В развитие темы образования хотелось бы предложить вниманию наших читателей статью одного из участников сообщества КОБАЛЬТА в vk.
При обсуждении вопросов образования регулярно поднимается тема сегрегации в образовании. Дискуссии бывают жаркими. Собственно, в убежденные сторонники сегрегации массово попадают все родители успешных учеников. Особенно если в классе есть ребятки с проблемным поведением которые мешают их чадам получать знания. Ну а уж если любимых умных детей в школе обижают, то заметная часть родителей просто из сторонников сегрегации превращаются в активных практиков реализующих принципы раздельного обучения прямо здесь и сейчас.
Собственно, четкая и весьма заметная сегрегация в современной российской школе существует давно. Не замечать этот факт можно лишь при явном желании. Эта бытовая сегрегация, думается, была и вовсе всегда. И в советской школе - тоже. Пусть и не в нынешних масштабах.
Судите сами.
Преподаю в обычной муниципальной школе информатику. В этом году в четырех девятых классах сдавать ОГЭ по информатике выбрали в общей сложности 62 ученика. Это 75% всех выпускников.
Учебный процесс подразумевает регулярную проверку уровня знаний учеников. Проверка проводится в форме пробного ОГЭ. Экзаменационное задание по информатике содержит 18 заданий (первая часть). За каждое решенное задание - 1 балл. Результат в интервале 0-4 балла - оценивается как "неудовлетворительно". 5-11 баллов - удовлетворительно. 11-17 баллов - хорошо. 18 - отлично.
Таблица. Результаты пробных ОГЭ по информатике. 9 класс.
№ Фамилия Имя Баллы\расшифровка\вариант
Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Март 2018
1 9 «А» 14 уч отл-0, хор-4, уд-5, неуд-0, нет-5 отл-0, хор-4, уд-5, неуд-0, нет-5 отл-0, хор-4, уд-8, неуд-1, нет-1
2 9 «Б» 18 уч отл-0, хор-0, уд-16, неуд-0, нет-2 отл-0, хор-4, уд-12, неуд-0, нет-2 отл-0, хор-1, уд-14, неуд-0, нет-3
3 9 «В» 17 уч отл-0, хор-0, уд-12, неуд-3, нет-2 отл-0, хор-0, уд-9, неуд-1, нет-7 отл-0, хор-1, уд-9, неуд-7, нет-0
4 9 «Г» 13 уч отл-0, хор-0, уд-5, неуд-5, нет-3 отл-0, хор-0, уд-6, неуд-4, нет-3 отл-0, хор-1, уд-4, неуд-8, нет-0
Под катом - более подробная информация для тех, кому интересно.
№ Фамилия Имя Баллы\расшифровка\вариант
Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Март 2018
9 «А»
1 7(7)-+-++--+---+-++---
2 14(24)++++++++--++-++-++ 13(203)-+-+++++--+++++-++ 12(7)---+-+-++-++++++++
3 11(2)--+-++++--++-++++- 12(203)+++-+-+++-+-+++--+ 13(3)-++++-++++--++-+++
4 6(1в)--+-+-++--+-----+- 11(7)---++++++--++++-+-
5 8(203)+++---++--+-++---- 6(9)+++----+---+--+---
6 14(24)++-+++++---+++++++ 10(103)+-+-+-++--+++-+-+- 12(7)++++++++---+-+--++
7 9(24)+-+++--+--++-+--+- 12(203)+++-+-++--++++--++ 13(9)++-+++++---++++++-
8 9(2)-++--+++--++-++--- 10(103)--++--++--+--+++++ 9(8)+----+++---+++--++
9 14(2)++++++++--+-+++++- 7(203)++-----+--+-++---+ 11(7)++-+++++---+-+-++-
10 13(24)+++-++++--++-+++-+ 10(9)++--+++----+-++++-
11 10(2)+++-+++---++--+-+- 11(203)+++++++---+++-+--- 8(7)---++-++----+++-+-
12 2(3)------+----------+
13 15(104)++++++++++-++-+-++
14 5(8)+-----+----+-+--+-
9 «Б»
1 10(1)+-++++-+--+--+-++- 16(103)++++++++++-++++++-
2 10(103)+-+-+-++----+++-++ 8(7)---+---++--++++--+
3 7(2)--+++-+---+--+--+- 10(203)+++---++-++-++---+ 7(3)-+--+-++----++---+
4 3(24)-------------+--++ 10(103)+-++-+++-----++-++ 6(8)+++-+---+----+----
5 10(1)++++++-+--+--+--+- 12(203)-++-++++--+-+++-++ 9(9)+---++-++---+++-+-
6 9(2)+++-+-++--++----+- 11(103)+++++-++----+++-+- 8(3)-++-+--++------+++
