28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде родился Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков), а 18 июня 1938 года,79 лет назад, ушёл из жизни великий писатель, который имел очень тяжёлую и сложную судьбу.
5 раз его номинировали на Нобелевскую премию по литературе. Ещё с конца XIX века в своих произведениях Горький поднимал вопросы революционного изменения общества, он находился в явной оппозиции к царизму и симпатизировал социал-демократам. Революцию писатель встретил с недоверием, однако в итоге вернулся из-за границы и последние годы стал прижизненным классиком советской литературы. В чём особенность его жизненного пути и творчества, расскажем в нашей статье
— Буря! Скоро грянет буря!
Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:
— Пусть сильнее грянет буря!
М. Горький. Песня о Буревестнике.
Многие из нас не перечитывали книг Максима Горького со школьных лет и находятся во власти стереотипов. Между тем, то, что было «обязаловкой» в юности, может стать открытием и удовольствием в зрелости. В День рождения писателя мы не могли не вспомнить о великом писателе, многогранном художнике слова, оставившем огромное творческое наследие.
Алексей Максимович Пешков родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде. Отец — столяр-краснодеревщик Максим Саватеевич Пешков, мать — Варвара Васильевна Каширина. Мальчик рано осиротел, его воспитывали бабушка с дедушкой. В школе проучился всего два года, знания добывал самостоятельно, читая много книг.
С 1878 началась его жизнь «в людях». Жил в трущобах, среди босяков; странствуя, перебивался подёнщиной. Пытался поступить в Казанский университет, но ему это не удалось. Побывал в Поволжье, на Дону, Украине, в Южной Бессарабии, Крыму, на Кавказе. Не раз арестовывался за общественно-политическую деятельность. О тех трудных годах Горький рассказал в трилогии «Детство», «Юность», «Мои университеты».
М. Пешков начинал как провинциальный газетчик. В 1892 году в газете «Кавказ» было напечатано его первое художественное произведение «Макар Чудра», которое он впервые подписал псевдонимом Максим Горький. В 1895 году, благодаря помощи Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство». Тремя годами позже в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью Чехова и Толстого.
Секрет исключительного успеха молодого писателя объяснялся его мироощущением. В своих произведениях он вывел человека-борца, человека, способного одолеть зло мира. Горький выступил как горячий романтик, никто в литературе до него не создавал такого страстного и возвышенного гимна во славу человека.
В 1901 году писатель был избран почётным академиком Императорской Академии наук. Но он находился под постоянным надзором полиции, и Николай II аннулировал его избрание. В знак протеста Академию покинули Короленко и Чехов.
Осенью 1905 года Алексей Пешков вступил в Социал-демократическую партию рабочих, познакомился с Лениным, принимал участие в революционных событиях. По поручению партии выезжал в Америку, долгое время жил в Италии.
К 1910-м гг. имя Горького стало одним из самых популярных в России, а затем и в Европе. Постановки его пьес на сцене Московского Художественного театра имели исключительный успех и сопровождались антиправительственными выступлениями публики.
В конце 1913 года он возвратился в Россию. Февральскую революцию 1917 года Горький встретил восторженно, видя в ней победу демократических сил страны, восставшего народа. Его квартира в Петрограде в феврале — марте «напоминала штаб», где собирались политические и общественные деятели, рабочие, литераторы, художники, артисты.
В Советском Союзе сложилось представление о том, что Горький — это «буревестник революции», певец гордых и сильных героев, первооткрыватель образа рабочего-революционера (Павел Власов). Если судить по хрестоматийным горьковским произведениям, ещё недавно характеризовавшим горьковский раздел школьной программы («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», «На дне», «Мать»), и их традиционным, стандартным интерпретациям, то «основоположник социалистического реализма», одним из первых радостно возвестил о неизбежности революции, восторженно принял её; будучи другом Ленина (и Сталина, кстати), до конца своих дней оставался верен однажды избранному пути (пролетарской солидарности, борьбы) и прошёл его как «великий пролетарский художник», не зная сомнений, противоречий, не испытывая неудовлетворенности (а если и испытывая, то недолго, в минуты личной слабости, в которой сам же и раскаивался после заботливых увещеваний Ленина — в письмах и дружеских беседах). Так ли это?
Эпоха первой русской революции нашла многообразное отражение в творчестве Горького. Находясь в самой гуще революционных событий, он запечатлел их в произведениях различных жанров. В этот период широко развернулась публицистическая деятельность писателя. Горький имел большой опыт революционной борьбы, и его публицистика, правильно оценивающая ход событий, даёт ясную перспективу революционного движения. Он откликается на все актуальные вопросы жизни, причём в оценке событий Горький стоит на большевистских позициях. Он исходит из того, что трудовой народ (рабочий класс) — главная сила революции, несущая освобождение от гнёта всему народу. Горький клеймит либеральную буржуазию и меньшевиков, утверждавших, что гегемоном революции должна быть буржуазия, а не пролетариат. В публицистических статьях Горький поднимает свой голос писателя и борца не только против русской, но и против мировой буржуазии.
Поистине громом среди ясного неба прозвучало появление — уже в годы перестройки — книги Горького «Несвоевременные мысли», остававшейся более 70-ти лет советской власти под строжайшим запретом, книги, содержащей его «заметки о революции и культуре 1917—1918 гг.». Такое возвращение Горького оказалось на редкость своеобразным (хотя её появление именно в эти годы вызывает много вопросов).
В этой книге хорошо известный Горький предстаёт в обличии, совершенно непривычном для нас, — критика Ленина, обличителя революции, предсказателя грядущих народных бедствий.
У читателя, привыкшего к однозначности, почти неизбежно появляются вопросы, когда же Горький искренен? Где истинный Горький? В самом деле, трудно свыкнуться с мыслью, что Горький правдив и когда воспевает революцию, и когда обличает её, и когда проклинает интеллигенцию, и когда видит в ней первейшую по качеству производительную силу.
В советском литературоведении развитие реализма проходило от критических форм Пушкина, Гоголя, Толстого до социалистической. Такой художественный метод считался официальным и единственно верным для советского искусства. И если последним представителем критического реализма считался Чехов, то Горького назвали создателем социалистического реализма и всей советской литературы. Классическими образцами считались пьеса «Враги» (1906) и роман «Мать» (1906).
В романе «Мать» нашла своё яркое выражение идея единства пролетарского движения с передовой революционной теорией. «Мать» — это героическая эпопея борьбы рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции против старого прогнившего строя. Рабочий класс показан в романе как подлинный гегемон революции, как главенствующая сила в общенародной борьбе за свободу. Никто до Горького ни в русской, ни в мировой литературе не показал так полно и всесторонне жизнь рабочего класса. Роман раскрывает ту общечеловеческую правду, носителем которой стал русский пролетариат.
Как исключительно агитационное произведение понял эту повесть В. И. Ленин:
«Книга — нужная,— сказал он Горькому, — много рабочих участвовало в революции несознательно, стихийно, и теперь они прочитают «Мать» с большой пользой для себя…».
Но сама теория социалистического реализма оформилась полностью лишь в 1930-е годы, тогда же и была выстроена генеалогия произведений с Горьким в её основе. А ведь его классический роман был написан ещё за 30 лет до этого, да к тому же в Америке, вдалеке от Родины. Сам Горький считал ту поездку неудачной, чем и объяснил недостатки своей книги. Современные исследователи творчества писателя считают, что в основе его идеологии лежал вовсе не марксизм, как это представляли советские литературоведы, а идея создания нового человека и мира. Да и последнее произведение Горького, незавершенная «Жизнь Клима Самгина», даже в Большой Советской энциклопедии причислена к критическому реализму.
Не вызывает сомнений факт неприятия писателем современного миропорядка. Но бунтарство его было не только социальным. Даже критик творчества Горького, Мережковский, указывал на метафизический, богоборческий взгляд на проблему. По его мнению, Чехов и Горький стали пророками, но не в общепринятом смысле. Писатели благословили то, что хотели проклясть и прокляли то, что хотели благословить. Они пытались показать, что человеку Бог не нужен, он сам им является, но из произведений становится понятно, что человек становится зверем и скотом, а то и хуже.
