22 июня Беларусь отмечает скорбную дату — «День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны», за Победу в которой 2 миллиона 250 тысяч белорусов заплатили своими жизнями. Тут излишние комментарии не нужны — войну, всю тяжесть борьбы с немецким фашизмом, белорусский народ, так же, как и другие народы Советского Союза, вынес на своих плечах.
Но, нужна правда о войне и особенно о первоначальном её этапе, который при всех его сложностях, неудачах, громадных потерях сорвал планы гитлеровцев по проведению «блицкрига», чем сыграл свою роль в общем деле разгрома агрессоров.
Правда нужна ещё и потому, что даже при формально исторически правдивом описании начала войны, не говоря уж о фальсификациях, которых хватает, внимание концентрируется именно на негативных, которые действительно составляют большинство событий этого периода, фактах произошедшего, «оставляя за скобками», например, данные о том, что только за первые пять недель (!) вермахт потерял около 200 тыс. человек, свыше 1,5 тыс. танков из них, кстати более 100 в боях под Минском, и 1 тыс. самолетов, то есть, практически вдвое больше, чем за два года Второй мировой войны в Европе. Или вот эту запись в дневнике начальника генштаба германских сухопутных войск Гальдера от 11 августа 1941 г.(!):
Общая обстановка все очевиднее и яснее показывает, что колосс — Россия… был нами недооценен. Это утверждение можно распространить на все хозяйственные и организационные стороны, на средства сообщения и, к особенности, на чисто военные возможности русских.
Для Беларуси этот период важен особенно, так как именно на её территории с первого дня войны развернулись исключительно тяжёлые бои. Придавая первостепенное значение наступлению своих армий в направлении Минск — Смоленск — Москва, германское командование против 46 дивизий Западного особого военного округа бросило группу армий «Центр» в составе 50 дивизий, в том числе 15 танковых и моторизованных, и второй военно-воздушный флот. В результате в первый же день войны на Западном фронте было выведено из строя 738 наших самолётов (из них 528 уничтожено на земле), в связи с чем советские войска на долгое время остались без воздушного прикрытия. Многие соединения и части оказались в окружении войск противника, в плен попали десятки тысяч бойцов. Положение осложнилось тем, что командование Западного фронта, в который был преобразован Западный особый военный округ, в первые же часы войны утратило управление войсками. Всё это было.
Но далеко не «парадным» маршем двигался враг по белорусской земле. С первых часов войны ему было оказано достойное сопротивление. Ни одна из пограничных застав не сдалась врагу и не оставила свой участок без приказа.
Героически сражался гарнизон Брестской крепости. Отдельные группы её защитников продолжали сопротивление почти месяц.
На одной из стен сохранилась надпись «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина! 20.VII.1941 г».
23 июня 1941 года танкисты 22-й дивизии в районе Жабинки разгромили колонну немецких войск, а артиллеристы 235-го полка в районе Малориты подбили 21 вражеский танк и бронетранспортер. 30-я танковая дивизия до получения приказа командования об отходе в окрестностях Пружан сдерживала две танковые дивизии врага.
Да, действительно, уже 28 июня (!) врагом был захвачен Минск, но в ходе трёхдневных боев на его подступах воинами 64-й дивизии было уничтожено около 300 танков, броне- и автомашин противника, а оказавшиеся в окружении на западе от города соединения 3-й,10-й, 4 й и 13-й армии, в течение двух недель продолжали ожесточённо сражаться, приковав к себе около 25 немецких дивизий, предназначенных для броска на Москву.
23 дня продолжалась оборона Могилёва. Подвиг защитников города является одной из ярких страниц Великой Отечественной войны, недаром нередко Могилёв называют «отцом Сталинграда». Только 12 июля в 14-часовом бою возле д. Буйничи (ныне мемориальный комплекс «Буйничское поле» в 3 км. от Могилёва) было подбито 39 танков противника. Вместе с частями Красной Армии бились отряды народного ополчения фабрики искусственного шелка, кожевенного и труболитейного заводов. Шесть суток отбивал атаки врага батальон милиции под командованием капитана Владимирова в составе 250 бойцов, 230 из которых погибли.
Причём советские войска не только оборонялись, но и контрактовали, не всегда удачно, но урон врагу наносили. Можно вспомнить контрудар в районе южнее Гродно уже 24 июня, контрудар 6 июля 20-я армия силами двух механизированных корпусов в направлении Сенно-Лепель, в результате которого советские войска отбросили неприятеля на 30 — 40 км, 12-дневный рейд в тыл противника западнее Бобруйска кавалерийской группы генерала Городовикова, действия которой отвлекли на себя крупные силы противника, к тому же имели большое мобилизующее значение.
Непрекращающееся сопротивление советских войск в Белоруссии вынудили немецкое командование в последних числах июля принять решение о приостановке наступления, переходе к обороне и перегруппировке войск. И только сосредоточив на Гомельском направлении 25 переформированных дивизий, фашистские войска смогли вытеснить армии Центрального фронта с территории Беларуси, к концу августа оккупировав почти всю территорию республики.
Однако оккупация территории вовсе не означала капитуляцию белорусского народа. И ярчайшим примером непокорённости белорусов стало партизанское движение. Уже на пятый день (!) войны в Пинском районе был создан первый партизанский отряд «Красный Октябрь».