7 7(24)--++++-+--------++ 9(203)-+++--++--+-+-+-+- 9(9)++-+---+-+-++-+-+-
8 4(1)----++----+-----+- 11(103)-+++-+++----+++++-
9 9(2)+++++-----++-+--+- 14(203)+++-++++--+++++-++
10 6(1в)-++-+++------+---- 8(103)+-+--+++---+-++--- 8(7)+--++----+-+-+++--
11 8(1)-+-+++-+--+--+--+- 10(203)-++--+++--+-+++--+ 6(8)----+--++--++-+---
12 4(1)-+++------+------- 12(203)+++-+-++--++++--++ 8(3)-++-++++-------++-
13 6(1)--+-++-+--+-----+- 10(203)+++-+-++--+---+-++ 10(8)----+++++--+-++-++
14 5(2)++--++----+------- 7(3)--+-++-+---++--+--
15 6(2)--+++--+--+-----+- 9(103)+-+---++---+-++-++ 7(8)----+-++---+++--+-
16 8(203)+++---++--+-+---+- 8(3)-+--+-++----++--++
17 5(2)+-+++-----------+- 10(9)++--++++----+++-+-
18 9(24)+-+++-++---+--+-+- 9(103)-++++-++---++---+- 12(7)+--+--++++-+-+++++
9 «В»
1 7(24)+-+++-+----+-+---- 4(3)-----+-+----++----
2 7(2)+++++--+--+------- 3(3)----++-+----------
3 5(2)+++-+--+---------- 8(103)+-++-+++----++---- 2(9)+------+----------
4 6(2)+++-+--+---+------ 4(104)---+--++---+------ 4(8)----+-++---+------
5 8(24)+-++++++--+------- 7(103)+--+--++---++-+--- 7(7)+--++--+---+-+--+-
6 6(24)+---+-++--+-+----- 10(8)----+++++--+++--++
7 4(2)--+-+-+---+------- 6(203)++--+-++---------+ 5(7)+--+-------+----++
8 4(24)-------+--++----+- 9(203)-++++-++--++-----+ 4(8)+---+--+---+------
9 4(1в)--+++-+----------- 9(203)++-+--++--+-+++--- 6(9)-+-+---++---++----
10 3(3)----+---+-------+-
11 5(2)--+----+--+--+--+- 7(103)+-++-++-----++---- 10(8)--+--+++---+++-+++
12 8(2)-+--++++--++---+-- 7(103)+-++--++---++----- 12(7)++-+-++++--+-++++-
13 9(24)--+++++-+-++----+- 11(104)--+++-++---++++++- 8(8)----++++----+-+-++
14 5(2)-++-+-----+--+---- 8(9)++--+-++---+-+--+-
15 1(9)-----------+------
16 7(24)--+++--+--+-----++ 9(203)-++++-+---++----++ 6(9)----+--++--++---+-
17 5(1в)+--+-++----++----- 8(3)----+-++----+++++-
9 «Г»
1 0(24) 1(8)----------------+-
2 1(103)----------+------- 3(7)-+-+--------+-----
3 4(2)++--+-+----------- 8(9)+--+++-+--++-----+ 6(9)-+--+---+----++-+-
4 5(1в)--+-+-++--+-----+- 5(103)--++--+--------++ 7(7)---+-+-++--+--+-+-
5 4(24)----++-+--------+- 5(203)-+-+------++----+- 2(8)---+-+------------
6 6(2)++++-+----+------- 5(10)-++-++----------+- 4(8)+---+-+-+--------- 6(9)-+-----++-+-----++ 5(3)--+-+--+--------++
7 4(1)--+----+--+-----+- 8(103)+-+++++------+--+- 5(7)+--+---++--------+
8 6(2)+-+-+--+--+-----+- 12(7)++++++-+-+-++-+-+- 11(3)+++-++-++----+-+++ 11(9)++-+++++--+--+--++
9 2(103)----+------+------ 0(3)
10 4(24)---++--+--------+- 2(9)--+-+------------- 5(9)-+-++--+---+------ 5(7)+---+------+----++
11 5(2)++++------+------- 1(103)------+----------- 4(9)-++-+---------+---
12 4(7)+--+----+-------+-
13 5(24)---++--+--------++ 7(6)-+-++-++--------++ 4(3)-------++-------++
Подобную картину наблюдаю каждый год за редчайшими исключениями. Успеваемость четко снижается от "А" класса к классу "Г". Ну как это можно назвать если не сегрегацией?
Сложные системы стремятся к самоорганизации. В образовании процесс разделения учеников на "ашников" и "гэшников" начинается уже с младшей школы. На первые уроки для знакомства со школой детки приходят еще будучи детсадовцами. Проводятся ознакомительные уроки, Учителя знакомятся со своими будущими первоклашками и их родителями. Процесс идет. Как-то само собой получается, что в "А" класс подбираются дети самых активных родителей. Ну а у таких родителей обычно дети к школе боле чем готовы. Ну а "А" класс обычно всегда закреплен за самым активным (и следовательно - успешным) учителем. Есть в школе такая форма "дедовщины".
