Метафора «древа познания» — при её адекватной интерпретации — даёт полное представление об этом вопросе. Обратимся к рисунку слева:
- почва — объективная реальность как таковая, включая тексты и иные памятники культуры, зафиксировавшие результаты познания (включая и заблуждения и злоумышленную1 ложь), унаследованные от прошлых эпох;
- корни — методология познания, т.е. субкультура, ориентированная на извлечении новых знаний из объективной реальности;
- ствол — достаточно общая (в смысле универсальности применения) теория управления: сама по себе она — абстракция, не содержащая никакой конкретики, кроме объективных закономерностей, на основе которых строится управление всегда и всюду;
- ветви и листья — специализированные научные дисциплины как фундаментального, так и прикладного характера;
- на ветвях — плоды, т.е. результаты научного познания, воплощённые в жизнь общества;
- граница ствола и каждой ветви — метрология в форме специфической научной дисциплины или теоретически неформализованного навыка, определяющая порядок установления взаимосвязей абстракций соответствующей специализированной научной дисциплины и объективной реальности как таковой (её предметной области).
Исторически реально «древо познания» не растёт само по себе в силу концептуальной обусловленности науки и научно-исследовательской деятельности. Т.е. «садовником», под контролем которого растёт «древо познания» в любом культурно своеобразном обществе,является та или иная концептуальная власть, которой подчинена жизнь этого общества.
Источник