Вход

Двигатель

Аваро-Кахетинская дорога — надежда народов Кавказа

30 августа 2016 в 18:18 | Емеля |Молодёжная аналитическая группа | 2268 | 0

В конце 2013 года правительством Рамазана Абдулатипова была озвучена идея возобновления строительства Аваро-Кахетинской дороги. Уже к августу 2014 года общественности Дагестана был предложен её проект. По нему планируется строительство 85 км автодороги, 25 мостов и 5 туннелей в аварских районах.

Аваро-Кахетинская дорога изначально была призвана связать высокогорные дагестанские районы с Закавказьем. Большинство заинтересованных лиц смотрит на этот проект с надеждой, хотя находятся и злопыхатели, и те, кто занимает настороженную позицию. Вне сомнения — этот проект может сильно изменить не только Дагестан, но и Кавказ в целом. Об этой дороге — наша статья.

История

Ещё в XIX веке данная дорога считалась стратегически важной, прежде всего, с военной стороны. Со стороны экономической она также представляла собой особую ценность ввиду того, что являлась самой короткой дорогой между Дагестаном и Грузией.

Как свидетельствуют открытые источники, начали строить эту стратегически важную дорогу больше полутора века назад, ещё в середине XIX века.

Правительству же нужно теперь позаботиться об устройстве дороги, которая связывала Дагестан с Тифлисскою губернией,

— говорится в архивном документе 1850-х годов. Предполагалось, что она даст возможность оперативно перебросить войска из Южного Кавказа на Северный в случае нападения турецких солдат.

Начинали строить дорогу трижды — в 1860, 1885 и в 1891 годах. Но потом началось строительство железной дороги по берегу Каспийского моря, и о Аваро-Кахетинской дороге забыли. Когда же началась первая мировая война, о дороге пришлось вспомнить снова. Решено было в случае опасности на турецком фронте именно по этому пути эвакуировать Тифлис,

— говорит научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук и института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Патимат Тахнаева.

Однако после того, как в оперативные сроки была построена железная дорога вдоль побережья Каспийского моря, строительство заморозили за ненадобностью, хотя…

…эта дорога всегда была актуальна, и так или иначе мелькала в правительственных проектах,

— рассказывает историк Саид Махмудгазиев.

Находились и энтузиасты. Они стремились самостоятельно осуществить проект, который не смогли закончить три сменившихся государства: Российская Империя, Советский Союз и постперестроечная Россия.

Магомед Кебедов, предприниматель из высокогорного района Дагестана, зарегистрировал в 1991 году кооператив «Строитель». Вид деятельности этого кооператива указан только один: строительство Аваро-Кахетинской дороги.

К 1996 году на свои и взятые в кредит деньги Кебедов закончил работу, проложив 55 км автодороги, в том числе 36 км по территории Грузии.

После строительства автодороги между Нагорным Дагестаном и Кахетией (Восточной Грузией) активизировались торгово-экономические отношения. Но в 1997 году после одной из аварий пограничники закрыли дорогу.

Дабы урегулировать транспортные и людские потоки, 22 февраля 1997 года за подписью Виктора Черномырдина было принято постановление о создании на границе пункта пропуска.

Ещё через два месяца правительство Дагестана выделяет 500 млн руб. на обустройство пункта пропуска на границе с Грузией. Но и его как не было, так и нет, а Магомед Кебедов, вложивший в строительство дороги все свои сбережения, до сих пор не может расплатиться с кредиторами,

— так писала об этом проекте дагестанская газета «Черновик» в 2003 году.

Новые силы на строительство дороги

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев во время открытия Гимринского автомобильного тоннеля в Унцукульском районе в октябре 2012 года сказал, что

мы скоро вплотную будем заниматься Аваро-Кахетинской дорогой.

Ещё раньше о необходимости прямой автомобильной дороги, соединяющей Дагестан и Грузию, говорил президент РФ Владимир Путин.

В июле 2014 года в Махачкале прошёл «круглый стол» посвящённый строительству Аваро-Кахетинской дороги, на котором руководитель «Дагестанавтодора» Загид Хучбаров заявил, что на осуществление данного проекта будет потрачено 30 млрд. рублей.

В последнее время в СМИ очень много говорят и пишут об Аваро-Кахетинской дороге, но очень многое оставалось неясным для самих жителей Дагестана, — говорит Загид Хучбаров. — Мы все прекрасно знаем, какую роль играют дороги в развитии той или иной территории. После строительства Гимринского тоннеля интенсивность движения увеличилась в три раза.

По его словам, весь участок дороги составляет 470 км — между бассейнами Черного и Каспийского морей. Выход к бассейну Черного моря на 500 км сокращает дорогу в хадж.

Глава МО «Тляратинский район» Магомед Алиханов на «круглом столе» подчеркнул:

Налаживание торговых отношений между Дагестаном и Грузией позволит улучшить материальное положение, и, соответственно, частично снять напряжение.

Несомненно, данный проект по своему масштабу и значимости, является колоссальным, так как обеспечит дополнительный стимул развития для горных районов, что в свою очередь предотвратит тот катастрофический масштаб оттока населения из труднодоступных районов Дагестана. Люди республики при упоминании данного проекта ожидают чего-то значительного, ведь связав две стороны кавказского хребта, мы получим очень большое экономическое преимущество.

Из всех транскавказских автотрасс, которые проходят или могут пройти через Дагестан, именно эта представляется наиболее выгодной в экономическом плане. До поворота в Гидатлинское ущелье в Шамильском районе проходит асфальтированная дорога. Далее, до селения Бежта, уже существует хорошая дорога (от трассы Бежта — Анцух до грузинской границы чуть больше 15 км).

По мнению Патимат Тахнаевой:

Аваро-Кахетинская дорога является одной из важнейших магистралей в Горном Дагестане и будет иметь большое социально-экономическое значение для республики.

В своей монографии историк Марко Шахбанов, на протяжении многих лет исследовавший проект строительства дороги, пишет:

При реализации указанного проекта по прокладке четырех автодорог через ГКХ суммарный экономический эффект по приблизительным подсчетам составит около $150 млн ВРП в год.

Без сомнения, развитие инфраструктуры приведёт к росту малого и среднего бизнеса, созданию новых рабочих мест. Вместе с дорогой, несомненно, появится и дорожная инфраструктура (кафе, заправки, гостиницы). При этом приостановится отток жителей на равнину. Дагестан получит значительные вливания в бюджет от таможенных сборов. Общая протяжённость транспортного коридора между Чёрным и Каспийским морями, который образуется после завершения проекта, составит 470 км. При этом будет обеспечен прямой выход к Черному морю и странам Азии. Аваро-Кахетинская дорога может стать важным фактором улучшения взаимоотношений России и Грузии. Это положительно скажется на этнополитической ситуации. Даст толчок к развитию взаимного туризма, ведь каждая из сторон является осколком общекавказской истории.

В 2015 году республика Дагестан показала самую высокую в РФ динамику дорожного строительства. В 2015 году в Дагестане было построено в пять раз больше новых дорог, чем годом ранее (80 километров против 16).

Руководитель Агентства по дорожному хозяйству Республики Дагестан Загид Хучбаров на вопрос о том, как далеко продвинулся проект строительства Аваро-Кахетинской дороги, ответил корреспонденту «Кавполита»:

Аваро-Кахетинская дорога — это просто историческое название. По сути, этот проект совпадает с тем направлением, о котором я говорил, — доведение дорог с асфальтобетонным покрытием до райцентров.

Соответствующий закон был принят парламентом Дагестана ещё в 2008 году, и мы по нему движемся. В 2015 году мы уложили 12,5 километра от Гидмоста в сторону селения Бежта, на этом участке разработали около 10 млн кубометров скального грунта.

Самый тяжёлый участок — до селения Бежта, а оттуда до границы с Грузией дорога очень лёгкая. И если в российско-грузинских отношениях будут урегулированы все политические вопросы, дорога будет востребованной, в Дагестане поездки в Грузию — это сейчас очень популярное направление (http://kavpolit.com/articles/v_dorozhnom_dele_dagestan_mozhet_konkurirovat_s_lj-22142/).

2016 год объявлен в Дагестане Годом гор. Одно из главных направлений преодоления негативных тенденций в депрессивных горных районах — обеспечение их современной инфраструктурой, в том числе строительство и реконструкция автомобильных дорог, особенно, — строительство Аваро-Кахетинской дороги.

Грузинские интересы и страхи

Как об этом думают в Грузии? Как они оценивают перспективное более тесное соседство с Дагестаном?

Касательно экономической выгоды при реализации данного проекта высказался министр экономики Грузии. По заявлению Георгия Квирикашвили, у Аваро-Кахетинской дороги есть потенциал пользы и для Грузии.

Когда у нас есть проблемы на Ларсе (Военно-грузинская дорога), вызванные стихией, я думаю, не помешает иметь альтернативу, чтобы товар двигался между Россией и Грузией,

Дорога через КПП «Казбеги-Верхний Ларс» в Осетии небезопасна, так как на участке часты оползни, на таком фоне Аваро-Кахетинская дорога выглядит самой безопасной.

Кроме непосредственных экономических связей Грузии и России, можно, на перспективу, предположить и то, что Аваро-Кахетинская дорога, проходящая по Грузии, станет значительной частью северо-южной транзитной оси. Здесь подразумевается, что, в случае осуществления этого проекта, возможен рост транзитной роли Грузии по направлению России к Армении и в будущем к Ирану.

Строительство Аваро-Кахетинской дороги поможет экономически связать все эти регионы, снизив таким образом и известную политическую напряжённость между ними. В первую очередь, между Грузией и Россией, хотя и там и там есть политические деятели, живущие прошлым, опасающиеся возникновения более тесных связей между нашими странами.

Страхи военных

Если говорить о военной составляющей — то, есть эксперты в Грузии, которые убеждены в том, что рано или поздно, при определённых обстоятельствах, Аваро-Кахетинская дорога Россией может быть использована для переброски войск, хотя мало кто вероятносто-предопределённо оценивает реальность появления этих «определённых обстоятельств» и вопрос о том, что должно делать грузинское правительство, чтобы такие обстоятельства сложились или не сложились.

В частности, в 2014 году замминистра иностранных дел Давид Джалагания назвал реализацию проекта строительства дороги из Дагестана в Грузию опасной:

исходя из состояния грузино-российских взаимоотношений, и в частности того, что Россия пока рассматривается как страна-оккупант.

Его непосредственный начальник — министр Майя Панджикидзе заметила лишь, что

вопрос сложный и требует всестороннего изучения.

Об угрозе говорит заместитель секретаря Совета Безопасности Грузии, Ивлианэ Хаиндрава, опасаясь уже международного терроризма и, говоря о возможностях перехода боевиков из Республики Дагестан.

Риски существуют, вызовы, угрозы и это не обязательно должно быть связано с танками. Может действовать террорист, радикал, может произойти экспорт идеологий, что столь же опасно, и мы можем теоретически получить второе Панкиси (Панкисское ущелье).

Отчасти, эти страхи современных грузин напоминают страхи их предков перед лицом набегов дагестанских горцев прошлых веков в богатые грузинские долины. У грузин есть даже специальное слово для обозначения этих набегов — «лекианоба».

Только с той лишь разницей, что в XIX веке Россия была с Грузией, и угрозу с её стороны чувствовали дагестанские горцы.

А сегодня Россия находится с Дагестаном, и угрозы с её стороны чувствуют уже сами грузины. Но, если службы двух стран, обеспечивающие безопасность, будут сотрудничать в деле предотвращения различных угроз, чему также может поспособствовать короткая дорога, то эти риски можно снизить. А боязнь «ястребов» в грузинском правительстве, считающих, что Россия может напасть на Грузию, безосновательна — это их личная проблема, которую, к сожалению, вряд ли помогают решить заграничные военные консультанты.

Аварцы Грузии

Аварцев, живущие в самой Грузии связывают свои надежды с Аваро-Кахетинской дорогой:

Мы хотим, чтобы дорога открылась, и чтобы у нас была возможность передвигаться. Наши дети там, в России живут, здесь только старики остались. Мы хотим, чтобы дорогу открыли и всё наладилось. Разве нельзя?

— выражает надежду Аишат, аварка из грузинского села Сарусо.

Село Сарусо находится на границе с Дагестаном. Жизнь здесь бедная, если не сказать нищая. Многие живут тем, что помогают кахетинцам в сельском хозяйстве.

Когда дорога была открыта, всё было хорошо. Мы передвигались, торговали. А теперь дороги нет. Дети голодные, чем их кормить? И видеться с родственниками мы не можем. Они не могут приехать, мы не можем уехать,

— говорит Айшат .

Мы все за строительство, нам будет хорошо если построят,

— говорит житель села.

Кого хочешь спроси, все также ответят,

— добавляет собеседник. Для грузинских аварцев данная дорога — соломинка, за которую они готовы схватиться, чтобы не раствориться окончательно в грузинской культуре. Ведь, если будет построена дорога, то у них сразу же появится возможность постоянных контактов со своими соплеменниками в Дагестане. Причём без необходимости делать огромный крюк через Тбилиси, Владикавказ и половину Северного Кавказа.

