Помните, как в известном мультфильме «Тайна третьей планеты» говорилось про планету «Железяка»: «…воды нет, растительности нет, ископаемых нет и т.д., – населена роботами». Точно так же можно сказать и про состояние культуры в современной России – кинематографа нет, театра нет, эстрады нет, литературы нет (очень мало, публицистика не в счёт), телевидение западное…, – населена потребителями!
Конечно, имеется в виду публичное, общественное пространство, то есть центральные каналы телевидения, ведущие театральные площадки больших городов, крупнейшие концертные залы и т.п., то, что на виду у большинства. К огромному сожалению, очередной шедевр как бы российского как бы кинематографа не оставляет в этом никакого сомнения. Честно сказать, я долго воздерживался от просмотра любых современных отечественных фильмов «великих» и «гениальных» мастеров, так как не хотелось погружаться в атмосферу безыдейности, бездуховности и дилетантизма. Но тем не менее, эту продукцию смотрят наши близкие, и волей-неволей надо реагировать. Начнём от первых ощущений после и во время просмотра, а затем коснёмся конкретных деталей и сцен.
Первое, что сразу бросается в глаза, так это аннотация к фильму. Возьмём текст с сайта КиноПоиск: «По приказу Временного правительства для поднятия боевого духа создаётся женский «Батальон смерти» под командованием георгиевского кавалера Марии Бочкарёвой. Своей службой «Батальон смерти» подаёт пример храбрости, мужества и спокойствия, поднимает дух солдат и доказывает, что каждая из этих женщин-героев достойна звания воина русской армии». И такой же текст мы можем встретить почти на любом ресурсе. Хотелось бы пожелать тем, кто пишет эти пояснительные строки, хоть немного интересоваться такой дисциплиной, как история, и в какой-то степени формальной логикой. Посмотрим, что получается – Временное правительство 1 марта 1917 года издаёт знаменитый приказ №1. Он достаточно короткий, и мы приведём его полностью, чтобы было понятно, о чём речь:
Совет рабочих и солдатских депутатов постановил:
1) Во всех ротах, батальонах, полках, парках, батареях, эскадронах и отдельных службах разного рода военных управлений и на судах военного флота немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов вышеуказанных воинских частей.
2) Во всех воинских частях, которые еще не выбрали своих представителей в Совет рабочих депутатов, избрать по одному представителю от рот, которым и явиться с письменными удостоверениями в здание Государственной думы к 10 часам утра 2 сего марта.
3) Во всех своих политических выступлениях воинская часть подчиняется Совету рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам.
4) Приказы военной комиссии Государственной думы следует исполнять, за исключением тех случаев, когда они противоречат приказам и постановлениям Совета рабочих и солдатских депутатов.
5) Всякого рода оружие, как-то: винтовки, пулеметы, бронированные автомобили и прочее должны находиться в распоряжении и под контролем ротных и батальонных комитетов и ни в коем случае не выдаваться офицерам даже по их требованиям.
6) В строю и при отправлении служебных обязанностей солдаты должны соблюдать строжайшую воинскую дисциплину, но вне службы и строя в своей политической, общегражданской и частной жизни солдаты ни в чем не могут быть умалены в тех правах, коими пользуются все граждане. В частности, вставание во фронт и обязательное отдание чести вне службы отменяется.
7) Равным образом отменяется титулование офицеров: ваше превосходительство, благородие и т.п., и заменяется обращением: господин генерал, господин полковник и т.д.
Грубое обращение с солдатами всяких воинских чинов и, в частности, обращение к ним на “ты” воспрещается, и о всяком нарушении сего, равно как и о всех недоразумениях между офицерами и солдатами, последние обязаны доводить до сведения ротных командиров.
Настоящий приказ прочесть во всех ротах, батальонах, полках, экипажах, батареях и прочих строевых и нестроевых командах.
Начало разложению армии положено. Далее контрольный в голову – 7 марта 1917 года всё то же Временное правительство издаёт манифест, в котором есть очень интересный пункт под номером 8.
8. При сохранении строгой военной дисциплины в строю и при несении военной службы — устранение для солдат всех ограничений в пользовании общественными правами, предоставленными всем гражданам. Временное правительство считает своим долгом присовокупить, что оно отнюдь не намерено воспользоваться военными обстоятельствами для какого-либо промедления в осуществлении вышеизложенных реформ и мероприятий.
То есть, Временное правительство делает всё, для того чтобы разложить и ликвидировать русскую, царскую армию, а с другой стороны, озаботилось поднятием её боевого духа? Что за парадокс! Где логика? Идём дальше…Что-то я не слышал, чтобы в военной истории во все времена и в любой армии мира поднимали дух бойцов при помощи отправки женщин на передовую! Это какой-то новый пункт из боевого устава Угольникова и Бондарчука?
На самом деле, всё в точности наоборот. Солдат–мужчина никогда не сможет спокойно смотреть на то, как женщину разрывает снарядом или её прошивает пулемётная очередь! Природный инстинкт толкает его на защиту слабого пола, он будет всеми силами стараться защитить именно её, возможно, ценой своей жизни. Поэтому, в итоге, гибнет не только женщина, но и мужчина. Вместо того, чтобы выполнять боевое задание, он старается оградить женщину от возможного ущерба! Боевой дух войск поднимается и поддерживается совсем другими способами, но сейчас не об этом.
