За более чем шестидесятилетнюю историю Международный Валютный Фонд (МВФ) прошёл путь от второстепенного кредитора, до организации, которая определяет экономическую политику большинства развивающихся стран и стран с переходной экономикой. На протяжении почти семи лет с 1992 года, года вступления России в МВФ, её экономическая политика полностью подчинялась требованиям МВФ, который являлся в то время главным кредитором страны. Что позволило МВФ за столь небольшой срок превратиться в ведущую международную финансовую организацию — субъект мировой экономики, чьи прогнозы и решения влияют как на экономику отдельных стран, так и на мировую экономику в целом? Почему принятая в 1993 году Конституция РФ отражает политику и требования МВФ? Эти и другие вопросы рассмотрим в данной статье.
Российская Федерация подала заявление о присоединении к МВФ и МБРР (Международный банк реконструкции и развития) 7 января 1992 года. Одновременно с учётом требований МВФ был разработан Меморандум об экономической политике РФ, утвержденный правительством 27 февраля 1992 года.
27 апреля 1992 года Совет управляющих МВФ проголосовал за приём России и тринадцати других бывших советских республик. После подписания Статей Соглашения Фонда 1 июня 1992 года и учредительных документов Мирового банка 16 июня 1992 года Россия официально стала участницей этих организаций, что означало интеграцию нашего государства в «мировое экономическое сообщество». Именно поэтому, как показывает анализ структуры внешней задолженности России, основными её кредиторами стали так называемые Международные финансовые организации.
В ходе дискуссий о предполагаемом вступлении СССР в МВФ специалисты оценили возможную квоту Советского Союза в диапазоне от 4 до 7 млрд. долл.(3,5 — 6% капитала Фонда). После распада СССР МВФ разделил его квоту между пятнадцатью бывшими советскими республиками. Кроме того, в соответствии с девятым пересмотром квот они увеличены на 50%. По величине квоты (4,3 млрд. СДР, или 5,9 млрд. долл.) Россия занимает девятое место вслед за Канадой. Такая квота не даёт России права на постоянное место в Исполнительном совете, в отличие от стран с наибольшими квотами (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция).
Членство в МВФ налагает на Россию и другие страны СНГ обязательство выполнять требования, зафиксированные в его Уставе.
Во-первых, обязанностью стран-членов МВФ является поддержание конвертируемости национальных валют и недопущение дискриминационной практики в сфере текущих операций платёжного баланса.
Во-вторых, страны-члены должны регулярно предоставлять МВФ статистические данные о своей экономике, платёжном балансе, золотовалютных резервах и т.д.
В-третьих, они обязаны допускать на свою территорию представителей Фонда для изучения на месте состояния хозяйственного механизма и характера макроэкономической политики.
Кредиты МВФ обусловлены выполнением странами бывшего СССР ряда политико-экономических условий, которые содержатся в разрабатываемых ими совместно с Фондом программах экономической стабилизации.
МВФ (IMF, International monetary fund) — это финансовая организация, обладающая статусом специализированного учреждения ООН. Создан в 1947 году решением Бреттон-Вудской конференции 1944 года по инициативе Президента США Ф.Д. Рузвельта.
Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт — высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США. Окончательный вариант соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 года — официальная дата создания МВФ, который начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы.
Ещё не закончилась 2-я Мировая война, США торговались с СССР, выбирая выгодный момент для открытия второго фронта против фашистской Германии и её многочисленных союзников с целью участия в переделе мира, а «элиты» США уже думали о послевоенном его устройстве. Цель МВФ, которую они установили, — это объединение денежных ресурсов мира для реконструкции его послевоенного устройства, ускоренного восстановления экономического потенциала, перевооружения своих союзников для достижения своих целей. За счёт оказания «помощи» развивающимся странам…
Согласно Бреттон-Вудскому соглашению, единым мерилом богатства всех стран предлагалось быть не золоту, а валюте одной из стран, конкретно — доллару США. Иосиф Сталин отказался пойти на поводу у США.