29 июня 1941 ЦК Компартии Белоруссии направил в тыл врага 28 диверсионных групп в количестве 1000 человек. К 1 августа на территории Беларуси действовал 231 партизанский отряд общей численностью свыше 12 тысяч человек. По сводкам немецкого командования в июле — августе 1941 года отмечались неоднократные факты нападения партизан на штабы, автоколонны и даже воинские части, двигавшиеся к фронтовой полосе, которые несли потери и были вынуждены вести настоящие бои на «завоёванной» территории. (Подробный рассказ, посвящённый партизанскому движению на территории Белоруссии, см. в статье «Подвиг твой, Партизан Победы, будет жить в веках!» http://inance.ru/2016/05/podvig/).
Но вернёмся к событиям первых военных дней. Никто не отрицает, что события первоначального этапа Великой Отечественной войны представляли прямую угрозу существования СССР, в том числе и Белоруссии, как его составной части, привели к увеличению числа жертв войны и страданий народа. И самое печальное, что причиной этого послужили серьёзнейшие ошибки и просчёты, допущенные политическим и военно-стратегическим руководством Советского Союза в довоенный и начальный период войны (см. http://inance.ru/2014/06/22june/). Характерный пример, «деятельность» командующего войсками Западного фронта генерала армии Д.Г. Павлова и его штаба в период с 22 по 30 июня 1941 года. Итоги этой деятельности подвела Военная коллегия Верховного суда СССР, которая в своём приговоре указала, что подсудимый Павлов является виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьями 193-17б «халатность» и 193-20б УК РСФСР «неисполнение своих должностных обязанностей», так как
в период начала военных действий германских войск против Союза Советских Социалистических Республик проявил трусость, бездействие власти, нераспорядительность, допустил развал управления войсками, сдачу оружия противнику без боя и самовольное оставление боевых позиций частями Красной Армии, тем самым дезорганизовал оборону страны и дал возможность противнику прорвать фронт Красной Армии…
Объективность таких выводов признаёт в своих мемуарах даже Никита Хрущёв, который не скрывает, что реабилитация Павлова в 1957 году была проведена по его инициативе в рамках организованной им антисталинской кампании , более того, благодаря его личному влиянию, вопреки обстоятельствам самого дела:
…если рассматривать вопрос с точки зрения юридической и фактической, на чём основывался суд, когда выносил приговор, то основания к осуждению были налицо.
Но мы против попыток переписать историю Великой Отечественной войны, против её фальсификации. Резкий всплеск фальсификации произошёл после 1991 года на постсоветском пространстве. Эти процессы не обошли и республику, хотя и в гораздо меньшей степени, чем в некоторых других бывших советских республиках. Однако и в Беларуси фальсификаторы достаточно «порезвились», да и пытаются продолжать свою деятельность по искажению исторической правды, и не только по отношению к Великой Отечественной войне. Чего стоит, например, подборка статей в «Белорусском историческом журнале», в которых утверждается, что
немецкие захватчики были безобидными людьми, которые ничего плохого не делали, только одно было плохое, что уничтожали евреев.
Или материалы учебного пособия по Великой Отечественной войне для ВУЗов, в которых «доказывается», что основной причиной поражения Красной армии в начале войны явились репрессии 1937 — 1939 годов, а в качестве обоснования своих умозаключений приводятся не соответствующие действительности цифры. Реальные цифры иные (http://www.xliby.ru/istorija/velikaja_obolgannaja_voina/p3.php).
Такие «лобовые атаки» неприятны, но не очень эффективны по своему воздействию на белорусов, так как в памяти народной ещё слишком свежа боль о войне. Гораздо больше тревожит тенденция, на которую указывает российский аналитик Григорий Смоктунов, руководитель объединения независимых экспертов «Росинформгруп». По его мнению при поддержке белорусских властей (?!) в последнее время на эксплуатации темы Великой Отечественной войны началась идеологическая обработка белорусского населения в очень своеобразном самостийном духе:
…Нацистский блицкриг (молниеносная война) был сорван именно в Белоруссии… В истории больше нигде не было такого массового партизанского движения, как в Белоруссии… Без белорусских партизан победа в войне была просто немыслима… Мир был так потрясён подвигом белорусского народа, что сразу после войны республика стала членом ООН…
Мы не считаем, что Григорий Смоктунов безусловно прав в своих обвинениях. Он явно несколько «сгущает краски» и торопится с выводами. Но даже малейшие проявления подобной тенденции опасны, о чём надо постоянно помнить. На Украине ведь тоже поначалу твердили только об особой роли своей республики в общей истории Великой Отечественной войны. Потом реабилитировали бандеровских бандитов и прочих пособников фашистов. И наконец, позволили их идеологическим наследникам прийти к власти.
Вся история Великой Отечественной войны, включая особенно её начальный период, ещё одно подтверждение силы духа белорусского народа, как и других братских народов, защищавших свою Родину в этой войне, свидетельство непобедимости того народа, который готов до конца сражаться за свою свободу и независимость. Опыт Великой Отечественной войны актуален и для нашего непростого времени. Он учит нас не забывать о бдительности, крепить сплочённости и единство общества, своевременно пресекать малейшие проявления фашизма, экстремизма и их разновидностей, укреплять экономическую основу государства, уделять должное внимание вопросам обороны страны, повышению боевой готовности Вооруженных Сил.
И именно 22 июня — это день, когда об этом стоит каждому из нас ещё раз вспомнить.