Сегодня хотелось бы затронуть тему разделения направленности обучения на гуманитарное и техническое. Всегда ли родители могут правильно определить сферу интересов и способностей ребенка и какие ошибки могут допустить взрослые, делая очертания направленностей слишком яркими.
Современная система образования устроена так, что после окончания 9 или 11 класса выпускники должны определиться с дальнейшим профилем обучения и выбрать ВУЗ, в который они будут поступать. Заботливые родители с малых лет наблюдают за успехами своего ребенка в школе, склонностями и интересами к различным видам деятельности.
На основании проведенных наблюдений папа и мама определяют, какой профиль больше подходит их чаду. Если мальчик или девочка любят читать, преуспевают в языках и отстают по математике, родственники и педагоги торжественно делают вывод: растет гуманитарий, поэтому поступать будем на филологический.
А если сынишка часами копается в папиных деталях, легко решает математические задачки, но с трудом заучивает наизусть 4 строчки стихотворения, на него вешается ярлык «технарь», и ему с первых лет обучения в школе пророчат поступление на физико-математический факультет.
Знакомая ситуация? Многие пережили ее в подростковом возрасте, но не у многих хватило моральных сил и упрямства бороться с устоявшимся общественным мнением. Отсюда и брошенный ВУЗ, и невозможность до 40 лет определиться, чем заниматься в жизни, нелюбимая работа, отсутствие цели.
Ученые утверждают, что человек не использует даже 50% заложенных в мозге возможностей. Следовательно, любые «ярлыки» еще больше ограничивают способности подростка, внушая на подсознательном уровне, что в других сферах деятельности он не сможет добиться успеха.
Но возможности человека определенно многограннее, чем наши представления о них. В гуманитарии может проснуться великий изобретатель, а математики нередко владеют несколькими языками, не считая эту способность чем-то выдающимся.
В то же время умение быстро считать не всегда означает, что школьник сможет с таким же блеском решать геометрические задачи. Полиглоты часто с трудом запоминают исторические даты, хотя история относится к гуманитарным наукам. К какой группе мы отнесем слесарей, поваров, музыкантов, артистов? В мире существует множество профессий и видов деятельности, которые требуют от человека активизации различных способностей.
Чем больше областей знаний охватывается в процессе обучения, тем шире кругозор и ярче картина мира, тем быстрее ваш ребенок самостоятельно подойдет к самоопределению. Поэтому даже в преддверии выпускных экзаменов нельзя интенсивно изучать одни науки, отодвигая другие на второй план.
На выбор дальнейшей профессии влияют не только особенности мышления и способности подростка, но и внешние факторы, способные в короткий период времени полностью изменить мировоззрение:
На формирование личности большое влияние оказывают окружающие люди и обстоятельства, в которые она попадает. Порой достаточно одного слова, чтобы круто изменить чью-то судьбу.
Вспомните биографии великих людей. Разве можно сказать, что Ломоносов был «технарем» или «гуманитарием»? Какой ярлык «приклеить» А. де Сент-Экзюпери, который будучи летчиком, подарил миру бессмертного «Маленького принца»? Или вы, уважаемые родители, думаете, что ваш ребенок не способен на большее, чем они?
Дело не в том, какую работу человек выполняет, важно другое: как ты ее выполняешь. (Дмитрий Иванович Иловайский)
Родители – самые близкие люди для любого подростка. Они способны оказать большое влияние на судьбу выпускника, поэтому должны ощутить на себе огромную ответственность.
Если вы уже определили для своего ребенка участь технаря или гуманитария, спросите себя, действительно ли он соответствует вашим устоявшимся представлениям, не ошибаетесь ли вы, советуя выбрать ту или иную профессию в жизни.
Если подросток твердо намерен попробовать свои силы в непривычной для себя сфере деятельности, побеседуйте с ним и выясните, на чем основано решение. Порой выпускники решают круто изменить профиль обучения под влиянием друзей, рекламы. Может случиться так, что ваш ребенок решил поступать вместе со своей любимой девушкой на один факультет.
Если причины, побудившие подростка изменить свое отношение к будущему, спонтанные и необдуманные, попытайтесь вместе спрогнозировать будущее. Чем он будет заниматься? Кем видит себя в жизни? Не навязывайте свой выбор и уж тем более ВУЗ, в который хотите определить ребенка. Учебное заведение не цель, а лишь средство реализовать жизненную мечту, получить необходимые знания, чтобы стать профессионалом своего дела.
Уважайте выбор своего ребенка, но соглашайтесь с ним лишь в том случае, если услышите взвешенный и спокойный ответ уверенного в себе человека, который ясно видит свое будущее.