14 декабря День рождения нашего соотечественника Рашида Меджидовича Бейбутова, который всей своей жизнью внёс неоценимый вклад в формирование человечной культуры, атмосферы дружбы и любви в Советском Союзе и за его пределами. До своего последнего дня он остался верен своей Родине — СССР и своему народу, а его песни и поныне продолжает изумлять современников не только уникальной манерой исполнения, но и тем, сколько в них любви, нежности и искренности — всем тем, что недоступно псевдо-артистам современного шоу-бизнеса, поскольку код доступа к таким вершинам — это добрая нравственность.
Рашид Бейбутов родился 1 (14) декабря 1915 года в горах на границе Азербайджана и Армении в семье Меджида Бейбутова, известного ханенде и сына ашуга Бейбуталлы. Рашид сумел раскрыть себя и нашёл свою миссию по жизни — стал великим певцом, чьи песни звучали и звучат по всему миру.
Далеко в горах Азербайджана среди сверкающих снежных вершин и густых вековых лесов раскинулась живописная местность — Карабах. Этот край издавна славился в Закавказье не только знаменитыми карабахскими скакунами, но и своими старинными музыкальными и поэтическими традициями. Здесь, в городе Шуша, родился и провел детство и юность Меджид Бейбутов. Он был аршин-малчи (так называли в дореволюционном Азербайджане торговцев-разносчиков мелкого товара, что-то вроде коробейников). В жару и в дождь ходил Меджид по узким улочкам родного города, привлекая покупателей своим пением. Его артистизм и красивый голос быстро обратили на себя внимание. Меджид и сам не заметил, как стал певцом-профессионалом. Он прославился по всему Закавказью, выступал в Таврии, Стамбуле, Софии, Варшаве. С 1904 по 1920 годы самые известные мировые студии звукозаписи записали и выпустили более сорока грампластинок с исполнением Меджида Бейбутова. В настоящее время в знаменитой Королевской библиотеке Лондона хранятся 16 грампластинок Меджида Бейбутова, выпущенные «Граммофон рекордс».
Женившись, Меджид перебрался на постоянное жительство в Тифлис, нынешний Тбилиси. Его женой стала Фируза-ханум, дочь командира Дагестанского полка царской армии, получила прекрасное образование и воспитание. Принадлежала она к дворянскому сословию и её отец Аббасгулу вряд ли отдал бы её за купца, поэтому Меджид не рискнул свататься. Семья Фирузы приехала в Шушу из Казаха на чью-то свадьбу. Там-то и увидел её Меджид. Впрочем! Глаза девушки, остановившись на красивом шушинце, тоже сказали ему о многом! Девушка поразила его сердце и воображение настолько, что он даже представить не мог все свое дальнейшее существование без нее. Он нашёл способ встретиться с красавицей и очаровать ее своим чудесным певческим голосом! Сделать это было несложно, так как торговать тканями, разнося их по дворам – было в порядке вещей. Меджид довольно уверенно чувствовал себя в роли аршин-малчи, был статен и красив настолько, что заглядывались на него не только девушки, но и замужние женщины. Поэтому, долго не раздумывая и, пользуясь тем, что семья бека все еще гостит в Шуше, Меджид выкрал девушку и спешно увез в Тифлис, где у него был дом. Там и обосновались молодые. Чувства были взаимными, поэтому в этом браке родилось трое талантливых и красивых детей.
В доме Бейбутовых все играли на музыкальных инструментах, все пели. И только маленький Рашид стеснялся петь при людях. Но, согласно домашней легенде, однажды, раскладывая на чердаке фрукты для сушки, он забылся и запел во весь голос. Услыхав его пенье, отец чуть не силком стащил мальчика с чердака и заставил повторить песню. Домашние были поражены звучным и красивым голосом Рашида. С тех пор в традиционных домашних спектаклях в семье Бейбутовых ведущие роли отдавались ему.
Рашид рос веселым, жизнерадостным, общительным парнем. Ни одно событие в школьной самодеятельности не обходилось без запевалы школьного хора. В 1933 году он поступает в железнодорожный техникум. Однако премудрости железнодорожного дела он постигает неохотно — все свое время и силы Рашид отдает самодеятельному студенческому оркестру, который был им и организован. Уход в армию, где он сразу стал певцом-солистом армейского ансамбля, оказался лучшим выходом из этого двусмысленного положения. После окончания службы в армии Бейбутов становится солистом одного из тбилисских эстрадных коллективов, а еще через некоторое время переезжает в Ереван и переходит в Государственный джаз Армении под руководством талантливого композитора А. Айвазяна. Здесь его называют Рафаэль – на армянский манер. В конце тридцатых годов ереванский Государственный джаз Армении был очень популярным коллективом. Стать его солистом уже означало определенное признание и успех. Коллектив много гастролировал не только по Кавказу, но и по всей стране. Добрался даже до Владивостока.
