Иван Ефремов описал в своих произведениях зацикленное состояние общественной жизни, которое он называл инферно общества. Этим он вошёл в один ряд с антиутопистами. Ефремов, описал в своих произведениях видение общества будущего, чем встал в один ряд с утопистами. Но Иван Антонович описал не просто видение будущего, но и диалектический путь к нему из нашего сегодня, чем просто вышел из ряда вон, став единственным, наверно, настоящим фантастом в истории мировой фантастики. После прочтения его произведений прочие авторы, особенно западные, как-то блекнут, становятся малоинтересны, поскольку не так глубоки, не так диалектичны.
Иван Ефремов — человек эры Кольца и его «Час быка» (часть 1)
Известно, что первым идею о жизни, как космическом явлении, в чём-то резко отличном от косной материи, высказал ещё в XVII веке Христиан Гюйгенс. Анри Бергсон, автор философского шедевра «Творческая эволюция» (1907 год), говорил о жизни как о развивающемся процессе, идущем по пути повышения организации, то есть против закона возрастания энтропии, которому подвержена косная материя. Фромм также рассматривал жизнь как динамический творческий процесс («быть»), противоположный окостенению, омертвению («иметь»).
От Бергсона через французов Эдуарда Ле Руа и Пьера Тейяра де Шардена (кстати, палеонтолога) линия преемственности тянется к великому учёному и мыслителю Владимиру Ивановичу Вернадскому (1863 — 1945), которого принято относить к школе «русского космизма».
Ефремов является продолжателем этой традиции, а В.И.Вернадского он считал:
«самым великим учёным ХХ века и одним из выдающихся во все времена».
Иван Антонович рассматривает биологическую и социальную эволюцию как две последовательные ступени единого космического процесса развития. В таком видении мира нет ничего общего с социал-дарвинизмом (об этом читайте — http://inance.ru/2016/11/darvin/), переносящим на общество биологический естественный отбор и объявляющим его неизбежным и необходимым.
В человеке есть потенциал и способности к корректировке методов собственного развития, заложена возможность менять собственную психику. Человек является не только объектом, но и фактором разумной эволюции, и если он только сможет стать действительно разумным, то эволюция из слепой и жестокой, какой её представляют социал-дарвинисты превратится в осмысленную, тогда инферно для человека будет преодолено.
В свою очередь, преодолевая «естественность», нельзя удаляться от природы — сваливаться в трансгуманизм, роботизацию людей, и будучи диалектиком, Ефремов это прекрасно понимает, показывая всю ошибочность зомбирующих методов подчинения людей, царящих на Тормансе.
Вир Норин
«Пока природа держит нас в безвыходности инферно, в то же время поднимая из него эволюцией, она идёт сатанинским путём безжалостной жестокости. И когда мы призываем к возвращению в природу, ко всем её чудесным приманкам красоты и лживой свободы, мы забываем, что под каждым, слышите, под каждым цветком скрывается змея. И мы становимся служителями Сатаны, если пользоваться этим древним образом. Но бросаясь в другую крайность, мы забываем, что человек — часть природы. Он должен иметь её вокруг себя и не нарушать своей природной структуры, иначе потеряет всё, став безымянным механизмом, способным на любое сатанинское действие. К истине можно пройти по острию между двумя ложными путями», — говорит один из героев «Часа Быка» (Вир Норин) тормансианским учёным.
Сегодня астрономия утверждает, что во Вселенной — в нашей и других галактиках — существует множество (может даже миллионы) планет. Как предполагается издревле, на некоторых из них есть разумная жизнь, и, по всей видимости, эти планеты (как описано в «Туманности Андромеды») объединены в «Великое кольцо населённых миров галактики». Какие планеты могут быть включены в это «кольцо»? По нашему мнению только те, на которых доминирует человечность (человечный тип строя психики — о типах устройства психики, читайте статью «Какая субкультура молодёжи станет культурой будущего?» http://inance.ru/2016/09/mol-subkultura/) как носитель общевселенской праведности: иначе цивилизации не могут выжить — разум, вооружённый техносферой, обогнавший в развитии нравственность и общевселенскую этику, самоуничтожается — в этом состоит закон Космоса.
