Человек в своем отношении к природе
должен сделать выбор между симбиозом и самоубийством.
Жозеф Ки-Зербо
На территории Карелии находится два самых крупных озера в Европе — Ладога и Онега.
Онежское озеро считается вторым по величине озером в Европе и третьим в России. Ладожское озеро считается крупнейшим пресноводным озером в Европе и вторым по величине озером в России после Байкала. Главная жемчужина России — озеро Байкал — находится в Сибири.
Проблемы у озёр наших в общем-то одни и те же: строительство турбаз и дикий туризм, уродующие берега и загрязняющие воду озёр; промышленные производства, отравляющие воды, и разрушающие природные системы вокруг озёр.
Мы в своей статье «Потребности биосферы — должны быть основой нашей экономики» (http://inance.ru/2014/06/den-ecologa/) писали о том, что государственное управление должно основываться, в первую очередь, на потребностях биосферы, и в первую очередь гидросферы в её составе, которые в какой-то мере отражает схема природопользования, разработанная К. Доксиадисом.
Современный греческий архитектор К.А. Доксиадис (Doxiadis. Marriage between Nature and City, International Wildlife, v.4, no.1, January — February 1974 http://www.doxiadis.org/Downloads/marriage_between_nature_and_city.pdf) разработал оптимальную структуру землепользования, которая по его и по нашему мнению может применяться при анализе потребностей биосферы и выработке политики природопользования при осуществлении человеческой жизнедеятельности.
Анализируя типы ландшафтов в общей площади территории, К.А. Доксиадис рекомендует в качестве оптимума структуру землепользования, представленную на картинке, позволяющую обеспечить как устойчивость биосферы, так и хозяйственную деятельность и быт цивилизации.
В оптимальной на его взгляд структуре:
40 % площади должны составлять территории, обладающие тем или иным заповедным статусом, на которых хозяйственная деятельность практически полностью запрещена, это в том числе и заповедные водные объекты, от которых зависит экологичность всего региона,
42 % — территории, посещение которых людьми признаётся допустимым в целях отдыха и ограниченного ведения хозяйственной деятельности, например, туризм, не нарушающей устойчивости биоценозов в их сложившихся границах,
10,5 % — сельхозугодья,
7,3 % — территории населённых пунктов, транспортных инфраструктур и промышленных предприятий (за исключением тяжёлой промышленности и переработки отходов),
0,2 % — площади под предприятиями тяжёлой промышленности и переработки отходов.
На следующем рисунке представлена взаимная обусловленность частных управленческих задач в ходе реализации концепции устойчивого развития.
На основе схемы Доксиадиса можно выработать биосферно-экологическую политику государства. Одним из аспектов этой политики является определение биосферно допустимой экологической ниши, которую в каждом регионе, обладающем своим своеобразием, может занимать цивилизованное общество (этому соответствуют блоки 1 и 2 в структуре алгоритмики государственного управления). В том числе и определение места человеческой деятельности в русле путей развития гидрологической сферы региона: морей, озёр, рек, ручьёв, прудов. А это предполагает необходимость отказа от исторически сложившегося образа жизни цивилизации путём перехода к ландшафтно-усадебной урбанизации, так как развитие мегаполисов — это однозначное уничтожение окружающей среды и замещение биосферы системами техносферы, создаваемой человеком.
Переход к ландшафто-усадебной урбанизации предполагает формирование такой культуры человеческого общежития, в которой техносфера была бы подчинена потребностям биосферы, и которая бы сочетала бы в себе, с одной стороны, комфорт и удобство городского образа жизни:
а, с другой стороны, — доступность природы и здоровье сельского образа жизни:
При этом такой подход свободен от недостатков каждого из них при опоре на современные и перспективные технологии и организацию макро- и микро- уровней экономики.
Соответствует ли политическая и экологическая реальность вокруг наших озёр этой нормальной циклике государственного управления, основанной на объективных закономерностях развития биосферы и других сфер Земли в целом?
Великое сибирское озеро, мировой источник питьевой воды, священный дар природы, удостоенное чести благодаря своим уникальным особенностям внесения в 1996 г. в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, бывшее некогда гордостью сибиряков, стремительно теряет свою привлекательность.
В нетронутом состоянии природа сохранилась под охраной егерей только на Северном Байкале на территориях заповедников, в любых других местах, куда проникают на автомобилях неорганизованные отдыхающие, замусоривание берегов принимает угрожающие темпы.
Деградация окружающей среды видна невооруженным глазом и каждый новый летний сезон она наглядно демонстрирует, что будет с берегами Байкала, если поток диких туристов будет увеличиваться в будущем. Бухты Малого Моря в местах излюбленного массового отдыха иркутян обезображены до такой степени, что на эти берега с умирающей природой в отдельных местах уже не хочется возвращаться снова.
