Современная карикатура: «Бойся моих санкций!»
Все говорят о загадочной русской душе, о нашей непредсказуемости, широком размахе и еще множестве стереотипов, по которым можно составить утрированный портрет россиянина. Но какие мы на самом деле в глазах всего мира и какие мы для самих себя? Есть ли у нашего народа особая миссия, как предсказывали во все времена великие провидцы? И если есть, то насколько она выполнима?
Россия на протяжении многих веков, сама того не желая, вызывает страх и непонимание за рубежом. Одни считают нас захватчиками, другие припадают, как к спасителям. Америка и Европа в очередной раз защищаются от непредсказуемых русских санкциями. Что так пугает и настораживает их в нас?
Русский характер: какие черты удивляют иностранцев?
Чем же мы отличаемся от европейцев и американцев? С этим вопросом я обратилась к своим коллегам-ритмологам, которые давно живут и работают за рубежом. В разговоре мы обсудили, боятся ли нас за границей и почему иностранцам порой бывает сложно понять русского человека. В результате получился целый список качеств, присущих типичному россиянину. В общем, приглашаю читателя пройти тест на «русскость». Если вы обладаете этими чертами, то смело можете считать себя настоящим русским.
Быть русским — значит, мало улыбаться. «Я живу в Греции уже больше 20 лет, и могу сказать, что наших соотечественников здесь определяют именно так: если вы видите на улице человека с мрачным лицом, а еще лучше — целую семью, так и знайте, это туристы из России» — рассказывает Евгения.
Между тем за суровой маской, сведёнными бровями и опущенными уголками губ скрываются открытые, готовые прийти на помощь люди. Стоит обратиться к незнакомцу на улице с просьбой, как выражение лица тут же расцветёт улыбкой. Однако, смех без причины или просто радостное лицо всё же считаются в России признаком дурачины.
«За границей всё лучше». Сложно сказать, когда это мнение укоренилось в нашем сознании, может быть во времена советского дефицита, а может еще Пётр I стал законодателем традиции ценить иностранное выше своего собственного. Это убеждение подкрепляется у русских критикой всего отечественного: футбола, автомобилей, президента, наконец.
«Итальянцы просто восхищены русским президентом, — рассказывает Наталья из Италии, — считают, что он харизматичный и смелый, уверенно отстаивает интересы своей страны. Их очень удивляет, почему русские люди, которые приезжают в Италию, критикуют Путина. Итальянцы просто мечтают иметь такого же яркого лидера!»
Отрицание всего русского выражается и в стремлении уехать из страны, оторваться от своих корней и раствориться в иной культуре. Маргарита уже больше 20 лет живёт в Нью-Йорке, городе, в котором множество эмигрантов из разных стран. «Некоторые русские изо всех сил пытаются стать американцами, — рассказывает она, — совсем отказываются говорить на русском языке, и даже не выдают себя, если другой русскоязычный обратится к ним на родном языке».
Любимое русское слово «проблема». Мы привыкли повсюду рассказывать о своих неприятностях и обсуждать неудачи. Если у хозяйки один пирожок из ста подгорел, то она расскажет именно о нём. Говорить о достижениях считается неприличным, вдруг подумают, что ты хвастаешь.
Сравнивая русских с немцами, ритмолог Людмила Хазина рассказывает: «Русские люди часто выносят на обсуждение свои слабые стороны. В Германии, наоборот, важно уметь привносить лучшее свое качество в общение. Это прививается с детства, ребёнку даже редко указывают на плохое поведение. «Нужно воспитывать позитивное мышление!» – считают немцы».
Ритмолог из США Милана Гудрич добавляет: «Я консультирую по вопросам любви и отношений в России и Америке. Разница между клиентами из этих стран огромная. Американцы настроены до конца демонстрировать собственную успешность. Им очень сложно признать сам факт, что у них есть проблема. Русские, наоборот, найдут проблему там, где её нет. Они привыкли всё очень усложнять».
Слишком целеустремлённые. На вопрос, почему нас считают странными Лариса Таранова из Бельгии отвечает: «Выходцы из России вечно чего-то хотят, к чему-то стремятся. У них по несколько высших образований у каждого, тогда как в Бельгии всего 15 % людей с оконченным высшим. Им недостаточно просто зарабатывать деньги, им важен ещё социальный статус и признание. Бельгийцы отличаются от русских отсутствием целей: у них есть путь, они живут каждым днём, их девиз «наслаждаюсь жизнью».
Русские женщины самые красивые – так считают многие иностранные женихи, однако эта красота порой выглядит искусственно на фоне общеевропейского стремления к натуральности. Если где-нибудь на знойном испанском курорте вы встретили девушку на высоких каблуках и при полном макияже, скорее всего она окажется нашей соотечественницей. Иностранцам непонятно, как можно жертвовать своим комфортом ради того, чтобы понравиться окружающим.