Как говорят историки, через несколько лет Сталин определил доллару «Самое большее — 4 рубля». Изначально, предлагали покупать доллар по курсу 53 рубля. Курс Сталину показался чересчур грабительским, поэтому он отказался от доллара, привязав в 1950 году рубль к золоту. Благодаря этому, экономика СССР (да и политика) не зависела от США. Почему же Сталин не подписал Бреттон-Вудские соглашения? Может уже тогда он задумал создать свою финансовую систему, начало которой и положила реформа 1947 года. Об этом мы писали в статье «Денежная реформа 1947 года — наш ответ Бреттон-Вудским соглашениям» (http://inance.ru/2016/02/dengi-1947/).
«Денежная реформа 1947 года — наш ответ Бреттон-Вудским соглашениям» http://inance.ru/2016/02/dengi-1947/
Такой несговорчивости Сталину не простили, как следствие — СССР стал «Империей зла», а сам Сталин — «деспотом и тираном».
Следует также отметить, что для продвижения могущества доллара действуют четыре финансовых института, из которых три были созданы с нуля в Бреттон-Вудсе. Это Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк и ГАТТ — Генеральное соглашение по тарифам и торговле, ныне именуемое ВТО. И один относительно старенький (всего 30 лет существовавший) институт, которому придали дополнительные функции — Федеральная резервная система США (ФРС). Она стала регулировать доллар не только как национальную, но и мировую валюту.
ФРС — детище «мировой закулисы», действовавшей через американского предпринимателя, финансиста Джона Пирмонта Моргана со товарищи в целях подчинения США, а через них и весь мир гегемонии доллара. В ноябре 1910- го на острове Джекил, на даче Моргана состоялось секретнейшее совещание группы международных банкиров и сенаторов США, о котором никто не знал аж до 1940-х годов. Там и было принято решение о создании первого частного центрального банка, который должен был рефинансировать банки и контролировать всю финансовую систему США. И к концу 1913 года закон о федеральном резерве был принят.
В 1991 году «помощь», займы развивающимся странам от МВФ составили 750 млрд. фунтов стерлингов, а проценты по долгам за ранее предоставленную «помощь» — 76 млрд. фунтов стерлингов. Неплохая «помощь» собрана МВФ с развивающихся стран, в том числе и с РФ.
Крупнейшие страны-заемщики: Греция, Португалия, Ирландия, Украина. Всего же кредиты МВФ сейчас выданы 35 странам.
В настоящее время МВФ объединяет 188 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран, основными функциями МВФ были и остаются контрольные функции за всеми странами-участниками.
Политика и рекомендации МВФ часто подвергаются критике со стороны экономистов и политиков. Оснований для такой критики достаточно: слишком часто страны, сотрудничавшие с фондом, не получали улучшения ситуации, а порой — она ухудшалась.
Первым кризисом, с которым не удалось справиться МВФ, стал мексиканский 1994 года, который распространился и на другие страны Латинской Америки. Он возник как следствие ряда причин, среди которых: дефицит платёжного баланса, искусственная поддержка валютного курса, недостаточная структурная перестройка, низкая доля добавленной стоимости в экспорте, преобладающее развитие внешнего сектора над внутренним, недооценка опасности возрастания внешнего долга (перечень практически полностью соответствует нынешней ситуации на Украине). Этот кризис ясно показал, что нельзя использовать с одинаковым успехом одни и те же инструменты в разных странах, даже одного региона и примерно одинакового уровня развития.
Следующим стал азиатский кризис 1997 года. Здесь МВФ оказался не только неспособным стабилизировать ситуацию, но наоборот — стал одним из факторов углубления кризиса. Некоторые экономисты после этого стали даже призывать к прекращению деятельности МВФ в том виде, в котором он существовал. Но чем на самом деле был вызван этот кризис? Внутригосударственной коррупцией, чрезмерным срастанием власти и бизнеса, что всегда порождает неустойчивую экономику? Слепым следованием рецептам МВФ, обострившимися противоречиями внутри Ямайской валютной системы? Или просто невниманием специалистов МВФ по отношению к своим азиатским клиентам? В поисках ответов на подобные вопросы мировая экономическая общественность так и не пришла к единому мнению.
Фонд обвиняют и в том, что он заставил Югославию прекратить экономическое выравнивание регионов, что привело к росту сепаратизма, гражданской войне и в конечном итоге — развалу страны. А в 1989 году МВФ предоставил Руанде заём при условии, что правительство перестанет оказывать поддержку фермерским хозяйствам и проведёт девальвацию местной валюты. Это привело с снижению доходов населения и началу кровавой гражданской войны. Вообще, широк список африканских стран, которые фонд разорил своими требованиями структурных реформ.
Джозеф Стиглиц
Одним из самых острых критиков МВФ в настоящее время является Джозеф Стиглиц, лауреат Нобелевской премии по экономике. Он говорит:
Приватизация, рыночная либерализация, фискальная экономика — вот три столпа, на которых держится политика МВФ, а остальное доделает «невидимая рука рынка».
Но именно в силе этой невидимой руки и сомневается Стиглиц:
Я изучил провалы в деятельности как рыночного механизма, так и государства и не был столь наивен, чтобы полагать, что последнее может исправить все недостатки функционирования рынков. Однако я не был и таким глупцом, чтобы считать, что рынки способны сами решить все социальные проблемы.
В противовес «рыночным фундаменталистам», он выдвинул концепцию «вторичного изобретения государства» — более эффективного и отзывчивого.
Другой нобелевский лауреат, Милтон Фридман, говорит, что приватизация не должна становится самоцелью. И приводит в пример Китай, который не последовал советам МВФ, а выбрал свой путь, поставив на первый план увеличение количества рабочих мест, а не приватизацию. Сельхозугодья в стране до сих пор не перешли в частную собственность, но экономика росла быстрыми темпами, а уровень иностранных инвестиций выше, чем в США.
Подавляющее число неудач программ помощи МВФ по большому счёту связано с одним фактором — некомпетентностью. Причём взаимной. С одной стороны, эксперты фонда предлагали меры, которые теоретически эффективны и даже помогали кому-то, но не учитывали особенностей конкретной страны. С другой стороны, власти страны, остро нуждавшиеся в деньгах, готовы были брать их на любых условиях, не понимая рисков, с которыми связана реализация требуемых мер. Тем более, что о рисках часто вообще не думали, т. к. реальной задачей было заполучить средства и быстрее их «распилить», а долги повесить на государство (как в России).
Первые реальные контакты руководства нашей страны (М.С. Горбачёв, А.Н. Яковлев и другие) с МВФ были в 80-х годах. Затем в 1987 году по рекомендациям фонда были приняты правительственные решения ЦК КПСС и СМ СССР по либерализации экономики. Они положили начало переходу к «рыночной экономике». Но базирующейся не на теоретической модели (социалистической) регулируемого рынка, которую сегодня применяют у себя все развитые страны мира, а на модели (капиталистической) свободного рынка, от которой их заставили отказаться ещё в 30-х годах прошлого века огромные беды Великой Депрессии. В результате разбалансированность экономики к 1990 года достигла катастрофических размеров, устойчивый рост производства сменился нарастающим спадом…
Но народу приватизированные СМИ «вдолбили», что причиной кризиса 90-х были не рекомендации МВФ, а недостатки социалистической модели экономики. И СССР, якобы поэтому, распался. А в чём заключается разрушительная суть модели свободного рынка, почему от неё отказались все развитые страны мира и так настойчиво эксперты МВФ её внедряли в России, почему-то молчат и записные политики, и всезнающие политологи, и штатные аналитики академических центров. Молчат уже почти 30 лет. Российская Федерация (РФ) в 1992 году вступила в Международный валютный фонд (МВФ). Правительство Ельцина-Гайдара подписало с фондом «Письмо о намерениях» для реализации им «курса реформ» в РФ.
Главные меры фонда:
До сих пор полный текст «Письма о намерениях», направленного правительством Гайдара в МВФ, недоступен для общественности. Как и остальная переписка с МВФ. Видимо, есть что скрывать. После 1992 года эксперты МВФ активно участвовали в разработке российских законов, кодексов, естественно, учитывая, прежде всего, не интересы граждан страны, а интересы транснациональных монополий. При этом на разработку программ, законов по «переходу к рынку» МВФ выделял кредиты, которые оформлялись как Госдолг России, с погашением из бюджета страны в оговорённые сроки.
Как известно, 80 — 90% предоставленных кредитов получали эксперты МВФ на «за эффективную разработку» данных программ, законов. А 10 — 20% получали чиновники органов власти России за «эффективную работу» по внедрению и исполнению этих законов. Контроль же за их выполнением на российской территории осуществляется чиновниками МВФ.
МВФ взял на себя обязательства обеспечить Правительство РФ всем необходимым для «перехода к рынку» (например, фондом заработной платы в 3 млрд. долларов в год для ЦБ РФ), а Правительство РФ обязалось исполнять программы «переходного периода», законы, кодексы, конституцию, разработанные только экспертами МВФ.
Таким образом, формирование институтов «рыночной экономики» перешло к МВФ, представляющему интересы США и ЕС.
В Конституцию РФ 1993 года включено положение (ст.15, п. 4):
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Поэтому президент и правительство России являются в рамках международного договора — «Письма о намерениях» только исполнителями программ «переходного периода», менеджерами, выбранными субъектом управления.
Сегодня, правда, действие этой нормы ограничено постановлением Конституционного суда страны и принятым законом. Но в Конституции-то она осталась. Как остались в силе и обязательства правительства РФ перед МВФ.
В журнале «Вопросы экономики» № 3 за 1991 г. опубликован доклад 4-х (МВФ, МБРР, ЕБРР, ОЭСР) «Экономика СССР. Выводы и рекомендации». Доклад утверждён «семеркой» в 1990 году в Хьюстоне как программа («Стратегия США») по реформированию экономики СССР, а фактически — демонтажа конкурентоспособной мировой социалистической системы, что и было осуществлено по указанию американских советников исполнителями — Горбачёвым, Ельциным, Гайдаром, Чубайсом и другими, что и нашло отражение в Конституции РФ 1993 года.
По понятным причинам, не существовало в 1993 году открытых площадок для обсуждения текста Конституции. Не существовало возможности полноценного общественного (профессионального) анализа работы тех персоналий, которые готовили основной закон, и тех, которые во время такой подготовки им особенно активно давали советы (в том числе и из-за рубежа). По большому счёту, разработка конституционных норм была проведена в режиме узкого круга посвящённых, которым и было отдано на откуп то, что до сих пор определяет нормативно-правовую базу Российского государства.
Новая система управления России (и других постсоветских стран) создавалась американскими советниками, как система управления своей заграничной территорией, направленная на ограбление России, выкачивание её ресурсов. Она закрепляет фактически колониальное положение страны и способствует её колониальной эксплуатации.
В 90-е годы степень эксплуатации была максимальной. Парламент принимал необходимые МВФ законы, вывозилось абсолютно всё более-менее ценное имущество, природные ресурсы, предприятия, сырьё и продукция, интеллектуальная собственность. Предприятия приватизировались и переходили в зарубежную собственность, банкротились и разрушались базовые предприятия производственных отраслей. Промышленность и сельское хозяйство страны были практически разрушены, основной статьёй экспорта стало сырьё. Весь крупный частный бизнес в России перешёл в зарубежную юрисдикцию и стал принадлежать иностранным финансовым структурам и управляться из-за рубежа, хотя фамилии многих владельцев бизнеса (для маскировки) российские.
И был ликвидирован Госбанк.
Центральный банк России в полном соответствии с Конституцией РФ (статья 75) свою деятельность осуществляет «независимо от других органов государственной власти».
Денежная эмиссия в России осуществляется исключительно Центральным банком. Центральный банк печатает рубли, но направляет их в нашу экономику (осуществляет рублёвую эмиссию) только в обмен на иностранную валюту, в основном доллары и евро, которые зарабатывают наши экспортёры. В результате эмиссия привязана к доллару, в то время как должна определяться потребностями экономики. При этом денежной массы в стране недостаточно.
В большинстве стран мира сегодня денежная политика направлена на накачивание экономики национальными деньгами, создание условий для наращивания инвестиций в производство в целях преодоления кризиса. В это же время ЦБ России путём установки высокой ключевой ставки и ужесточения норм банковского регулирования делает невозможным получение предпринимателем кредитов на развитие производства. Дестабилизация курса рубля вызывает неуверенность бизнеса в завтрашнем дне, что является другой причиной падения производства.
