В том, что энергетическая безопасность является одной из важнейших составляющих, обеспечивающих истинную независимость любого государства, а тем более не обладающего достаточными объёмами стратегических резервов топливно-энергетических ресурсов, к которым относится и Республика Беларусь, убеждать никого не надо. Поэтому совершенно логичным выглядят принимаемые властными структурами меры по её укреплению, и, прежде всего, практическое осуществление мероприятий, предусмотренных «Концепцией энергетической безопасности Республики Беларусь», утверждённой постановлением Совета министров № 1084 от 23 декабря 2015 года.
В документе определены мировые тенденции развития топливно-энергетической сферы, определены принципы и основные направления обеспечения энергетической безопасности.
К ним, в первую очередь, отнесены интенсивное технологическое обновлении базовых секторов экономики, внедрение передовых технологий во все сферы жизнедеятельности общества, рациональное использование природно-ресурсного потенциала, развитие собственной энергосырьевой базы на основе экономически обоснованного использования местных видов топлива, прежде всего, возобновляемых источников энергии.
Запланирован отказ от импорта электроэнергии с 2020 года, после введения в эксплуатацию Белорусской атомной электростанции. Ввод мощностей БелАЭС должен увеличить производство электроэнергии с 7,1 млрд. квтч в 2020 году до 18 млрд. квтч в 2035 году, обеспечив снижение производства энергии, вырабатываемой тепловыми электростанциями, что окажет положительное влияние на экологическую обстановку, и одновременно рост потребления электроэнергии в республике на 15%.
Таким образом, несмотря на то, что и другие направления совершенствования топливно-энергетического комплекса, в частности, производство электроэнергии на возобновляемых источниках, где к 2035 году планируется увеличение объёма в 8 (!) раз, не забыты, всё-таки решающим условием успешного выполнения стратегии развития энергетического потенциала является строительство БелАЭС, поэтому рассмотрим этот вопрос подробнее.
Следует заметить, что тенденции во всем мире в отношении строительства и эксплуатации атомных электростанций крайне противоречивы. С одной стороны Германия и Швеция закрывают свои АЭС, в тоже время не менее прагматичные финны и китайцы строят новые (всего в мире на сегодняшний день в стадии строительства находятся 64 (!) энергоблока). Понятно, что мир от этого не становиться безопаснее. Существующая ядерная энергетика порождает ряд серьёзных проблем глобального уровня. В первую очередь речь идёт о накоплении радиации в ходе эксплуатации АЭС, так как современная атомная энергетика является необратимым источником введения в кругооборот веществ в природе компонентов, убийственных для современной биосферы. Да и сама безопасность использования ядерных технологий и энергетики далеко не гарантирована, несмотря на все принимаемые меры и ещё более громкие заявления по этому поводу «заинтересованных» лиц, в чём человечество, а белорусы тем более, убедилось на примере Чернобыля и Фукусимы, последствия катастроф на которых до сих пор полностью устранить не удаётся.
Но как бы там ни было, а решение о строительстве Белорусской атомной электростанции было принято, надо полагать после тщательного анализ всех «за» и «против». В октябре 2011 года белорусское государственное учреждение «Дирекция строительства атомной электростанции» и российская ЗАО «Атомстройэкспорт» подписали контрактное соглашение по сооружению энергоблоков № 1 и № 2 АЭС на Островецкой площадке в Гродненской области. В том же году строительство началось и, как неоднократно подчёркивалось, ведётся строго в соответствии с графиком. По состоянию на начало апреля сего года уровень готовности БелАЭС составляет 38%, из 131 объекта АЭС работы в рамках проекта ведутся на 105. Земляные работы завершены на 94 %, бетонирование — на 53 %. Только в этом году на строительство зданий станции и двух энергоблоков, монтаж корпуса реактора, прокладку линий электропередач будет освоено около 445 миллионов долларов из предоставленного Россией кредита на сумму 10 млрд. долларов.
По заявлению заместителя председателя Совета министров Республики Беларусь Владимира Семашко на открытии международной выставки и конференции «Атомэкспо Беларусь 2016» 19 апреля т.г. строительство атомной электростанции идёт по плану, в соответствии с которым: первый энергоблок должен быть запущен к концу 2018 года, а второй — к 1 июля 2020 года.
Значимость для Беларуси введения в строй атомной электростанции многократно доказательно озвучивалась экономистами, учёными, экспертами и первыми лицами государства. Важность это проекта в очередной раз подчеркнул и Александр Лукашенко в выступлении на V Всебелорусском народном собрании:
Построив АЭС, мы совершаем огромный скачок вперед, и, естественно, мы будем более конкурентоспособными…Это шаг к удешевлению энергоресурсов, а следовательно, база повышения конкурентоспособности всех секторов экономики: промышленности, транспорта, сферы услуг… необходимо использовать преимущества ядерной энергетики для формирования вокруг атомной станции кластера энергоемких производств, а также создания условий для перехода от использования предприятиями и гражданами природных ресурсов, например, газа и нефти, на относительно недорогую электроэнергию.
По его словам, с введением в 2018 — 2020 годах двух блоков на Белорусской АЭС будет создано около 2 тысяч рабочих мест.
При этом президент отметил, что на страну оказывается давление, ведется «много разговоров о безопасности, много необоснованной критики» в адрес республики в связи со строительством атомной электростанции. Хотя,
к нам претензий со стороны уполномоченных международных организаций, МАГАТЭ, в части соблюдения всех норм и требований никаких нет.
Народ это должен знать. Мы это знаем, и на колени не встанем — мы построим то, что наметили
— заявил глава государства.
Предусматривается также, что осуществление проекта БелАЭС сыграет решающую роль в решении проблемы диверсификации источников энергии и поможет решить предусмотренную концепцией амбициозную задачу по снижению доли доминирующего вида топлива (газа, поставляемого Россией) в валовом потреблении топливо-энергетических ресурсов с 60% до 50%.
Всё это так. Но вот на какое обстоятельство хотели бы обратить внимание читателей. Не отрицая со своей стороны, что одной из составляющих энергетической безопасности государства является его энергонезависимость, всё-таки хотели бы отметить, что в выступлениях ряда лиц, в том числе и из числа правительственных чиновников, этому фактору придаётся излишне политизированный акцент. Например, вот такое заявление заместителя министра энергетики Михаила Михадюка:
Создание атомной энергетики — это новый качественный интеллектуальный и технологический импульс в развитии страны и обеспечение дополнительных гарантий укрепления государственной независимости и экономической безопасности (выделено нами при цитировании) Беларуси.
Да и в постановлении Совета Министров № 1084, утвердившем «Концепцию энергетической безопасности», говорится, что оно принято
в целях укрепления энергетической безопасности и повышения энергетической независимости (выделено нами) Республики Беларусь.
Принципиальное же решение обеспечения энергетической безопасности Беларуси, в том числе и энергетической независимости, как составной её части, по нашему глубокому убеждению, возможно лишь при задействовании интеграционных процессов на базе принципов «многорегионального блока», что, к сожалению, не нашло должного отражения в подготовленном белорусским правительством документе, хотя там и есть отдельные робкие намёки на необходимость «разработки и реализации совместных программ в рамках Союзного государства Беларуси и России, и ЕАЭС».
Отражением этого типа развития является формирование Союзного государства, Евразийского союза, БРИКС, которые даже документально основаны на равноправных условиях сотрудничества и взаимного развития стран-участниц этих объединений.
А поэтому надёжная энергетическая безопасность Беларуси, как одно из обязательных условий её независимости, может быть обеспечена только в рамках многорегионального блока, тем более, что первые практические шаги в этом направлении, хотя и далеко недостаточные, республикой и её партнёрами делаются. Не вызывает сомнений, что активизация работы в этом направлении ничего, кроме пользы белорусскому народу не принесёт, и чем скорее это поймёт руководство Беларуси, да и других стран, которые, как мы надеемся, создают этот самый многорегиональный блок, тем быстрее будут решены задачи повышения уровня и качества жизни народов этих государств, в том числе и, само собой разумеется, белорусского народа.