«Нас здесь называют «русскими матрёшками», — смеётся Лариса — одеты красиво, празднично каждый день, накрашены, в отличие от бельгиек, которые, на мой взгляд, неопрятны и редко посещают парикмахера. У них всё должно быть «естественно». Бельгийцы яро выступают против всего неэкологичного: натуральных шуб, обильной косметики и т.д. Мы же выделяемся красивыми нарядами, макияжем, ухоженностью, но это, скорее, вызывает отторжение у местных».
Отношение к экологии по-русски. «По первому образованию я – эколог, – продолжает делиться впечатлениями Лариса — поэтому, когда переехала в Бельгию, больше всего меня восхитило отношение к экологии. Здесь каждый человек, даже дети, стремится внести свой вклад в охрану природы. Например, в быту все занимаются сортировкой мусора: мешочек для пищевых, мешочек для пластика, для бумаги — всё отдельно. Если вдруг в мешочек попали другие отходы, то мусорка этот мешочек не примет, могут ещё и штраф наложить. В России считается, что экология – это дело крупных компаний и лично к каждому никакого отношения не имеет».
Об экологии в быту россияне, действительно, практически не осведомлены. С трудом приживаются у нас на Родине экологические нововведения. Огромные просторы, обширнейшие земли России никогда не имели настоящего хозяина. Русский человек как будто не ценит окружающее пространство: его же много!
Каждый русский – немного философ. Вы можете до утра засидеться на кухне за дружеской беседой? Любите обсудить последние решения правительства или просто поразмышлять о превратностях судьбы и закономерностях жизни? Это качество характеризует вас как настоящего русского.
Ирина 8 лет живёт в Финляндии и признаётся, что очень тоскует по общению с соотечественниками: «У меня много друзей-финнов, но ни с одним не сложилось таких глубоких отношений, как с русскими. Когда ко мне в дом приезжают друзья из России – это праздник слов и мыслей! Мой муж удивляется, о чём мы болтаем всю ночь! Только с русскими можно так искренне беседовать и даже спорить, что в Финляндии считается неприличным».
Русские живут ради светлого будущего. «Каждый русский, которого я встретила в Америке, — это мечтатель, — говорит Ольга Мельникова, врач из Нью-Йорка. — Несмотря на некоторый фатализм и даже пессимизм, в глубине душе каждый из них таит веру в то, что наступят лучшие времена, когда все заживут на полную катушку. У американцев такого нет, они, скорее, живут одним днем».
«Русские не сдаются!» — говорил еще Суворов. Преодоление всех этих испытаний, начиная от морозного климата и заканчивая несколькими мировыми войнами, выработало у нас особую силу характера. Настоящий русский без ропота преодолевает самые тяжёлые испытания, он даже не подозревает, что совершает подвиг.
Еще в XVI веке английский путешественник Ричард Ченслер писал: «… я думаю, что нет под солнцем людей столь привычных к суровой жизни, как русские: никакой холод их не смущает, хотя им приходится проводить в поле по два месяца в такое время, когда стоят морозы и снега выпадает более чем на ярд. Простой солдат не имеет ни палатки, ни чего-либо иного, чтобы защитить свою голову. Однако такая их жизнь в поле не столь удивительна, как их выносливость, ибо каждый должен добыть и нести провизию для себя и для своего коня на месяц или на два, что достойно удивления. Сам он живет овсяной мукой, смешанной с холодной водой, и пьет воду. Я спрашиваю вас, много ли нашлось бы среди наших хвастливых воинов таких, которые могли бы пробыть с ними в поле хотя бы только месяц».
Английская карикатура XVIII века
Среди прочих наших типичных качеств иностранцы отмечают широту русской души и гостеприимство, необыкновенную глубину нашего искусства, сострадание и отзывчивость к чужому горю. Но дают ли нам право все эти качества претендовать на собственную исключительность?
Есть ли у России особая миссия?
Русские всегда верили в свое особое предназначение в мире, в собственную избранность. И в этом нас убеждали великие события в истории нашей страны.
Враги, которые покоряли полмира, неминуемо отступали перед российской армией. Особенно восхищает способность России покорять огромные пространства, преодолевая невероятные сложности. Чего только стоит покорение Ермаком Сибири – дремучего, неизведанного, но богатейшего края. Парадокс России еще и в том, что без войн и насилия принимала она в своё лоно разные народы и обширные территории.
Когда русские начали освоение космоса, многие думали: ради чего все это они делают, какая в этом материальная выгода? Американцы параллельно выстраивали коммерческие проекты. Но мы – существа космичные, выгоды не искали. Для нас важно было само достижение, полёт. И мы стали первыми!
