Фильм «Призрак в доспехах» (в оригинале «Ghost in the Shell») знакомит зрителя с миром будущего, в котором всевозможные импланты и технические приспособления, встроенные в тело человека, стали обыденной реальностью. Роботизация вышла на такой уровень, когда по внешнему виду уже сложно отличить, кто перед тобой – машина или живое существо.
Сюжетная линия развивается вокруг девушки по имени Мира Киллиан. Её тело погибает в результате теракта, но корпорации Hanka Robotics, специализирующейся на производстве роботов и имплантов, удаётся спасти её мозг и реализовать свою давнюю мечту – пересадить мозг человека в искусственно созданное тело, обладающее гораздо большими способностями, чем обычный человеческий организм. Благодаря своему новому туловищу Мира может становиться невидимой, в боевых условиях двигается с огромной скоростью, обладает нечеловеческой силой, уникальным зрением и другими сверхспособностями.
Миру назначают в контртеррористическую группу Девятый отдел, которая противостоит самым опасным преступникам. Главный злодей по непонятным причинам вознамерился уничтожить корпорацию Hanka Robotics и использует самые современные кибертехнологии для взламывания систем управления роботами, создания своих киборгов, убийств учёных корпорации. Злодей называет себя Кудзе, с ним и предстоит сразиться главной героине.
По ходу развития сюжета Мира узнаёт то, что зрителю и так уже понятно с первых кадров. Корпорация Hanka Robotics не спасла её от смерти, а сама же уничтожила её тело в ходе своих экспериментов по соединению мозга человека и машины с целью создания идеального военного оружия. Мире навязали ложные воспоминания, но благодаря регулярно возникающим флэшбекам и при помощи Кудзе героиня постепенно вспоминает своё настоящее прошлое, в котором она была обычной японской девушкой по имени Мотоко, выступавшей против внедрения имплантов. Вместе с небольшой группой людей Мотоко убежала в так называемую «Зону отчуждения», которая показана как отдельный квартал города для маргиналов, не пожелавших мириться с развитием технологий. Собственно, корпорация Hanka Robotics всех этих маргиналов ликвидировала, а их тела, а точнее, мозги, использовала в своих экспериментах.
Кудзе оказывается в прошлом бывшим другом Миры, которого также насильно превратили в киборга. Но эксперимент с Кудзе прошёл менее удачно, и его сочли «бракованной моделью», которую надо уничтожить. За что Кудзе теперь мстит своим «создателям», правда, используя для реализации своей мести преступные методы, в том числе производит новых киборгов, то есть действует по принципу «цель оправдывает средства».
В финале глава корпорации Hanka по фамилии Каттер, который и оказывается в фильме главным злодеем (что показательно, сама корпорация особо не осуждается), пытается уничтожить Миру. Но ей на помощь приходит Кудзе и сотрудники Девятого отдела, в том числе возглавляющий его пожилой японец Арамаки – он представлен самым мудрым и уравновешенным героем, активным сторонником соблюдения закона. Арамаки прямо заявляет Каттеру, что он подчиняется не его корпорации, а премьер-министру – то есть находится на госслужбе.
Миру спасают, Каттера убивают, Кудзе гибнет в ходе столкновений, но перед тем как отключиться, рассказывает о том, что он создал свою уникальную киберсеть, в которой он теперь и живёт, свободно меняя тела, и обещает Мире в будущем присматривать за ней. Справедливость вроде как торжествует, и как заявляет перед финальными титрами главная героиня, «справедливость – это то, ради чего она была создана».
А теперь о том, что в сухом остатке. В глазах зрителя разворачивается борьба между добром и злом, в которой зло представлено в лице главы корпорации Hanka, который самолично проводил незаконные эксперименты по насильственному созданию киборгов. Добро представлено главной героиней Мирой и Кудзе, ставшими в результате экспериментов человеко-роботами, их друзьями по спецотряду, а также шефом подразделения Арамаки, который представляет государство и стоит на страже закона и порядка. При этом, этот самый закон, как показано в фильме, не разрешает только насильственную киборгизацию людей, а добровольное «улучшение» тела во вселенной картины показано абсолютно нормальным и положительным явлением.
Здесь надо сказать несколько слов об антураже фильма. Ведь то, что проходит фоном или «по умолчанию» также несёт зрителю множество смыслов, и эта информация важна для понимания того, какую идеологию продвигает картина. Итак, все события разворачиваются в огромном мегаполисе, в котором импланты уже стали абсолютной нормой. Повсюду светится объёмная голографическая реклама, продвигающая те или иные дополнения к человеческому телу. Кто-то вставляет себе новые глаза, чтобы видеть в темноте, кто-то делает себе новые руки для удобства работы за компьютером, кто-то покупает искусственную печень, чтобы не ограничивать себя в ночных попойках, и так далее – все используют импланты, для обозначения которых в фильме настойчиво применяется термин «улучшения». Тем самым на уровне лексики внедряется мысль, что тело человека несовершенно и его можно доработать.
По внешнему виду жителей города уже зачастую сложно определить, кто перед тобой – человек или робот, мужчина или женщина (есть сцена с трансгендером в мужском туалете, которая изображена просто как некая обыденность), и самое главное – вся эта фантастическая реальность показана как нечто естественное и нормальное, просто как закономерное развитие технологий и человеческого общества.
Единственная группа людей, которая не захотела стать частью «нового дивного мира» – в числе которых была и Мира – представлена крайне малочисленной и откровенно маргинальной. Это всего несколько десятков человек, которые сначала писали некие памфлеты (пытались заниматься агитацией), а потом просто убежали и укрылись в каком-то захолустье, где стали жить отдельно от всех. По сути, в фильме через фоновые события и отдельные сюжетные вставки показано, что подавляющая часть населения с радостью приняла новое трансгуманистическое будущее, и оно всех устраивает.
И подлость сюжета в том, что он не только рекламирует импланты, как нечто нормальное, но и целенаправленно уводит зрителя от главного вопроса, который следовало бы задать, изображая такое будущее: «Совершенен ли по своей природе человек, или его организм не идеален и его можно и нужно улучшать?». Но в фильме этот вопрос не только прямо не ставится, но и подменяется другим: «Можно ли человека насильственно превращать в киборга (линия злодея Каттера), или встраивание имплантов может быть только выбором самого человека (линия Арамаки, стоящего на страже закона)?».
Естественно, зритель на примере истории главной героини приходит к закономерному выводу, что насильственно превращать человека в киборга нельзя. Но параллельно зрителю внедряется мысль, что добровольное «улучшение» своего организма – это совсем другое дело, и это отличная практика, которая позволяет значительно расширить возможности человека во всех сферах – от работы и до личной жизни. При этом, если немного задуматься, то хорошо видно, что и во вселенной фильма этот самый «свободный выбор» человеку активно навязывается через повсеместную рекламу так называемых «улучшений».
При этом в картине регулярно всплывают рассуждения о душе, о человечности, чувствах, говорится о том, что Мира не робот, что за такими как она будущее, что надо защищать гуманизм, закон и многое другое. Но вся эта риторика показана очень размыто, и её главная цель – увести зрителя от того главного вопроса, который следует повторно озвучить в этой рецензии «Совершенен ли по своей природе человек, или его организм не идеален, и его можно и нужно улучшать?».
В фильме этот вопрос не оглашается, но через фоновую составляющую центрального сюжета, лексику и образ жизни «города будущего» зрителю навязывается готовое мнение о том, что «человек несовершенен, и его можно и нужно улучшать техническими средствами вплоть до полной замены тела человека и дальнейшего перехода сознания на искусственные носители информации» (линия Кудзе). Это фраза и есть суть идеологии трансгуманизма, которую достаточно завуалированно продвигает фильм, не через прямое оглашение, а пытаясь увести внимание зрителя на второстепенные вопросы и внедряя эту мысль без её критического осмысления. Весьма показательно, что логотип фильма содержит в самом центре треугольник, как своеобразную печать заказчиков.
Разделяете ли вы подобные взгляды и хотите ли жить в таком мире (который будет на самом деле гораздо более жестоким и бесчеловечным, чем это изображено в фильме), каждый читатель может решить сам, исходя из своей нравственности и понимания перспектив развития человечества.
Наркотики: «Улучшенные» люди будущего регулярно употребляют алкоголь и табак.
Секс: Значительную часть эпизодов главная героиня показана без какой-либо одежды, при этом её силуэт – это силуэт обнажённой женщины, но так как она всё же киборг, то половые органы у неё отсутствуют. Тем не менее, многие сцены развиваются очень стремительно, а во всех боевых эпизодах Мира сбрасывает с себя всю одежду, и в сознании зрителя возникает ощущение, что дерётся голая женщина. Такая своеобразная смесь насилия и порнографии (эротикой это назвать нельзя).
Насилие: Множество сцен насилия и убийств.
Мораль:
Фильм «Призрак в доспехах» продвигает идеологию трансгуманизма, убеждая зрителя, что человек несовершенен и с целью дальнейшего развития должен отказаться от своей природы, соединив себя с компьютером и превратив в киборга. Встраивание имплантов в тело человека (для обозначения которых в фильме манипулятивно используется термин «улучшения») показано в положительном свете.