Летом 1941 в Москве планировалось проведение II Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Рафаэль Бейбутов тщательно готовился к конкурсу. Еще в поезде он узнает о начале Великой Отечественной войны. Конкурс был отменен, и Бейбутов вернулся в Ереван. В мае 1942 года Армянский джаз-оркестр командируется на Крымский фронт. Там Бейбутов в составе коллектива выступает в солдатских окопах под открытым небом, в землянках, в наскоро сколоченных бараках походных госпиталей в любое время дня и ночи.
Арши́н мал ала́н» (Arşın mal alan / آرشین مال آلان; дословный перевод — «Покупающий товар аршинами») — последняя и самая популярная оперетта азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова в 4-х действиях. Она была написана в 1913 году в Петербурге. Автором либретто оперетты (на азербайджанском) является сам Узеир Гаджибеков. Премьера «Аршин мал алана» состоялась 25 октября 1913 года в театре Гаджи Зейналабдина Тагиева в Баку.
Действие оперетты происходит в Шуше, городе, где вырос композитор. Сюжет музыкальной комедии был взят Гаджибековым из жизни. Так, женщины на Востоке с давних пор носили чадру, им не разрешалось появляться на улице с открытым лицом. Замуж девушки выходили, как правило, по воле родителей. Также жених в большинстве случаев видел свою невесту только после свадьбы. В начале XX века семейно-бытовой уклад жизни, основанный на законах шариата, стал подвергаться критике. Новое поколение молодых людей мечтало создать семью, основанную на взаимной любви. Название музыкальной комедии «Аршин мал алан» является характерным выкриком уличных торговцев тканями, которым притворился главный герой комедии, чтобы увидеть свою невесту.
В 1943 году на Бакинской киностудии было принято решение об экранизации оперетты Узеира Гаджибекова. Это произведение было далеко от военной тематики. В жанре музыкальной комедии оно во многом объясняет некоторые этнические особенности азербайджанцев. Этому удивительно музыкальному народу привычно передавать свои мысли и чувства с помощью песен, танцев и восточного юмора.
Режиссер Рза Тахмасиб снимавшегося фильма «Аршин мал алан» никак не мог найти актера на роль купца Аскера! Он случайно оказался на концерте в Баку, где увидел совсем ещё юного Рашида, но именно эта встреча и оказалась судьбоносной для обоих: режиссер получил исполнителя главной роли, а артист навсегда переехал в Баку! Ситуация прелюбопытнейшая еще и потому, что Узеир бек Гаджибеков, создавая свою оперетту, в основу сюжета положил историю родителей Рашида! Она – дочь бека, он – осиротевший сын купца. Так вот собственно Аскер и стал прообразом Меджида Бейбутова. История двух влюбленных, проявивших чудеса изобретательности на пути к собственной любви, не оставила равнодушным никого. В том числе и американцев, которые первыми предприняли попытку еще во времена немого кино снять историю, так удачно увековеченную гениальным азербайджанским композитором!
Рашид Бейбутов был приглашен на главную роль. Его дуэт с красавицей Лейлой Бедирбейли в созвездии прекрасных азербайджанских актеров сделали фильм «Аршин мал алан» рекордсменом по числу зрителей почти в 50 странах мира. В Кремле тогда шутили, что фильм «Аршин мал алан» дает больше прибыли, чем бакинская нефть. А вождь всех народов в 1946 году собственноручно вписал фамилию Бейбутова в список лауреатов на Сталинскую премию.
Во многом именно фильм «Аршин мал алан» обеспечил сумасшедшую популярность Рашида Бейбутова в послевоенные годы, да и позже – в 50-60-70-е. Недаром известный конферансье Борис Брунов утверждал, что «на советской эстраде только два человека диктовали моду — Аркадий Райкин и Рашид Бейбутов».
