую подобным группам свойственна внутреннняя иерархия. Мафия — частный случай корпоративности. Справедливое общество свободных людей (соборность) на основе мафиозных принципов построить невозможно.
Если сравнить это со свежесконструированным понятием мафии из записки об этике, то там ВП СССР убрал ключевой элемент понятия (антиобщественный характер), дополнил понятие второстепенными малозначимыми свойствами (коммуникации, распределение обязанностей, документирование) и вообще чем-то неопределённым и спорным (динамическое включение и отторжение участников).
Конечно, мы можем собраться какой-то группой людей, выбрать какой-то негативный термин и переиначить его на иной, позитивный лад. Например возьмём слово «грабёж» и будем считать между собой что это «внезапный визит гостей с получением ими подарков». Потом мы нарисуем знамёна, насоздаём сайтов, групп и везде будем писать «Давайте повсюду устраивать грабежи!». Каждому недоумевающему будем подробно разъяснять, что мы имеем ввиду совсем другое, просто выявлены некие общие принципы… Но зачем? Чтобы стать «лёгкой пищей» для не самых честных правоохранителей?
Неадекватным переиначиванием термина дело не ограничивается. Цитируем работу дальше:
Соответственно изложенному в разделе 5, Вы должны понимать, что в одиночку противостоять никакой антисоциальной мафии реально невозможно, хотя бредни на эту тему регулярно производит и культивирует Голливуд и их коллеги-подражатели во всех странах мира: это — наряду с культом суицидов — одно из направлений культурной политики масонства, назначение которой сформировать самоубийственные навыки поведения в среде недовольных качеством жизни. Соответственно, если Вас не устраивает деятельность какой-либо мафии, то Вы оказываетесь перед выбором:
- «утереться» и стать «терпилой» (угнетённым — по типологии П.Ф. Лесгафта, т.е. идеальным рабом) и смиренно переносить все тяготы жизни (вплоть до государственно организованного беспредела: см. «Час быка» И.А. Ефремова и «Звёздные дневники Ийона Тихого, путешествие 24‑е на планету индиотов» С. Лема);
- осознанно положить начало формированию и распространению в обществе более дееспособной мафии, чем та мафия, деятельность которой вызывает Ваше неприятие.
————————