После операции “Данаиды”, связи и влияние египетского жречества в среде древнегреческой элиты значительно возросли. Это позволило постепенно подготовить почву для Троянской войны, посредством которой они надеялись решить ряд стратегических задач. Тому, как эти планы были реализованы посвящена данная статья.
Исторические источники той эпохи (XV-XII вв. до н.э.) не так скудны. Имеются многочисленные литературные произведения, посвященные тем временам, а мифы, сказания и легенды изобилуют кровавыми распрями, жестокими предательствами и убийствами. По воле невидимых “заказчиков”, поэты воспевают безжалостных убийц и предателей как героев. Мы же, чтобы разобраться чего на самом деле хотели подлинные режиссеры действа и восстановить общую канву событий постараемся сохранить ясность мысли.
С воцарением данайцев в Аргосе (не менее, а возможно и более часто их также именуют ахейцами) в истории Греции начинается новый период, получивший в научной литературе название Микенский или Ахейский. Археологические находки тех времен свидетельствуют об общем упадке культуры и производительных сил. Лишь в крупных городах, таких как Микены, Аргос и Тиринф концентрируется роскошь и богатство. Частыми становятся войны. В гробницах и усыпальницах царей находят оружие и доспехи. Изображения того времени изобилуют батальными сценами. Возводятся городские стены и цитадели. Однако не станем вдаваться в подробное описание тех времен и во все перипетии возвышения данайцев (любопытный читатель и сам без труда найдет детали в дошедших до нас мифах), а наметим лишь общую канву происшествий предшествовавших самому значительному событию той эпохи.
Микены
Особое место в преданиях относящихся к начальному этапу микенского периода занимает фигура Персея. Согласно мифам царь Аргоса Акрисий (внук Линкея, того самого единственного уцелевшего зятя Даная) узнал от оракула, что ему суждено погибнуть от руки сына его дочери Данаи, а потому заключил ее в медную башню. Однако вездесущий Зевс плененный ее красотой, превратившись в золотой дождь овладел спящей юной красавицей. Благодаря этому на свет появился любимец богов Персей. Были, однако и “злые языки”, которые утверждали, что отцом младенца был вовсе не бог, а родной брат Акрисия Прет, с которым у них из-за того завязалась вражда.
Узнав о рождении Персея разгневанный Акрисий решил утопить дочь, заточив ее в ящик вместе с младенцем. Вместо этого море вынесло их на остров Сефирос. Местный царь Полидект воспылал страстью к Данае и чтобы избавиться от ее сына отправил его совершать подвиги. Обезглавив Медузу-Горгону, не без помощи Афины и быстроногого Гермеса, Персей вернулся назад и воспользовавшись головой Медузы, превратил Полидекта и всех его друзей в камень, избавив тем самым мать от назойливого ухажера. Но на этом он не остановился, а напротив отправился в арголиду. К тому времени Прет отобрал трон у своего брата, деда Персея Акрисия и правил городом единолично, насаждая попутно среди жителей культ Вакха и Диониса. Его близкий друг и родственник (муж одной из дочерей Прета) жрец Мелампод под видом мистерий опаивал народ вином и устраивал фаллические шествия, оканчивавшиеся всеобщей вакханалией в воздвигнутых благодаря его усилиям “храмах” Диониса.
Персей не стал церемониться со всей этой командой и при помощи головы Медузы вновь превратил всех в камень. После чего, вместо того, чтобы вернуть трон деду прикончил и его (правда как утверждает легенда случайно, метнув диск в старика, сидевшего среди зрителей, во время спортивных игр), хотя клялся сохранить ему жизнь. Став “законным” царем Аргоса Персей, тем не менее, не долго правил городом. “Почему-то аргивяне невзлюбили новоиспеченного монарха” и тому пришлось удалиться в Тиринф (как утверждает легенда “не желая царствовать в Аргосе после нечаянного убийства деда”). Властью в городе тут же овладел Мегапенф, сын убитого Персеем Прета. Персей тем временем, основал город Микены, которому суждено будет стать новым центром “ахейского мира”. Однако Мегапенф, не стал дожидаться пока Персей укрепится, и первым нанес удар, убив героя.
