9 марта 2016 года было воссоздано Общество русской словесности. 25 — 26 мая 2016 года состоялся первый Съезд Общества.
Что мы знаем о Русском Языке? То что языком можно воздействовать на окружающий мир, изменять его. При этом родным языком все мы пользуемся с детства легко и свободно, и в нём всё «само собой» разумеется естественным образом, без каких-либо усилий. Если посмотреть на людей, то уровень владения языком связан с уровнем развития человека — у люмпена язык словно обрезанный. А у людей, которые стремятся познать мир, раскрыть вопросы общественной значимости, смысла жизни человека — для них язык становится словно бы незнакомым и бедным, не позволяя выразить мысль. И это одинаково характерно и для так называемых «простых смертных», и для так называемых «гениев».
Прежде чем что-то построить, человек должен осмыслить, что именно он собирается делать, каким образом он это будет делать. И главное средство осмысления всего — язык. Язык способен передать всё — от глобальных идей до мельчайших деталей. В наших руках мощный инструмент и нужно научиться им пользоваться..
На что нацелено воссозданное общество и что оно реально может сделать для русского языка и страны?
Одной из первых организаций, целью которой полагалось распространение грамотности и литературное просвещение народа, было Общество любителей Российской словесности при Московском Университете, которое появилось в России в 1811 и просуществовало до 1930 года. Задачей этого литературно-научного общества ставилось «способствовать успехам отечественной словесности, как главному средству к распространению просвещения». Общество активно занималось издательской деятельностью. Среди опубликованных им изданий — «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля. В разное время пост председателя Общества занимали А.А. Писарев, М.Н. Загоскин, И. С. Аксаков, И.А. Бунин. Активное участие в его деятельности принимали А.К. Толстой, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский и другие выдающиеся русские писатели и поэты.
После 1917 года при Обществе были созданы комиссии: Пушкинская, историко-литературная и современной литературы; изданы сборники «Тургенев и его время» (1923), «Пушкин» (т. 1 — 2, 1924—30). И новое общество призвано стать преемником того, первого.
Воссозданное Общество русской словесности озаботилось сохранением русского языка и литературы — прежде всего в отечественной школе. Когда оно только было создано, то эта новость не произвела особого впечатления: одни (немногие) написали, как хорошо, что церковь открыто взялась защищать русскую культуру, и как жаль, что этого не делает государство; другие (их было больше) написали, что поповщина захлёстывает школу и что литературу хотят свести к проповедям. И те и другие высказывания были абсолютно ожидаемы, а значит, совсем не информативны.
На наш взгляд, новость достойна более внимательного взгляда.
По словам патриарха Кирилла, возглавить Общество русской словесности ему предложил президент Владимир Путин.
Кроме того, в ходе заседания патриарх выразил обеспокоенность результатами по русскому языку и литературе, которые российские школьники демонстрируют в последние годы на Едином государственном экзамене. По его мнению, подобное говорит «о низком уровне развития общества»:
То, что допустимо в слаборазвитых странах, не может быть допустимо в стране Пушкина, Лермонтова, Достоевского, в стране, где в самое тяжёлое время была преодолена безграмотность, в стране, которая достигла очень высокого уровня образования.
Следует вспомнить, что 2 октября 2013 года по итогам заседания Совета при Президенте по культуре и искусству Владимир Путин подписал перечень поручений.
В частности, правительству Российской Федерации было поручено
принять меры по совершенствованию федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, исходя из необходимости повышения требований к результатам изучения русского языка и литературы и необходимости учёта при оценке степени освоения соответствующей образовательной программы полного общего образования результатов публичной защиты обучающимися индивидуальных проектов в форме сочинения.
О необходимости вернуть сочинения говорили многие — и прежде всего учителя-словесники — давно, с самого момента его отмены. Отмечали и полную непригодность ЕГЭ как формы тестирования по литературе, и утрату школьниками способности связно излагать свои мысли, и все больший процент ничего не читающих учеников — а значит, уход русской классики из культурного кругозора молодых поколений, и многие другие печальные последствия отмены школьного сочинения.
