Вход

Двигатель

Год культуры без культуры в Беларуси

16 апреля 2017 в 17:07 | Емеля |Молодёжная аналитическая группа | 1377 | 0

2016 года был Годом культуры в Беларуси. Как считает начальник главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Мингорисполкома Павел Скалабан, «мероприятия Года культуры в столице прошли на высоком организационном уровне». Было проведено большое количество мероприятий, реализованы интересные проекты, в том числе на условиях государственно-частного партнёрства. Центром культурной жизни стала территория Верхнего города, положительный отклик у гостей столицы и минчан вызвали праздники национальных культур, «Джазовые субботы» и «Классика» у ратуши и др. Также не остались без внимания знаковые даты в истории страны и города, в частности, юбилеи белорусских классиков.

Все эти мероприятия лежат в пределах узкого понимания явления культуры, как театров, песен, плясок, концертов, художественного творчества, хотя многие понимают, что культура — намного шире этого. Однако, в политическую практику это понимание не превращается, а культура у нас живёт как-то отдельно от политики, отдельно от экономики, науки и вообще получается как-то отдельно от общества. Разберёмся с этим вопросом.

КУЛЬТУРА — ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Развитием общества движет культура, как некая совокупность социальных установок, и в первую очередь, — Идей, господствующих в умах людей — носителей данной культуры. Именно она задаёт тон развитию всех научных институтов, которые в свою очередь формируют образовательные стандарты для различных отраслей и уровней образования (начального, среднего, высшего), они же и порождают определённую науку, призванную дать обществу ответы для решения проблем и кризисов, а также предоставить ему необходимое информационное обеспечение для полноценной жизни и развития. На основе этих образовательных стандартов и предоставленного информационного обеспечения производится подготовка и переподготовка всей кадровой базы во всех отраслях жизнедеятельности.

Именно здесь в образовательной системе закладывается мировоззрение нового поколения, которое как губка впитывает всю информацию из окружающей среды. Новое поколение кадрового состава, обрабатывая опыт предыдущих поколений, входит в жизнь. Исходя из предоставленных возможностей раскрытия творческого потенциала и сложившегося мировоззрения, оно создаёт новые Идеи — фундамент культуры будущего. Так замыкается спираль общественного развития.

идеи и нравы → культура → наука → образование → кадры → новые идеи → … и так далее

 

Если культура общества развивается по принципу «выгодно продай и продайся», тогда движителем и самоцелью развития экономики — фундаментальной базой общественного развития — является рост прибылей, а жизнь самого общества превращается в глобальный (региональный, локальный) рынок, на котором всё продаётся и покупается. В том числе и собственные родители и собственная Родина, вопрос только в цене. «Ничего личного — только бизнес!» Не правда ли?! Так общество сползает вниз в деградацию. Как будет протекать этот процесс — быстро или медленно — это зависит, конечно, от множества частных факторов.

Неспособность преодолеть собственные ошибки и проблемы приводит к некому закрепощению, застою нравственных стандартов (и всех прочих компонент спирали развития) в обществе, и тогда движение идёт по замкнутому кругу — по кольцу «инферно», как назвал это явление некогда в своём романе «Час Быка» известный советский учёный и писатель-фантаст Иван Антонович Ефремов. Подробнее об этом читайте в статье «Развитие как фактор эволюции науки и общества» (http://newyouthpolicy.org/ru/articles-ru/221-razvitie-kak-faktor-evolyutsii).

Тезис «Всё обусловлено культурой», «какова культура — таков и человек», соответственно, «каков человек — такова и культура», являются, безусловно, неким принципом в понимании смысла бытия человека и общества. Таким образом можно дать следующее определение понятия культура.

Культура — это вся информация, передаваемая от предыдущего поколения следующему, кроме той информации, что передаётся посредством генетического аппарата вида.

Культура формирует мировоззрение людей, когда те растут. И, вырастая, люди меняют культуру, вырабатывая новые идеи и понятия, помогающие лучше понимать мир, в котором мы живём.

 

Всем известна фраза:

Всякий народ имеет такое правительство, какого заслуживает.

Она означает: какова в целом культура мышления народа, таково и правительство, под властью которого живёт общество. Если культура мышления людей — «никакая», то и управленцы, вышедшие из этого общества, — «никакие».

Сегодня пока ещё не многим ясно, что надеяться на большинство управленцев, воспитанное в текущей культуре, в деле улучшения жизни людей в современном мире — бессмысленно, ибо нравственно они не лучше окружения, из которого вышли, за редким исключением. Конечно, есть у нас в стране и руководители, для кого «долг перед обществом», «ответственность», «стремление служить Родине» не просто пустой звук. Именно под их руководством и усилиями добросовестных граждан, в основном ещё советской закалки, стали возможны успехи и достижения современного белорусского государства, и, как бы ни старались их не замечать и не афишировать представители «оппозиции», они есть.

2016 ГОД КУЛЬТУРЫ В БЕЛАРУСИ

Президент Беларуси Александр Лукашенко 28 декабря 2015 года подписал указ № 522 «Об объявлении 2016 года Годом культуры». Значительное внимание в этом году должно было быть мероприятиям в сфере художественной культуры, которая, как считает руководство Беларуси, является одним из основных средств воспитания у молодёжи патриотизма и уважения к Родине. Также предусматривался комплекс мероприятий, связанный со знаковыми для культуры Беларуси юбилейными датами (http://www.belta.by/all-rubric-news/viewSuzet/god-kultury-145/).

И тут мы упираемся в одно обстоятельство. Культура в чиновничьей среде понимается не как «вся передаваемая от одного к другому поколению информация, помимо генетического аппарата нашего вида», а в очень узком смысле, как песни, пляски, выступления, концерты, музеи, театры, кино и т.п. Это вносит разлад в указанную выше преемственность этапов развития культуры общества целом, лишает государственную политику комплексности. При этом Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко понимает культуру, вроде бы, несколько шире:

«Культура является важным стратегическим ресурсом социума, оказывая значительное влияние на все сферы общественной жизни, способствуя формированию мировоззрения человека, его шкалы моральных критериев».

Хотя не возражает по поводу проводимой культурной политики, которая не учитывает такие такие явления как:

  • технологическая культура,
  • культура питания,
  • культура общения (а значит соцсети, интернет-коммуникации),
  • культура мышления,

и тому подобные виды разнообразной информации, которая в обществе передаётся от одних другим поколениям. В итоге, культурная политика не является базой для формирования долгосрочной стратегии развития общества по показанной выше спирали развития, а является лишь одной из «сфер общественной жизни».

Если бы в чиновничье понимание «культуры» был включён весь комплекс передаваемой информации, то тогда возникли бы условия для формирования взаимоувязанной стратегии развития белорусского общества.

А основные цели государственной политики в области культуры в документах описывают так:

  • обеспечение и защита конституционного права каждого на участие в культурной жизни;
  • установление гарантий свободы художественного творчества и другой творческой деятельности;
  • содействие сохранению, развитию и распространению культуры на благо интересов человека и общества;
  • социальная защита работников культуры и творческих работников;
  • защита общественной морали, утверждение гуманистических идей и высоких нравственных начал в общественной жизни;
  • развитие международного сотрудничества в области культуры.

Приоритетами государственной политики в области культуры являются:

  • сохранение, развитие и распространение белорусской национальной культуры и языка;
  • создание, распространение и популяризация произведений художественной литературы и искусства для детей и молодёжи;
  • создание условий для эстетического воспитания детей и молодежи; популяризация классических произведений художественной литературы и искусства, других эстетических и нравственных ценностей отечественной и мировой культуры;
  • обеспечение функционирования и развития культуры в сельской местности.

Можно видеть, что данные цели и приоритеты смешивают понятия. В одном месте, культура — это чисто художественное творчество, в другом — то, что работает на благо интересов человека и общества и высокие нравственные начала в общественной жизни.

Если оценить перечень мероприятий, проведённых в 2016 году в рамках Года культуры, коих было более 120 (http://www.gomel-region.gov.by/uploads/files/plan.pdf), судя по итогам на сайте минкульта (http://www.kultura.gov.by/uploads/files/dlja-smi-korotkaja-spravka.pdf), то можно увидеть, что они не выходили за рамки понимания культуры, как «песен и плясок»:

«Состоялся ряд специальных мероприятий с участием Главы государства: торжественная церемония вручения премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение», специальной премии Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства и специальной премии Президента Республики Беларусь «Белорусский спортивный Олимп» 2015 года; финал марафона «Возрождение» к 30-й годовщине аварии на ЧАЭС; театрализованное представление «По праву памяти живой…» и впервые проведён концерт телепроекта «Площадь Победы», посвящённые 71-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне».

«Реализованы масштабные и резонансные новые социально-культурные проекты: праздник «День вышиванки», международный молодёжный культурологический проект «Беларусь — родник вдохновения», ряд арт-проектов на открытых городских площадках Минска».

