Украина обрела независимость от СССР 24 августа 1991 года, когда Верховная рада УССР приняла акт провозглашения независимости республики. Это произошло после путча в Москве против либеральной политики президента СССР Михаила Горбачёва по преобразованию страны в новое союзное государство независимых республик.
Однако новым властям не удалось должным образом реализовать высокий экономический потенциал, страна погрязла в политической борьбе, частых перевыборах и сменах власти, что можно описать как по сути безвластие на фоне грызни за власть кланов. К тому же всё это время Украина не имела единого вектора развития, находясь в метаниях между Западом и Востоком.
Каких же успехов добилась Украина за 25 лет независимости? И добилась ли?
За годы, минувшие после провозглашения независимости Украины, мало кто задумывался, что же конкретно стоит за этим понятием — «независимость».
А зачем? Провозгласили и ладно. Сам день провозглашения Независимости всегда празднуется с большим размахом — оркестры, парады, спортивные мероприятия, народные гуляния, бесплатный проезд в транспорте, салюты, фейерверки. Поистине «всенародный праздник и всеобщее ликование».
И вот на 25-м году независимости, при том очень явно, вдруг… со дна стоячего болота поднялась и всплыла на поверхность вся муть, весь ил заблуждений Украины. Оказывается, она — зависима! Причём, абсолютно во всех направлениях бытия. Особенно в жизненно важных — экономических. Украина оказалась зависимой от американских и европейских кредитов, от российского газа и нефти, от всевозможных энергоностителей, от турецкого птичьего гриппа, даже от российского рынка сбыта продукции мясной и молочной промышленности. От чего же тогда Украина независима? Может, от русского языка? От кого? От мирового сообщества? Да и существует ли она вообще, эта независимость? Или Украина и от неё тоже независима?..
Парадоксальная складывается картина. Как говорится: за что боролись, на то и напоролись. Самое ужасное то, что в заложниках данной ситуации оказался простой украинский народ. Но чтобы понять социально-экономическую ситуацию в целом по СССР и по бывшим республикам на момент распада, обратимся к цифрам, которые говорят весомее, чем слова различных политиков.
Четверть века спустя после распада СССР (http://inance.ru/2014/12/raspad-cccp/) мы до сих пор не можем понять — почему это произошло? Ведь весной 1991 года за сохранение единой страны на референдуме проголосовало 77,7% её граждан. А уже к концу того же года, пользуясь поражением ГКЧП, многие союзные республики моментально состряпали свои местечковые голосования, на которых люди требовали уже независимости. Например, на Украине захотевших жить отдельно от остального Союза набралось 90%! А в Армении — и вовсе 99%!
Какими доводами местные князьки могли внушить народам своих республик, что надо срочно избавляться от «гнёта Москвы»? Ну кроме национальной гордости, которую на булку не намажешь?
Довод у всех был простой: это мы кормим остальной Советский Союз. Мы работаем больше всех. А другие республики висят у нас на шее. И как только мы избавимся от этих нахлебников, заживем не хуже, чем в Европе или Америке.
Прошло 25 лет. Можно подвести итоги. Лучше ли стали жить бывшие братские республики СССР, в том числе и Украина, став гордыми независимыми государствами? Давайте посмотрим.
Надо признать, даже на закате своей истории, со всеми внутренними проблемами, Советский Союз действительно был могучим. Как говорится в справочнике «Народное хозяйство ССС», внутренний валовый продукт (ВВП) Союза на 1990 год составлял 1 триллион советских рублей. По официальному курсу 1 доллар СШАтогда стоил 59 копеек. Значит, даже номинально ВВП СССР равнялся 1,7 триллиона долларов. Аналитики МВФ считают, что ВВП СССР, по паритету покупательской способности, в 1990 году составлял $2,7 триллиона. Или 12,1% от мирового!
А эксперты ООН полагают, что экономическая мощь СССР достигала вовсе 14,2% от мирового значения. А, значит, превосходила Японию почти в 1,5 раза, Германию — вдвое, а Китай — втрое!
И в той же Украине или Прибалтике, Грузии или Молдове считали — если из громадной мощи Советского Союза выделить нашу долю — мы будем очень серьёзными уважаемыми странами, сравнимыми с какой-нибудь Швецией или Австрией. И все будут с нами считаться.
В цифрах это так и выглядело. Например, экономика только одной Украинской ССР по выплавке стали, добыче угля, сбору пшеницы и прочим показателям на душу населения была сопоставима с ФРГ — локомотивом всего Евросоюза!