Проблема сегодняшней школы в том, что сейчас никому не нужно умение логически мыслить и выстраивать логические цепочки речи. Идёт деградация культуры языка и речи.
Но для начала предложили бы поэкспериментировать. Например, попросить учителей написать школьные сочинения, которые независимые люди проверят на грамотность и стилистическую последовательность. Понимаем, что наши слова возмутят педагогическое сообщество, но мы имеем деградацию по обе стороны: и у тех, кто за партами сидит, и у тех, кто у доски преподаёт. Конечно, возвращение сочинения — это шаг вперёд, но надо безотлагательно принять меры, чтобы вернуть минимальный уровень образования в гуманитарной сфере. Надо признать, что есть важнейшие сферы жизни, имеющие отношение к национальной безопасности в стране, они могут иметь отложенный эффект. Грубо говоря, изучение Пушкина, хотя и прямо не содействует обороноспособности страны, но ничуть не менее важно, чем работа физика-ядерщика, потому что учит думать, а если страна не будет думать, то ракеты скоро будем покупать у Индии, потому что их некому будет у нас проектировать и строить. Почти десять лет в нашей стране гробили образование, а теперь 107 лет понадобится на его восстановление, только потом родится микро-Ломоносов, а потом уже и настоящий.
Люди очень обеспокоены падением уровня культуры молодого поколения: Достоевского от Чернышевского отличить не могут, зато все владеют английским языком… Без великой русской литературы у молодёжи нет шансов самоидентифицироваться как народ в этом мире.
Эксперты приводят неутешительную статистику: более 60 процентов населения страны использует ненормативную лексику, а 28 говорят на так называемом компьютерном языке.
Важно указать, что появление общества Русской словесности — прямое эхо начальственного прозрения, случившегося в 2014 году. Тогда, если помните, ЕГЭ провели как-то особенно честно, из-за чего пришлось задним числом снизить объявленный минимум удовлетворительной оценки по русскому языку в полтора раза, с 36 баллов до 24, узаконив таким образом двойку как нормальный выпускной балл. На фоне вечных рассказов Минобразования РФ о том, как всё в школе хорошо, а скоро станет ещё лучше, получился громкий скандал. Советник президента по культуре Толстой назвал результаты экзамена чудовищными; выразил явное недовольство и сам президент Путин, призвав «ещё раз вернуться к программам преподавания русского языка, требованиям к качеству работы преподавателей».
И как Минобразования откликнулся на призыв президента? Месяца через два в очередном своём докладе посулил к 2020 году:
увеличение доли учеников, сдавших русский язык или литературу более чем на 60 баллов, с 45% учащихся до 48%.
Обещают стыдливо мало — всего 3% за 6 лет!
Итого: школьная словесность в развале, надо что-то делать, но Минобразования делать ничего не хочет ли, не может ли — в общем, не будет. Тупик.
Попыткой выйти из этого тупика и явилось создание Общества русской словесности (далее — ОРС) во главе с патриархом, но сможет ли новое общество найти действенные способы для спасения школы? Одно ему точно по силам: оно пробьёт цензуру министерства. Уже много лет все сколько-нибудь заметные обсуждения сферы образования происходят только и исключительно под жёстким контролем Министерства образования. Дискуссий Минобразования почему-то не допускает. Критикам бесконечной нашей «реформы» не то что слово молвить не дают — их и на порог-то пускают не часто.
Теперь, похоже, будет не так. На учредительном собрании ОРС говорилось, что оно намерено стать открытой площадкой — патриарх не раз подчеркнул: нейтральной и благожелательной площадкой — для обсуждения школьных проблем. В скором времени общество проведёт два общероссийских форума: съезд педагогов-словесников и съезд родительской общественности; оба, вероятно, без фильтровки делегатов образовательными начальниками. Думается, что на этих форумах речь пойдёт не о нескончаемом «совершенствовании ЕГЭ», как на тусовках Минобразования, а о настоящих бедах — и настоящей борьбе с ними.
https://www.youtube.com/watch?v=R_mwmDtQoQw — видео
И вот 26 мая 2016 года Владимир Путин в своей речи на Заседании Общества русской словесности ещё раз вполне недвусмысленно описал те задачи, которые призвано решать ОРС:
Как преемник Общества любителей российской словесности, созданного в 1811 году, оно призвано объединить профессионалов и экспертов, учителей и родителей, деятелей культуры, стать площадкой для выработки консолидированных подходов по вопросам продвижения русского языка, популяризации отечественной литературы, помощи молодым и талантливым писателям и, конечно, решения проблем филологического образования.
Опыт такого рода у наших авторитетных общественных организаций есть. Достаточно вспомнить Российское историческое и Русское географическое общества, которые успешно разрабатывают образовательные концепции в своих сферах.
Очень рассчитываю, уважаемые коллеги, что Общество русской словесности станет и одним из ключевых участников реализации Государственной культурной политики, основы которой были утверждены в 2014 году, ведь одно из центральных мест этого документа отведено именно проблемам русского языка и литературы. В этой работе вы можете рассчитывать на самую серьёзную поддержку со стороны государства.
Насколько успешно или неуспешно идёт разработка «образовательных концепций» в сфере истории или географии, мы не будем дискуссировать, а обратим внимание на общую стратегию, взятую руководством страны в этих сферах.
Помимо государственных министерств теперь создаются общественные организации, которые призваны выступать цензорами проектов и документов министерств. Таким образом пытаются реализовать общественный контроль за деятельностью министерств. Те же функции несёт и ОНФ. И именно на эту составляющую деятельности Общества русской словесности сделал акцент Владимир Путин, а не на общие для всех организаций такого рода «продвижения… популяризации… помощи», указав при этом на то, что деятельность всех таких организаций должна ориентироваться на Основы государственной культурной политики, которые призваны синхронизировать и сонаправить усилия множества людей в отношении управления культурой.
Понятно, что на текущий момент много вопросов: и к самим организациям, поскольку многие видят в них очередные «кормушки»; и к Основам культурной политики, которые не совсем синхронизированы с другими документами, вроде Стратегии национальной безопасности. Главное — это стремление выстроить комплексную систему управления с прямыми (министерства) и обратными (общественные организации). Чем-то эта архитектура напоминает то, что было реализовано на своём уровне в СССР, когда помимо министерств, были созданы Союзы художников, писателей и пр., которые осуществляли во многом цензурные функции.
Проблемами советской системы были:
Планы, заявленные Обществом русской словесности, дают прекрасный шанс для перемен к лучшему в отечественной школе просто потому, что открывают брешь в давней монополии. В какой степени этот шанс будет реализован, зависит главным образом от экспертного сообщества, от того, в какой мере оно сумеет преодолеть горы накопившейся взаимной неприязни. К сожалению, среди филологов и педагогов (не только среди них, но сейчас именно о них речь) давно и категорически нет единства, каждый тянет одеяло на себя, и сообщество не способно объединиться даже для дела, которое все оппоненты считают благим. В сущности, вопрос сейчас формулируется совсем просто: способно ещё экспертное сообщество на «компетентную и уважительную дискуссию» или нет. Ответ мы, по всей вероятности, достаточно скоро узнаем.
Наши современники пытаются наверстать то, что было когда-то упущено. Но только их старания мало. Нужно всем этого захотеть. Губили-то вместе, а прячемся за спинами пары сотен человек?!. Не стыдно ли нам будет передавать будущему поколению такой испорченный язык? Что мы скажем потомкам потом в свое оправдание? А сказать-то нам будет нечего, словесность-то угасает! И пока она не угасла совсем, нам стоит не наблюдать за деградацией нашего языка, а помочь ему окрепнуть, встать на ноги, чтоб не отступили «в неизвестность русской речи чудеса».
Наш язык — это единственное, чего не сможет отобрать у нас враг, время или наша глупость. И как бы мы ни были подвержены влиянию извне, у нас должны остаться самые священные слова, которые не сможет забыть ни один русский человек — «слава», «родина», «верность», «свобода», «честь» и «совесть». Надеемся, что им не подберут эквивалент в иностранном языке…