Но если планет миллионы или многократно более, то как можно идентифицировать планету, где доминирует человечность? У такого «Кольца» должна быть автоматическая система-идентификатор, обязанность которой — оповещать о том, что такая-то планета поднялась в своём развитии до человечности. Проблема землян в том, что «благодаря» Библии и безумной вере в её святость люди Земли почему-то полагают, что Бог создал жизнь только на нашей планете, причём в рекордные сроки (за 6 дней, а на 7-й — решил отдохнуть), тогда как археология и палеонтология говорит о длительных процессах, а астрофизика о том, что в Космосе может быть миллионы планет, подобных нашей по своим параметрам.
Есть и такие люди на Земле, которые считают, что оттуда — из Космоса, за нашей планетой не только наблюдают, но ещё и посылают космические корабли, для её завоевания и колонизации. Другими словами, из Космоса люди ждут только агрессии, поскольку этот стереотип отношений землян с космосом усиленно насаждается Голливудом, который со времён Жюля Верна и Герберта Уэллса «достаёт» человечество «космическими» войнами — так западно-библейская культура, глядя в зеркало, видит свою же собственную агрессивность, однако оценивая её как способную прийти из космического «зазеркалья».
Так Голливуд исполняет миссию Библии — убедить всех, что мы в космосе единственные и неповторимые, а если где-то и есть разумная жизнь, то она обязательно агрессивна по отношению к землянам. Хотя это — перенос собственной незрелости (каждый ребёнок считает, что мир крутится вокруг него) и порочности, неоднократно явленной в действиях самих землян, например, в ходе колонизации Америк, Африки и Австралии.
Нередки в фантастических представлениях землян и всевозможные ирерахии (как космических альянсов, империй, так и всевозможных сверхсуществ в фентезийных произведения) — всё это продолжение агрессивного церковного антропоморфизма, согласно которому считается, что у Бога, как и на Земле, царит толпо-«элитаризм»: Царь и далее вниз по иерархии — помощники в виде холопов-ангелов, архангелов и прочих святых — «демократия в аду, а на небе царство» (приписывается Иоанну Кронштадтскому).
Эти алгоритмы отношения к жизни, вышедшие из «самой читаемой книги» на планете, описал и И.А.Ефремов в своём философском романе «Час быка»:
«Многообразные страхи, пронизывающие такое общество, аналогичны суеверным страхам, возникавшим в изолированных остатках архаических культур, где ужас перед богами заставлял ограждать себя сложнейшими ритуальными обрядами вместо сознательной ответственности за свои поступки.
— Но ведь это толпа! — сказала Эвиза.
— Конечно, толпа. Подавление индивидуальности сводит людей в человеческое стадо, как было в Темные Века Земли, когда христианская церковь фактически выполнила задачу Сатаны, озлобив и сделав убийцами множество людей… К несчастью, главная религиозная книга наиболее техничной и могущественной из прошлых цивилизаций — белой — была Библия, наполненная злом, предательством, племенной враждой и бесконечными убийствами…»
Но как из «Великого кольца» могут «увидеть и понять», что некая планета вступает в эру человечности? По нашему мнению — на основе «прочтения» ноосферы планеты, в которой зарождается коллективное бессознательное человечности, после чего с такой планетой могут устанавливаться контакты другими внеземными цивилизациями. Но подобная ситуация может возникнуть только после полной эгрегориально-матричной перестройки ноосферы всей планеты на основе новой человечной концепции управления и в соответствии с ней, изменяющейся психодинамикой населения планеты. В торсионно-волновой части спектра наша планета из далекого Космоса будет выглядеть совсем не так, как это представлено библейской культурой и порождённой в ней наукой.
О матрицах и эгрегорах читайте статью «Матричное управление — пора осваивать магию!» http://inance.ru/2015/09/matrix/
Поэтому в начале ХХ века этой наукой наложен запрет на исследования вакуума (вакуума, обладающего некой внутренней структурой и её динамикой, якобы нет — но есть пустота, и это — как бы «научно установленный факт»), поскольку в вакууме скорость передачи информации приближается к бесконечности.
После того, когда в ноосфере Земли станет доминировать сегмент человечности, в «Великое кольцо населённых миров галактики» пойдёт не техносферный, а биополевой сигнал, который оповестит «кольцо» о том, что в Солнечной системе в галактике «Млечный путь», на третьей планете от звезды (которую мы называем Солнце) действительно зарождается разумная человеческая жизнь. Все попытки человечества подавать техносферные сигналы в космос для установления связи с инопланетными цивилизациями — никакого смысла не имеют, поскольку скорость передачи сигнала не выше скорости света, вследствие чего диалог на этих технологических носителях невозможен. Этому вторит русская народная мудрость, выраженная в детской (!) загадке:
«Что быстрее всего на свете?»
Ответ у неё простой:
«Мысль!»
Но главное потому, что на планете Земля как и в те Тёмные Века, о которых в «Часе быка» пишет И.А.Ефремов, в ноосфере всё ещё доминируют сегменты коллективного бессознательного людей по своему поведению в статистике ситуаций их жизни к животным (они чаще слушают свои инстинкты, чем прочие компоненты психики), людей-зомби, слушающихся стереотипов и привычек, людей-демонов, чаще слушающихся своего интеллекта, или людей опущенных в противоестественность, которые почти 10 000 лет убивали и убивают себе подобных в локальных и мировых войнах, да и просто так — в повседневном быту. Совершенствуя орудия убийства и развивая самоубийственные субкультуры (наркотики, проституция, античеловечная педагогика), они сегодня поставили глобальную цивилизацию на грань «самоликвидации»: меню на выбор — в термоядерной войне, в катастрофе техносферного объекта, в результате деградации биосферы, в результате биологического вырождения недочеловечества в «обществе потребления» и так далее.
Чтобы состояться в качестве человека — недостаточно родиться в виде Homo sapiens, но если довелось в нём родиться, то выбор — быть человеком либо не быть — выбор каждого, подтверждаемый делом, либо бездельем, выбор, который влечёт определённые — взаимоисключающие — последствия, о которых было вкратце сказано выше.
Повествуя о светлом будущем Земли в философско-социологическом романе «Час быка», он пишет как об уже достигнутом нашими потомками результате:
«Очистка ноосферы от лжи, садизма, маниакально-злобных идей стоила огромных трудов человечеству Земли».
Но для нас выделенное курсивом в предшествующем абзаце это — та работа, которую только предстоит завершить. За нас её никто делать не будет.
И главное — И.А. Ефремов прав: О ноосфере надо заботиться больше, чем об атмосфере («Час быка»), поскольку все экологические — биосферно-социальные проблемы и бедствия — следствие нерешённости проблем взаимоотношений в русле Божиего Промысла множества людей и ноосферы.
Спустя десятилетия, уже после краха СССР, будучи на пенсии, ранее упоминавшийся П.Н. Демичев, в 2002 году в телефонном разговоре с М.С. Листовым сказал примерно следующее:
«Ефремов был великий человек. Если бы его не запрещали, а изучали, многих бед в последующем удалось бы избежать»
«— А что — кроме бессовестности и безвольной подчинённости корпоративной дисциплине — мешало не запрещать, а изучать, введя «Час быка» в курс литературы средней школы? — Да и сейчас было бы полезным этот роман ввести в школьный курс литературы… Но И.А. Ефремов — не единственный: он просто один из наиболее известных…»
Избежать социальных бедствий, вызванных невежеством в области социологии, можно только одним путём: выслушать того, кто утверждает, что он знает «как надо», после чего по совести соотнести то, что он скажет, с тем, что происходит в жизни.
В этой связи отметим, что в будущем человечества, — таком, каким оно виделось И.А.Ефремову и описано им в романах «Туманность Андромеды» и «Час быка», высший орган власти на Земле, — Совет чести и права, назначение которого — в случаях, когда действующее законодательство не однозначно либо его нормы отстали от жизни, в силу чего препятствует воплощению в жизнь историко-политической справедливости, вникать в существо вопросов и выносить решение по совести безотносительно к положениям законодательства.
Интересно, что в письме В.И.Дмитриевскому от 25 мая 1971 года Иван Антонович говорит: чтобы этот роман стал привычным, должно пройти ещё лет пятнадцать «поступательного движения нашей литературы». Он ошибся лишь на один год: в 1987 году на волне «гласности» запрет на упоминание и переиздание «Часа Быка» был снят. Но предвидел ли Ефремов, где мы все окажемся ещё через пять лет? Ответ утвердительный. В 1969 году, уже после написания романа «Час быка», И.А. Ефремов писал своему другу американскому палеонтологу Эверету Олсону:
«Мы можем видеть, что с древних времён нравственность и честь (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики. Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности. Это является единственной причиной катастроф во всей истории, и поэтому, исследуя причины почти всех катаклизмов, мы можем сказать, что разрушение носит характер саморазрушения. Когда для всех людей честная и напряжённая работа станет непривычной, какое будущее может ожидать человечество? Кто сможет кормить, одевать, исцелять и перевозить людей? Бесчестные, каковыми они являются в настоящее время, как они смогут проводить научные и медицинские исследования? Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет, а затем произойдёт величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах…»
Последний абзац в приведённой цитате из письма И.А. Ефремова Э. Олсону как нельзя лучше характеризует собой описание глобальной политики, направленной на развращение подрастающих поколений, которая проводилась и в то время, и продолжает проводиться ныне во всех так называемых «развитых странах», включая СССР и постсоветскую РФ.
Роман «Час Быка» — прекрасное свидетельство того, что лишь художник, владеющий цельным, гармоническим мировоззрением, способен в наш век создавать высокохудожественные произведения. Все произведения И. Ефремова — убедительнейшее подтверждение его давнего высказывания о том, что мир не должен дать себя запугать грядущими сложностями. Пренебрежение к нуждам и чаяниям простых людей, эгоизм, культ сверхутончённых переживаний — вот качества, которые будут чужды нашим потомкам. Роман «Час Быка» — художественное исследование высшей справедливости, первоосновы грядущего духовного бытия, здесь острой критике подвергается зло, ложь, неумелые правители, которые ведут фантастическое государство к неизбежной гибели.
Но ведь не для того вступил Иван Ефремов в борьбу, чтобы ещё раз констатировать, что мы живём в тёмное время (тогда бы он не отличался от антиутопистов). Нет. Час быка — это не только самое тёмное время, но и время перед рассветом, время, за которым наступает Новый день. И этот Новый день стал ответом Ефремова на ужасы и безвыходность Часа быка. Его ответом стал человек будущего, живущий по другим законам и другим правилам, человек, зовущий за собой и предлагающий стать с ним рядом, стать таким, как он:
«Ни малейшей тревоги о будущем, кроме естественной заботы о порученном деле, кроме желания стать лучше, смелее, сильнее, успеть сделать как можно больше на общую пользу. Гордая радость помогать, помогать без конца всем и каждому, некогда возможная только для сказочных халифов арабских преданий, совсем забытая в ЭРМ, а теперь доступная каждому. Привычка опираться на такую же всеобщую поддержку и внимание. Чувствовать вокруг себя добрую направленность мыслей и чувств, знать об изощренной проницательности и насквозь видящем взаимопонимании людей. Мирные скитания в периоды отдыха по всей Земле, и всюду желание поделиться всем с тобой: радостью, знанием, искусством, силой».
Ефремовский мир — это не «конец истории». Преодолев социальное неблагополучие, люди этого мира продолжают раздвигать границы познания, борясь с энтропией.
«Не спи! Равнодушие — победа Энтропии Чёрной!»
— говорится в повести «Сердце Змеи».
Да и сами люди ефремовского будущего — не застывшие истуканы, какими бы «холодными» они ни казались иному сегодняшнему читателю, отстоящему от них на тысячелетия. Расположив в один ряд героев романа «Туманность Андромеды» (эра Великого Кольца) и землян в романе «Час Быка» (эра Встретившихся Рук), внимательный читатель увидит развитие человека, причём не только на психологическом (и парапсихологическом), но даже на антропологическом уровне.
