Многие молодые люди спешат в университеты, считая, что диплом – залог успешной жизни. К сожалению, в погоне за общественными условностями, они часто забывают, что истинную ценность представляет само знание, а не наличие «корочки». Образовательный процесс развивает способность выстраивать в сознании картину мира, тренирует мышление и помогает сделать важные шаги к самоопределению.
Что такое образование?
Заглянем внутрь слова «образование». Корень – образ – говорит о том, что человек сам себя «образует», т.е. ищет свою дорогу в жизни, свой образ, неповторимый и не похожий на других, создает собственную картину мира.
Принято считать, что образование мы получаем в специальных учебных заведениях. Но это не совсем так. Мы получаем набор знаний, умений и навыков, который позволяет нам ориентироваться в реальности. На основе этих умений и сведений мы формируем представление о себе, проецируя его на окружающих. Чем шире наши знания о мире, тем глубже мы погружаемся в самих себя и тем лучше понимаем свое предназначение.
Можно не учиться в институте и быть образованным человеком, ежедневно совершая внутреннюю работу над собой. В этом отношении показательным является произведение Джека Лондона «Мартин Иден», в котором герой буквально повторяет жизненный путь самого автора, с усердием занимаясь самообразованием.
Многие знаменитые личности считали университетскую науку недостаточной, поэтому самостоятельно углублялись в чтение книг, изучение природы и человека.
Российский писатель, публицист, критик А. Луначарский говорил так: «Образование не есть только школьное дело. Школа дает лишь ключи к этому образованию. Внешкольное образование есть вся жизнь! Всю жизнь должен человек себя образовывать».
И мы, современные родители, хотим видеть своих детей образованными, поэтому стремимся всесторонне развивать их, отдаем в секции, кружки, после школы стремимся определить в ВУЗы. Но мы заботимся о внешней стороне образования, забывая о внутренней составляющей. Хочет ли сам ребенок быть образованным? Какие у него есть для этого стимулы?
Информация из источников СМИ заставляет задуматься:
- уровень знаний выпускников падает с каждым годом;
- дети теряют интерес к высшему образованию, поскольку оно не дает гарантии устройства на работу;
- реформы в системе образования не способствуют улучшению качества знаний.
В сложившейся ситуации родители должны самостоятельно сделать шаг навстречу своему ребенку, помочь ему быть образованным вне зависимости от системы образования.
Как помочь детям?
Образование – это не просто определенный набор сведений и умений, которые детям необходимо усвоить. Знать все невозможно, и понимание этого факта ведет к выработке другого важного навыка – умения ориентироваться в бесконечном потоке информации и выделять главное.
Окунемся в основу основ образования, чтобы создать благодатную почву для роста и развития ребенка. Для этого необходимо понять, на каких «китах» зиждется образованность:
- Любопытство. Материал для познания, который открывается человеку ежедневно, бесконечен. Но дети, загруженные школьными предметами, нередко устают от беспрерывного усвоения «справочной» информации. В процесс образования необходимо внести свежую струю, которая пробудит желание познавать мир, интересоваться деталями. Ребенок не любит астрономию? Выйдите с ним однажды вечером на улицу и посмотрите на звезды, расскажите о созвездиях. Может быть, вам придет в голову рассказать историю о Маленьком принце. Тогда ребенок сам потянется за книгой Сент-Экзюпери. Чтобы школьник с интересом углубился в науку, нужно очаровать его безграничностью этого мира. И если даже после этого ребенок не захочет заниматься астрономией, ваша история останется прекрасным «якорем» в развитии кругозора, возможно, однажды ребенок вспомнит ваш рассказ и сумеет по-новому и с интересом взглянуть на нелюбимый предмет.
- Воспитание критического мышления. Образование необходимо, чтобы ориентироваться в реальности. Но сила знаний заключается в том, что образованный человек обретает способность критически смотреть на вещи и отличать ложь от истины, тем самым лишая себя участи жертвы. Внимание к деталям, постоянный анализ получаемых сведений позволяет отличить правильный ход мыслей от выдумок лицедеев. Поскольку в жизни ребенка ситуаций, где он может проявить собственную осведомленность случается не так уж много, создавайте такие ситуации искусственно, подбрасывая ошибочные сведения и заставляя ребенка тренировать критическое мышление. Сначала вы можете говорить о том, что ребенок уже знает, проверяя его внимательность и реакцию. Например, зная, что ребенок уже изучал материалы по физике о превращениях жидкостей, скажите мимоходом, что вчера случайно опустили термометр в чашку с кипятком, и он показал 60 градусов. Чуткий ребенок возразит: вода кипит при 100 градусах. Когда малыш привыкнет к вашим «загадкам», сами подбрасывайте ответы в форме забытой книги, случайно оставленного видео на компьютере и т.д. Пробуждайте интерес к важным на ваш взгляд деталям.
- Формирование исторического сознания и культурное воспитание. Малообразованные люди считают: историческая ситуация, в которой мы пребываем, единственно возможная в данный момент. Образованный человек в силу расширенных знаний и критического мышления понимает: мы живем так только в силу сложившихся обстоятельств. Если бы сценарий был другой, мы жили бы по-другому. Осознание исторической случайности заставляет пересматривать культуру, обращаться к ее метафизическим пластам. Сделать ребенка причастным к своей родной культуре и одновременно научить осмысливать мир и себя, абстрагируясь от нее, поможет новый взгляд на слово, родной язык. Изучение языка предков, внимание к словесным корням и их истинному значению заставляет взрослых и детей понять: реальность программируется. Следовательно, мы владеем ситуацией и можем ее менять. Сегодня есть много интересных передач об истории русского слова, археологических находках. Смотрите их вместе с детьми, чаще заглядывайте в словарь, тем самым прививая молодому поколению любовь к родной культуре.
- Точное выражение и самоопределение. Образование невозможно без чтения художественной литературы и созерцания произведений искусства. Читая классику, ребенок учится выражать свои мысли и чувства, начинает разбираться в своих эмоциях. Литература – это наследие мировой души. Переживая за литературного героя, мы проживаем его опыт и уже не повторяем его ошибок. Одновременно мы глубже познаем и себя. Посещайте с малышом музеи, театры, галереи, читайте ему книги, обсуждайте их. Возвышенные беседы оттачивают речь и формируют понимание того, что собственные эмоции можно и нужно контролировать.
Взяв за основу эти 4 угла фундамента самообразования, родители смогут построить на нем настоящий храм личности. Мягко направляющая родительская рука, едва заметные, но эффективные способы привьют ребенку привычку каждый день открывать что-то новое в реальности и в себе, при этом четко определив свое достойное место в этом огромном мире. А это и есть высшая степень образованности.
Источник