В репертуаре Рашида Бейбутова была песня «Ты моя прекрасная Джейран». Народная песня, но как будто он сочинил её сам. Свыше было предопределено, чтобы он встретил свою Джейран. Он поселился именно в доме, выстроенном по форме прямоугольника и имеющем сквозной проход с двух противоположных улиц! Потому, что благодаря такой архитектурной особенности, через этот двор всегда пробегали студентки мединститута, направляясь после очередной лекции из одного здания в другое. А поскольку корпуса располагались в разных точках города, то и приходилось сокращать путь, чтобы быстрее попасть на троллейбусную остановку и не опоздать на следующую лекцию. Представьте себе картинку середины 50-х, с ее атмосферой интернационального доверия, нравственными идеалами и, как непременное условие – стиль одежды того времени. Надо заметить, что Баку всегда отличался авангардным отношением к тому, что происходило в моде, музыке, литературе, позже – в кино. Поэтому люди даже со средним достатком всегда умудрялись соответствовать структуре момента. Надо сказать, что бакинские дворики — никогда не пустовали. Здесь всегда было принято сообща пить чай, делиться рецептами, захаживать друг к другу в гости. Без повода, просто так, на чашечку чая и приятное общение. Здесь интерес друг к другу не иссякал никогда. А уж со стороны мужчин к представительницам прекрасного пола – тем более! Молодые люди часто со своих балконов смотрели на пробегающих через двор студенток. Девушки, конечно, знали об этом, но не подавали вида. Скромность была в чести у бакинок. Но юность, мирная счастливая жизнь – брали свое. И конечно студентки знали, что в этом доме живёт неженатый и популярный Рашид Бейбутов. Холостяк был чудо как хорош собой и обладал дивным, обволакивающе-завораживающим голосом, той мужской харизмой, которая всегда выгодно выделяла из общего окружения, делая его, мужчину среднего роста, фигурой значимой и заметной. Одна из девушек Мясьма — уверенная в своей неотразимости дочь номенклатурного работника: с решительным характером, не позволяющим оставаться незамеченной, и манерой одеваться не то, чтобы по последнему слову моды, или экстравагантно, была почти уверена, что мировая знаменитость высмотрел из всех именно ее. Джейран была ее подружкой по курсу и смотрела на все эти треволнения вежливо и отстраненно. И хоть считалась на курсе красавицей, ее вся эта суета вокруг знаменитости мало занимала. Она вообще не думала тогда ни о замужестве, ни о любви. Просто училась – старательно и прилежно, как и привыкла, будучи самой младшей и любимой в интернациональной семье. В свои неполные 18 лет Джейран была высокой и очень худенькой. И вот когда она поступила в мединститут, мама отвела ее к известному в городе портному по фамилии Иванов, и заказала дочери ее первое «взрослое» пальто. Благодаря стараниям портного она уже не казалась такой худышкой и ловила на себе взгляды не только сверстников, но и взрослых женщин, которые поглядывали на нее, как на невесту на выданье, прикидывая – может ли эта девушка составить партию их сыновьям. Вот и в этом дворе, женщина примерно маминого возраста, поглядывала на Джейран дружелюбно и ласково. Но разве девушка придавала этому значение? Конечно, нет! И только в декабре она поймет значение этих взглядов. А пока на улице стоял холодный ноябрь, и она заболела ангиной. Мясьме одной пришлось бегать через двор на лекции в течение двух недель. А когда Джейран выздоровела, и они с Мясьмой снова пошли через двор Дома артистов, увидела как Бейбутов, завидя их сверху, вскинул руки вверх, так, как будто благодарил небо за что-то. Мясьма, конечно, тут же отнесла это на свой счет и заявила, что готова к решительным действиям. А назавтра, когда девушки, опоздав на троллейбус , неторопливым шагом, болтая, направились по обычному пути, Джейран поразилась тому, что со скамейки навстречу ей поднялась та самая женщина с дружелюбным взглядом, и, представившись мамой композитора Фикрета Амирова, показала на балкон, где стояла молодая женщина с ребенком на руках: «Видишь, дочка, эту женщину с ребенком? Это – моя невестка. Ничего плохого тебя в нашем доме не ждет. Мы хотим просто познакомиться с тобой, поэтому приглашаем на чай. Прошу тебя, поднимись вместе со мной к нам, не обижай отказом». Джейран совсем не хотелось идти в чужой для нее дом, но женщина настаивала, и было неудобно обидеть ее отказом. Нехотя она поднялась за женщиной в квартиру и в раскрытую дверь комнаты увидела накрытый стол. Тут же почувствовала себя неловко: вдруг у кого-то день рождения, а она с пустыми руками? Дурдана ханум, так звали маму Фикрета Амирова, поинтересовалась семьей девушки и, услышав, что та – дочь Балабека, всплеснула руками. Оказалось, отец Джейран – близкий друг родного брата Дурданы ханум. Надо было видеть, как обрадовалась этому обстоятельству женщина!