Потому украинская «элита» и решила — с таким-то богатым советским наследством надо скорее собирать вещички и — на выход из Советского Союза. Чтоб ни с кем не делиться и жить, как вареники в масле.
Где теперь та Украина и где Германия?
Почему же почти все бывшие советские республики быстро сдулись, промотали богатства и не смогли остаться хотя бы на том же уровне экономической мощи, с которым выходили из СССР?
Да потому, что сам СССР строился как единый хорошо смазанный механизм. Чёткий и надежный, как автомат Калашникова. И каждый винтик в нём выполнял свою функцию.
Целостность народного хозяйства, как системы, хорошо показывает эта схема взаимосвязи отраслей и отдельных их блоков между собой.
А с точки зрения идеологии крайне важным являлось выравнивание уровня жизни разных республик великого СССР. Вот только изначально он сильно отличался, потому требовались большие вложения в республики. На это накладывались и чисто политические моменты. Например, из прибалтийских республик стремились создать своего рода «витрину социализма».
Чтобы понять всю глубину неравенства между республиками СССР, стоит взглянуть на таблицу. Эти цифры в открытом доступе появились уже после распада Союза. Возможно, взглянув на них, многие в Закавказье или Прибалтике передумали бы выходить из-за советского стола, за которым у них были самые «жирные» места.
Если считать уровень производства народного добра и меру его потребления в РСФСР за единицу, то сразу видно: что уровень потребления в РСФСР после Киргизии был самый низкий, несмотря на то, что ВВП на душу населения был выше, чем в других республиках; в Армении производили на каждого человека в 2 раза меньше российского, а «кушали» в 2,5 раза больше; в Эстонии потребление на душу населения превышало уровень России в 3 раза; а Грузия жила в 3,5 раза богаче, чем РСФСР и вообще богаче, чем где бы то ни было в Союзе!
Стоит ли удивляться сложившемуся в те годы массовому убеждению о превосходстве всех остальных республик, над «ленивыми и вечно пьяными» великоросами? Впрочем, откуда было взяться другим представлениям? Ведь это не прибалты летали в Воронеж за мясом, а Воронеж ездил в Прибалтику за копчёной колбасой.
И местные «элиты» в союзных республиках эти настроения только подогревали.
А когда общий уровень жизни в СССР в конце 1980-х начал снижаться, перестало вдоволь хватать еды, одежды и бытовой техники, у многих «щёлкнуло национальное сознание»: хватит кормить чужих! И раз Россия такая бедная, значит, там просто не желают и не умеют хорошо работать. Отделяемся!
Простым людям не объяснили, что хуже других республик Россия жила потому, что из каждых трёх заработанных ей рублей она лишь два оставляла себе. А третий рубль — отдавала братьям по Союзу.
Все остальные республики (кроме Беларуси, которая на поверку тоже клала в общий котёл СССР больше, чем из него черпала) жили во многом за счёт этого «третьего российского рубля».
Так кто же из бывших республик СССР стал жить богаче, а кто беднее? Давайте посмотрим.
По экономике России распад СССР ударил очень больно. К 1997 — 1998 годам она потеряла более трети от «советского уровня». Ряд отраслей, например текстильная и обувная, лишившиеся внутренних источников сырья, вообще оказались на грани выживания. Проблемы возникли в ракетной, авиационной промышленности, так как украинские двигатели внезапно превратились в импорт. А построенные на общие (читай — российские) деньги нефтеналивные терминалы Прибалтики и газопроводы Украины оказались за рубежом и за пользование ими требовалось платить.
Тем не менее, за четверть века Россия сумела перестроить экономику, добившись её большей самостоятельности. Созданы производства, которые ранее находились в союзных республиках. И Россия сегодня — это единственная часть СССР, которая не только не растеряла советский промышленный потенциал, но и приумножила его. По паритету покупательской способности ВВП России за 2015 год составил 2,5 триллиона долларов или 121,9% от уровня 1991 года.
А на душу населения (по данным Всемирного банка) ВВП России за 2015 год составил 25,4 тысяч долларов, что в 1,45 раза выше, чем до развала СССР.
Тем самым надо признать, что россияне (со всеми оговорками на возросшее расслоение на богатых и бедных) всё равно стали жить лучше, чем в Советском Союзе. Почти в полтора раза!
Понимают ли «бывшие советские» республики, что они потеряли? Судя по всему — да. Оттого они так отчаянно пытаются махинировать цифрами. Например, сравнивают номинальные показатели ВВП «тогда» и «сейчас». Скажем, у Литвы «было» 34,5 миллиардов долларов в год при СССР, а стало 82,4 миллиарда ( вопрос — какие источники. В основном — поступление от бывших советских портов). Вроде как, рост. Почти в 2,5 раза. Но если за точку отсчета взять отношение размера литовской экономики к российской, то картина мира предстает в совершенно ином свете. Литва развивается куда медленнее, чем Россия. И если бы она не выходила из СССР, её рост был бы наверняка намного выше.
Из всех бывших республик более менее безболезненно вышли Казахстан и Беларусь. А что же Украина?
Украина на момент развода с СССР была одной из мощнейших держав Европы. Она владела третью (!) промышленной мощи Советского Союза. А её тогдашний ВВП составлял 29,6% от уровня России.
Украина имела ракетостроение, авиационную, автомобильную и станкостроительную промышленность, развитую металлургию, нефтепереработку и нефтехимию. А наличие крупнейшего в СССР центра кораблестроения в Николаеве позволяло на многих смотреть с высока.
И что в результате? По ВВП за 2015 год (339 миллиардов долларов по ППС) Украина сегодня является одной из беднейших стран мира. Даже стоящая на пороге голодных бунтов Венесуэла имеет ВВП в 1,5 раза больше украинского!
Но давайте лучше сравним с Россией. 25 лет назад Украина была ничуть не ниже РСФСР по экономическому развитию — примерно треть от российского населения и та же треть по размеру ВВП. Сегодня же экономика Украины — лишь 8,8% от российской. В пересчёте на душу каждого отдельного украинца показатели ещё убийственнее — 7,5 тысяч долларов в год по сравнению с российскими 24,5 тысячами долларов. Хотя в СССР уровень потребления на Украине был выше российского на 12%.
В общем, если танцевать «от печки», то в первом нашем вопросе — кто кого кормил в некогда единой стране — ответ очевиден. Даже если считать просто в деньгах, всё равно выходит, что высокий уровень благосостояния республик «при советах» обеспечивался прежде всего за российский счет. Как только эта поддержка пропала, все экономики республик стали активно сдуваться. Причем, если некоторые в общих цифрах ВВП как бы ростом еще похвастаться могут, то в пересчете на душу населения мимо кассы пролетели они все. Даже такие «успешные», как Латвия с Эстонией.
Это же дает убедительный ответ на второй вопрос: выиграли республики СССР от развала страны или нет? Стали ли лучше жить, избавившись от «поводка» Москвы? Если судить по цифрам, то выиграла только Россия. Хотя морально развал СССР именно по великоросам ударил больнее всего. А вот все остальные республики однозначно в проигрыше.
Причём, те страны бывшей «советской семьи», которые не «били горшки» в отношениях с Россией, а пытались сохранить общие хозяйственные связи — это, конечно, Казахстан и Беларусь — проиграли от распада Советского Союза меньше. А тот, кто бежал из СССР в первых рядах, проклиная Москву и разрывая все связи с ней, хлебает теперь «независимости» по полной. Из пустого из разбитого корыта, как в сказке о «Рыбаке и рыбке».
Результат «особого пути» Беларуси можно считать вторым, после Казахстана. ВВП Беларуси сейчас 4,5% от российского, но в пересчете на душу населения он в 1,37 раза меньше показателя России. И все же, вполне достойный в сравнении, например, с соседним — украинским. Это факт — белорусы живут в 2,5 раза богаче украинцев!
Остановимся более конкретно на Украине на основании статистических данных.
За 25 лет независимости Украина по уровню жизни превратилась в беднейшую страну Европы.
После распада СССР Украина начала свой путь без долгов — все обязательства Союза взяла на себя Россия. Однако новым властям не удалось реализовать высокий экономический потенциал — государство погрязло в политической борьбе. Украина отмечает 25-ю годовщину своей независимости в условиях глобальных вызовов: опасность дефолта не снята, есть серьезные трудности в подготовке к отопительному сезону, а конфликт в Донбассе по-прежнему не решён и грозит новым обострением.
Экономика Украины провалилась в первые же годы самостоятельности. Было потеряно более 40% основного капитала, объём ВВП упал на 60%, инвестиций в основной капитал — на 80%. Этот спад не преодолён до сих пор. Валовая добавленная стоимость, созданная в промышленности в 1991 году, составляла 36% ВВП, а в 2010 году — 27,1%. Машиностроение и металлообработка в объёме промышленной продукции в 1991 году составляли 26,4%, в 2011 году — 11,6%; легкая промышленность в 1991 году — 12,3%, в 2011 году — 0,7%.
