Университет человечности ВЕДА-ГУМАНА
Вопросы поиска и выбора пары, создания семьи и счастливой совместной жизни во все века были для людей настолько же актуальны, насколько и запутаны. Чего только стоят девичьи гадания на святки – вот где неослабевающий интерес сочетается с полным отсутствием полезной информации. К сожалению, все остальные способы как-то упорядочить и направить поиск своей половинки, оказываются немногим более информативными. Советы родителей чаще сводятся к оценке материального благополучия будущей семьи, астрологи и цыганки вообще ничего конкретно не говорят, кроме цены за свои услуги. Официальные медики и психотерапевты могут для уже образовавшейся пары провести тесты на психологическую и генетическую совместимость, но сама задача поиска спутника жизни не входит в их компетенцию. Так что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Попробуем подойти к вопросу с точки зрения здравого смысла.
— Справедливости ради надо сказать, что девичьи гадания все-таки некоторую информацию дают.
— Сама гадала? Не думал, что ты увлекаешься такими вещами.
— Ты не перебивай, а послушай. Есть же такое гадание, когда капают воском с горящей свечи на блюдечко с водой.
— И какую информацию можно извлечь из этого увлекательного процесса?
— А капельки то получаются разные! У одних бесформенные, а у других с ровными краями правильные треугольники, квадратики, пятиугольники.
— И что это значит?
— Если капелька бесформенная, то девушка еще долго замуж не выйдет. А если капелька красивая, то чем больше углов – тем больше у девушки шансов на замужество уже в этом году.
— Это совершенно недоказуемо. Только недалекие девицы могут верить в эту чушь.
— Это совершенно логично и только недалекие мужланы не могут понять этой…
— Магии?
— Физики!
— Какой физики?
— И психологии.
— Докажи.
— Капелька воска при падении на воду расшибается в лепешку. От соприкосновения с холодной водой тонкие лепестки капельки сворачиваются и образуется ровная кромка, а сама капелька становится правильным многоугольником.
— И что?
— А то, что чем выше девушка держит руку, тем больше лепестков выбрасывается из разбитой капельки, тем больше углов у многоугольника.
— Кажется, начинаю понимать. Чтобы высоко поднять руку, девушка должна иметь точные движения, уверенность в себе. То есть красивые многоугольники получаются у полностью созревшей девушки, которая готова и хочет выйти замуж.
— Вот и вся мистика!
— А насчет расплывчатого пятна?
— Когда в воду капают расплавленный воск, вода нагревается. Соответственно, лепестки не сворачиваются, капля расплывается.
— То есть девушка, которая будет гадать последней – самая робкая – шансов выйти замуж имеет мало. Забавно.
Для начала определимся с терминологией. Половинка, спутник жизни, суженый – это все разные понятия и отражают совершенно различные взгляды на человека и Мироздание. Так что и алгоритмы поиска, основанные на разных понятиях, приведут к разным результатам и разным людям в качестве супругов.
— Это типа того, что «как вы судно назовете, так оно и поплывет»?
— Думаю, авторы имели в виду несколько другое. Каждому явлению в Мироздании соответствует в нашем сознании некое понятие. Проще говоря, если мы будем искать «красавицу», то выберем одну девушку в жены, а если «подругу» — другую. Если «принцессу» — третью, если «хозяйку» — четвертую. Смотря кто кого ищет.
Этот термин восходит к древним представлениям об андрогине — мифическом существе, символизирующем мировую гармонию. В нем происходит соединение противоположных принципов: мужского и женского, активного и пассивного, материального и духовного, космоса и хаоса, неба и земли. Но нас больше интересуют не мифологические и алхимические нюансы, а преломление этих представлений в массовом сознании.
В сжатом виде они сводятся к тому, что некая первоначальная целостность была разделена (толи в интересах самопознания, толи для сохранения власти богов, опасавшихся ее мощи), и теперь ее половинки ищут друг друга по свету, а если находят, то обретают и могущество, и счастье. Причем у каждого человека – своя половинка. Другие представители противоположного пола ему счастья не принесут – не совпадают конфигурации.
В итоге, процесс обретения половинки описывается словом «поиск». «Поиск половинки» стал устойчивым фразеологизмом и штампом сознания. Задача поиска половинки получается никак не связана с собственным развитием человека, с его успехом/неуспехом, участием его в жизни общества и в процессах Мироздания. Половинка однозначна предопределена, надо только с ней встретиться – и это гарантирует счастье. Никакого критерия, по которому можно узнать «свою половинку», кроме «нравится/не нравится» в концепции не предусмотрено.
— Не поняла претензий к слову «поиск». Что – не надо искать свою половинку?
— Есть такая сказка «Пойди туда, не знаю куда. Найди то, не знаю что». Бесконечно можно искать черную кошку в темной комнате.
— Предлагаешь ее заранее помазать чем-нибудь фосфоресцирующим?
— Можно и так. Тогда искать будет легче. А можно не искать, а, например, приманить – взять с собой кусочек колбасы, и кошка прибежит сама. Надо просто хорошо знать, кто тебе нужен.
Если метафору единственной половинки скрещивают с идеей перевоплощения душ, то проблемы только усугубляются. Если человек ищет свою половинку в течение многих жизней, да еще и не находит, то все эти жизни он проживает несчастным. Если всем заправляют завистливые и гневливые боги, то такой исход логичен – но так ли устроен мир на самом деле? Если миром управляет не сонм конкурирующих и подозрительных богов, а Единый Творец и Вседержитель – зачем бы ему делать человека хронически несчастным?
— Как пример — животные живут в природе в суровой борьбе за существование. Но даже косуля, которой суждено умереть в пасти льва – разве про нее можно сказать, что она несчастлива или недовольна жизнью?
— Думаю, что смерть – это все-таки миг, а до этого косуля вполне успешно избегала опасности…
— И была горда собой, что она такая вся из себя ловкая!