Настоящий русский всегда готов на подвиг, нас и воспитывают на примерах героев. Подвиг — это почет и слава. «На миру и смерть красна», — говорится в пословице. Поэтому каждый в нашей стране ощущает свою избранность, своё исключительное предназначение. Ни один народ не отстаивает свою национальную идею так отчаянно.
Однако философ В.С. Соловьёв в своей известной статье «Русская идея» пишет, что сам народ может ошибаться в определение своей миссии и национальной идеи, его мнение чаще всего противоречиво. Так есть ли эта «русская идея» или мы сами её придумали, потому что просто не можем жить без идеи?
Со школьной скамьи мы знаем, что самый главный спор о России и её предназначении в мире разгорелся в первой половине XIX века между двумя идейными группами: славянофилами и западниками.
Западники считали, что никакой особой миссии у России нет, просто русские люди глубоко увязли в монархическом строе, крепостном праве и безнадёжно отстали от запада. А значит нужно как можно скорее перенять все лучшие западные наработки по организации государственного строя и экономики. В общем, как настоящие русские они считали, что за рубежом всё лучшее, всё самое передовое. Сторонник западничества П.Чаадаев скептически подметил: «Иногда кажется, что Россия предназначена только к тому, чтобы показать всему миру, как не надо жить и чего не надо делать».
Славянофилы, наоборот, считали, что западные ценности не приживутся на русской почве. Россия идёт своим самобытным путём, корни которого видели в православии. Святой Руси суждено противостоять против ереси и атеизма и спасти весь мир от духовного падения – в этом главная историческая миссия нашего народа.
Особое географическое положение нашей Родины на перепутье между востоком и западом тоже заставляет русских людей призадуматься, какой же мир нам ближе. Подчёркивая особый статус страны, президент Путин на этот вопрос ответил: «Это не Россия находится между Востоком и Западом. Это Восток и Запад находятся слева и справа от России».
Справедливости ради стоит отметить, что не только отечественные умы пытались постичь Россию. Оптимистичную версию развития нашей Родины обозначил немецкий философ, большой знаток русской культуры О.Шпенглер. Он считал, что великий рассвет русской культуры еще впереди, тогда как западная культура катится к закату: «Русские вообще не народ в том смысле, каким являются немцы и англичане. Они содержат в себе возможности многих народов будущего, как германские народы времен Каролингов. Россия есть обещание грядущей культуры, в то время как тень от Запада будет становиться все длиннее и длиннее».
Особую роль России предрекал в начале ХХ века и английский философ А.Тойнби. Он отмечает, что Россия – единственная страна, которая на протяжении веков смогла сохранить свой суверенитет и постоянно расширяла границы: «Россия — святая страна с уникальной судьбой, и Россия действительно стала такой, превратившись в сердце и цитадель православного христианства вместо отдаленной провинции, какой она была изначально». Невероятно проницательно автор обозначил миссию нашей страны, как будто эти слова написаны только вчера: «… роль России в истории — служить лидером в общемировом движении сопротивления общемировой современной агрессии Запада».
Миссия России – это время
Прошло уже более века, но вопрос о миссии России по-прежнему не находит ответа. К нему продолжают обращаться современные авторы. Е.Д.Лучезарнова, философ, исследователь феномена времени, лауреат Большой литературной премии в 2016 году за книгу «Время России» пишет: «У моей Родины миссией является время. Мне хочется всем передать величие времени моей родины. Россия интересна своей загадочной неповторимостью. Внутреннее время в ней течёт быстрее наружного».
Что имеет в виду автор, когда говорит о внутреннем и наружном времени? Наружное ощущение времени больше свойственно людям западного мира. Течение времени они фиксируют как изменения в пространстве, поэтому им так важно иметь комфортные условия жизни. В этих странах во главу угла ставится экономический рост и материальная выгода.
Русский человек живёт своим внутренним духовным миром, эмоциями, чувствами, мыслями – всем тем, что не видно окружающим. Этим объясняются и многие перечисленные выше качества нашего характера: не улыбчивость от того, что человек уходит в себя; русские страдания без видимых причин; особая ценность человеческого общения, ведь только через слово можно описать свои душевные переживания. Богатый духовный мир человека у русских ценится гораздо больше, чем достижение материальных благ. Эти наши качества и определяют особое предназначение в познании мира и себя во времени.
Важную роль, по мнению Е.Д.Лучезарновой, России предстоит сыграть и во всеобщем объединении и поддержании мира на Земле, поскольку только мы способны во имя общих высоких целей отказаться от экономической выгоды, которая сейчас, как и много веков назад, определяет политику других государств.
Так познаем ли мы когда-нибудь до конца миссию нашей страны? На этот вопрос Е.Д.Лучезарнова отвечает: «России свойственно оставаться непознанной, ибо это космическая территория вечности. Русские пришли с неба и уйдут в небо».
Статью подготовила пресс-секретарь Института ритмологии (irlem.ru) Юлия Белова