«На высоком уровне прошли традиционные культурные мероприятия: XXV Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», XI Международный фестиваль Юрия Башмета, XI Республиканский фестиваль национальных культур в Гродно. Вместе с творческими союзами проведены республиканская акция «Беларусь, я люблю тебя», республиканский патриотический проект «Цветы Великой Победы», республиканский конкурс творчества трудовых коллективов «Новые имена Беларуси» и др. Состоялись всенародные празднования юбилеев М. Богдановича, В. Мулявина и других деятелей национальной культуры.

Как видно в Год культуры прошли церемонии, премии, марафоны, концерты, театрализованные представления, праздники и прочие арт-мероприятия. Другие сферы культуры не были даже предметом рассмотрения, не то, что — областью проведения мероприятий. Хотя такая ситуация не исключение и для других стран.

«Введён в строй ряд объектов культуры, в том числе объект Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта, учебный корпус № 1 Белорусской государственной академии искусств, Свято-Покровский женский монастырь в Толочине, завершена первая очередь реставрационно-восстановительных работ в костеле Божьего Тела в Несвиже, продолжались строительные и ремонтные работы в Национальной киностудии «Беларусьфильм», едином комплексе зданий Национального художественного музея Республики Беларусь (в Музейном квартале) и др. Тридцати пяти уникальным элементом нематериального культурного наследия Беларуси (обрядом и технологиям народных ремесел) придан статус историко-культурной ценности, что превысило запланированный показатель в 7 раз».

Объектами культуры по мнению чиновников являются академии искусств, дома для тех или иных представителей вероучений, обряды, ремёсла и т.п.

«Реализованы новые культурные инициативы, рассчитанные на долгосрочную перспективу: республиканские конкурсы на лучшую практику деятельности органов местной власти по реализации государственной культурной политики, «Человек Года культуры», «Город культуры в Год культуры», «Гений-стартап», «Бело-тон», Национальная премия в области изобразительного искусства. Проведена общереспубликанская акция «Культурные инициативы для Беларуси», результаты которой заложат основу банка данных культурных инициатив».

Печально, что долгосрочными проектами государственной культурной политики являются годовые (!) мероприятия «Человек Года культуры», «Город культуры в Год культуры». Станут ли указанные проекты «Гений-стартап» или «Бело-тон» долгосрочными проектами, которые будут активно развивать культуру — тоже вопрос открытый.

КОДЕКС О КУЛЬТУРЕ: ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

25 июля 2016 года Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал первый и единственный в мире Кодекс о культуре. Он объединил в себе действующие положения и закрепил некоторые новые.

Предназначением документа можно считать как создание единого механизма регулирования отношений, возникающих в культурной сфере, так и избавление отечественного культурного законодательства от имеющихся недостатков и разрозненности — законодатели сшили многочисленные законы под одну обложку. И это, безусловно, верный и своевременный шаг, который упростит правоприменительную деятельность государства и жизнедеятельность граждан страны. Новый нормативно-правовой акт впитал в себя положения разнообразных законов, регулирующих общественные отношения в культурной сфере, например, «О культуре в Республике Беларусь», «О библиотечном деле в Республике Беларусь», «О творческих союзах и творческих работниках» и иных.

Но, как можно видеть, сфера культуры понимается и тут очень узко, хотя в документе есть места, выходящие за рамки «искусства и культуры» в его обыденном понимании. Например, неоднозначная 130 статья, в которой запрещается любая культурная деятельность, если она направлена «против суверенитета Республики Беларусь».

Это отражает понимание взаимосвязей суверенитета, как способности проводить самостоятельную политику и мировоззрения людей.

Кроме того, та же статья 130 закрепляет весьма полезное положение, что культурная деятельность может быть запрещена, если несёт в себе угрозу вреда здоровью и нравственности человека. Но, к сожалению, выглядит оно столь же поверхностно, поэтому нам ничего не остаётся, как самостоятельно углубиться в этот вопрос.

Разница в понятиях

Нравственность — представляет собой совокупность описаний каких-либо жизненных, реальных и возможных характерных событий с оценками каждого из них «хорошо», «плохо», «не имеет значения» или «значение не определено» либо «обусловлено сопутствующими обстоятельствами». Эти описания ещё и иерархически упорядочены по их предпочтительности для человека. Одно описание одного события с его оценкой носит название «нрав». Например: «коту Ваське не нравится когда его гладят против шерсти».

В целом нравственность представляет собой смесь из благонравия, злонравия и безнравственности. Эта смесь у каждого субъекта, у каждого общества своя, что и порождает в обществе непонимание и конфликты между субъектами и между социальными группами. Вопрос в том, что понимают под вредом нравственности человека создатели статьи 130? И какой именно нравственности: праведной или порочной? Ведь, что для праведника хорошо, то для злонравного — вред. А если авторы понимают под нравственностью — некие общепринятые установки, то дело ещё более усложняется.

Моралью в обществе являются общепринятые нормы нравственности. Мораль общества пластична и меняется со временем: в Риме было совершенно не зазорно иметь рабов, сегодня — открытое рабовладение порицается обществом. Но разница между моралью (принятой в группах нравственностью) различных социальных групп ведёт к тому же вопросу: какую именно мораль будет защищать статья 130? Мораль педерастов, мораль чиновников, мораль трудящихся, мораль богачей? Опять недосказанность.

А ещё во все времена были люди, которые следовали не общественным нормам морали, а внутреннему голосу совести.

Совесть — врождённое религиозное чувство (т.е. чувство взаимосвязи души индивида с Богом), замкнутое на бессознательные уровни психики личности. Функциональное назначение совести в психике личности — в диалоге сознания и бессознательных уровней психики упреждающе уведомить индивида, что те или иные его намерения и проистекающая из них деятельность (в том числе и соглашательство с определёнными мнениями и деятельностью других людей) — греховны.

Совесть и стыд это — два средства, которые позволяют индивиду стать человеком. Если их подавить — получается человекообразная нелюдь, не способная стать человеком до тех пор, пока стыд и совесть не пробудятся вновь.

Следует ясно различать такие понятия как: нравственность, мораль, совесть. Однако, к сожалению, многие часто путают их, смешивают понятия, поскольку мало задумываются о точном смысле говоримого ими, а произносят слова без соображения, потому что «так принято», «так все говорят», «это все понимают, чего это обсуждать».

И может так статься, что применение статьи 130 Кодекса культуры может подавлять совесть и стыд, потакая злонравным проявлениям культуры, каких много в том же, так называемом, «современном искусстве». Не получится ли так, что мы занесли меч над своею же головой?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Порочная культура и политика государства — это те факторы, от воздействия которых эффективно защитить самих себя и детей в последующих поколениях (как своих, так и чужих — все дети Божии) может далеко не каждый человек и не каждая семья. Молодёжь попадает в субкультуры деградации, которые выгодны тем, кто породил нынешнюю культуру и кого устраивает их место в ней. Такие люди будут стремиться сохранить «статус-кво», то есть, фактически будут стремиться к тому, чтобы замкнуть спираль общественного развития в круг «инферно». Им выгоднее вывести управление хотя бы за субкультурами за рамки культурной политики государств, чтобы власть занималась танцами, песнями, да всякими шоу, пока культуру молодёжи  формируют совсем другие люди. И чего удивляться, когда молодёжь, несмотря на все усилия государственного аппарата, не знает своей собственной культуры, либо знает в очень примитивном, урезанном контексте, но не глубоко и наиболее полно.

И тут нет принципиальной разницы между партиями и различными группировками: несмотря на разные лозунги, всех этих «управленцев», пусть даже и с опытом работы, отличает отсутствие, прежде всего, адекватных знаний в области управления культурой, чему свидетельством документы по культурной политике, перечень мероприятий в Год культуры и высказывания в СМИ. Это же касается и населения, в силу господства неадекватных образовательных стандартов. И для того, чтобы изменить качество управления и ситуацию в городе или районе проживания, необходимо начинать с себя, а на уровне государства — с синхронизации документов, регулирующих различные сферы общественной жизни, какая попытка предпринята руководством Беларуси через создание Кодекса культуры, но она — лишь  один из шагов к выработке взаимоувязанной концепции управления культурой общества. Надо делать и другие.

Источник

12345  5 / 3 гол.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

 

СССР

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Наша команда

Двигатель

Комментарии

Лента

Слава и религия бесчестья
Статья| вчера в 10:13
Забудь себя и будешь сытый
Статья| позавчера в 12:59
В ранге русского историка
Статья| 1 ноября в 09:28
Безинфляционная валюта БРИКС
Видео| 29 октября в 23:57
Через тернии
Статья| 24 октября в 09:40
Рабы управляемые рабами
Аналитика| 21 октября в 13:49
Главное о суверенитете
Видео| 20 октября в 15:53
Прорва в погоне за радостью
Статья| 19 октября в 13:15
Критическая масса и некросфера
Статья| 10 октября в 23:49

Двигатель

Опрос

Остановит ли Трамп войну на Украине, если его изберут президентом США?

Информация

На банных процедурах
Сейчас на сайте

 


© 2010-2024 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко.