- Юрий Васильевич, ваша доктрина «размосквичивания столицы» переполошила Собянина и всю чиновничью рать. Госдума, Совет Федерации только-только отбились от ссылки в Новую Москву, еще и передохнуть не успели, а перед ними уже вырисовывается Сибирь. Зачем вы их пугаете?
- Я их вызываю на дебаты по актуальнейшей для страны проблеме - об отношениях между Москвой и остальной Россией, о сложившемся и губительном дисбалансе, когда все ресурсы – финансовые, экономические, трудовые – сосредоточены в одной - столичной – точке, а вся «другая» Россия живет по остаточному принципу. Если такая ситуация кому-то кажется смешной, то – пожалуйста, давайте устроим открытую дискуссию с тем же Сергеем Собяниным (он, кстати, сам из Сибири) – и пусть он разгромит меня по всем пунктам. Пусть докажет народу, что хорошо жить должна только столица, все остальные – перебьются. Тогда его загодя изберут мэром, возможно, что и пожизненно.
Вообще, я считаю, что реакция на доктрину стала отличным тестом для нашей элиты. Госдума, Совет Федерации, Общественная палата в ужасе от одного предложения о переносе столицы. Со страху потерять насиженное место, они даже не вчитались, каким толчком для развития страны могло бы стать возникновение еще одного «центра тяжести», допустим, на Дальнем Востоке. Вы почитайте отклики в интернете – простые граждане как раз за то, чтобы Россия развивалась равномерно, за то, чтобы не было этой губительной гиперцентрализации и государство предоставило территориям равные возможности для развития деловой активности.
- А вам не кажется, что в столь трудное время – кризис, ослабленная экономика – проект с переносом столицы не осуществим? На это элементарно нет денег.
- Ну, да… Триллионы рублей на перекладывание тротуарной плитки с места на место в Москве есть, четыре триллиона рублей на снос жизнеспособных пятиэтажек она найдет, а на возрождение высосанных и опустошенных российских регионов денег нет… Напомню, в худшие времена, сразу после Великой Отечественной войны, на Дальнем Востоке построили 50 новых городов, превратив дикий край в бурно развивающийся. И это была правильная стратегия. В этом направлении и надо двигаться, а не грести все ресурсы в Москву и в 10-15 мегаполисов, которые у нас считаются «перспективными». Страна не может существовать, образно говоря, «на трех кочках», если вокруг этих «кочек» выжженная пустыня. У нас деревни исчезают с лица земли десятками тысяч, малые города – тысячами… А ведь еще недавно они были опорой державы, производили сельскохозяйственную и промышленную продукцию, вносили свой вклад в ВВП. Люди ведь не сами все бросили, не по своей воле… Просто это стало не нужно, новая российская элита поменяла стратегию, а попросту говоря – разбазарила то, что было создано не ею. Я бы даже сказал так: московская спесь морганизировала деревню и привела к ее полному уничтожению.
Один из пунктов «доктрины» - установить таблички на месте убитых деревень. Опять слышу отзывы – «это смешно». Нет, не смешно. Пренебрегая памятью, мы теряем свои корни. В конце концов, таблички возле убитых деревень – это исходные точки, с которых может начаться возрождение.
- А куда денется московская спесь, если столицу пересадить с места на место? Элита останется той же…
- Оздоровление элит неизбежно. У нас пример перед глазами – Казахстан. Десять лет назад Назарбаев перенес столицу из Алмааты в Астану – крошечный, забубенный городок на севере страны. Сопротивление чиновников было колоссальным. Ну и что? Остались на старом месте, при своих интересах. С президентом уехали молодые, энергичные, те, кому не безразлично будущее страны. И посмотрите, как поднялся сейчас север Казахстана – прекрасные города, современное производство, новые рабочие места.
- А наших-то вы куда хотите?
- Подходящее место - Амурская область. Очень большой простор для инноваций, для социального подъема территории. Эффективные управленческие решения здесь очень востребованы.
- С вашей доктриной ознакомился президент Владимир Путин. О его реакции что-нибудь известно?
- За последние несколько месяцев я обращался к Владимиру Владимировичу несколько раз. Раньше никой реакции не было, а сейчас, судя по тому, как возбудились чиновники и депутаты, письмо к нему попало и какой-то ход для обсуждения и в обществе, и в ближнем кругу дан. Возможно, хочет выяснить, насколько совпадают мысли о будущем России, о перенаселенности столицы. На сегодняшние усмешки элиты не стоит обращать внимания. Завтра, допустим, президент примет положительное решение по переносу столицы, и уже через час Госдума радостно проголосует «за» сразу в трех чтениях. Первыми будут стоять с чемоданами на выезд.
- Вы думаете, он примет?
- Путин болеет за Россию. Я верю в его искренность, когда он говорит: «Нам нужен рывок». Вот доктрина – прорывайтесь!