Вход

Двигатель

Максим Танк. Как из народного поэта жертву режима делают

20 сентября 2016 в 10:53 | Емеля |Молодёжная аналитическая группа | 2855 | 0

В 2012 году было сто лет как родился народный поэт Беларуси Максим Танк. Незаурядная личность классика белорусской совет­ской поэзии и сегодня привлекает внимание читателей. Продолжают издаваться его произведения. Завершился выпуск 13-томного Собрания сочинений, подготовленного Институтом языка и литературы имени Якуба Коласа и Янки Купалы Национальной Академии наук Беларуси. Такое общественное, читательское внимание далеко не случайное. В этом кроется признание не только творческих заслуг великого поэта, но и осмысление его непростого жизненного пути.

Основные этапы жизни

Родился Максим Танк (настоящее имя — Евгений Иванович Скурко) 17 сентября 1912 года в деревне Пильковщина Вилейского уезда Виленской губернии. Теперь Пильковщина находится в составе Мядельского района Минской области.

В 1921-1939 годах эти места входили в состав буржуазной Польши. Беларусь была разъединена на две части. В 1932 году юный Женя Скурко начинает активно сотрудничать с нелегальной коммунистической печатью, публикует свои первые стихотворения. Вступает в комсомол. В 1936 году его принимают в члены Коммунистической партии Западной Беларуси. Неоднократно поэта арестовывали. В виленской тюрьме при поддержке товарищей Максим Танк издавал рукописный журнал «Краты» («Решётка»). В 1939 году Западная Беларусь воссоединилась с Белорусской Советской Социалис­тической Республикой. Начали издаваться новые книги Максима Танка.

Во время войны Евгений Скурко работает во фронтовой печати — в газете «За Савецкую Беларусь», агитплакате «Раздавім фашысцкую гадзіну».

В 1945 — 1948 годах редактор сатирического журнала «Вожык». В 1948-1966 годах — главный редактор литературного журнала «Полымя». В 1966 переходит на работу в Союз писателей БССР. С 1966 до 1971 — работает там первым секретарем правления, а с 1971 до 1990 — председателем правления.

Активно проявляет себя и в общественно-политической жизни. С 1965 до 1971 года — председатель Верховного совета БССР. С 1969 года — депутат Верховного совета СССР.

В 1948 году за сборник «Чтоб знали» поэт отмечен Государственной премией СССР (тогда она называлась Сталинской). В 1978 году Максим Танк стал лауреатом Ленинской премии — за книгу поэ­зии «Нарочанские сосны»…

Максим Танк является одним из наиболее известных белорусских поэтов. Его творчество имело важное значение для развития белорусской литературы не только в художественном, но и национальном смысле: ведь он много сделал для популяризации белорусского языка, переводил на него книги и всячески радел за его развитие. Что и о чём писал поэт, почему его творчество столь значимо для белорусского народа, расскажем более подробно.

Начало литературной карьеры

В 1930-е годы поэт активно пишет новые произведения под псевдонимом. Именно к этому времени он становится известным по всей стране. Однако в связи с тем, что он жил в Западной Белоруссии, которая тогда входила в состав Польши, Максим Танк подвергался гонениям из-за пропаганды белорусского языка и за издание журнала на этом языке. Тем не менее, он продолжал активно печататься в белорусских изданиях и вести колонку на белорусском в польской газете.

Значительное место в военные годы в своем творчестве уделил военной тематике. Например, он сочинил поэму «Янук Сялиба», а также выпустил несколько сборников стихов, среди которых можно назвать «Праз вогненны небасхил». Военная тема занимала видное место в его творчестве и в последующие десятилетия, однако сам поэт считал их недостаточно сильными и выразительными.

Максим Танк получил всенародную любовь как создатель сказок в фольклорном духе, а также произведений на бытовую тематику. Здесь можно указать такие его сочинения, как «Ехау казачник Бай», «Конь и леу» и другие. В 1970 году он выпустил книгу, написанную в форме дневника. Критики отмечают следующие особенности его языка и стилистики: свободное владение стихотворной формой; он не всегда придерживался классических правил и каноничных требований, но писал в характерной, только ему одному свойственной манере, часто прибегая к белому стиху. Он очень трепетно относился к родному языку и всей своей жизнью, творчеством и общественной деятельностью стремился утвердить его непреходящую ценность. Между прочим, сам он прекрасно владел польским языком, а также знал русский язык.

О политических взглядах поэта до сих пор ведутся споры. С одной стороны, он позиционировал себя как коммунист, но в то же время он происходил из семьи зажиточного крестьянина (таких в то время называли кулаками), он воспитывался в капиталистической стране, за что постоянно находился под подозрением у партии. Тем не менее, народная тематика занимает одно из ведущих мест в его творчестве. Его интересовали, в первую очередь, зарисовки народного быта и жизни простых людей. Так, например, одну из своих первых поэм «Нарач» он посвятил забастовке обычных рыбаков из-за того, что им запретили ловить рыбу подо льдом. Один из ранних сборников его стихотворений называется «На этапах», потом вышло собрание «Пад мачтой». Несмотря на то что главное место в его творчестве занимает философская тематика, а также сатирический жанр, он пишет и на военную тему. Среди этих произведений можно назвать такие, как «Каб ведали», «У дарозе» и другие.

Послесловие

5 декабря 2014 года в городе Мядель Минской области состоялись торжества по случаю открытия памятника Максиму Танку (Евгению Ивановичу Скурко). Событие, конечно, не мирового масштаба, но для Мяделя, как и для всей Беларуси — знаковое. В мероприятии приняли участие белорусские писатели, местные жители и руководители района. Проходило оно не только у памятника, но и в местной школе, которая носит имя народного поэта.

Справедливости ради, скажем сразу: слово на прошедших торжествах было предоставлено представителям двух писательских союзов Беларуси. Однако если в школе, где учился народный поэт, среди выступающих были литераторы Союза писателей Беларуси, то при открытии памятника им слово почему-то не дали. От писателей выступил представитель другого союза — профессор Вячеслав Рагойша.

Поразительно, но факт: профессор Рагойша, прибегая то к стихам (нет, не Максима Танка, а своим!), то к ничем не обоснованным измышлениям, вдруг начал доказывать присутствующим, что, мол, поэт всю жизнь находился под ударами властей, что она, власть, орденами да званьями пыталась купить его. Чему Максим Танк, дескать, мужественно сопротивлялся. Вот, якобы, и прошла вся жизнь Евгения Ивановича Скурко (Максима Танка) в борьбе с властью.

Откровения оратора участники торжества слушали по-разному. Те, кто знал биографию Максима Танка, недоуменно пожимали плечами. А те, кто ее, видимо, знали мало, просто выражали свою радость — по поводу открытия памятника. Особенно земляки поэта, которые уже столько лет ждали этого праздника. Что ж, как говорится, так и осталось бы это выступление на совести того, кто не дружит с правдой. Однако история эта получила свое продолжение.

В номере 50 газеты «Лiтаратура i мастацтва» от 19 декабря 2014 года была опубликована статья доктора филологических наук, профессора Ивана Саверченко «Калi паэт робiцца воiнам» — о творчестве Максима Танка. Статья прекрасная: искренняя, глубокая, наполненная цитатами любимого белорусами поэта. Но вот незадача: в эту бочку меда кто-то (намеренно, или по недомыслию?) забросил большую ложку дегтя. А именно: в центре статьи, на самом видном месте стоит «стихотворение» — «Вячаслаў Рагойша Максіму Танку». И приурочено это произведение ко дню открытия памятника поэту в Мяделе.

Прочти эти строки, к примеру, молодой белорус, не изучавший подробно творчество и биографию Максима Танка, или любой человек, далекий от литературы, и не останется ему ничего другого, как поверить: а ведь и в правду, всю жизнь белорусского кобзаря травила и унижала власть. Да еще эта мерзкая власть, оказывается, обласкивала, приручала его званиями и наградами!

В молодые годы Евгений Иванович Скурко действительно подвергался гонениям и репрессиям. Но делала это не советская власть, а правительство панской Польши. Принимая активное участие в политической жизни Западной Беларуси, Евгений Скурко был арестован польской властью в 1932 и 1934 годах. А вот в годы советской власти, после воссоединения Западной Беларуси и Белорусской ССР, Евгений Иванович Скурко никогда не притеснялся. Наоборот, он был оценен властью и народом по достоинству.

Остается непонятным одно: зачем уважаемый вроде человек, профессор, член одного из писательских сообществ суверенного государства, не гнушается прилюдно вещать откровенную ложь, зная прекрасно, что не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы уличить его в этом вранье? Хотя, непонятно это лишь людям, которые не привыкли врать. А в данном случае все как раз совершенно понятно. Просто многие деятели из так называемой «оппозиции» тешат себя иллюзиями, что наглой и откровенной ложью по отношению к нашим классикам литературы они смогут (нахрапом, «под шумок») «примазаться» к их славе, объявить их противниками власти. И тем самым дискредитировать сначала власть советскую, а затем, «перекричав» подлинную историю, внушить нынешнему поколению ложные идеалы, которые могут привести его к пропасти. Давно известный прием: самую бессовестную ложь кричи громче — авось раза с десятого поверят.

Поэтому, ходите в библиотеки, читайте книги, самообразовывайтесь, и тогда никто не сможет вам выдать за правду абсолютно ложные истины…

Источник

12345  5 / 11 гол.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

 

СССР

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Наша команда

Двигатель

Комментарии

Лента

Слава и религия бесчестья
Статья| вчера в 10:13
Забудь себя и будешь сытый
Статья| позавчера в 12:59
В ранге русского историка
Статья| 1 ноября в 09:28
Безинфляционная валюта БРИКС
Видео| 29 октября в 23:57
Через тернии
Статья| 24 октября в 09:40
Рабы управляемые рабами
Аналитика| 21 октября в 13:49
Главное о суверенитете
Видео| 20 октября в 15:53
Прорва в погоне за радостью
Статья| 19 октября в 13:15
Критическая масса и некросфера
Статья| 10 октября в 23:49

Двигатель

Опрос

Остановит ли Трамп войну на Украине, если его изберут президентом США?

Информация

На банных процедурах
Сейчас на сайте

 


© 2010-2024 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко.