5 июня родился Адам Смит (1723 — 1790) — автор теории экономического либерализма, основные положения которой нашли отражение в последующем как теории монетаризма.
В 90-е годы либеральные младореформаторы разорили российскую экономику, обобрали каждого гражданина, унизили достоинство всех национальностей, входящих в состав многонационального русского народа, и подвели страну на грань демографической катастрофы.
То, что населению нашей страны либералы 90-х, скармливали под соусом рыночной экономики, на самом деле не имеет к ней никакого отношения, поскольку ещё Дж. К. Гелбрейт, советник двух президентов США в своей книге «Экономические теории и цели общества» усматривает в экономической системе США две подсистемы, взаимодействующие друг с другом, которые он называет «рыночной системой» и «планирующей системой».
«Рыночная система». В ней фирмы действительно функционируют в условиях конкуренции, и она большей частью представлена мелким бизнесом (главным образом семейным), который в силу своей отраслевой принадлежности и специфики рынка не имеет перспектив когда-либо стать крупным.
«Планирующая система». Она представлена крупными корпорациями, которые подчинили себе цены на рынке своей продукции и производственные издержки, работают на основе внутрифирменного долгосрочного планирования и внутриотраслевого и межотраслевого сговора (большей частью косвенного, негласного и потому юридически не наказуемого) о ценах, объёмах производства и т.п. практически без какой-либо конкуренции за рынки и покупателей. Целью их деятельности является приемлемый уровень доходов на долгосрочных интервалах времени, а не удовлетворение потребностей общества и не разрешение его проблем.
«Рыночная подсистема» служит культу мифа о свободе частного предпринимательства, о наличии «планирующей подсистемы» — умалчивают. Дж. К. Гэлбрейт именует «планирующую подсистему» «социализмом для Дженерал Моторс и Локхид», поскольку они (даже при полном провале проводимой ими научно-технической политики) практически полностью гарантированы от банкротства и своим положением на рынке, и своими взаимоотношениями с государственным аппаратом, что и отличает их от фирм, отнесённых Дж. К. Гэлбрейтом к «рыночной подсистеме», которые действительно борются за своё выживание в конкурентной борьбе, и в которой социальная защищённость и наёмного персонала, и предпринимателей-собственников находится на несопоставимо более низком уровне, нежели в «планирующей системе».
Жизнь общества в условиях провозглашения «свободного рынка», когда реально он несвободен приводит к тому, что управление концентрируется в узком кругу немногих международных кланов и корпораций.
Реально — это современный финансовый капитализм — немного окультуренный и приглаженный феодализм, который под идеей глобализации скрывает банальный колониализм. В науке этот коктейль получил название неолиберализм, который построен на теориях неоклассической экономики, в том числе и Адама Смита.
Приставка «нео» в неолиберализме и неоклассической экономике в современной интерпретации «уничтожила» ренту. Точнее рента была практически вписана в понятие капитала. Ведь в капитализме рента не может подвергаться политическим нападкам, и соответственно, в капиталистической науке рента исчезла из экономических дискуссий и моделей.
Таким образом, если ВВП — это про производство, то почему монетарная политика занимается рентой? А потому, что финансовый (банковский) капитализм — это неофеодализм, который интересуется, в первую очередь, недвижимостью и рентой с неё. В некоторых странах они даже «пробили» налоговые льготы для процентов по жилищной ипотеке. Хотя такие льготы, но для юридических лиц, во всех странах являются обычным делом. В этом смысле их классический источник доходов под названием «рабочая сила» довольствуется лишь тем, что ему остаётся с барского стола — после ренты и капитала. А потом они рассказывают про кризисы перепроизводства и необходимость сокращать производство, социальные расходы и увольнять работников.
В 20-е и 30-е годы ХХ века коммунисты впервые доказали серьёзность своих исторических намерений и удержания власти.
В этот период появляется неолиберальная школа (Людвиг фон Мизес, Фридрих Август фон Хайек, чуть позже — Карл Поппер и Раймон Арон), которая формулирует идеологический тезис: либерализм — это не переходная стадия от феодализма к марксизму и социализму, это совершенно законченная идеология, которая обладает эксклюзивной монополией на наследие Просвещения и Нового времени; сам марксизм — это никакое не развитие западной мысли, но регрессивный возврат под «модернистскими лозунгами» к феодальной эпохе эсхатологических восстаний и хилиастических культов.
Неолибералы доказывали это как системной критикой немецкого консерватора Гегеля, так и ссылками на «тоталитарный» советский опыт и призывали вернуться к корням — к Локку и Смиту, жёстко стояли на своих принципах и критиковали социал-либералов за их уступки и компромиссы.
