Фильм «До встречи с тобой» вышел на российские экраны 7 июля 2016 года, получив, в основном, положительные отзывы в официальной прессе: «вдохновляющее светлое кино», «светлая грусть», «добрая сказка», «романтическое кино»… Судя по этим эпитетам, авторы рецензий фильм либо не смотрели, либо не сильно вникали в его смысл. Картину об умном, трезвомыслящем молодом мужчине, который совершает суицид на руках убитых горем родителей и своей возлюбленной, трудно назвать светлым, добрым и романтическим кино. Только если с сарказмом.
Лу Кларк – полненькая, глупенькая, веселушка-хохотушка, имеющая кричаще-отвратительный вкус в одежде и всю свою сознательную жизнь проработавшая в кафе. Она встречается с не интересным ей качком (об отношении к физической культуре и спорту в фильме чуть ниже), и, в общем-то, бессмысленно и бездарно проживает свою жизнь. Потеряв работу в кафе, Лу оказывается в затруднительном положении и никак не может найти новую. Всё ей не то, и всё ей не это – и птиц она боится, и в салоне красоты работать не может. При этом в семье она является единственным кормильцем, ведь её отец сейчас также безработный, а сестра, вернувшаяся с университета, вместо высшего образования принесла внебрачного ребенка.
В этой ситуации Лу – вечная оптимистка, не знакомая с понятиями дресс-кода, очень старается подобрать такую работу, чтобы не работать. Было бы ей двенадцать, её поведение можно было бы простить, но ей по сюжету исполняется… двадцать семь.
Уилл Трейнер – 31-летний мультимиллионер, красавец, умница… и инвалид, прикованный к инвалидной коляске. Несмотря на то, что он сохраняет трезвый ум, его характер сильно испортился, и юноша, находясь в перманентной депрессии, решает покончить с собой. Его решение не спонтанно, а хорошо продумано и четко организовано. Поскольку он человек современный, то подписывает контракт с определенной больницей в Швейцарии, чтобы там красиво умереть в больничной койке под надзором «врачей».
Отчаявшиеся родители парня находят Лу и по одним лишь только им понятным причинам нанимают её на работу сиделкой к сыну. Девушку неадекватного поведения, без какого-либо медицинского или психологического образования. Платят ей внушительный оклад, хотя работа у Лу – прямо как она и мечтала – не бей лежачего. Убирать, мыть, выносить судно и совершать другую работу по уходу за больным не надо, лечить тоже – на все это есть парень-врач, также прикрепленный к Уиллу.
Между героями, естественно, начинается роман, вот только Уилл всё ждет своей кончины и не собирается её отменять даже ради новой любви. Лу же пытается доказать возлюбленному, что жизнь прекрасна, и для этого устраивает большое супер-путешествие, этакий «медовый месяц».
В фильме есть несколько положительных смыслов, которые подкупают, без них было бы сложно внедрять негативные.
Эмилия Кларк, исполнительница роли Лу, видимо, даже специально пополнела для роли, чтобы показать своей внешностью обычную, среднестатистическую девушку, которая, несмотря на отсутствие умения красиво одеваться или наносить макияж, всё равно заслуживает любви. Учитывая вездесущую пропаганду нездоровой худобы, начиная от детских мультфильмов, игрушек и заканчивая извращённой индустрией современной моды, этот момент является большим плюсом.
Другая положительная сторона фильма – это его идея о том, что молодые люди при общении перевоспитывают друг друга, аккуратно раскрывая новые грани и помогая развивать потенциал, расти духовно. Это и происходит с Лу, которая в результате общения с Уиллом стала более утонченной, полюбила умные фильмы, классическую музыку, изучила иностранный язык, научилась красиво одеваться и вести себя в обществе. Также и Уилл снова начал улыбаться, смеяться, осмелел, стал более коммуникабельным и, вроде бы, даже научился ценить жизнь, по крайней мере, на это надеется Лу и зрители до финала картины.
Теперь перейдем к недостаткам фильма
В сюжете присутствует некий любовный треугольник – Уилл, Лу и Патрик – парень Лу, который медленно, но верно оказывается не у дел. Однако в этом романтическом любовном «треугольнике» ни о какой любви или романтике речи нет. Каждый герой олицетворяет собой одну отрицательную тему фильма.