— Да, и гордилась собой. Была сыта, довольна, познала радость любви и материнства. Вся ее жизнь была удовольствием.
— Жизнь любого существа проходит в комфорте и довольстве – потому, что оно к ним стремится. А дискомфорт заставляет его срочно двигаться в направлении комфорта – это гораздо меньшая часть его жизни. И это по-Божески. Бог же не садист.
— Выходит, и человеку та или иная степень счастья свойственна по самому его устройству. Но удовлетворение может быть большим и меньшим в зависимости от собственных усилий – как и у любого другого живого существа. В том числе в супружестве и семейной жизни.
Исходя из вышеизложенного термин «половинка» не кажется удовлетворительным в нашем исследовании. Если только не наделить его каким-то другим смыслом, отличным от общепринятого. Например, отметить, что корень «пол» входит как в слова «полый», «полость» (сосуд), так и «полный», «наполнять», «дополнять». То есть мужчина и женщина соотносятся не как арифметические или геометрические ? некой единицы, а как, допустим, форма и содержание. Но это уже наши ассоциации, которых в исходной идее не было.
Есть и другие названия для соединения мужчины и женщины. И они исходят из другого представления о человеке. Супруги – сопряженные, соединенные. Здесь вложен смысл особей, которые соединены общей задачей.
— Я себе почему-то представила парную конную упряжку, везущую воз.
— И ты, в общем, попала в суть образа. Только в отличие от коней, запряженных в воз чужой волей, воз супругов – семья — не лишнее бремя, а очень большая для них ценность.
— И сами они – часть этого воза и этой ценности.
В технике есть понятие «сопряженные детали» — в самом простом случае это болт и гайка или колесо и ось. Одно без другого теряет смысл и функциональность. То есть сопряги/супруги – пара не просто объединенная внешними обстоятельствами, но всем своим устройством предназначенная для такого соединения.
Похожие представления о человеке несут и слова «пара» и «чета», несущие смысл именно некоей двойственности, предназначенной для составления целостности (ср. «пара сапог»). Здесь уже заложена некая избирательность: «он ей не пара», «они нам не чета». То есть в образ супружества в реальном обществе вкладываются и некие общественные представления о том, кто с кем может быть соединен, а кто не может.
Термин «спутник жизни» исходит не из представления общества о том, «кто кому чета», а из внутренней жизни индивида. Согласно этому представлению жизнь – есть путь, который имеет цель и направление. Спутник жизни – это человек, который готов разделить с тобой твой путь, идти общим путем. Разумеется, не каждый человек готов стать спутником, так что этот термин задает достаточно жесткий критерий, основанный на понимании своего пути и своего предназначения.
— А этот путь – он определен чем, кем? Куда он вообще ведет?
— Я чувствую, что это путь человека к самому себе настоящему.
— И тут я с тобой согласен. Это путь, во-первых, строительства самого себя. И вместе с тем, поскольку человек неотрывен от общества, то, во-вторых, это путь строительства общества. Человек неотрывен от биосферы – поэтому, в-третьих, это нахождение своего места наместника Божьего на Земле.
Настоящих спутников жизни, разумеется, меньше, чем тех, кого общество готово признать парой и четой, и вполне возможно, что спутник жизни вообще не из их числа – критерий совсем другой.
Можно предполагать, что из всех возможных спутников жизни какой-то один является наилучшим – тем, в соединении с которым человек максимально раскрывает свой от рождения заложенный потенциал. Такого спутника жизни можно назвать суженым. Круг выбора при этом максимально сужен (вот почему он суженый), так же и жизненный сценарий при этом можно назвать «судьба» (то, что суждено, сужено). Мне термин «суженые» представляется наиболее подходящим. Поэтому в дальнейшем мы будем говорить именно о поиске суженых. Но чтобы понять, по какому критерию определяется суженый наилучший спутник жизни, надо осознать, что такое Промысел Божий.
Человек обладает свободой выбора, его будущее не определено однозначно, оно предопределено. Вариантов у будущего много, но все они принадлежат некоему дереву возможностей или матрице возможных состояний. Вряд ли человек, принадлежащий к папуасской культуре будет праздновать мусульманский праздник навруз – этого нет в его матрице возможных состояний. Но мусульманин или даже православный, живущий в Татарстане, вполне может иметь такие планы. И по этому поводу у него может быть несколько вариантов.
Также и жизнь целиком имеет целый спектр возможных реализаций: человек может избрать ту или иную профессию (и ошибиться, и раскаяться в этом выборе), то или иное место жительства (даже в разных странах и частях света), отслужить в армии или уклониться, попасть в тюрьму или избежать этого, — и все эти варианты приводят к разным людям в качестве избранной пары. Нас интересует наилучший вариант жизни (который может быть назван судьбой) и наилучший спутник жизни (суженый).
Какой же вариант жизненного пути наилучший? Бог (Творец и Вседержитель), отправляя человека в материальный мир, имеет на него некую надежду – ему предусмотрено участие в процессах общества и Мироздания.
— Вседержитель безошибочен в своих действиях, всемогущ, и милость Его безгранична; всё, что свершается, — свершается наилучшим возможным образом при той нравственности и этике, что свойственны людям.
— Хорошо сказано. Сам придумал?
— Умные люди подсказали.
— ВП СССР?
Соответственно этим планам Бога (Божьему Промыслу) человек рождается с определенными способностями и в определенных условиях, способствующих развитию этих способностей и их применению в жизни. Соответственно, жизненный сценарий, когда человек живет в согласии с Божьим промыслом, исполняет свое предназначение – это и есть наилучший сценарий, судьба. При различении путей в согласии с Промыслом и в конфликте с ним, и при последовательном выборе пути Промысла, человек легко достигает поставленных целей, поскольку они находятся в согласии с целями Иерархически Наивысшего Объемлющего Управления (Вседержителя).