При переходе в среднюю школу состав классов несколько перетряхивается и сегрегация окончательно закрепляется.
Что лично я, как преподаватель информатики, наблюдаю когда ко мне на уроки приходят ученики в 8ом классе - окончательную победу сегрегации в одной отдельно взятой школе. Вести уроки одинаково в классах - уже невозможно.
Учебник - один для всех. Учебная программа - одна на все классы. Но это - на бумаге. Фактически - учебный процесс в разных классах отличается кардинально. А как иначе. Если в "А" и "Б" классах обязательно необходимо готовить к урокам задания повышенной сложности для заметной части класса, а в "Г" классе - 3 ученика просто настойчиво пытаются игнорировать образовательный процесс а еще 4 ученика показывают проблемы с устным счетом и затрудняются выполнять простые арифметические операции даже с помощью калькулятора.
Фактически ученики в "А" классе получают однозначно больше знаний и навыков по изучаемым школьным предметам. Сам заканчивал школу в "В" классе. С некоторым содроганием сейчас вспоминаю чего у нас творилось иногда на уроках математики. В итоге, тригонометрию я понял только в политехе. В школе донести до меня это сакральное знание о смысле синусов и косинусов - не смогли.
Вполне понятно, что существующий вариант раздельного обучения представляется многим совершенно недостаточным. Сторонников жесткой сегрегации много. Можно например процитировать из Футюха
Равно как и товарищ Макаренко (ЛСИ) который тоже очень хорошо понимал, кто из его воспитанников вырастет нормальный инженер, или там офицер (то есть представитель Двойки), а кого можно и нужно быстренько отправлять в другой детский дом. Ибо нечего метать бисер перед свиньями. То бишь для нормального БЛ потока нужен не только хороший генератор на одном конце этого потока, но и куча способных воспринять этот поток реципиентов, а все прочее это лишь антураж для этого действа и "мудовые рыдания" для тех кто данный поток воспринять не готов. Вот есть в Питере 239 школа, где этот БЛ поток во весь рост. Но уж, извините, не всех туда и берут, равно как то же Ландау имел обыкновение выгонять со своих лекций студентов которые не понимали его. Причем - навсегда. Ибо зачем тратить время и силы генератора такого потока на людей которым по жизни это не нужно, да и не способны они его воспринять? Зачем пытаться говорить по-китайски с людьми, которым это не нужно?! Зачем их учить китайскому языку, если они потом не собираются на нем разговаривать?! Какой смысл объяснять разделение звезд по светимости (Oh, be a fine girl kiss me - Один бритый англичанин финики жевал как морковь) или рисовать диаграмму Герцшпунга-Рассела, если чел явно никогда не посмотрит на звездное небо и ему без этого неба жить проще?! О каком именно "элитном образовании" может у нас идти речь, если обычно никто в здравом уме и рассудке не может вспомнить диаграмму растворимости из школьного курса химии и потому не понимает, что на картине пигменты содержащие катионы серебра и анионы сульфида поэтому нельзя смешивать?! Или вот - "Каждый отличный студент должен курить папиросы, ты юра мал подожди немного", Для России эта мнемоническая фраза в сто раз важней, чем "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан", однако многие ли ее помнят из школьного курса?! Так о каком элитном образовании мы ведем речь?!
Здраво ведь и разумно... Взять всех и поделить...
Напоследок лишь выскажу такое наблюдение. Личное. Никто из тех "гешников" которые у меня с трудом делят 14 на 2, ни в чем принципиально не отличается от продвинутых "ашников". Их беда лишь в том, что не повезло им родиться в семье заботливых и внимательных родителей. Вот и все. Я не возьмусь определить сразу после рождения, глядя только на самого ребенка, кем он станет - успешным инженером, военным или серой бестолочью. А вот если посмотреть на его родителей, на тех людей которые его будут воспитывать и растить, то выводы можно делать с высокой степенью вероятности. ИМХО.
Если кратко резюмировать. Сегрегация в школе - это зло. Необходимо стремиться к тому, чтоб учить всех детей вместе и насколько это возможно равно. Знания и навыки - это самое малое что за 11 лет в школе ребенок может получить. Возможны гораздо более сильные и полезные для жизни уроки - например общение с более сильными или более слабыми сверстниками, с задирами и инвалидами, с ботаниками и хулиганами. Есть ли смысл собирать в одном классе умных деток и устраивать им тепличные условия если всю жизнь на грядке овощем не просидеть а большой мир - достаточно жесткая и неумолимая штука. Знающим быть - это конешно хорошо. Сильным и думающим - важнее во много раз. И сегрегация тут - помеха скорее.
Спасибо за внимание! )
Интересно будет услышать мнение сообщества.
Автор: Prepod