Ты опять разрисовал обои в комнате? Ты снова помогал детям в школе делать уроки за конфеты? Понимаешь ли ты, что это делать нельзя?
Так говорят многие родители. А почему нельзя? Что плохого в рисунках или в честно заработанном лакомстве? Так малыш проявил свой талант, знания и… самостоятельность. Вы же хотите, дорогие читатели, чтобы ваши дети выросли уверенными в себе, успешными людьми и в 40 лет не клянчили деньги и не лежали без работы на диване?
Почему же мы упорно подавляем в малышах зачатки таланта и креативности?
Креативные, творческие дети чаще всего непоседы. Они требуют внимания, постоянно находятся в поиске новых игр, придумывают нестандартные занятия, в которые втягивают и других малышей. Но главное неудобство, которое они доставляют воспитателям и учителям, - это нарушение дисциплины и негласных правил, царящих в любом детском учреждении.
Интересовались ли вы когда-нибудь, что написано в уставе школы о поведении детей в ее стенах? При всем вашем старании вы не найдете записей о том, что в школе нельзя:
Эти правила поведения неофициально введены самими учителями, потому что так удобно и безопасно.
Что произойдет, если все ученики вдруг захотят рисовать на стенах или на стеклах? Кто будет отмывать их творчество? А если все начнут что-то продавать друг другу на переменах? За «финансовыми операциями» непременно последуют хитрости и воровство.
Тогда хлопот не оберешься с дирекцией, проверяющими и даже полицией. Вот и вызывает Мария Ивановна родителей сообразительного Вани или Коли, чтобы они наказали сына дома и строго-настрого запретили проявлять свой «творческий подход» в школе.
Психология поведения учителей понятна: надо сдержать активную деятельность одного ребенка, пока вслед за ним, не дай Бог, не начали «креативить» остальные.
И родители, не разобравшись в причине недовольства Марии Ивановны, быстро ставят Ваню или Колю в угол, лишают сладкого. Но, наказывая детей за проявление креативного мышления и самостоятельности, мы зарываем в землю их талант. Удобные дети тихие и молчаливые, но, вырастая, они не могут шагу ступить без поддержки.
«Все дети – художники. Проблема — остаться художником, когда вырастешь»
Пабло Пикассо
Существует и другая крайность воспитательного процесса. Она выражается в том, что родители стремятся видеть в детях реализаторов их собственных несбывшихся надежд.
Мама не смогла стать артисткой? Дочь обязательно должна поступить в театральный институт!
Отец хотел стать юристом? Сын будет изучать право!
А спрашивали вы, хочет ли этого ребенок? Он приходит в мир с собственной задачей, а вы пытаетесь в нем прожить собственную неудавшуюся жизнь. В результате мама получает взрослую дочь, которая ненавидит театр, а отец – сына-поэта, который и слышать не хочет о юрисдикции.
А если ребенок и покоряется родительской воле, в 30-40 лет мы получаем человека, который так и не определился, чего он хочет в жизни. С семьей в разводе, каждый год меняет работу. А папа и мама удивляются, почему так произошло? Все делали для него, родимого, опекали, направляли…
Дайте малышу свободу выбора! Пусть он будет тем, кем стремится стать, даже если его предпочтения вам не по нраву!
Воспитание детей – трудоемкий процесс. Если вы задумываетесь над тем, как развить в маленькой личности самостоятельность, как разжечь огонь таланта, пришла пора объединить усилия учителей и родителей.
Нужно создать для ребенка поле деятельности, где он сможет проявлять творческие способности и знания не в ущерб окружающим и на пользу себе.
Есть много способов это сделать:
«Человек беспомощен до тех пор, пока ему есть на кого рассчитывать»
Древняя мудрость
Отделите себя от своего ребенка, поощряйте самостоятельный выбор и творческий подход к жизни, и вы вырастите достойную и уверенную в себе личность!