Пусть простит нам наш читатель изрядную долю сарказма, тем более, что направлен он не столько против героев древности, сколько против нынешних поэтов и мифологов, которые частенько повинуясь неведомо кем очерченным “законам” пытаются белое представить черным, а черное белым. Не будем же следовать их примеру, тем более что читатель уже и сам наверняка отметил испортившиеся нравы тех времен, и не задерживаясь на них далее продолжим постепенно разматывать клубок исторических событий.
Приблизительно в это время египетское жречество (возможно поняв тщетность попыток полностью искоренить “пеласгскую” оппозицию в Аргосе) решает возвысить Микены, превратив их в сосредоточение военной и экономической мощи. В середине XV века до н.э. Микенское государство овладевает (с согласия и одобрения египтян) остатками ослабевшей Критской державы, а также создает торговые колонии на островах Родос и Кипр. Золото от торговли с Египтом и Левантом потекло в жадные руки данайцев. Передавая Микенским правителям столь важные пункты международной торговли египтяне осознанно возвышали их над остальными греческими городами, готовя им подлый удел вожаков в запланированной грядущей братоубийственной войне. Но Греция все еще не была едина. Влияние Египта было несомненным в Аргосе, Минкенах и Тиринфе, однако в Беотии, Лаконии и Аттике положение было не столь однозначно. Чтобы изменить ситуацию в Фивах (крупнейшем беотийском городе), не без участия оракула была развязана жестокая междоусобная война.
Семеро против Фив
О далеких событиях в Фивах повествуется в “Фиваиде”, “Эпигонах”, а также у Гомера и Эсхила. Город тот, некогда был основан легендарным финикийцем Кадмом и поддерживал тесные экономические и политические связи с Финикией и в особенности с городом Тир из которого Кадм был родом. Сама Финикия благодаря своему исключительному географическому положению играла важную роль в Средиземноморской торговле и имела теснейшие связи с Египтом. Тем не менее, благодаря все тому же географическому положению, ей удавалось поддерживать столь же хорошие связи и с халдейскими жрецами Вавилона, заклятыми врагами египтян. Играя на противоречиях двух центров сил Финикийским правителям удавалось не подпасть под чрезмерное влияние ни одного из них. Подобной же независимой политики стремились придерживаться и Фивы, конкурировавшие с Микенами в делах торговли.
И вновь начало действу положил оракул, предсказав фиванскому царю Лаю смерть от руки собственного сына. Лай, не желая быть убитым, решил до конца своих дней не заводить детей, но однажды опьянев зачал ребенка. Опасаясь новорожденного сына он приказал проколоть ему ноги и сбросить с горы Киферон. Однако слуга то ли из жалости, то ли по указанию иных господ сохранил мальчику жизнь. В конце концов Эдип (что в переводе означает “имеющий вспухшие ноги”) оказался при дворе Коринфского царя Полиба, усыновившего его. Не исключено, что сделал он это не просто по душевной доброте, а по совету “мудрых жрецов”, намекнувших ему на возможность использовать мальчика в будущем в качестве законного претендента на престол в Фивах, с которыми соперничали Коринфяне.
Дальнейшая история скорее всего представляет собой собрание мифических метафор и аллегорий, тем не менее позволяет увидеть общую историческую канву. Когда юноша возмужал то отправился к Дельфийскому оракулу, который предсказал, что он убьет своего отца. Считая Полиба своим отцом и не желая ему зла, Эдип решает не возвращаться в Коринф а направляется в Фивы. По дороге он встречает Лая, проезжавшего на колеснице с четырьмя спутниками мимо. Между ними происходит ссора и Эдип убивает фиванцев, включая своего настоящего отца.
После этого он отправляется в Фивы, где вскоре становится царем (будто бы благодаря тому, что избавил горожан от чудовищного Сфинкса) и берет в жены (якобы не зная об этом) собственную мать. То ли она, то ли вторая его жена Евриганея рожает ему двух сыновей и двух дочерей. Но "боги" в наказание за отцеубийство насылают на город язву. Жрецы предрекают беды горожанам, которые продлятся до тех пор пока город не покинет отцеубийца. Когда выясняется правда Иокаста (мать и жена Эдипа) совершает самоубийство, он в отчаянии ослепляет себя, а потом покидает город в сопровождении своей дочери Антигоны, попутно прокляв сыновей, за то, что те стали пренебрегать слепцом.