Несколько слов необходимо сказать о самом начале – Columbia Pictures представляет!!! Опять же, что-то не припоминается, чтобы под эгидой мощнейшей голливудской киностудии снимался достойный фильм о России, который бы выставлял нашу страну в положительном свете. Следовательно, подвох должен быть, его не может не быть. И его мы найдём в основном посыле этой ленты, но об этом чуть ниже.
Важнейшее обстоятельство, которое фиксирует даже неискушённый зритель, это современная речь актёров. Ну, это беда всех российских исторических художественных фильмов, что говорит просто о профнепригодности тех деятелей, кто занимается производством данной продукции.
На протяжении всего фильма создаётся впечатление, что актёры абсолютно не понимают того, что они играют, и совершенно не владеют историческим материалом, как, впрочем, и режиссёрская группа, которая поставила артистам невнятные задачи. Башаров в роли Керенского – это нечто! Мерзавцев такого уровня, как Керенский или Троцкий, если память не изменяет, не отваживались играть ни в СССР, ни за рубежом (но могу ошибиться), а вот Башаров смог. И Хабенский смог в «Приключениях» Есенина. Ну Бог им судья. Далее, типичный американский юмор – большая женщина сносит ограждение на полосе препятствий, вместо того, чтобы его преодолеть.
Да, красивый американский, голливудский кадр. Спецэффекты на уровне! Пулемёт красиво косит очередями, пули прошивают женские и мужские тела, рукопашная со штыками и кровищей! И когда всё это кончается, остаётся один, самый важный вопрос – а фильм, вообще, о чём? Другими словами, какова тема и идея? На языке режиссуры это значит: о чём фильм(тема) и что этим произведением хотел сказать зрителю автор(идея). Представляется, что такого рода фильмы должны идти с закадровым текстом или музыкой, как документальный видеоряд с использованием реконструкции событий, потому что никакой идеи данный фильм не несёт, ну разве что, например: русский мужик не способен воевать, «бабы заместо вас воевать готовы», царская армия никуда не годится, русские женщины, обритые и уркоподобные, вытягивают на себе все тяготы войны и т.д.
В общем, всё в России плохо, что в царской, что в советской, что в демократично-либеральной, или как её сейчас назвать, не знаю. Характерная фраза революционного бойца: «К бабам теперь с уважением». То есть, получается, что раньше к бабам без уважения? Женщина в России не человек и всё такое?Обычное русофобское клише!
Неужели у авторов этого фильма не нашлось более достойной темы про Первую мировую войну (Отечественную в нашей традиции)? Например, о брусиловском прорыве, о первой и второй галицийских операциях, о планах по высадке десанта на Босфор и Дарданеллы, о небывалом патриотическом подъёме, что выразилось в явке на призывные пункты до 90% призывников – любой эпизод из славы русского оружия! Так нет же, надо, чтобы обязательно была кровь, грязь и морально-нравственная деградация!
Очень жаль, что в обществе нет заказа на настоящее, патриотическое кино, да и не только кино! Если такие фильмы считаются патриотическими, получают массу всевозможных призов и большое количество восторженных отзывов, то дело действительно плохо! В ряду холёно-гламурных Легенд №17 и русофобско-спецэффектных Сталинградов стало на одного участника больше. А сегодня на экраны уже вышел суперблокбастер «Герой» с величайшим артистом современности и непревзойдённым мастером актёрского мастерства Димой Биланом! И так, что же мы имеем:
Насилие: Женские разборки, как на зоне. Во второй половине фильма – «месиво и крошево» (Это что же такого происходит с женщинами, что как только они попадают в казарму, они начинают жить по законам волчьей стаи! Далее, один мерзавец избивает женщину, а «доблестные воины» молча созерцают!)
Секс: Как такового секса в фильме нет, но отчётливо сквозит пропаганда феминизма. Характерные примеры: призывница влезает в окно к своему жениху. Насколько я помню, в любых отечественных да и зарубежных фильмах всегда было наоборот – курсанты, призывники и т.д. сбегали в самоволку к любимым, жёнам и т.п. Потом женщины идут в атаку, а мужики у них как бы на подхвате, то есть, условно говоря – «подносят снаряды».
Наркотики: Акцента на употребление алкоголя в фильме нет.
Мораль:
Помимо подмены причинно-следственных связей в описываемых картиной исторических событиях, фильм создаёт иллюзию, что женщина морально и психологически сильнее мужчины в критических и опасных ситуациях.
Может возникнуть логичный вопрос – а что же делать? Как говорил Аркадий Исаакович: «Китиковать это кадый модет!». На самом деле, всё довольно просто – каждый должен заниматься своим делом. Помните, как у Булгакова: «…если они займутся чисткой сараев, своим прямым делом, то разруха исчезнет сама собой…» Как прав был Николай Васильевич Гоголь в своей незабвенной повести «Портрет» – ИСКУССТВО И ДЕНЬГИ НЕСОВМЕСТИМЫ!
P.S. Есть один очень верный способ отличить хороший фильм от плохого – если вы будете пересматривать данное произведение в будущем, значит создатели поработали не зря!