Горькому были близки идеи русского космизма, он боролся со смертью, как с абсолютным злом, пытаясь её преодолеть путём бессмертия. Умирая, писатель в бреду произносил, что яростно спорит с Богом. Бунт писателя касался самих основ Мироздания, жизни и смерти. Это было намного выше, чем просто изменение общественного устройства.
Сталини о сказку в стихах «Девушка и смерть» (1892) заявил, что это произведение сильнее «Фауста».
Горького называют противником модернизма и декаданса, проповедником реализма. Но данный образ быстро рассыплется, если посмотреть на настоящее место писателя в творческих процессах Серебряного века. В ранних рассказах Горького присутствует богоискательство, ницшеанство, что вполне гармонирует с русскими тенденциями модернизма, волновавшими умы на рубеже XIX—XX веков.
О пьесе «На дне» Анненский писал в 1906 году, что Горький предстаёт самым ярким русским символистом после Достоевского. Реалистичность творчества иная, нежели у Гончарова или Островского. Читая Горького, любая будничная обстановка предстаёт иллюзией или сном. Даже миф о своей жизни, созданный самим писателем, может быть воспринят, как символ жизнетворчества. Да и Горький был близок со многими модернистами, что заставляет скептично смотреть на традиционный советский подход к его творчеству. Природу искусства писателя лучше всего описал Владислав Ходасевич. Этот видный представитель русского модернизма несколько лет был близким другом Горького.
Хотя писатель и позиционировался, как яростный революционер, вскоре после событий октября 1917 года он уже критиковал своих недавних друзей. Горький писал, что Ленин и Троцкий отравились ядом власти, попирая демократические свободы. В беседах писатель предрекал скорое уничтожение коммунистов восставшими крестьянами. Но вскоре судьба сделала Горького новым трибуном режима.
Был ли писатель действительно воинствующим безбожником? На протяжении всей своей жизни Горький не прекращал попыток обрести духовный путь. Он много общался со священниками, вместе с Толстым помог уехать на запад христианам-молоканам. Но сам к какому-то вероучению писатель так и не пришёл. В 1929 году Горький заявил, что в любви верующих есть только ненависть к людям. Писатель подписал письмо с просьбой уничтожить Храм Христа Спасителя. Да и христианское смирение было чуждо литератору, он писал, что никогда ни в чём не собирался каяться.
В 1932 году Нижний Новгород переименовали в город Горький, хотя сам Алексей Максимович был против этого. В 1990-м городу возвращено его историческое название. Имя Горького сегодня носят улицы, площади, станции метро, музеи, заводы, театры, парки, университеты по всей стране.
Его книги близки читателям своей любовью к человеку, тонким психологизмом, глубокими эмоциями. Они задевают за душу, заставляют сопереживать, думать, долго не отпускают. Произведения его не потеряли своей актуальности, созвучны нашему времени.
Горьковские пьесы ставятся в театрах. Множество фильмов снято по его книгам: «На дне», «Летние люди», «Жизнь Клима Самгина», «Васса», «Дачники», «Мать», «Дело Артамоновых», «Мои университеты», «В людях», «Преждевременный человек», «По Руси», «Табор уходит в небо», «Супруги Орловы», «Фома Гордеев», «Мальва», «Мещане», «Чудаки», «Варвары» и другие.
В последние годы жизни Горький был окружён официальным признанием как «буревестник революции» и великий пролетарский писатель, основатель социалистического реализма.
18 июня 1936 года A.M. Горький умер в Москве при невыясненных обстоятельствах. Многие современники считали, что его отравили, однако эта версия не нашла подтверждения. На похоронах, в числе прочих, гроб несли Молотов и Сталин. Похоронён писатель на Красной площади.
Не только смерть Горького была загадочной, о многих фактах его жизни нет достоверной информации.
Творческий путь Горького-публициста мучителен, наполнен взлётами надежды и горькими разочарованиями, твёрдой убеждённостью и разрушительными сомнениями. «Несвоевременные мысли» как раз и отражают момент наивысшего обострения противоречий писателя, его напряжённые поиски ответа на вопрос о смысле русской революции, о роли в ней интеллигенции.