В брошюре, подготовленной проектом Научи хорошему, разъясняется механизм влияния телевидения на сознание аудитории; на примерах популярных сериалов и телешоу показывается вред, наносимый психике телезрителя от подобного контента. Даны рекомендации по защите детей от вредной информации. Брошюра предназначена для массового распространения, её главная задача – привлечь внимание читателя к проблеме и подвигнуть к дальнейшему изучению.
Потребность в информации — одна из базовых естественных потребностей человека. Не менее важная, чем потребности чисто физиологические — еда, сон, тепло и т. д. С самых древних времен человек жадно искал и создавал информацию об окружающем мире, прошел гигантский путь от мифа до научной картины мира, величайших произведений искусства и норм нравственности. Любая человеческая деятельность неразрывно связана с обменом информацией. Благодаря обмену информацией, мы в детстве усваивали модели поведения, учились социальным нормам, постигали азы наук, искусства и права. Когда мама и папа объясняли нам, как следует себя вести, что такое хорошо и что такое плохо, когда учителя в школе преподавали азы науки — они создавали для нас информационное окружение, в котором мы воспитывались и формировались.
Так почему возникает вопрос информационной безопасности вообще и информационной безопасности детей в частности? Для ответа на этот вопрос давайте сравним информацию с пищей. Мы имеем такое право, ведь потребность в информации настолько же важна, как потребность физиологическая: так вот, информацией вполне можно «отравиться». Можно потреблять вредную информацию и серьезно навредить своему духовному здоровью. Как и пища, любая информация оказывает то или иное воздействие на человека — сильное или слабое, полезное или вредное, спасительное или абсолютно разрушительное. Недаром говорят «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно людей за собой повести». «Слово» здесь и есть то, что мы понимаем под информацией. Раз информация неизбежно оказывает воздействие на человека, значит, она должна фильтроваться.
Что сейчас можно посмотреть по телевизору в прайм-тайм на основных телеканалах страны, придя уставшим с работы? Что формирует сознание, ценности, поведенческие стереотипы и стремления нынешней молодежи, да и взрослого поколения тоже?
Новости с «огоньком», где на пять негативных новостей в качестве заправки подкидывается что-то нейтрально-положительное. «Скандалы, интриги, расследования», повествующие об убийствах, насилии, разбое. «Ток-шоу», представляющие собой бесполезный словесный поток грязи и отвратительных фактов, на какую угодно тему и о ком угодно. Сериалы для людей среднего и старшего возраста, четко делящиеся на две темы: бандитско-полицейские саги с криминальной «романтикой» и пустые мелодраматические романы.
Конечно, даже молодежь сейчас понимает, что все вышеперечисленное – «отстой», но что смотрит молодое поколение? Среди каналов для молодежи легко вычислить флагманский – это канал ТНТ, который является настоящим рассадником современных молодежных стереотипов и примитивных моделей поведения.
Чему учат такие сериалы, как «Физрук», «Интерны», «Универ», «Реальные пацаны» и ТВ-шоу по типу «Дом 2» или «Comedy Club»? Обобщив, можно выделить совершенно четкие модели поведения, пропагандируемые их «героями»:
К персонажу прикрепляют гипертрофированные привычки неудачников, что делает образ непривлекательным для аудитории сериала. Благодаря этому приему, высмеиваются и делаются отталкивающими умные и порядочные герои.
Юмор в подобных шоу и сериалах является маской, под которой нам преподносятся и навязываются антиобщественные стереотипы поведения. Ведь что плохого в том, чтобы посмеяться? Мы привыкли к тому, что юмор это «хорошо», что ко всему в жизни нужно относиться с юмором. Мы совсем не замечаем того, что может быть скрыто в юморе.
Мы не замечаем, как за последние 20 лет изменилось восприятие юмора, что стало доступным для шуток. А между тем, в юморе не осталось никакой цензуры, шутить и смеяться можно над всем. Но нормально ли это? И что сейчас нам насаждается через «безобидный» на первый взгляд юмор?
Если телевидение демонстрирует главных героев, которые постоянно изменяют друг другу, обманывают, употребляют алкоголь и табак, то именно эти модели поведения и будет перенимать зритель в качестве нормы. Конечно, ваши взгляды не изменятся после просмотра одной серии сериала, но после нескольких лет просмотра подобной кинопродукции (а практически ничего другого по ТВ сейчас не показывают), вы и сами не заметите, как станете толерантно относиться к порокам, считать извращения, цинизм и глупость обыденными явлениями нашей жизни.
Но не надо думать, что это случайность, или «невидимая рука рынка» так за нас решила. Наше телевидение очень профессиональное и эффективное, но с точки зрения тех целей, на которые оно работает: разрушение института семьи, сокращение населения, деградация зрителей (а вы думали, почему телевизионщикам платят в несколько раз больше, чем учителям или врачам?). Просто глупой, пьяной и деградировавшей толпой легче управлять, чем народом, который мыслит, живёт по совести и заботится о будущем своих детей. Именно поэтому средствами телевидения сегодня наш народ пытаются превратить в безликую толпу, уничтожив его историю, традиции и нравственность. Может, пора остановиться и начать возрождаться?