Но не успели они толком посмаковать эту тему, как входная дверь распахнулась, и в комнату стремительно влетел Рашид Бейбутов. Выглядел безупречно: волосы набриолинены, светлое пальто наброшено на плечи, туфли по последней моде! Джейран, сняв свое пальто, не успела толком понять, что вообще происходит, как его шикарное пальто полетело на пол, и он, подхватив на руки Дурдану ханум, закружил ее по комнате. Радостно смеясь, он все приговаривал как счастлив и рад, что она сделала ему такой подарок. Оказалось , что у Бейбутова в этот день, 14 декабря – день рождения. А позже он расскажет своей юной жене, что, впервые увидев ее среди сокурсниц, загадал: если они встретятся в день его рожденья, значит – это судьба. И они будут счастливы. Дурдана ханум, конечно, не знала об этом. Просто, заметив внимание Рашида к этой девушке, решила сделать ему сюрприз. Поэтому и стол накрыла ради него: ведь у Бейбутова родственников здесь не было. А с ее Фикретом они были очень дружны, поэтому по-матерински беспокоилась и о нем тоже.
Славлю твою красу, Джейран!
Жизнь тебе в дар несу, Джейран!
Бесхитростные слова той самой народной песни отражали всю глубину его чувства к молодой жене, которую он всю жизнь ласково называл «деточка». Она и правда была деточкой: чистая, наивная, доверчивая! Но именно она сумела дать ему ощущение счастья, надежного очага, который придавал смысл всем его начинаниям. Он купил фотоаппарат, чтобы ее фотографировать, и часто устраивал фотосессии, предлагая позировать перед объективом в том или ином образе. Например, выставив к ногам любимой все имеющиеся в доме цветы, или придав причудливую форму ее длинным волосам, или на фоне города…Словом, он талантлив был во всем. Мог бы стать настоящим фотохудожником, если бы не стал певцом. Впрочем, как и режиссером, актером, возможно – дизайнером, как теперь принято говорить.
На рубеже 40-50-х годов он выступает в городах Поволжья, Урала, Кузбасса, Сибири, на Алтае. Часто приезжает в Москву и Ленинград. Участвует во всех юбилейных праздничных концертах. Поет на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Будапеште (1949 г.).
С 50-х начинаются массовые зарубежные выступления Бейбутова. Гастрольный маршрут маэстро за 55 лет сценической деятельности насчитывает более 100 стран мира — Европа, Америка, Африка, Азия. В последний раз он был на гастролях в 1988 году — в Турции и Индии.
На его концертах побывали И.В.Сталин и Мао Цзе Дун, Джавахарлал Неру и Индира Ганди, Хайле Селасье и Сулейман Демирель, Никита Хрущёв и Леонид Брежнев, Вальтер Ульбрихт и Эрик Хонеккер. Причем, во время поездок Бейбутов непременно пел несколько песен на языке той страны, где выступал. Усышав его песни на финском, президент Финляндии сказал Бейбутову: «Ты – финн!» А один из индийских раджей просто подарил певцу за его мастерство стадо слонов.
В 1953 году Рашид Бейбутов выступил в роли Балаша на первой премьере оперы Фикрета Амирова «Севиль». При этом стоит отметить, что опера была написана автором специально для голоса Рашида Бейбутова.
А в 1957 году Бейбутов создал при Азербайджанской филармонии концертный ансамбль, объединяющий стилистику джаза и азербайджанские народные инструменты такие как тар и кеманча. Этот коллектив, в то время не имеющий аналогов, с успехом концертировал по всему миру.
Он был мудрым и влюбленным: в жизнь, искусство, профессию, свою семью, своих друзей и свою землю, свой край, гимн которому пел всю свою жизнь во всех тех 100 странах, в которых побывал с концертами. Советский артист из Союза Советских Социалистических Республик умножал славу отечества, для него не существовало границ.