Почему Центробанк проводит такую политику? Кому он подчиняется?
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 15 п. 4), законом о ЦБ (ФЗ №86) и Постановлением Пленума Верховного суда РФ (№5 от 10 октября 2003 г.), Центральный Банк России обязан выполнять указания Международного валютного фонда (МВФ) и фактически превратился в филиал Федеральной Резервной Системы США (ФРС).
Для осуществления практического управления в Центральном банке под видом консалтинговых компаний работают американские компании — Price Waterhouse Coopers и Oliver Wyman.
Под их руководством ЦБ в настоящее время производит удушение российской экономики:
Таким образом, выполняя требования МВФ и не подчиняясь ни Президенту, ни Правительству РФ, Центральный банк России по сути является агентом международной финансовой системы внутри России.
Россия является членом МВФ с 1 июня 1992 года. За период членства Россия привлекла средства МВФ для поддержания устойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 миллиарда долларов (информация с сайта Банка России), в некоторых источниках 22 миллиарда долларов. В январе 2005 года Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в результате чего приобрела статус кредитора МВФ.
В связи с этим решением Совета директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ. На протяжении всего периода сотрудничества МВФ осуществляет в России активную консультационную деятельность и проводит работу по предоставлению технического содействия (миссии экспертов, семинары, конференции, учебные мероприятия).
В 2010 году функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.
Из всего вышесказанного и приведённой информации следует практический вывод, что курс национальной валюты корректируется с учётом курсов мировых валют. Определяется коридор, и когда рубль достигает определённой черты и определённого коридора, Банк России корректирует стоимость путём покупки или продажи валюты.
И большую роль в этом играет МВФ. Так, 18 мая 2015 года руководство МВФ публично похвалило Банк России за эффективные действия. Такое заявление сделал заместитель главы МВФ Минь Чжу. Он отметил, что
Россия пережила настоящую финансовую бурю из двух факторов — обвала цен на нефть и санкций.
В совокупности они привели к ослаблению рубля, однако ЦБ РФ удалось уравновесить и цены на нефть, и экспорт с импортом, и финансовые балансы… Несмотря на ожидание снижения ВВП РФ в 2015 году, МВФ считает, что ЦБ действует правильно. Что касается рекомендаций на будущее. Чжу заявил:
необходимо держать сильную позицию по резервам.
Поэтому можно констатировать, что Россия находится под контролем МВФ и чётко выполняет все рекомендации МВФ. Таким образом, Банк России в этой системе действительно играет ключевую роль, исполняя рекомендации МВФ.
Вопрос в другом, что все действия должны быть направлены на развитие экономики страны и рост ВВП, однако результат в этом направлении отрицательный, несмотря на снижение ключевой ставки. И это объяснимо, так как производство в России не развивается, а многие бизнесмены становятся неплатёжеспособными и объявляют дефолт, коммерческие банки также являются заложниками общей финансовой системы, когда не имеют дешевых и длинных ресурсов, которые нужны бизнесу. Поэтому идёт процесс не развития, а выживания по всем направлениям.
Что касается экономики России, то опять экспертом по перспективам выступает МВФ, который подтвердил прогноз, согласно которому экономика России в 2015 году сократится на 3,4%, говорится в пресс-релизе фонда по итогам завершившихся в конце июля ежегодных консультаций с РФ.
Эксперты МВФ призвали к постепенному ужесточению налогово-бюджетной политики с целью адаптации к низким ценам на нефть и восстановления резервов. Но МВФ предостерегает ЦБ РФ от увлечения покупкой «иностранной валюты для восстановления предохранительных буферных резервов». В последнее время ЦБ скупал иностранную валюту по $200 миллионов в день, неизбежно ослабляя рубль, что, в свою очередь, способствовало разгону инфляции. Программа пополнения резервов должна соответствовать планам по сдерживанию инфляции (ориентир — 4% к 2017 году), напоминает фонд. В связи с этим фонд приветствовал:
намерение официальных органов пересмотреть действующее бюджетное правило, чтобы контрольный уровень цен на нефть лучше отражал ситуацию на рынках.
МВФ дал несколько рекомендаций, в частности — по сокращению соцрасходов с условием, что реформы будут одобрены обществом. Необходимо, например, провести реформу пенсий. МВФ фактически выступал против индексации пенсий в 2016 году по реальной инфляции, так как расходы бюджета вырастут на 1,1% ВВП. Однако для России это очень социально значимый сегмент и «узкое место», поэтому индексация была осуществлена, но только на 4%.
Из других рекомендаций МВФ: ЦБ должен поощрять конкуренцию между банками «путём усиления надзора и перехода к внедрению норм капитала в рамках системы «Базель-3» (документ Базельского комитета по банковскому надзору, содержащий методические рекомендации в области банковского регулирования — http://www.banki.ru/wikibank/bazel_iii/).
Традиционно МВФ советует повысить качество госуправления и защиту прав собственности, снизить административные барьеры и уровень регулирования экономики, уменьшить барьеры для торговли, повысить «прозрачность и эффективность процедур государственных инвестиций». То есть сделать все то, что называется структурными реформами (что мы и слышим постоянно от либералов как в Правительстве, так и в других структурах, в том числе и от А.Кудрина).
Всё в полном соответствии с положениями «Вашингтонского консенсуса», об альтернативе которому — «Санкт-Петербургском консенсусе» читайте статью «Санкт-Петербургский консенсус — новая экономическая политика для мира» (http://newyouthpolicy.org/ru/articles-ru/258-spb-consensus-rus)
«Санкт-Петербургский консенсус — новая экономическая политика для мира» http://newyouthpolicy.org/ru/articles-ru/258-spb-consensus-rus
Пока Россия вынуждена считаться с такой организацией, как МВФ, роль которой в системе международных экономических отношений оценивается учёными и политиками разных стран неоднозначно. Возможно, в будущем и произойдёт преображение организации на основе альтернативных подходов к экономике, но пока нет кадров, способных это осуществить.
В 1992 году в период грабительских для народа России реформ правительство Ельцина-Гайдара не без давления США и ЕС приняло решение о вступлении в Международный валютный фонд (МВФ).
Напомним растиражированное в Госдуме РФ выступление Б. Клинтона перед начальниками штабов США в 1995 году:
…Последние 10 лет политика в отношении СССР… убедительно доказала правильность взятого курса на устранение одной из сильнейших держав мира… Мы добились того, что собирался сделать президент Трумэн посредством атомной бомбы. Правда, с одним существенным отличием: мы получили сырьевой придаток… Нынешнее руководство страны нас устраивает во всех отношениях. Поэтому нельзя скупиться на расходы… Да, мы затратили на это многие миллиарды долларов, …уже сейчас близки к тому, что у русских называется самоокупаемостью…В ближайшее десятилетие предстоит решение следующих задач: расчленение России на мелкие государства путём межрегиональных войн, подобных тем, что были организованы нами в Югославии; окончательный развал ВПК и армии; установление режимов в оторвавшихся от России республиках, нужных нам.
Это звучало в 1995 году. Прошёл 21 год. Но до сих пор вынашивается на Западе идея расчленения России. Ведь никто в Америке не отменил действие директивы 20/1 от 18 августа 1948 года, где все эти цели прямо провозглашались.
Уже давно известно, что реализация разрушительных реформ в России стала возможна при активной поддержке действий США и ЕС представителями «пятой колонны», «национал-предателями», как их назвал президент страны. Хотя Госдума РФ по инициативе президента приняла 20.07.2012 года закон № 121-ФЗ о НКО, выполняющих функции «иностранного агента» и получающих деньги из-за рубежа, до сих пор эта публика выполняет кто более активно, кто менее, задачи, поставленные западной «элитой». Они среди управленцев различного звена, среди т. н. бизнесменов, готовых ради своей прибыли забыть о Родине и совести.
Они и в правительстве РФ. Настаивают на приватизации активов крупных госкорпораций — «Роснефть», «Газпром» и пр. И готовят эту приватизацию, чтобы полностью оставить Россию без возможности управлять своими производственными мощностями.