Неолиберализм как теория яснее всего был сформулирован в Европе (Австрия, Германия, Англия), но своё масштабное воплощение получил в США, где либерализм преобладал в политике, идеологии и экономической практике. И хотя в эпоху Рузвельта и в США были сильны социал-либеральные тенденции (эпоха New Deal, влияние Кейнса и т.д.), неоспоримое преимущество было у либеральной школы.
В теоретическом смысле это направление получило наибольшее развитие в Чикагской школе (Милтон Фридмен, Фрэнк Найт, Генри Саймонс, Джордж Стиглер и др.).
Название одной из самых известных книг Фридмена «Капитализм и свобода» (1962) — это одновременно и суть политической философии автора: капитал и его владелец должны быть максимально свободны от давления со стороны государства. Как относится к нему Фридмен, лучше всего иллюстрируют известные афоризмы экономиста:
Прогнозировать средние экономические показатели — всё равно что уверять не умеющего плавать человека, что он спокойно перейдет реку вброд, потому что её средняя глубина не более четырех футов,
Правительственное решение проблемы обычно хуже самой проблемы,
Правительства никогда ничему не учатся — учатся только люди.
В 1956 году в Чикаго вышел коллективный труд «Изучение количественной теории денег», под редакцией профессора Милтона Фридмена. Началась эпоха монетаризма в науке, которая оказала влияние на государственную политику. Это означало, что регулирующие воздействия осуществляются не через ставку процента, налоги или расходы государства, а через объём денежной массы. Вместо фискальной политики предлагается активная кредитно-денежная политика, что идёт вразрез с теорией Кейнса.
Монетаристы расходятся с кейнсианцами не только в вопросах роли денег в экономике, но и прежде всего в оценке функционирования рыночного хозяйства в целом. Они считают, что рыночная экономика довольно устойчива и рыночный механизм способен самостоятельно восстанавливать экономическое равновесие. Поэтому монетаристы выступают против активного вмешательства государства в экономику, отстаивают принципы свободной конкуренции вообще и в денежной сфере в особенности. Деньги рассматриваются монетаристами как решающий фактор развития производства. Чрезмерное государственное регулирование денежно-кредитной сферы может спровоцировать, по их мнению, экономический кризис. Доказательство этому они находили не только в кризисах середины 70-х, но и начала 80-х годов.
Анализ деловых циклов и денежного обращения позволил М. Фридмену и его единомышленникам существенно модернизировать классическую количественную теорию денежного обращения, особенно для краткосрочных временных интервалов. Так, монетаристы, рассматривая скорость обращения денег как переменную величину, считают, что предлагаемая ими теория позволяет предсказать поведение этой переменной. В качестве основных факторов, определяющих скорость обращения денег, они выделяют — ожидаемый уровень инфляции и процентную ставку;
Кейнсианскую теорию они считали ошибочной и внутренне противоречивой. Поэтому главным объектом регулирования, по их мнению, должна быть не процентная ставка, а темпы роста предложения денег. Центральный банк должен проводить в жизнь постоянную предсказуемую денежную политику и следовать простому правилу постоянного роста денежной массы. Темпы роста денежной массы должны быть достаточными, чтобы, с одной стороны, обеспечивать рост реального ВНП, а с другой стороны, не вызывать инфляционных процессов в экономике.
Чикагский профессор М.Фридмен, опираясь на свою теорию денег, предложил программу преодоления инфляции. Его теория вошла в историю экономической науки по названием «монетаризм».
Правительствам Фридмен предложил следующую программу преодоления инфляции (о ней недавно писали в статье «Понятная экономика у Набиуллиной, а вы держитесь…» http://inance.ru/2016/06/ponyatnaya-ekonomika-derzites/):
Всё для того, чтобы сохранить потоки денег в мировую банковскую систему!
Современная денежная теория, включающая элементы монетаризма, неоклассической «экономики предложения» и др., получила также название — «Вашингтонский консенсус».
Ему уже есть альтернатива — «Санкт-Петербургский консенсус», принятый в Брюсселе (http://newyouthpolicy.org/ru/articles-ru/258-spb-consensus-rus).
Его положения кратко можно сформулировать так:
Основная цель функционирования экономики — это гарантированное удовлетворение жизненных потребностей людей и общественных институтов биосферно-безопасным способом в преемственности поколений. Достигается она управлением набором контрольных параметров, которые в «Вашингтонском консенсусе» по оглашению предоставлены «рынку».
Концепция устойчивого развития на основе стратегии расселения на принципах ландшафтно-усадебной урбанизации — ядро методологии достижения основной цели функционирования экономики. Необходимо переходить от безудержного перемалывания ресурсов на основе увеличения численности городов (мегаполисной урбанизации) к рациональному землепользованию и комплексному освоению территорий. А для реализации этой концепции необходимо изменить монетаристский подход на альтернативный ему.
Организационно-технологический подход вместо финансово-счётного, когда во главе угла — учёт и планирование экономики в натуральных показателях, а не в финансовых. Что влечёт за собой следствием выстраивание устойчивых технологических цепочек, встроенных в биосферу, как альтернативу бесконечной погони за прибылью.
А для осуществления этого необходимо:
Сбалансированное применение плана и рынка. План — это совокупность целей производственной системы, средств и методов их достижения, рынок — это только одно из средств достижения этих целей. А для настройки их совокупности необходимо правильное сочетание директивно-адресных и бесструктурных методов регуляции и саморегуляции экономической системы.
Для составления плана государственного развития и настройки рыночного механизма на достижение целей плана необходимо:
Использование метрологически состоятельных балансовых моделей продуктообмена и финансового обмена в народном хозяйстве. В частности, использование моделей межотраслевых балансов для замыкания всех планов развития отраслей между собой при составлении общего плана развития является гарантией того, что будут осуществляться:
Политика планомерного снижения цен вместо политики планомерного их повышения и жёсткий контроль цен на товары, составляющие базу прейскуранта — группу товаров, от которых напрямую зависит большинство остальных цен: энергоносители, сырьё, средства производства и пр.
Определение взаимного курса валют через энергетический инвариант прейскуранта. Инвариант прейскуранта это — продукт, количеством которого можно выразить цены всех без исключения остальных продуктов.
Энергетический стандарт обеспеченности платёжной единицы, который определяется отношением:
годовой объём производства электроэнергии
объём средств платежа, находящийся в обращении.
По договорённости возможны иные варианты расчёта энергетического стандарта, но привязка к объёмам энергии в том или ином виде — обязательна.
Международная торговля, которая может осуществляться в разных вариантах:
Первый — государствами участниками используется единая валюта. В таком варианте необходим жёсткий контроль за эмиссией валюты, иначе будет та же история, что и с долларом. К тому же необходим международный орган, который будет иметь полномочия планировать развитие, распределять налоги и дотации по государствам, входящим в зону действия данной валюты. Государствам участникам придётся отказаться от части экономического и политического суверенитета в пользу такого общего центра.
Второй — создаётся фонд или консорциум, в который государства участники вносят депозит свои валюты по энергетическому стандарту. Другие страны могут выкупить по данному курсу валюту страны, с этими средствами войти на её рынок и купить то, что им необходимо. Энергетический стандарт, который будет использоваться во взаимных операциях, определяется странами участниками по предварительной договорённости.
Второй вариант предпочтительнее, поскольку сохраняет суверенитет государств.
Запрет на ссудный процент. Беспроцентное кредитование вместо ростовщичества. Долевое участие банков-инвесторов, давших беспроцентный кредит, в прибылях проектов.
Проведение политики подавления искусственного воспроизводства спроса на товары, которые действительно необходимы для жизни. То есть запрет на нерациональное использование ресурсов через возбуждение потребления разнообразной «модой», различными маркетинговыми манипуляциями, и технологиями планируемого устаревания.
Запрет на создание рынков товаров, ценность которых вымышлена. Сегодня по различным данным в так называемом спекулятивном секторе экономики крутится до 500 триллионов (!) долларов и только 50 триллионов долларов покрыты сегодня товарной массой. Биржи, ценные бумаги, акции, как инструмент спекуляции, должны уйти в историческое прошлое, так как являются помехой управлению на основе межотраслевых балансов. Необходимо установить запрет на продажу ценных бумаг в течение 2—3 лет после их приобретения, что сделает спекуляцию невозможной, либо же трудноосуществимой.
Налогово-дотационный механизм — средство бесструктурной настройки макроэкономической системы на цели государственной политики, выраженные в плане развития. Должна применяться прогрессивная шкала налогообложения, а налоговая база — состоять только из юридических лиц, что облегчит контроль, учёт и уменьшит количество занятых людей в обслуживании налоговой сферы.
Дотации и субсидии — необходимое средство развития стратегически важных отраслей, а также средство помощи тем отраслям, которые пострадали от стихийных бедствий или управленческого непрофессионализма.
Распределение дотаций базируется на конкретных показателях межотраслевых балансов, что исключает ситуации, когда денег слишком много или слишком мало.
Обеспечение в разумные сроки массового осуществления научно-внедренческих циклов в их полноте во всех отраслях экономики и иных сферах деятельности общества. Научно-внедренческий цикл — процесс от постановки исследовательских задач в области фундаментальной науки до воплощения достижений в производстве массово потребляемой продукции (включая и услуги).