Фото: Сергея Волкова
Совсем не случайно на 31-ой сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, прошедшей в начале июля этого года в Новой Зеландии при рассмотрении проблем Байкала, поговаривали даже о возможном изменении его статуса с «всемирного наследия» на «всемирное наследие находящееся в опасности». Озвученная в СМИ угроза исключения Байкала из почетного списка природных объектов достояния всего человечества, первый сигнал о неблагополучии на его берегах. На прошедшей сессии ЮНЕСКО ограничилось рекомендацией «уменьшить и держать под контролем другие источники загрязнения территории участка Всемирного наследия» на Байкале.
Среди этих других источников загрязнения на первом месте находится жизнедеятельность человека на берегах озера. Проблемы, связанные с загрязнением водоема и побережья промышленными предприятиями, усугубляются массовым наплывом неорганизованных туристов.
Уже сейчас побережье испытывает колоссальные антропогенные нагрузки от нашествия горожан летом. Природа Байкала уничтожается буквально на глазах. Не надо быть экспертом и учёным, чтобы увидеть, что при попустительстве местных властей нерегулируемый поток диких туристов буквально захлестнул берега всех тёплых бухт Малого Моря. Палатки стоят вплотную друг к другу, пляжи переполнены отдыхающими и это уже совсем не тот Байкал, которым он был всего несколько лет назад. Пора бить в набатные колокола, чтобы варварское замусоривание пляжной зоны не привело к печальным последствиям.
Берега красивейших бухт ради сиюминутной прибыли стремительно и бездумно застраиваются примитивными туристическими базами барачного типа, да так что их строения уже стоят вплотную друг к другу рядом с пляжами, не оставляя свободного места для зелени диких растений. Туристических баз только на берегу самого теплого маломорского залива Мухора сегодня уже выстроено 32, из них только одна Гостиный двор «Баяр» оборудована всеми удобствами в номерах, вплоть до душевой с горячей водой, и соответствуют современным требованиям по приёму туристов.
Где природоохранная прокуратура и в чём причина закрытия глаза на вопиющие нарушения? Никто ведь не отменял природоохранное законодательство.
Политической воли руководства страны хватило, чтобы закрыть в конце 2013 года Байкальский целлюлозно-бумажный завод на берегу озера, построенный около 50 лет назад, который считался основным источником загрязнения вод (http://www.rg.ru/2013/12/25/reg-sibfo/ostanovka-anons.html).
Мало устранить существующие угрозы для озера Байкал в соответствии с общей алгоритмикой государственного управления, необходимо постоянно защищать его от новых угроз.
Так, в русле стратегии защиты будущего в 2006 году Владимиром Путиным было принято решение отодвинуть нефтепровод Трубопровод «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) от Байкала.
Владимир Путин показал участникам совещания в Томске, где должен пройти Восточный нефтепровод.
В соответствии с начальным планом труба должна была пройти в 800 метрах от озера: к 500 метрам водоохранной зоны было добавлено еще 300 метров. Но Президент потребовал отодвинуть трубу дальше:
Если есть хоть малейшая доля вероятности загрязнения Байкала, то мы должны сделать все, чтобы эту опасность не минимизировать, а исключить,
— заявил Путин (http://www.rg.ru/2006/04/27/tomsk.html).
Так политическая воля одного человека на какое-то время отсрочила возможные проблемы, которые несёт с собой текущая технологическая и энергетическая культура общества. Но эти проблемы не исчезнут, если мы продолжим «развиваться» посредством мегаполисной урбанизации.
Карелия носит название «страна тысячи озёр», и это далеко не случайно. Водные запасы Республики насчитывают более 60 тысяч озер и 27 тысяч рек, которые занимают четверть всей территории.
Самыми крупными озёрами Республики Карелия, безусловно, являются Ладожское и Онежское. К большим озёрам площадью более 1 кв. км относятся также Сямозеро, Топозеро, Куйто, Сегозеро, Водлозеро, Пяозеро, Выгозеро.
Спектр проблем Ладожского и Онежского озера мало чем отличаются от проблем Байкала. Разве что количественные соотношения разных факторов, воздействующих на эти водные объекты во всём спектре различное.
Владимир Путин во время своего выступления на заседании Совета Безопасности, посвящённому обеспечению национальной безопасности в сфере охраны окружающей среды и природопользования предложил создать свою собственную Стратегию экологической безопасности России.
В.В. Путин особенно выделил необходимость защиты ресурсов пресной воды трёх крупных озер.
Самое серьёзное внимание предстоит уделить восстановлению озера Байкал и водных ресурсов Ладожского и Онежского озёр – крупнейших резервуаров пресной воды
— сказал Путин. — Отмечу, что ухудшение качества вод Ладожского и Онежского озёр может привести к проблемам с обеспечением питьевой водой всего Северо-Западного региона Российской Федерации. Этим вопросом нужно заняться предметно как на федеральном, так и на региональном уровне. (http://state.kremlin.ru/security_council/19655).
Маркку Каукоранта, старший научный сотрудник Института лесного и рыбного хозяйства Финляндии, обрадован этой новостью больше всего.
Если Путин так сказал, то это значит, что чиновников возьмут за горло, чтобы они работали лучше,
— констатировал Каукоранта, сотрудничавший долгое время с русскими (http://inosmi.ru/world/20131125/215093623.html#ixzz3BZf1m5yJ).
Однако, не всё так радужно, как себе представляет оптимистичный финн. В.В. Путин не старик Хоттабыч, который может лёгким взмахом руки решить любые проблемы. Один человек не может подменить собой всё общество. Люди сами должны понимать проблемы общественного развития, чтобы осуществлять консолидированые действия по их решению со всех уровней власти.
Иначе они рискуют заполучить то, чего достойны, потому как несут коллективную ответственность за то, какому образу жизни отдают предпочтение, каким политическим силам, выражающим этот образ жизни, они вручают полномочия по управлению страной.
Если же у нас простые люди не желают вникать в проблематику региона и искать пути их решения, то чего же следует ждать от властей? Следует признать, что при текущем уровне управленческой подготовки в обществе руководители будут делать ровно столько, насколько сами люди смогут их «дожать». А чтобы эффективно это делать, нужно знать где и как следует «нажать», а для этого нужно понимать хотя бы основы управления, не говоря уже о специфике своего региона.
После заявления Президента России действительно активизировалась работа по разработке мер охраны этих природных объектов (http://www.karelia-zs.ru). Но насколько она эффективна и от чего зависит успех?
Начнём рассмотрение этих вопросов с небольшого в сравнении с федеральными законопроектами охраны Байкала, Ладоги и Онеги, локального проекта национального парка «Ладожские Шхеры».
Ладожские шхеры представляют собой цепь скалистых островов, обрамляющих изрезанную бухтами и узкими проливами береговую линию в северо-западной части Ладожского озера.
На Ладожском озере — обилие островов, число которых превышает 650. Распределены они неравномерно, большая часть сосредоточена у северного побережья. Острова на севере Ладожского озера высокие, скалистые и обрывистые. Они отличаются сложными очертаниями: изрезаны многочисленными заливами и полуостровами, далеко вдающимися в озеро. Здесь же сосредоточены наибольшие глубины, достигающие 230 метров.
Север Ладоги — край высоких скалистых гряд и сосновых лесов. Скалистые острова поднимаются над озером на высоту 100 метров (http://www.ticrk.ru/ru/photoreport_19622.html).
Работа по созданию парка была начата ещё в 2009 году (http://www.ladoga-park.ru/). Было создано несколько схем функционального зонирования будущего национального парка «Ладожские Шхеры», вот одна из них:
В 2013 году, понимая целесообразность и необходимость создания национального парка, проект начал продвигать уже Глава региона:
Национальный парк в Северном Приладожье может быть создан в середине следующего года, — заявил Глава Карелии А.П. Худилайнен в конце 2013 года. — В настоящее время документы по экспертизе находятся в федеральных структурах, поэтому можно говорить о том, что в начале нового года будут утверждены границы планируемого парка, после чего правительство РФ примет постановление о создании в Ладожских шхерах особо охраняемой природной территории (http://izvestia.ru/news/562758#ixzz3BZd0LZbC).
Казалось бы, что мешает завершить проект в 2014? Однако, создание парка упёрлось в нежелание уйти с этой территории тех, кто успел «урвать» себе тут кусок земли и продолжает торговать землей.
Виктор Чикалюк, министр по природопользованию и экологии Республики Карелия, в конце 2013 года говорил, что глобальных поводов для того, чтобы бить тревогу, нет.
В Карелии продолжается работа с арендаторами лесных участков, на территории которых планируется создание национального парка «Ладожские шхеры», — пояснил Чикалюк. — Да, им были направлены соглашения о добровольном отказе от части арендуемых площадей. Когда в установленный срок они подписаны не были и официальных отказов или пояснений не поступило, мы приняли решение об изменении договоров аренды в судебном порядке.
2 марта 2016 года Росприроднадзор, наконец, утвердил заключение государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих создание в Северном Приладожье особо охраняемой природной территории федерального значения. Четвертьвековая борьба за придание уникальным ладожским шхерам статуса национального парка вышла на финишную прямую.
Министерство природы собирается передать 3,7 тыс. гектаров земель будущего национального парка «Ладожские шхеры» в пользу государственной компании «Роснефть», которая хочет построить на островах из заповедной зоны оздоровительный комплекс.