Отклонение от путей Промысла Божия приводит к ситуации, описываемой поговоркой «Жизнь – как зебра, то белая полоса, то черная». Если нет различения границ Промысла, то человек периодически выходит за эти границы в область попущения Божия, где Вседержитель отказывается поддерживать его действия как безнравственные, что приводит к тем или иным неприятностям.
— А мне представился такой образ: трезвый водитель едет по гладкой дороге прямиком к своей цели, пьяный же – с трудом удерживает автомобиль, периодически выезжая на обочину и имея все шансы закончить поездку катастрофой. Кто поедет с пьяным водителем?
— Только полностью неадекватная девушка.
— Вот. А трезвый имеет возможность в пути иметь более приятного спутника.
— Пьяный – это потерявший различение.
Вот мы и пришли к очень важному понятию, крайне необходимому при решении поставленной нами задачи – понятию Различения. Мы ведь хотим различить в массе людей своих суженых – наилучших спутников жизни. А откуда берется способность к Различению? Для того, чтобы понять это нам надо рассмотреть этапы становления психики человека (и типы строя психики).
Рассмотрим человека как информационно-алгоритмическую систему.
— Как что?
— Человек в каком-то отношении напоминает компьютер. В нем есть базы данных, которые описывают мир вокруг – то есть информация. И в нем есть программы- алгоритмы, которые управляют его поведением. Поэтому человека можно рассматривать как информационно-алгоритмическую систему.
— Погоди! А можешь привести пример программы, управляющей поведением человека?
— Пожалуйста! Мы заходим в помещение и, не раздумывая, говорим «Здравствуйте!». Так делают все и всегда – потому у всех у нас установлена одна и та же программа.
— У программы этой есть разные версии: «Привет!», «Добрый день!», «Мое почтение!»
— И все же это одна и та же программа.
Что управляет поведением человека?
1. Биологические инстинкты;
2. Стереотипы и автоматизмы, усвоенные им из культуры;
3. Разум и воля;
4. Совесть, интуиция, различение Добра и зла
Проиллюстрируем действие и взаимодействие перечисленных выше факторов на примере поиска и выбора своей пары.
Наши инстинкты во многом аналогичны инстинктам приматов.
— Мы только что говорили о Боге, а теперь вдруг исходим из теории эволюции Дарвина?
— Это особый интересный вопрос. На мой взгляд Бог сотворил человека с помощью эволюции. Это такой инструмент Бога. Но для наших сегодняшних целей нам не очень важно, как именно произошел человек.
— Почему же это неважно? Если человека сотворил Бог, то он мог предусмотреть ему суженного. А если человек произошел от обезьяны, то разве у обезьян есть суженные? По-моему, у них гарем.
— Чтобы не отвлекаться, мы закончим эту дискуссию так: Бог всемогущ, он мог сотворить человека из куска глины, а мог сотворить из обезьяны. Ты же не умаляешь всемогущества Бога? Нет? Очень хорошо. Но Бог или эволюция сотворили человека так, что более 90% генов у нас с приматами общие. Соответственно инстинкты, которые записаны в генах – что?
— У нас с приматами общие.
— Опять приведу аналогию с компьютером. Неважно как на компьютер попала программа – может, ее скопировали с флешки, с CD-диска, скачали из интернета. В любом случае она будет делать то, что написано в ее коде.
Что инстинкт подсказывает женщине при выборе полового партнера? Выбрать самого большого, лохматого, сильного, наглого и агрессивного (политкорректно это называется – решительного и уверенного в себе). Именно такая особь будет лидером в стаде приматов, сможет обеспечить женщине и ее потомству безопасность и пропитание. И то, что у людей эти инстинкты работают, говорит множество песен типа «Девочка-пай, мальчик-жиган и хулиган».
Мужские инстинкты являются отражением и продолжением женских (то есть вообще говоря инстинкты у человеческого рода представляют собой систему). Так мужчина в присутствии понравившейся ему женщины вдруг начинает проявлять воинственность в ситуациях, которые сама женщина как бы случайно и провоцирует. Этим он доказывает женщине, что он достоин ее внимания и… управляем.
Но уже сама совокупность инстинктов рода человеческого настолько многообразна, что некоторые ее составляющие противоречат друг другу, особенно в вариативной части. Так, импритинг формирует у девочки образ отца, который становится неким эталоном при выборе спутника жизни. Изначально в период дикости образы большого и лохматого самца и отца совпадали. Но сегодня в условиях цивилизации образ отца может противоречить общему для всего вида эталону мужественности. Отец может быть маленьким, лысым, обаятельным очкариком, а вовсе не лохматым и грозным.
— Получается, что в человеке его бытие в культуре как бы расщепляет изначальны животный инстинкт на несколько противоречивых составляющих.
Маленький ребенок в основном руководствуется в своем поведении биологическими инстинктами, но по мере вхождения его в общество людей и приобщения к культуре, в его психике появляется новая составляющая, и если она набирает достаточную силу, чтобы подавить животные инстинкты, то преобладающим типом строя психики у человека становится биоробот. Как это проявляется при выборе своей пары?
Инстинкты никуда не исчезают. Но в условиях человеческого общества успешность индивида и его привлекательность в качестве спутника жизни определяют уже не только и не столько физическая сила, сколько образование, интеллектуальный потенциал, богатство, социальное положение и пр. Образ успеха и соответственно достойного жениха в сознании современной девушки формируют не только старшие родственники, но и СМИ, телевидение и кинематограф.