Патрика можно описать одним словом – качок. Будучи изначально глупым, он еще более примитивно выглядит на фоне Лу. Для него отдых – это только спортивное состязание, жизнь – постоянные тренировки, а его возлюбленная, абсолютно не разделяющая такой тяги к спорту, остается на вторых-третьих ролях. Его фанатичность, отсутствие деликатности, постоянные разговоры о своих достижениях, по сути, дискредитируют не только спортсменов, но и вообще тех, кто старается вести здоровый образ жизни.
История Лу – это в некотором смысле история Золушки, однако, в этой истории заметен явный уклон в проституцию, проституцию без секса, но с поддельной дружбой, поддельной любовью и любовными отношениями, в которых героиню интересует исключительно финансовая сторона вопроса. С самого начала понятно, что остальные обитатели дома видят в Лу этакую отдушину для Уилла – девушку, которая нанята для того, чтобы заставить Уилла чувствовать себя мужчиной (практически цитата отца Уилла).
Героиня ни разу не проявила себя как девушка влюбленная, как та, кто заботится о юноше не потому, что она достаточно порядочна, и это является её работой, а действительно потому, что любит. Выдают девушку и вполне прагматичные слова из её уст о том, что ей нужно помогать родителям и только поэтому она работает с Уиллом – на протяжении фильма Лу грозится уйти от Уилла минимум четыре раза, останавливает её именно понимание того, что в её доме нет денег.
Но самое главное в романтических чувствах Лу – реакция на его гибель. По ней сразу все становится на свои места. Спустя непродолжительное время после суицида возлюбленного, Лу оказывается в Париже, с аппетитом жует пирожное, и, не снимая счастливой улыбки с лица, читает письмо Уилла. В письме он говорит о том, что знает магазин идеальных духов для неё, а также оставил ей большую сумму денег на счёте. На крыльях счастья в финальных кадрах Лу неспешно отправляется в магазин за духами.
Своим поведением в этой финальной сцене, Лу олицетворяет злобные анекдоты о поведении юных жен на похоронах богатых стариков-мужей. Возможно, без этой сцены героиня не выглядела бы столь отталкивающим персонажем. Даже без этого финального аккорда проступают ассоциации с еще одной картиной о любви девушки к своему нанимателю – фильм «До встречи с тобой» наполнен различными отсылками к фильму «Красотка».
«Красотка» (1999). Эдвард ведет Вивьен в первый раз в её жизни на оперу. Ей будет неловко, но после – она восхитится и едва не заплачет на представлении. Эдвард будет наблюдать за её реакцией.
«До встречи с тобой» (2016) Уилл ведет Лу первый раз в её жизни на концерт классической музыки. Сначала она будет себя вести неуверенно, но после проникнется и едва не заплачет от выступления. Уилл будет все время наблюдать за её реакцией.
Еще более эгоистичным героем является Уилл. Если на первых порах кажется, что юноша просто в депрессии, и ему действительно нужна квалифицированная помощь специалиста (кстати, в фильме не упоминался ни один психолог, который бы пытался помочь Уиллу выйти из его состояния, что выглядит нелогично), то со временем становится понятно, что Уилл не в депрессии. Он трезво оценивает происходящую ситуацию и делает свой осознанный выбор, исходя из своего понимания жизни и своего мировоззрения. О том, что право на суицид – это его осознанный выбор, который нельзя осуждать, говорится многими персонажами. Создатели фильма словно пытаются внедрить эту бесчеловечную программу в голову зрителя.
Особенно конфликт радетелей и врагов эвтаназии прослеживается в родителях Лу. Мать, носящая на груди крестик, говорит правильные вещи о том, что человеку в таком состоянии нельзя доверять принимать такие решения, что происходящее – узаконенное убийство, и так далее. В отличие от неё, отец Лу читает дочери длинную лекцию о том, что она должна любить Уилла таким, каким он есть, и принимать-любить все его решения. После этого прощание с еще живым Уиллом проходит в светлых тонах с улыбающимися родителями и Лу.