Конечно, оппозиционеры и доброжелатели с Запада сразу решили использовать этот факт для нагнетания обстановки и формирования негативного общественного мнения в отношении властей Карелии и государственной компании «Роснефть». Причём единственным аргументом, транслирующимся по различным СМИ, является тот факт, что передача этих земель потребует переоформления некоторой документации, которая может занять минимум полгода. При этом они не рискуют задевать то, что «Роснефть» планирует создать на этом месте оздоровительный комплекс, не на руку им этот факт — его невозможно использовать во вред (https://www.gismeteo.ru/).
Если такой локальный проект как национальный парк «Ладожские Шхеры» на одном из берегов Ладоги буксует столько лет, то когда следует ожидать завершение более масштабного проекта охраны Ладожского и Онежского озёр, ведь он упрётся в те же самые проблемы?
11 июня 2014 года на заседании постоянного комитета Парламентской ассоциации Северо-Запада по экологии в Калининграде обсудили законопроект об охране Онежского и Ладожского озёр. В нём приняли участие представители 11 субъектов Российской Федерации, в том числе Республика Карелия.
Депутат Законодательного Собрания Карелии Александр Люшин рассказал о законопроекте, который готовят депутаты карельского парламента для рассмотрения в Государственной Думе.
Мы запланировали на конец 2014 года, 3 — 4 квартал, обсудить закон об Онежском и Ладожском озере. То есть, для чего мы это делаем. Необходимо сохранить Онежское и Ладожское озеро, у нас подготовлен закон, написан парламентариями Законодательного Собрания Республики Карелия, сейчас к нему поступают поправки, дополнения. И вот мы планируем, 3 — 4 квартал, этот закон вынести на обсуждение Парламентской ассоциации. Мы считаем, закон очень важный. Я на ассоциации сказал, что этот закон у нас в работе, рассказал, как работа проходит, какие есть моменты, вот, сложные… Рассчитываем, что этот закон будет принят. Потому что все прекрасно понимают, что в ближайшее время нехватка пресной воды проявляется всё сильнее и сильнее. И если сейчас мы займёмся охраной Ладожского и Онежского озера, а это будет федеральная программа, это и очистные сооружения, как мы знаем, у нас есть 6 районов, которые сливают канализацию непосредственно в Онегу. То есть, без всякой очистки. Это очень серьёзно. Поэтому, рассчитываем, что когда будет принят этот закон, будет дополнительное финансирование, и многие проблемы экологического характера будут решены,
— отметил председатель комитета по природным ресурсам и экологии ЗС РК Александр Люшин, фракция «ЛДПР» (http://www.vesti.ru/doc.html?id=1676420&cid=17). На сегодняшний момент никаких информационных сообщений о судьбе этого проекта в СМИ нет.
В заключение хотим сказать, что разрешение некоторых проблем наших озёр возможно при наличии политической воли и понимания целесообразности и необходимости тех или иных действий.
Однако, без понимания этих проблем всеми людьми в обществе, в условиях, когда множество людей относятся к окружающему их миру беззастенчиво, безалаберно потребительски в силу неадекватного воспитания и сформировавшегося у них калейдоскопического мировоззрения, все усилия отдельных представителей власти, учёных, журналистов, понимающих описанные выше проблемы Байкала — будут тщетны.
Именно поэтому в нашей стране, да и во всём мире, необходимо проведение целенаправленной ликвидации управленческой безграмотности. Потому как любой процесс можно описать либо как процесс управления, либо как процесс самоуправления. В том числе и процесс сохранения Байкала, или Ладожского и Онежского озёр, которые являются не только национальным достоянием России, но и — главными стратегическими общемировым источником пресной воды в будущем, их нужно хранить как зеницу ока.
Понимание процессов управления позволяет связывать множество факторов между собой и видеть целостную картину. Позволяет понимать, что целлюлозно-бумажный завод — это смерть биоценозов озера в будущем, как и нефтепровод, проходящий в его вблизи, каким бы надёжным он ни был, что множество безалаберных туристов и непродуманных туристических комплексов на его берегах приведёт со временем также к обнищанию природы Байкала и загрязнению его вод и т.д. Если бы у собственников земли в Ладожских шхерах было адекватное мировоззрение, то не было бы никакой необходимости доказывать через суд необходимость поступиться своекорыстными интересами ради сохранения природного богатства для будущих поколений, — они сами бы ушли с этих мест, потому что понимали бы целесообразность этого, понимали бы потребности биосферы.
Управленческая грамотность — основа адекватного мировоззрения. Как после революции 1917 года — был массовый ликбез, позволивший к 1950-м годам СССР стать второй державой мира, так и сейчас требуется управленческий ликбез, который выведет страну и мир в целом из надвигающегося культурно-экологического кризиса.