Здесь важно подчеркнуть то, что культура может как оформлять требования биологических инстинктов, так и противоречить им. Представление о красоте – это влияние инстинкта или традиции? Основано оно, конечно, на инстинктах, но и культурные стереотипы вносят немалые коррективы (украшения, косметика, мода, стремление быть похожим на своих кумиров). Но и сами культурные нормы могут содержать противоречия – между традиционными представлениями и современными, между требованиями к паре в разных субкультурах – возрастных, социальных, национальных, даже профессиональных (к жене офицера совсем другие требования, чем к жене артиста). И эти противоречия зачастую умещаются в сознании одного человека. К сожалению, к моменту выбора супруга молодые люди часто не могут разрешить эти противоречия, поэтому не имеют ясного образа своего будущего спутника жизни. Они больше ориентируются на то, «что люди скажут», «как бы не засмеяли», «чтобы выглядеть не хуже других». Да и в последующей совместной жизни могут не совпадать (и скорее всего не совпадают) многие бытовые привычки, художественные предпочтения, представление о социальных ролях. Что-то может сгладиться совместной жизнью, особенно если люди соединились в раннем возрасте, когда стереотипы еще создаются и довольно гибки. Но что-то не поддается коррекции.
— Мне муж, бывало, говорил «ты слишком умная». Он меня этим попрекал именно исходя из культурных стереотипов своей семьи. «Ты, — говорил, — со своим высшим образованием простых вещей не понимаешь. Проще надо жить».
— Мне в этом смысле повезло, так как мы с женой были весьма молоды в начале нашей совместной жизни. Видимо, не все стереотипы еще сформировались. И они у нас формировались общие. И плюс четыре года совместной учебы – это достаточно долгий общий путь.
Конечно, важно, чтобы будущая чета была близка по образовательному уровню, языку, привычкам (питания, хозяйства, отдыха и пр.). Все эти условия сужают круг поиска своего суженого, но он все еще слишком обширен. А в нормах культуры и не может содержаться индивидуальных рецептов. Нормы – они для всех либо для какого-то круга лиц, обладающих сходными признаками.
Тип строя психики биоробот не может быть предназначен для человека Творцом. Следование неким внешним предписаниям и программам недостаточно для выполнения миссии Наместника Божия на Земле. Следовательно, остановиться на этапе биоробота – это значит, не исполнить свое предназначение в жизни, свою программу-максимум, поэтому и обретение суженого при таком строе психики невозможно. Как невозможны и гармоничные отношения вообще ввиду отсутствия гармонии внутри, в психике.
— Если внутри психики есть конфликты, то такой человек не может адекватно воспринимать себя, а вместе с тем – адекватно воспринимать мир, других людей. Это все равно, что смотреть на мир через разбитое кривое зеркало.
— Да еще и кусочки которого растеряны. Тут уж суженого заметить мудрено. А быть для кого-то суженой –вообще невозможно. Как способствовать развитию другого человека, если собственное видение искажено? Похвалишь не за то, и поругаешь не за то. И какое уж тут счастье?
Если в своем развитии человек научается не только контролировать животные инстинкты, но и следовать нормам культуры не слепо, а осознанно, творчески, понимая их условность, если в его поведением начинают проявляться собственные разум и воля, то это описывается как демонический тип строя психики. При этом требования к будущему спутнику жизни становятся выше – он должен также обладать разумом, быть творческим, интересным, ярким. С биороботом демону просто будет скучно.
Но Я-центризм, свойственный демонам, играет с ними злую шутку. Строя свои воззрения на Мироздание от себя любимого, демон не может получить целостного мировоззрения. Просто потому, что в реальности истоком Вселенной является Творец, и чтобы обойти этот факт и поставить в центр себя, необходимы разрывы в картине мира (шитые, как водится, белыми нитками). Разумеется, такое мировоззрение и во времени не может быть последовательным, меняясь в зависимости от ситуации и собственной прихоти. Такое мировоззрение называют калейдоскопическим – такую картинку дает детская игрушка калейдоскоп – при вращении ее цветные стекляшки у нее внутри образуют красивые симметричные узоры (благодаря отражению в зеркалах), но стоит повернуть игрушку, возникает новый узор, никак не связанный с предыдущим.
Поскольку демон не может составить целостную и непротиворечивую картину мира, то и выполнить свое предназначение в мире он не может. Он все время теряет границы Промысла Божия (даже при наличии благих намерений), выпадая в попущение. Ему не хватает различения, чтобы увидеть свой путь, свою судьбу, свою суженую. И своеволие демонизма может обуздать только человечность – жизнь в ладу с совестью, в русле Божьего Промысла.
Тут есть интересный парадокс. «Я хочу найти своего суженого» — это же тоже Я-центризм. «Я хочу».
— Я думала над этим.
— Но как может быть по-другому? Как в буддизме – избавление от желаний?
— Не обязательно. Смотря чего именно «Я хочу». Например так: «Я хочу стать для кого-то суженой». Это ведь уже совсем другое, так?
Может быть и другой тип мировоззрения – мозаичный, когда те же самые факты-стекляшки укладываются в картину мира не случайным образом, а образуя целостный образ. При этом у каждого кусочка мозаики только свое, строго определённое место, а если какого-то кусочка не хватает, то его можно достроить воображением. Такое мировоззрение устойчиво. Новые факты могут сделать картину детальней, но она останется все той же картиной. Новые факты могут потребовать изменить картину, но и после изменений она останется картиной, мозаикой, а не калейдоскопом. Такая работа с мировоззрением, конечно, более трудоемка, чем встряхивание калейдоскопа, но такая картина мира более надежна и отражает объективную реальность в пределах возможностей человека к ее осознанию.
Мозаичное мировоззрение может сформироваться только если человек строит его не от собственного Я, а от истинного центра – от Творца. И тогда картинка складывается и не нужны разрывы и натяжки. Восприятие Творца, непосредственную связь с Творцом мы называем со-вестью, интуицией. Совесть приносит человеку различение, в том числе различение Добра и зла, различение границ Промысла Божия. И, наконец, различение своего суженого – того человека, который максимально способствует раскрытию его способностей в служении Промыслу. Суженый (суженая) тоже, разумеется, по типу строя психики может быть только человеком и жить в русле Промысла.
Немаловажно то, что что связь с Творцом позволяет снять все конфликты и противоречия внутри собственной психики человека, которые мы ранее отмечали. Все компоненты психики остаются на своих местах, но именно на своих местах – не претендуя на преобладание. Все по порядку: совесть контролирует разум, разум управляет привычками и стереотипами культуры, они в свою очередь подчиняют животные инстинкты. При этом снимаются и противоречия внутри каждого слоя, поскольку ценности с помощью различения выстраиваются в однозначную иерархию.
— Как снимается противоречие между образами большого и грозного самца и отца-идеала мужчины?
— Просто идеалом становится мужчина, живущий в ладу совестью, в русле Промысла Божия – это достаточно величественно и достаточно грозно.
— И достаточно по-отечески. Ведь отец запоминается не только внешним видом, а ощущением родительской любви.
— Отец своим образом закладывает в детях еще и образ человечности: такова природа родительской любви – проявлять самое лучшее по отношению к своим детям. И даже если в отце человечность не устойчива, часто подавляется другими компонентами психики, но рядом с детьми ему легче быть человеком, проявить заботу, самопожертвование, мудрость.
Достижение внутренней гармонии дает возможность и в отношениях со своим суженым тоже достичь гармонии. Да и отношения в любом коллективе если не привести к гармонии (все же большинство людей человечным типом строя психики не обладает, поэтому полная гармония невозможна), то значительно улучшить и создать для всех условия личностного развития.
В соответствии с темой «Как найти суженого» требуется подробней рассмотреть тему именно различения. Ведь без различения выделить своего суженого из общей массы невозможно. Для этого представим, как люди с одним строем психики выглядят в глазах представителей других строев психики.
Женщине-биороботу мужчина с животным типом строя психики представляется агрессивным хамом, а она ему – синим чулком или вторым голосом ее мамы.
Мужчине-биороботу женщина с животным типом строя психики представляется жадной до удовольствий, ленивой дурой (вспомните анекдоты про блондинок). Он ей представляется – педантичным занудой.
Демон для представителя животного строя психики выглядит как сильное удачливое животное. Предвидение и планирование больше, чем на шаг вперед, проявление собственной воли для его сознания выглядят чудесами и везением. Пираты Крыс и Весельчак У из «Гостьи из будущего» — это как раз такая парочка. Остап Бендер в компании Эллочки-людоедки. Куртизанка Эвтибида, подчинившая своей воде гладиатора Эномая в романе «Спартак». Вообще именно представители демонического типа строя психики часто являются главными героями книг и фильмов, поскольку их создатели обладают именно этим типом строя психики. Человека они понять и изобразить не могут, биороботы и животные для них – лица второго плана (и второго сорта).
А теперь перейдем к человечному типу строя психики. Поскольку суженые — полноценные люди живущие в русле Промысла и руководствующиеся совестью – то именно вопрос «Кто как воспринимает человека?» становится особенно актуальным.
— Я вдруг сейчас поняла, что с нижних типов строя психики воспринять человека как человека невозможно. В нем же есть все, что есть в них, а в них нет каких-то компонент, которые есть у него, более того, которые являются важнейшими. Совесть – как можно ее воспринять, если у воспринимающего она отсутствует или подавлена? Как сумасшествие, разве что.
— Как дурака. Который в сказке.
Демоны воспринимают носителя типа строя психики человек как биоробота, но какого-то дефективного. Поскольку культурные нормы тоже в основном направлены на благо общества, то человек, руководствующийся совестью, для демонов часто не отличим от биороботов, руководствующихся традициями и обычаями. Да, он может выходить за пределы культурных норм, как и демон, но даже в этом случае его «ограничивает» стремление к общему благу, совесть, верность и прочие с точки зрения демона заморочки. То есть человек для него – недо-демон. Но при всем том в нем неведомым образом проявляются некие способности и силы, которые дают ему возможность не только противостоять демонам, но и направлять их усилия к своей и общей пользе – методом упреждающего вписывания (см. ниже). И это для демона непостижимо – это везение Ивана-дурака из русских сказок. «Дуракам везет». Не может демон адекватно воспринять человека, пока сам не станет человеком, следовательно, не сможет он и разглядеть свою суженую, даже если та будет находиться с ним рядом.
— Что это за метод упреждающего вписывания?
— Человек не желает бороться с другими людьми, уважая их свободу воли.
— Почему?
— Только по своей воле они могут стать тоже человеками.
— Вот оно что! А что же делать, если они творят несусветное?
— Надо выстроить долговременную стратегию так, чтобы собственные действия людей привели к реализации целей человека (они же в ладу с Промыслом, поэтому объективно выгодны всем).
— Это типа айкидо.
— Да. В том числе этот результат может быть достигнут через осознание другими участниками процесса порочности собственных эгоистических интересов и сознательному изменению своих целей и своих действий.
Еще больше проблем в восприятии человека у биороботов. Пока человек живет согласно обычаям данного общества, они воспринимают его как своего. Но при выходе человека за пределы привычного, он воспринимается как предатель, как разрушитель традиции, а с точки типа строя психики – как демон. Так евреи посчитали Иисуса предателем за его реформаторскую деятельность и «искали убить». Если нововведения человека в культуру будут полезны и признаны обществом, то биоробот может воспринять человека как авторитет, как кумира – и следовать теперь уже созданным им программам, так же бездумно, как и прежде. Но может и использовать свой шанс на развитие, поднимаясь к более высоким типам строя психики. Но из самого типа строя психики биоробот адекватно воспринять человека невозможно, поэтому и невозможно ни различить суженую, ни самому стать суженым.
Из типа строя психики животное человек воспринимается в основном как биоробот – враг, ограничивающий «свободу» хватать и тащить. Так деды в армии воспринимают офицеров. Но враг, впрочем, занятный – интересный, неожиданный, творческий, стремящийся не только ограничить, но и открыть другие, непонятные пока перспективы. Разумеется, из этого типа строя психики суть человечности не видна, и суженые не различимы.
Теперь, в общих чертах, становится ясно, как начать поиск суженого. Сначала надо стать человеком. А потом помочь стать человеками своему окружению. Ведь и суженым вашим тоже надо стать человеками, чтобы стать сужеными.
Для начала, надо хотеть им стать, надо ставить такую задачу. Как мы можем ставить такую задачу, если с низших типов строя психики человек не воспринимается человеком? Здесь нам помогает то, что тип строя психики человека может меняться под действием обстоятельств. Если человек испытывает сильный голод, то биоробот может перейти к типу строя психики животное. А во вдохновении поэт-демон может возвыситься до человечного типа строя психики. Так что ощущение человечности нам, в общем, знакомо и естественно для человека. Надо только осознанно к нему стремиться, закреплять в психике.
— Меня порой удивляло, что люди искусства создают великие, воистину человечные произведения, а потом в интервью несут такую галиматью, что человеками их признать не получается.
— При преобладающем демонизме выход в человечность возможен только эпизодически и воспринимается как вдохновение.
— И еще я подумала: вот поэтому в сказках и должен герой совершить подвиг, чтобы обрести суженую. У него человечность еще неустойчива, но в стрессовой ситуации он забывает о своем эгоизме, установившаяся связь со Всевышним помогает ему достичь целей, но на этой волне он и узнает свою суженую – как суженую. Соответственно и она в выпавших на ее долю испытаниях восходит к человечности. Не случайно в мультфильмах после прохода такой пары цветы расцветают. Очень даже может быть.
И надо, конечно, иметь в памяти (а кому повезет – то и перед глазами) пример человека. Надо искать эти примеры в жизни, в искусстве. Как в песне выражается человечный тип строя психики? Например, так — «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Или так: «Вот застыл батальон в строю – Снова старых друзей узнаю!» Слова «долг», «строй», «друг», «Родина», «помощь», «забота» — много значат для носителей человечности.
Прекрасные примеры человечности дает советское детское кино и мультипликация.
«Хочу стать человеком» — это вообще лейтмотив фильма «Приключения Электроника». И весь фильм является очень добротным исследованием на эту тему, вплоть до того, что одному из главных героев – Сергею Сыроежкину – который брался научить робота Электроника как стать человеком, пришлось признать «Мне еще самому надо стать человеком». То есть предъявив в нестандартной ситуации весь свой набор представлений о том, что есть человек, он сам пришел к выводу о их неадекватности. Вообще говоря, фильм продолжает спор Диогена с Платоном на ту же тему и вводит маленького человека в мир тысячелетней философской мысли. И при этом практически все герои фильма (кроме банды Стампа) на деле обретают человечный строй психики, благодаря чему у них сразу же появляются верные друзья, взаимопомощь, ответственность за свою жизнь и за человечество в целом, соборный разум, который помогает решать проблемы.
— Единственным недостатком фильма можно было бы считать отсутствие в нем Бога и как следствие неопределенность в отношении Промысла Божия.
— Явных указаний на Бога и не могло быть в атеистические времена. Но и эта задача решена художественными средствами – причем удивительно верно. Ведь профессор Громов (он по фильму – не от мира сего) выступает в роли Создателя, который сконструировал плоть человека и отпустил его в мир. А уже общение с людьми вложило в Электроника душу, возможность сопереживать, дружить, грустить и радоваться.
— Да-да. И эта метафора глубже, чем может показаться на первый взгляд – вообще говоря, так происходит с каждым из нас: природа и родители (как биологические особи) дают нам человеческое тело, но людьми нас каждого делает общение – с родителями (как личностями), с окружением, с культурой, через которую мы общаемся с человечеством в целом.
— То есть фильм является настоящим учебным пособием по теме «как стать человеком».
Есть много и других замечательных фильмов и книг – от «Тимура и его команды» до «Повести о настоящем человеке». А мультфильмы, подобные «Крошке Еноту» или «Маугли» (там тоже встает вопрос – как стать человеком?) помогут родителям с самого раннего детства заложить маленькому человечку основы восприятия человечности.
Вообще, очень важна роль родителей – ведь обрести человечный тип строя психики надо к началу полового созревания, чтобы иметь возможность своевременно найти своего суженого (суженую). Главная задача родителей – говорить с ребенком. Говорить всерьез, начистоту. Ребенок начинает освоение мира не с пустяков, а с самых экзистенциальны вопросов – что такое человек? что такое жизнь? что такое смерть? кто меня создал? Зачем я здесь? Что такое хорошо и что такое плохо? И на эти вопросы надо отвечать со всей искренностью в меру своего понимания и одновременно осознавая его неполноту – так что ответы на вопросы превращаются в совместный поиск истины. Ребенок дает родителям еще один шанс самим стать человеками (если они упустили его в молодости) и еще раз пережить заново это счастье стать человеком, если они в молодости не упустили этот шанс.
Конечно, надо стараться избегать засилья других примеров, другого искусства, чтобы не внедрять в собственную психику искаженные представления. Надо понимать, что культура толпо-элитарного общества не просто не дает возможностей для становления человека, но наоборот – ее главной задачей и сутью исторического процесса является недопущение человеку стать человеком. Человек живущий по совести в согласии с Промыслом Божьим несовместим с толпо-элитарной культурой и несет ей гибель, приводя ей на смену культуру человечности.
Поэтому толпо-элитарная культура защищалась от него всегда (насаждая, например, образ царя в сказках, в том числе и доброго царя), защищается от него и сейчас, наполняя экраны телевизоров различными монстрами, боевиками и извращениями, но избегая показать человека в его естественности. Именно поэтому, когда в США состоялся показ 100 советских фильмов эпохи соцреализма, и зрители и критики были ошарашены: «Это какая-то другая цивилизация». Да, это предвестники иной цивилизации. Но преобладает другая культура, и уже в поздние советские времена образцом для подражания стал не летчик Маресьев («Повесть о настоящем человеке»), а проходимец и великий комбинатор Остап Бендер.
— Недавно пересмотрела известный спектакль той эпохи – «Безумный день или женитьба Фигаро». Пьеса великого Бомарше, прекрасная постановка, великолепные актеры. Все здорово, смешно, но к концу спектакля охватила тоска, тоска по человеку. Сплошные интриги, корысть, ложь, предательство и лицемерие. Из такого количества героев не нашлось ни одного, хотя бы приближающегося к человечному типу строя психики.
— И что же – выбросить из детского просмотра все, кроме «Электроника» и «Простоквашино»?
— Не выбросить, нет. Иначе дети не будут подготовлены к встрече с реальным миром, который все эти проблемы создал. Но фильмы, книги, события жизни нужно обсуждать с детьми, ничего не должно поглощаться ими бездумно. Надо помнить, что главная задача толпо-элитарной культуры – не дать человеку состояться человеком.
Конечно, воспитывает ребенка не только искусство, но прежде всего образ жизни его родителей. Поэтому надо стремиться жить по-человечески. Говорить правду, помогать друг другу, развиваться, стремиться стать лучше, различать язык жизненных обстоятельств, которым с нами говорит Бог. Если семья не дает таких возможностей для ребенка (или даже взрослого), то тоже не все потеряно. Бог всегда рядом и всегда говорит с нами, дает возможности – в виде друзей во дворе, учителя в школе, тренера в спортивной секции, книг, фильмов. И Бог дает возможность даже ребенку влиять на взрослых в семье, приобщая их к человечности.
Важно также понимать, что обрести человечный тип строя психики – не цель, а лишь первый шаг в выполнении своего предназначения. Вот что является главной целью общения с миром и сотворчества с Богом. И только на этом пути включается механизм притяжения суженых.
Суженые – это те, кто настолько соответствуют друг другу, что помогают партнеру полностью раскрыть свой потенциал, исполнить свое предназначение в русле Божьего промысла. Разумеется, Бог создал все условия для того, чтобы суженые могли встретиться в жизни, когда будут к этому готовы. Когда станут сужеными.
Да, есть такой закон «Подобное притягивает подобное». Но кого притянет к себе индивид с животным типом строя психики? Такое же бездумное неотесанное животное. Суженого не притянет, потому что сам суженым не является. Биоробот притянет биоробота, демон – демона. Человек тянется к человеку. И вот что происходит.
Имея животный тип строя психики индивид таскался по ночным клубам или воровал яблоки из чужих садов в компании таких же индивидов с теми же наклонностями. Таких индивидов в мире много, и друг для друга они практически взаимозаменяемы – не лучше и не хуже. В том числе и как половые партнеры.
Став биороботом, он воспринял стремление учиться, усваивать некие знания. Животные стали ему не интересны и порицаемы, он стал более разборчив в общении, предпочитая тех, кто что-то знает и к чему-то стремится. Это сужает выбор возможных спутников жизни кругом лиц, принадлежащих к определенной культуре и традиции. Но это все еще слишком широкий круг, в котором индивидуальные предпочтения мало что значат, поскольку слабо проявлены, практически не осознаны и им не придается особого значения.
— Более того, в обществе, где преобладает тип строя психики биоробот, личность порицаема и подавляема. Все должно быть «как у людей», «не хуже других». Если «тебе больше всех надо» (хотя демонам и человеку «больше надо» разного и по-разному) — это нарушение общественной стабильности.
— Даже слишком счастливыми быть не полагается. Это дурацкое состояние не для солидных людей.
Индивидуальность приобретает значение (и сразу чрезмерное), при обретении демоническоготипа строя психики, разума и воли, творческих способностей. Демонов не так много, они ярки и видны издалека, что облегчает их притяжение друг к другу. Часть демонов способна к корпоративности, к совместному действию, что благоприятствует образованию пары, но тем не менее преобладание эгоизма не позволяет различить своего суженого – во-первых, потому что главный интерес направлен все-таки на себя, и все воспринимается через себя и принцип конкуренции, а во-вторых, потому, что состоявшиеся суженые как обладатели человечного типа строя психики уже преодолели свой демонизм и для демонов не столько привлекательны, сколько непонятны и подозрительны.
Носители человечного или хотя бы приближающегося к человечному типа строя психики очень редки, к тому же не так бросаются в глаза, как демоны, стремящиеся к величию и славе. Но человек отличает человека на общем фоне очень быстро, глубина их соответствия друг другу обеспечивается участием в работе их психики Творца – самого общего, что может быть в мире. Это чувствуется даже до первого сказанного слова, по выражению глаз, лица, по тому, как человек слушает других, по тому, как он молчит.
И человек встречается в очень небольшом количестве мест, к которым его притягивает. Вряд ли удастся встретить человека в ночном клубе, где сигаретный дым не дает дышать, а гул музыки не дает услышать собеседника. Не манит его и туда, где обсуждаются второстепенные детали каких-либо ритуалов, если только у него нет в отношении этого сообщества каких-либо планов. И демонических богемных или властных тусовок человек тоже избегает, появляясь там лишь под влиянием обстоятельств. А вот в каком-либо экзотическом сообществе типа общества по защите амурских тигров человек (сам редкий как амурский тигр) появиться вполне может, и их может там появиться двое, ибо «у дураков мысли сходятся».
Нет, конечно, можно встретить человека и во властной тусовке, но и туда он придет по делам амурских тигров, детдомовских детей, инноваций в образовании или чего-то еще выпадающего из нормы распила бюджета и устройства своих детей на теплые места на госслужбе. И если двое человеков придут на такое мероприятие, то узнают друг друга сразу – у них «на лбу написано». Более того – вокруг них создается демонами что-то типа возмущения и завихрения среды, которое еще более подталкивает друг к другу два источника возмущения. Ну и, конечно, Бог голосом интуиции при виде суженого выдохнет: «Это ты!»