Если взять статистические данные за 1990 год, то Украину, тогда ещё одну из пятнадцати братских республик в составе Советского Союза, можно сравнить с современным Китаем. Китайцы, правда, одевали и обували весь мир, УССР же — лишь 1/6 часть суши. В Украине проживало около 17 процентов всего населения страны, при этом на её территории находилась четверть союзной промышленности.
Даже в мировых масштабах объёмы производства впечатляли. По добыче угля, железной руды, выплавке стали и производству сахара Украина на рубеже 1989 — 1990 годов прочно занимала 1-е место в Европе, оставив позади такие ведущие капиталистические страны, как Великобритания, Франция, ФРГ, Италия. Поэтому идею независимости в 1991 году поддержали почти единогласно.
В 1991 году никто не знал, что делать со всем этим богатым наследием, доставшимся независимой Украине. Как вписывать плановую экономику в рамки новой экономической модели? Куда сбывать свою продукцию? Рынки сбыта, которые при Советском Союзе имели украинские предприятия, вдруг закрылись — вместе с появлением государственной границы Украины.
В итоге Украина пережила десять лет экономического падения, по итогам которых ВВП снизился до 40,8 процента по сравнению с показателями 1990 года. И только в 2000-м начался рост.
Как видим, в 1992 — 1999 годах уровень ВВП Украины сократился до рекордных 40,8% (к уровню 1990-го года). В 2008 году ВВП Украины составлял 74,2% от величины ВВП Украинской ССР 1990 года, и это максимальный показатель за годы независимости Украины.
Падение экономики Украины по итогам 2015 года составило порядка 33 %, говорится в недавнем сообщении Министерства экономического развития и торговли Украины.
При этом экономическая ситуация в Украине является наихудшей среди стран СНГ. Если ВВП Беларуси в нынешнем году сократился на 3,9%, ВВП России — на 3,7%, то в Азербайджане в 2015 году ВВП вырос на 3,3%, в Армении — на 3,5%, Казахстане — на 1,0%, Кыргызстане — на 4,8%, Молдове — на 3,6%, Таджикистане — на 6,4%, Туркменистане — на 7,5%, Узбекистане — на 8,0%.
Как видим, статистика более чем красноречива. Разрыв кооперационных связей после распада СССР привёл к тому, что украинская экономика так и не смогла выйти на показатели 1990 года. А потому есть все основания полагать, что активизировавшиеся процессы дезинтеграции со странами ЕАЭС и СНГ неумолимо приведут к дальнейшему усугублению экономической ситуации в стране.
По валовому внутреннему продукту (ВВП) Украина в относительно благополучном 2008 году смогла выйти на показатель 74,2 процента от ВВП 1990 года. Однако кризис снова отбросил Украину на пять лет назад. ВВП на душу населения также самый низкий среди бывших республик СССР.
А статистика своим сухим языком цифр нам говорит и вот о чём.
В 1990 году население Украины составляло 51,8 млн. человек. На 1 июня 2015 года, по данным Укрстата, в стране проживало 42,6 млн. человек.
В «незалежной» сегодня самая высокая смертность в Европе (15,7 умерших на 1000 жителей). Она также находится на первом месте в мире по уровню естественной убыли населения.
ВВП Украины в 1990 году составлял 90,3 млрд долл. и был больше, чем ВВП в таких странах, как Польша, Венгрия, Болгария, Белоруссия и Молдавия. Сегодня, согласно рейтингу британского журнала The Economist, Украина находится в авангарде самых проблемных экономик мира по уровню падения ВВП.
Степень обнищания населения страны в 2015 году достигла 33%. Такие данные содержатся уже в докладе «Цели развития тысячелетия Украины: 2000 — 2015 годы», который 6 июля 2015 года был представлен в Киеве.
То есть, сегодняшнюю Украину вполне можно было бы назвать «больным человеком Европы», как называли сто лет назад Турцию периода распада Османской империи.
В данном случае можно говорить, что болезнь тяжелая, заразная и очень маловероятно, что излечимая, — констатирует генеральный директор Института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлев. — Напомню, что на момент конца Советского Союза объём потребления Украинской ССР был самым высоким среди союзных республик. Кроме республик Прибалтики и Грузии, которые фактически были дотационными. Украина же была сама по себе с очень высоким уровнем жизни. Сейчас по объёму потребления ей уступает только Киргизия с Таджикистаном.
То есть, они были по потреблению на душу населения впереди РСФСР в советское время. Говорить сейчас, что уровень жизни на Украине сравним с российским (при всех наших проблемах), ни у кого просто язык не повернётся.
Отчасти это уже ответ на вопрос: что дала «независимость?» — народу Украины лучше не стало.