Братья Этеокл и Полиник, сыновья Эдипа, решают править городом поочередно. Но вскоре Этеокл нарушает уговор. Полиник бежит в Аргос к своему тестю, царю Адрасту (сын Эдипа был женат на его дочери Аргее), который соглашается (рад стараться!) идти войной против Этеокла. И хотя поход возглавили “лучшие герои” (читай “отъявленные разбойники”) Греции он оказался неудачным для аргивян, которые были разгромлены. По “странному” стечению обстоятельств спасся лишь Адраст.
Однако спустя 10 лет, сыновья погибших “героев” - Эпигоны, по указанию дельфийского оракула предпримут новый поход, в результате которого Фивы падут и подвергнутся жестокому разграблению. Новым царем города станет один из эпигонов, сын Полиника Терсандр, который спустя несколько лет примет участие в походе на Трою. Таким образом, при помощи дворцовых интриг, хитрости и военной силы невидимым дирижерам антироянского проекта удалось существенно ослабить Фивы и вовлечь их в орбиту своего влияния.
Тесей
Другим знаменитым греческим героем был Тесей, сын афинского царя Эгея. Вероятно он является собирательным образом, впитавшим в себя как реальные так и полумифические элементы, однако в основе этого образа безусловно лежит и реальный прототип. Тесей - правитель Афин, руководивший Аттикой в преддверии Троянской войны, жизнь и политическая деятельность которого описана в частности в трудах Плутарха.
Любой, кто более или менее подробно знакомился с мифологией греков, наверняка выделил для себя в отдельную категорию цикл повествовании о подвигах Тесея. Все его деяния исполнены благородства и доблести. Там нет братоубийства, похоти, жажды власти или наживы и прочей грязи, которой переполнена греческая мифология. Все его деяния были направлены лишь на общее благо и спасение друзей, а его врагами были разбойники (Прокруст, Синис, Скирон, Керкион) и угнетатели (Минос) простого народа. Плутарх, описывая его подвиги, особо отмечал его справедливость. Поговаривают, что за ослушание и дерзость сами боги невзлюбили его.
Особо почитался этот герой в Афинах, где считался едва ли не основателем города. Сами Афиняне никогда не причисляли себя к ахейцам, гордо возводя свою родословную к благородным пеласгам. Плутарх писал о Тесее: “Он собрал всех жителей Аттики, сделав их единым народом, гражданами одного города, тогда как прежде они были рассеяны, их с трудом удавалось созвать, даже если дело шло об общем благе, а нередко между ними разгорались раздоры и настоящие войны. Обходя дем за демом и род за родом, он объяснял повсюду свой план, простые граждане и бедняки быстро склонялись на его увещания, а людям влиятельным он сулил государство без царя, демократическое устройство, которое ему, Тесею, даст лишь место военачальника и стража законов, в остальном же принесёт всем равенство, — и одних сумел уговорить, а другие, страшась его отваги и могущества, к тому времени уже немалого, предпочли уступить добром, нежели покориться принуждению.”[1]
Во время войны против Фив Данайцы стремились вовлечь усилившиеся Афины в кровопролитную бойню, однако Тесей проявил себя мудрым политиком, переговорами разрешив острый спор (добившись выдачи тел павших под стенами города). Осознавая, что такой независимый и мудрый правитель может стать серьезным препятствием в реализации плана большой войны, невидимые правители Греции применяют против него свою излюбленную тактику. После смерти первой жены Тесея они исподволь организуют его свадьбу с дочерью Минойского царя Федрой, сестрой его первой возлюбленной Ариадны (той самой, которая помогла ему убить Минотавра и выбраться из лабиринта), с которой они так никогда и не поженились (согласно мифам она была убита Артемидой на острове Никсос по пути Тесея из Крита в Афины). Однако Федра, вероятно внешне походившая на свою сестру оказалась совсем иной изнутри. Ужи будучи женой Тесея она попыталась соблазнить своего пасынка Ипполита, но будучи им отвергнута оклеветала его перед мужем, что привело к его гибели. Параллельно предатель Менесфей, при поддержке жречества, возбуждал недовольство политикой афинского правителя, подстрекая народ к бунту. Потерпев поражение в борьбе с врагами и сломленный семейным горем, но не смирившийся Тесей был вынужден удалиться на остров Скирос, где был убит тамошним царем Ликомедом, который предательски столкнул его со скалы. В Афинах у власти оказывается Менесфей, который спустя несколько лет поведет войско афинян под стены Трои.