Центральный банк России согласно законодательству мало подотчётен российскому руководству. Об истории сложных взаимоотношений руководства страны и Центробанка мы писали в статье «Путин и Центробанк: роман с продолжением» (http://inance.ru/2016/03/putin-centrobank/).
Вывод из государственной юрисдикции крупных монополий в частные руки лишает государство возможности влиять на экономическую деятельность в стране. А что стоит государство, которое не имеет реальной возможности управлять своими финансами и экономикой?
К чему привела приватизация 1990-х и 2000-х годов, мы знаем. Только к негативу — безработица, спад производства, науки, образования, снижение социальной помощи государства и пр. и пр. Дальнейшая приватизация приведёт лишь к обнищанию большей части населения страны, обострению социальных и национальных противоречий. О рисках новой приватизации мы писали в статье «Насколько эффективен для государства Герман Греф?» (http://inance.ru/2015/11/gref-privat/).
Давно известно, об этом говорили грамотные советские и зарубежные экономисты ещё в 70-е и 80-е года прошлого века, что эффективность работы предприятий зависит не от формы собственности, а от качества управления.
Следует отметить, что о приватизации крупнейших госкорпораций заговорили при обвале рубля по отношению к доллару и евро. Как раз после умышленного и рукотворного обвала русской национальной денежной единицы, в которой определяется стоимость госкорпораций. Неужели не ясно, что искусственно инициирован процесс обесценивания в валюте активов русских предприятий? Затем объявляется приватизация. И предприятия скупаются при малых валютных затратах. Сегодня становится всё яснее куда ведёт «валютное регулирование» МВФ, укрепившее доллар с 0,58 рубля до 1990 года до 90 рублей на данный момент и сделавшее народное богатство России в сотни раз дешевле для «приватизаторов» США и ЕС.
В этой связи надо в ближайшее время пересмотреть отношения России с МВФ, а вернее сказать исключить всякое вмешательство МВФ в экономическую, социальную, культурную жизнь России. Пересмотреть в значительной степени отечественное законодательство, разработанное экспертами МВФ, для создания благоприятных условий развития крупного, среднего и мелкого предпринимательства, возрождения надёжной системы социального обеспечения граждан, в том числе пенсионного. Вернуть в собственность государства предприятия энергетики и ЖКХ.
Международный Трибунал Рассела (http://ru.encydia.com/en/Трибунал_Рассела), состоящий из ведущих юристов и экономистов мира, признал, что:
…гибельные результаты деятельности МВФ должны рассматриваться как преступления, а не ошибки…
[Это]…убийство людей посредством навязанных обманным путём договоров…ведущих к массовому и постоянному нарушению прав человека.
Такова оценка действий чиновников МВФ. Но в каждой стране, исполняющей его программы, у МВФ есть соучастники. Как оценить здесь роль членов российского правительства?
Поэтому есть все основания для создания из депутатов Госдумы и Совета Федерации независимой парламентской комиссии для оценки действия правительства РФ по выполнению на территории страны программ МВФ. С персональной оценкой каждого правительственного чиновника. Однако проблема по большей части не в них, а в системе образования, их взрастивших.
Почему академические центры, учёные многочисленных НИИ и ВУЗов, не выполнили анализ программ «переходного периода»? Не сделали прогноз их полной реализации, не оценили предумышленно нанесённый ущерб уже постфактум? И не начали процесс перехода на альтернативные воззрения на развитие экономики? Ведь это неисполнение ими своих профессиональных и служебных обязанностей, грубейшее нарушение методологии НИР. Вопрос стоит не только об их служебном соответствии. Как говорил советский классик, каждое преступление имеет своё имя и фамилию.
В феврале 2015 года встреча министров иностранных дел России, Китая и Индии увенчалась совместным заявлением, в котором страны-лидеры БРИКС потребовали от США завершить реформу МВФ, то есть фактически отказаться от контроля этой ключевой финансовой организацией планеты. Это очень сильный жест, который с одной стороны показывает солидарность Москвы, Пекина и Дели в ключевом вопросе переформатирования международной экономической системы, а с другой стороны является открытой угрозой Вашингтону — своеобразным «последним китайским предупреждением», подкрепленным китайскими деньгами и российским ядерным потенциалом.