От проблемы эволюции и развития жизни во Вселенной мысль палеонтолога обращается к человеку, самому драгоценному созданию мира. И.А.Ефремов был в нашей стране одним из немногих, кто не только понял значимость учения о ноосфере для формирования будущего глобальной цивилизации, но и содействовал ознакомлению широких масс с этими идеями, и в особенности — подрастающих поколений.
«Понятно, что не наука и техника отдалённого будущего или странные цивилизации безмерно далёких миров сделались целью моего романа. Люди будущей Земли, выращенные многовековым существованием высшей, коммунистической формы общества, контраст между ними и такими же землянами, но сформировавшимися в угнетении и тирании олигархического строя иной планеты, — вот главная цель и содержание книги. Если удалось это хоть в какой-то мере показать и тем помочь строителям будущего — нашей молодежи — идти дальше, к всестороннему совершенству людей коммунистического завтра, духовной высоте человечества, тогда моя работа проделана не напрасно». (От автора, И.А.Ефремов, «Час Быка, Изд-во ЦК ВЛКСМ, «Молодая гвардия», 1979 г.)
Какие «предсказания» Ефремова сбылись?
В 1944 году в рассказе «Алмазная труба» писатель рассказал об открытии месторождения алмазов в Якутии. А в 1954 году, всего на 300 км южнее от описываемых в рассказе мест, было открыто первое якутское месторождение алмазов — трубка «Мир».
Открытие крупного месторождения ртутных руд на Южном Алтае — в рассказе «Озеро горных духов» (1943).
Голография — в рассказе «Тень минувшего» (1945).
Особенность поведения жидких кристаллов — в рассказе «Атолл Факаофо» (1944).
В романе «Туманность Андромеды» (1955): трёхмерное телевидение с параболическим вогнутым экраном, геостационарный спутник, который всегда находится над одной точкой земной поверхности, и экзокостюм («прыгающий скелет»), который позволяет людям преодолевать повышенное гравитационное притяжение.
Электронная книга (в романе «Туманность Андромеды»).
Омоложение организма (кожи) с помощью лазерной и радиоволновой терапии. (В романе «Туманность Андромеды»). Радиолифтинг и термаж кожи, направленные на активизацию роста молодых клеток, а также омолаживающие процедуры с использованием лазера и широкополосного света. (см. В романе «Туманность Андромеды»:
«Эвда Наль вызвала в памяти всё, что знала об основах долголетия, — очистке организма от энтропии. Изученные за тысячелетия, эти древние структуры, когда-то очаги старения и болезней, стали поддаваться энергетической очистке — химическому и лучевому промыванию, и радиоволновой встряске организма» ( И. Ефремов соч. в 3-х т., Т.3 кн.2, М., «Молодая Гвардия», 1976 — С. 219).
Каким он запомнился современникам? Физически крепкий человек, занимавшийся боксом. Эрудит, знавший наизусть всего Брюсова и Блока, страницами цитировавший Грина и Дойла. Геолог и зоолог, путешественник и философ, обладатель красивого баса и абсолютного слуха. Тот, кто сказал о научной фантастике необычайно сочно:
«Научная фантастика — это пена на поверхности моря науки. Предание гласит, что из пены морской и звёздного света родилась Афродита, богиня любви и красоты. Фантастика должна стать Афродитой, но если свет звёздного неба не достигнет её, пена осядет на берег грязным пятном».
О его романе — «Час Быка» — до сих пор идут споры. Одни с пеной у рта доказывают, что это карикатура на СССР, другие, защищая идейные искания Ефремова, говорят, что здесь показан один из вариантов развития общества. А многие называют это произведение романом-предупреждением, в котором писатель предупреждает о грозящей социальной, экологической и нравственной катастрофе.
В том, что Ефремов был недалёк от истины, мы убеждаемся сейчас, однако, Иван Антонович вооружил нас, показав, что можно жить иначе, что возможно иное будущее, светлое, доброе и зовущее.