Каковы же причины того, что Уилл решил покончить с собой?
88-ая минута фильма:
Лу – Я понимаю, ты мечтал не о такой жизни, но я могу сделать тебя счастливым.
Уилл – Нет. Я знаю, это может быть хорошая жизнь. Но это не моя жизнь. Уже не моя.
Итак, причины, по которым Уилл Трейнер ушел из жизни из тех, что озвучены лично им:
Как мы видим, только последние два пункта заслуживают хоть какого-то внимания, но даже они не выдерживают критики. Следуя логике Уилла Трейнера, сводить счеты с жизнью надо сразу по наступлении пожилого возраста. А что – привлекательности меньше, сексуальности тем более, активным видом спорта не займешься. Зачем же еще жить, спрашивается?
Уилл обладает огромным достатком и является единственным наследником у своих пребогатых родителей, он может управлять бизнесом, зачитывать научные, художественные, публицистические тексты секретарю, заниматься благотворительностью, вкладывать деньги в медицину, в том числе помогая таким людям, как он сам. Можно посвятить свою жизнь обществу, людям, хотя бы родителям, не чающим в нём души. Но он не хочет. Поскольку, всё, что он знает и любит в этой жизни, – это экстрим, развлечения и секс. Исключительно гедонистические и материальные «смыслы существования».
Уилл, объясняя Лу, что он всё равно готовится к смерти:
90-ая минута фильма:
- Я не могу видеть, как ты бегаешь по дому в безумных платьях. Или видеть тебя обнаженной и не… я не могу ничего сделать! О, Кларк! Ты не представляешь, чтобы я сейчас хотел делать с тобой…
То есть даже любви Лу ему недостаточно, так как эта любовь будет без секса.
Этот фильм снят в той философии, где нет ни души, ни высших целей, ничего. Не удается жалеть героя, который оставляет любящих и заботящихся о нем людях горевать о нем, прикрываясь подобными «причинами», особенно на фоне реальных людей, не имеющих и толики такого достатка, таких возможностей, как у этого героя, но при всем этом умудряющихся жить ради мира, ради общества, ради близких и семьи.
«Любви нет дела до того, что ты можешь и чего не можешь, кем являешься и кем не можешь быть. Истинная любовь смотрит прямо в сердце!»
Нил Вуйчич
«Перспектива рано умереть заставила меня понять, что жизнь стоит того, чтобы ее прожить»
Стивен Хокинг
Во всех обществах суицид всегда порицался. Почему? Потому что добровольный уход из жизни, не связанный с какой-то великой целью, – это проявление эгоизма по отношению к окружающему миру, демонстрация слабости и отсутствия силы воли. Каждый человек может сделать этот мир лучше даже на микроуровне своей семьи. И для этого не обязательно быть красивым, на двух ногах и с десятью пальцами на руках.
Этот фильм обесценивает подвиги тысячи людей с ограниченными возможностями и тех, кто добиваются в жизни больших высот, кто в науке, кто в культуре или даже спорте (Параолимпиада), но еще больше обесценивает подвиг тех, кто просто живет со своей семьей, рожает при возможности детей или усыновляет их, находят свою любовь, свое предназначение… Иногда живя для того, чтобы вдохновлять других, иногда просто наслаждаясь жизнью настолько, насколько это возможно. Превозмогая боль, превозмогая унижение, поддельную жалость к себе от чужих людей, эти люди живут и борются за жизнь.
И что же им предлагает этот «романтический» и «добрый» фильм? Он предлагает покончить с собой любому, кто не может заняться спортом или сексом, любому, кто оторван от развлечений и удовольствий, просто потому, что иного смысла в жизни авторы сей картины просто не видят и не знают.
Наркотики: Несколько неярких сцен с употреблением алкоголя.
Секс: В философии фильма секс занимает важнейшее место в жизни человека. Также присутствует несколько пошлых шуток.
Насилие: Отсутствует.
Мораль:
За фантиком романтической драмы скрывается откровенная пропаганда суицида, пропаганда гедонистического образа жизни, мышления на уровне инстинктов и физических, материальных потребностей.