Однажды в 60-е годы по ночной Индии шёл поезд. Он вез делегацию советских артистов. Свет в вагоне погас, Плисецкая, Тургунбаева, Михайлов, Масленникова, Бейбутов и другие артисты уже готовились отойти ко сну. Внезапно поезд остановился. Из вагона был слышно, как снаружи начал нарастать неясный гул толпы… Голоса звучали отчетливей, сливаясь в дружное скандирование: Рашид Бейбутов! Рашид Бейбутов!.. Это жители окрестных индийских деревень, узнав, что едет Бейбутов, преградили путь поезду. Они хотели видеть и слышать советского певца. И он пел им — прямо со ступенек вагона — азербайджанские и индийские песни – на индийском языке.
Наверное, не многие певцы смогут найти в своей творческой биографии примеры подобной популярности. А Рашид Бейбутов в те годы был удивительно популярен. Его голос помнят в Болгарии и в Иране, в Бельгии и в Турции, в Венгрии и в Финляндии, в Эфиопии и в Чили, в Италии и в Египте.
Будучи на протяжении 25 лет депутатом Верховного Совета СССР не знал даже, что имеет права на льготные путевки с выездом в здравницы СССР. Поэтому свой летний отпуск, если таковой случался, он проводил в основном на балконе своего дома, преодолевая жару с помощью горячего чая. У него был участок земли, на котором все никак не удавалось построить нормальное жилище даже в виде летнего домика. Но он любил там бывать со своими друзьями, организовывая шашлыки и угощения. Традиционный бакинский способ общения: не трапезы ради, а ради удовольствия видеть и слышать друг друга!
В 1978 Рашид Бейбутов получил Государственную премию Азербайджанской ССР. В 1980-ом тогдашний первый секретарь ЦК Азербайджана лично просил Брежнева о присвоении Бейбутову звания Героя Социалистического труда. Брежнев долго не подписывал бумаги, потому что до этого момента ни один певец не удостаивался этого звания. Бейбутов такой прецедент создал. Помимо признания у себя на родине, Рашид Бейбутов удостоен различных премий и государственных наград в разных странах мира. В Германии, Китае, Финляндии, Бельгии, Турции, Египте, Иране, Афганистане, Пакистане и т.д. власти награждали азербайджанского певца самыми престижными наградами своих государств.
Кямиль Шахвердиев (зять Рашида Бейбутова): «В 1988 году Горбачев пригласил к себе депутатов Верховного Совета СССР из Азербайджана и Армении. Поздоровавшись со всеми, он сказал: «Рашид, как дела? Садись поближе ко мне!». Рашида такая фамильярность удивила. И он ответил: «Плохо дело, Михаил Сергеевич. Перед моим театром стоят танки. Что это такое?!» Горбачев воскликнул: «Но это же наши танки!» Рашид возразил: «Танки — это агрессия, это война, это кровь. Остановите это! Вопрос Карабаха нужно решать немедленно». Бейбутов был очень прямым человеком, и первым сказал Горбачеву то, что до него никто не осмеливался сказать.
Приехав домой, Рашид говорил, что его арестуют, просил жену быть все время рядом с ним… Мы уверяли его, что ничего страшного не произошло. Но отношение властей к нему стало меняться. И возможно здесь сыграло роль то, что он пытался защищать Советский Союз.
В феврале 1989 года Бейбутов проходил обычное для депутата Верховного Совета СССР обследование в Кремлевской больнице. Врачи дали справку, что он абсолютно здоров. В июне Бейбутов лег в ту же больницу из-за почечного недомогания. Чувствовал себя до последнего дня хорошо. Джейран-ханум была с ним, но в последний день ее не пустили к мужу.
Рашид Бейбутов скончался в четыре часа утра, а жене о его смерти сообщили в восемь часов, и сразу потребовали подписать документы об отсутствии претензий и отказе от вскрытия тела мужа.
Рашид Бейбутов был очень популярен во всем мире. Его выступления по карабахскому вопросу могли бы изменить планы Кремля. Один из ведущих политиков Азербайджана сказал мне, что Бейбутов передал ему видеозапись встречи Раисы Горбачевой с американскими миллионерами армянского происхождения. На этой встрече Раиса Максимовна пообещала им отдать Карабах Армении…»
Что было доподлинно узнать сейчас трудно, но одно остаётся точным — Рашид мешал планам тех, кто направлял Горбачева, и он до последнего дня словом и делом защищал свою Родину — Союз Советских Социалистических Республик.