С учетом того, насколько редки сейчас носители человечного типа строя психики – практически первый встреченный настоящий человек оказывается для другого суженым. Но может быть и такая ситуация, с учетом того сопротивления, которое оказывает культура толпо-элитаризма становлению человечности, что тот из суженых, который первым обрел человечный тип строя психики, должен разглядеть во втором его потенциал еще в пору преобладания демонического типа строя психики и помочь стать человеком. Вообще, человек всем помогает становиться человеками, но его будущий суженый, разумеется, более отзывчив на эту помощь, более предрасположен к ней.
Эту ситуацию хорошо иллюстрирует российский фильм «Красавец и чудовище» — он именно о том, как двое потенциальных суженых, уже стоящих на пути преодоления собственного демонизма, помогают друг другу в обретении человечности. Фильм сделан как русская антитеза голливудской «Красотке», которая использованием архетипического мотива «Золушки» работает на легитимацию в общественном сознании проституции. В нашем фильме девушка из низов – рыночная торговка и грубиянка, но тем, кто пытается направить на нее свою похоть, дает в морду сразу и без разговоров. Но под защитной оболочкой грубости обнаруживается романтическая чистая натура, которая почти мгновенно (вот оно – чудо прихода человечности) усваивает интеллигентскую культуру своего суженого, одновременно помогая ему отличить вокруг лживое и наносное и тоже состояться в качестве человека.
Но эта ситуация открывает еще одну грань поиска, а точнее обретения суженых. Этот поиск и обретение не заканчиваются встречей. У суженых задача всю жизнь помогать раскрываться человечности и потенциалу друг друга. То есть с каждым годом совместной жизни они становятся все более сужеными, все более подходящими друг для друга, все более единственными, все более незаменимыми.
— А что будет, когда большинство людей на Земле станут человеками – как тогда отличить своих суженых?
— В психике человека преобладающий компонент – совесть, непосредственная связь с Богом. Бог дает различение «то или не то». Бог направляет по пути исполнения своего предназначения. Направляет обоих суженых. Так что думаю, проблем со встречей у них не предвидится.
— Доброе утро, Валера. Подскажи, пожалуйста, список фильмов, которые, на твой взгляд, очень хороши для просмотра с ребенком 5 лет, в плане человечности.
— Хороший вопрос…
Это, видимо, те фильмы, которые интересно смотреть тебе — потому, что после просмотра предполагается обсуждение. Ребенок должен чувствовать, что ты этот фильм любишь и что он рождает у тебя мысли, которые тебе интересно с ним обсудить. Цикл о Простоквашино сделан так — именно как семейный мультфильм, который интересно смотреть и детям, и взрослым, и у каждого рождает свои вопросы. Для 5 лет — конечно, в первую очередь мультфильмы — Сказки Пушкина, народные сказки, Конек-горбунок, Аленький цветочек. Последнее название наводит на такую форму, как диалог культур. Посмотреть и сравнить Аленький цветочек и диснеевский Красавица и чудовище. Не то, чтобы все, что с Запада — плохо, но надо быть осторожным и фильтровать. Вот, кстати, разбор некоторых мультфильмов — http://media-mera.ru/health/family/o_vrede_nekotorih_multikov Вообще, советские мультфильмы многие — это просто шедевры — Крошка Енот, Фантик, 38 попугаев и пр. Кое к чему тоже надо относиться осторожно — это такие боевики как Ну, погоди, Кот Леопольд — (оба Хайта), их тоже смотреть надо, но обсуждая, иногда критично. Это все-таки часть культуры, на этом языке идет общение. Из фильмов — мне очень нравятся советские сказки — А.Роу и другие. Их смотреть надо. И контрастом — западные, но осторожно и не все. Вообще на эту тему нужно общаться постоянно — делиться своими наблюдениями и находками. Создать своего рода родительский клуб. Допустим в Группе Тартарии. Если хочешь, я создам тему и там разговор продолжим. Предлагаю в этой теме делиться мыслями по воспитанию детей и воспитанию себя с использованием тех возможностей, которые нам предоставляет культура — https://vk.com/topic-57411548_31910180
— Есть такая способность как ясновидение. Возможно ли с ее помощью находить суженых?
— Здесь надо отличать «ясновидение от Бога» и «ясновидение от собственного демонизма». На пути Промысла при исполнении своего предназначения человек обретает самые различные способности, необходимые ему в его деятельности, в том числе и ясновидение. Способности эти приходят к человеку для дела и тогда, когда он способен их контролировать. И да – эти способности помогают в том числе в обретении своих суженых. В каком-то смысле узнавание своего суженого – это всегда акт ясновидения.
Но есть и оккультный путь наращивания способностей видеть и действовать в тонких мирах без обретения человечного строя психики, следую безудержному любопытству или демоническим вожделениям славы, власти, богатства и пр. Это опасно как для самого самодеятельного мага, так и для окружающих. Качество, например, ясновидения при этом низкое, поскольку даже в увиденном необходимо различение, что именно было увидено, которое дается от Бога. Поэтому такие «ясновидящие» часто становятся объектами манипуляции со стороны как потусторонних сущностей и эгрегоров, так и со стороны вполне материальных лиц – например, создавших культуру, в которой они выросли и в терминах которой они интерпретируют увиденное. Разумеется, во втором случае, ни о каком обретении суженых речи быть не может – просто человек сам не готов стать суженым. Более того, увлечение оккультными практиками – это своего рода наркотик, который отвлекает от своего истинного пути и препятствует обретению человечного типа строя психики. Ради этого оккультные практики и создаются.
Страница авторов: Валерий Мирошников, Надежда Пястолова