Спарта
Спарта в те времена еще не была той прославленной Спартой, какою она сделается после Персидских и Мессенских войн, в ходе которых триста спартанцев покроют себя неувядаемой славой, а их суровость, неприхотливость и отвага превратятся в легенду. Однако и тогда она все же являлась определенным центром силы на Пелопоннесе.
В период до начала Троянской войны в Спарте правил царь Тиндарей. Город находился в стороне от главных торговых путей и не имел непосредственного выхода к морю. Вхождение Спарты в большую политику вероятно началось после того, как царские сыновья Кастор и Полидевк (Диоскуры) приняли участие в нашумевшем походе аргонавтов в Колхиду, организованном данайцами. Позднее Тиндарей, выдавая замуж свою дочь Елену Прекрасную (по другой версии она была дочерью Зевса), считавшуюся красивейшей женщиной своего времени и опасаясь распрей, позволяет ей самой выбрать себе жениха и она избирает в мужья сына Микенского царевича Минелая, который вместе с братом Агамемноном скрывался в Спарте от своего кровожадного дяди захватившего трон (мы опустим перипетии борьбы за трон в Микенах в тот период, описание которых представляет собой пожалуй самое ужасное и отвратительное чтиво из всего, что нам доводилось встречать. Желающие, однако, могут познакомиться поближе с нравами тех времен из произведений Софокла “Фиест Первый”, “Фиест в Сикионе” или Еврипида “Критянки”, “Фиест”. Но предупреждаем, что эта литература не для слабонервных и впечатлительных натур!). Позднее эта женщина послужит поводом к началу Троянской войны.
О том, что Елена была далеко не случайным персонажем всей этой истории свидетельствует не только то, что ее происхождение возводят к Зевсу или то, что отец по какой-то причине опасался самостоятельно выдать замуж собственную дочь. Но и наличие некоей странной ее связи с Египтом. На это указывает в частности Еврипид, утверждающий, будто она провела там 17 лет (Гера создала ее призрак, который похитил Парис, а Гермес перенес настоящую Елену в дом Протея в Египте, где она провела 17 лет)[2]. Сложно представить, что все это означает на самом деле (то ли наличие сестры - близнеца, то ли специально подготовленного двойника), однако определенно все это заставляет задуматься.
После свадьбы Елены с Минелаем, а также Агамемнона с другой дочерью Тиндарея Клитемнестрой, правитель Спарты помог последнему в его борьбе за трон Микен, а после его воцарения в скором времени уступил (при невыясненных обстоятельствах) трон Спарты зятю. Еще до начала Троянской войны Минелай успел укрепить свою власть в Лакедемоне так, что в назначенное время выставил целых 60 кораблей (и это от сухопутной Спарты!). Агамемнон также не терял времени и объединил под своей властью крупнейшие города Арголиды и Ахайи: Микены, Аргос и Тиринф.
Таким образом, к началу боевых действий, была проведена колоссальная дипломатическая и военная подготовка, позволившая консолидировать практически все силы материковой Греции. Дирижерами этого проекта никак нельзя назвать Микенских или Аргосский правителей, которые настолько погрязли в нескончаемых интригах и борьбе за власть, а также сменялись с такой быстротой, что вряд ли могли являться источником целостной и великолепно просчитанной политической линии, реализованной с удивительной точностью. Такой организующей силой могли выступать лишь жреческие структуры управляемые из единого центра, который вероятнее всего располагался в Египте. Манипулируя человеческими слабостями и инстинктами они умело направляли движение исторического процесса в нужное им русло. Участники и главные действующие лица “спектакля” проживали свои жизни и умирали, даже не осознав инструментами в чьих руках они являлись и какие цели реализовывали.
[1] Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах/ Тесей. Издание второе, исправленное и дополненное. Т. I. М.: издательство «Наука», 1994.
[2] Еврипид. Трагедии. В 2 томах. Т. 2. "Литературные памятники"/Елена, М., Наука, Ладомир, 1999 // http://az.lib.ru/e/ewripid/text_0130.shtml
Перечень использованных в работе изображений