Надежды Армении

Армяне же очень оптимистично смотрят на появление нового пути. И мыслят в целом в русле развития многорегионального блока, который сегодня развивается в рамках Евразийского Союза, хотя, конечно, думают в первую очередь об экономической составляющей. Аваро-Кахетинская дорога, которая, в случае её задействования свяжет Грузию и Дагестан, может обеспечить бесперебойный транзит армянской продукции в ЕАЭС.

Об этом заявил эксперт Центра политических исследований научно-образовательного фонда «Нораванк», научный сотрудник Центра региональных исследований Академии госуправления Джонни Меликян в ходе конференции на тему «Современное состояние и перспективы развития сотрудничества Армения-Грузия-Иран-Россия по оси Север-Юг».

По его словам, если Армения предлагает свою территорию для транзита в страны ЕАЭС, то она должна работать над обеспечением стопроцентного транзита, а на днях из-за схода лавины на территории Грузии наземная связь с Россией была потеряна.

Армения говорит об альтернативных маршрутах, обсуждается возможность открытия абхазского участка железной дороги, хотя в среднесрочной перспективе никаких подвижек в данном направлении не будет, и Грузия не пойдёт ни на какие уступки без решения вопроса политического статуса Абхазии и Южной Осетии. Это козырь в руках Грузии, позволяющий ему торговаться и сохранять монополию регионального хаба.

В этом контексте, по словам эксперта, нужно думать об Аваро-Кахетинском направлении с выходом на Дагестан, которое может обеспечить практически бесперебойный транзит в страны ЕАЭС. По его мнению, это особенно актуально, с учётом строящейся в Армении автодороги Север-Юг, связывающей Иран с Грузией.

Меликян также отметил, что Армения должна быть проактивной и использовать возможности в ЕАЭС, чтобы привлечь в страну как грузинских, так и иранских инвесторов.

Заключение

Закончим мы статью словами жителя села Бежта, Шуайба Раджабова:

И в заключение хотелось бы выразить вековую мечту жителей Нагорного Дагестана — это жизненно важная Аваро-Кахетинская дорога, что является одной из важнейших магистралей в Горном Дагестане. В Армении или Грузии микроавтобусы, маршрутные такси подходят к каждому селению, а в любимом Дагестане почему-то этого нет. Не пора ли нам взяться? А если бы проложили через Большой Кавказский Водораздельный хребет, т. е. Вантляшевский перевал, автомобильную дорогу, было бы прямое сообщение между Махачкалой и Тбилиси. Но такого сообщения нет, и приходится ездить окольным путем, через Баку или Владикавказ, т. е. по Военно-Грузинской дороге. Надежды на это у нас появились в связи с последними заявлениями руководства страны и республики, надеемся, что эти планы удастся осуществить в краткосрочной перспективе.

Дагестанец в Тбилиси или грузин в Махачкале — гость редкий. А ведь соседи веками живут бок о бок. Покрыть бы горы Нагорного Дагестана современными дорогами, настроить гостиниц, кафе и здравниц – край стал бы Меккой мирового туризма, затмил своей славой Швейцарию. А какие чудесные здесь места и родники для горных курортов! Особенно в ближних к Бежте и Кварели районах, где еще сохранились великолепные сосновые леса, перемежаемые зелеными, усыпанными цветами альпийскими полянами.

Источник

12345  4.67 / 12 гол.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

 

СССР

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Наша команда

Двигатель

Комментарии

Аким Сокол
вчера в 16:08 3
Ярас
14 ноября в 12:25 2
Олег
4 ноября в 08:15 1
СБ СССР
26 октября в 13:26 1
Аким Сокол
25 октября в 04:22 7
Олег
23 октября в 07:57 1
Александр Вершинин
6 октября в 05:10 1
СБ СССР
3 октября в 20:40 2

Лента

Боевая философия 2025
Видео| сегодня в 10:19
Слава и религия бесчестья
Статья| 15 ноября в 10:13
Забудь себя и будешь сытый
Статья| 14 ноября в 12:59
В ранге русского историка
Статья| 1 ноября в 09:28
Безинфляционная валюта БРИКС
Видео| 29 октября в 23:57
Через тернии
Статья| 24 октября в 09:40
Рабы управляемые рабами
Аналитика| 21 октября в 13:49
Главное о суверенитете
Видео| 20 октября в 15:53
Прорва в погоне за радостью
Статья| 19 октября в 13:15
Критическая масса и некросфера
Статья| 10 октября в 23:49

Двигатель

Опрос

Остановит ли Трамп войну на Украине?

Информация

На банных процедурах
Сейчас на сайте

 


© 2010-2024 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко.