Трилогия «Железный человек» – одна из начальных ступеней кинематографической вселенной Марвел, фильма-сериала, где каждая серия – блокбастер на сотни миллионов долларов с неглубоким сюжетом и яркими баталиями. Фильмы Марвел имеют рейтинг 12+ и ориентированы, в первую очередь, на такую категорию зрителей, как мальчики-подростки, либо на тех, для кого на первом месте спецэффекты.
Для того чтобы оценить воспитательное действие картины на зрителя, стоит отдельно присмотреться к наиболее ярким персонажам трилогии.
Вкратце опишем сюжет фильма. Главный герой – Тони Старк, сын легендарного разработчика оружия Говарда Старка. «Провидец, гений, патриот Америки» – как его объявляют на вручении премии «Апогей», своего рода аналога «Премии Мира».
Старк владеет крупнейшей корпорацией по разработке оружия. Его компания тесно взаимодействует с такими службами, как Агентство национальной безопасности, Центральное разведывательное управление, Министерство Обороны Соединенных штатов Америки. Он богат, знаменит, молод, привлекателен, циничен, его любят женщины, любая организация считает честью работать с ним или хотя бы видеть на своих мероприятиях. Его жизнь – бесконечные вечеринки и развлечения с красотками.
Однако многое меняется, когда, приехав в Афганистан для заключения контракта на поставку новой марки оружия, Тони Старк попадает в плен. Там он узнает о том, что оружие, производимое его компанией, поставляется не только в вооруженные силы Америки, но и к международным террористам. Главарь банды, захватившей Старка, в обмен на свободу требует от него создания суперракеты. Тони делает вид, что соглашается, и запрашивает оборудование и инструменты, однако на самом деле мастерит в пещере костюм, который представляет собой новое, неизвестное доселе оружие, способное стрелять, жечь напалмом и летать. С помощью этого костюма главному герою удается уничтожить террористов и сбежать из плена.
Вернувшись в Америку, Старк пересматривает свои жизненные ориентиры, осознает пагубность и разрушительность оружейных разработок и делает официальное заявление о том, что его компания приостанавливает деятельность по созданию и продаже оружия до определения новых векторов движения. В то же время Тони Старк занимается усовершенствованием костюма Железного человека и начинает помогать людям – спасает мирных жителей Афганистана от расправы, которую собираются учинить террористы, а также выясняет, кто из руководителей его корпорации продал оружие преступникам.
Так начинается история Железного человека. По всей видимости, чтобы показать развитие персонажа Тони Старка как некоего положительного персонажа, авторы трилогии с самого начала демонстрируют своеобразный катарсис главного героя, его духовное и нравственное очищение и просветление в понимании аморальности управляемого им бизнеса. Однако, как мы увидим в дальнейшем, преображение Старка было скорее внешним, чем внутренним.
Для того чтобы комплексно оценить трилогию с позиции влияния основных идей и смыслов фильма на общество, воспользуемся вектором цели и вектором ошибки управления кинематографом по контрольным параметрам, предложенным в открытом письме, адресованном Департаменту государственной поддержки кинематографии.
Положительная черта главного героя – то, что он не занимается убийствами без повода, не убивает безоружных, и прилагает максимальные усилия к тому, чтобы не допустить смерти мирных граждан и ни в чем неповинных людей (например, в сценах, где Железный человек спасает пилота ВС США, преследовавшего его и катапультировавшегося из самолета, или в эпизоде, когда Тони Старк не дает разбиться машине с детьми). В целом, в фильме утверждается понимание того, что насилие не является универсальным способом решения проблем, а применяться должно лишь в крайнем случае. Так, Старк милует фальшивого террориста-актера, предоставив возможность разобраться с ним американским правоохранительным органам.
Одно из качеств Старка – патриотизм, верность Америке, на этом основывался его бизнес, идеи его отца и его работа. В то же время, в фильме показано и уважение к другим национальностям – Тони Старк ринулся спасать жителей другой страны, когда понял, что они гибнут от оружия, созданного им.
Вместе с тем, поведение главного героя можно истолковать и как тщеславие – Старк любит не граждан Америки, а себя в их глазах.
Старк – типичный эгоист, несмотря на супер-способности и совершаемые подвиги, в обычной жизни он ведет себя как последний хам, плюющий на чужие чувства. Манерами Старк не блещет, его идеальный внешний вид неизменно сочетается с цинизмом и весьма жесткими подколками в адрес окружающих. Возможно, именно поэтому у него мало друзей: верный и преданный полковник Вооруженных Сил Америки и милая ассистентка Пеппер, настолько влюбленная в начальника, что готова простить ему абсолютно всё – и то, что он каждый вечер приводит новую женщину, которую Пеппер приходится провожать наутро, и то, что он забывает о дне ее рождения и не замечает, как постоянно обижает ее по мелочам. Тони Старк – любимец публики, предмет обожания и восхищения в любой ипостаси – как бизнесмена, так и супергероя, на него равняются дети, его всегда обожают в любой компании, куда бы он ни пришел. И лишь редкие неудачники, затаив злобу на Старка, превращаются в злодеев.
Стоит выделить один интересный момент во всех трех фильмах.
Сценарист вводит в сюжет эпизод из прошлого, в котором пьяный Тони Старк на новогодней вечеринке в Швейцарии знакомится с двумя людьми – Хо Инсеном и Олдричем Киллианом – и обещает уделить им время. Однако общению с ними Старк предпочитает ночь с очередной красоткой, в то время, как талантливые ученые оказываются неинтересны и отвергнуты Старком. Впоследствии эта ситуация кардинально противоположно сказывается на характерах и судьбах этих персонажей: Старк встречается в плену с Хо Инсеном, который, забыв былую обиду, самоотверженно спасает Старку жизнь, попросив лишь о том, чтобы Тони использовал ее не напрасно.
Киллиан, напротив, обиду не забывает, а на протяжении десяти лет копит свою ненависть к Старку и вынашивает план мести за уязвленное самолюбие, становясь в конечном итоге суперзлодеем с комплексом завоевателя мира.
Этот случай, когда два человека, испытавшие одно и то же переживание в один день встречи со Старком, повели себя совершенно по-разному, в будущем являет любопытную идею фильма: поступок Инсена как бы нивелирует вину Старка за создание монстра – Киллиана. Вместо того чтобы показать, как главный герой раскаялся в своем поведении и понял, что его самовлюбленность привела к печальным последствиям, зрителю навязывается уверенность в том, что пренебрежительное отношение к простым людям – норма, а человек, испытавший унижение, волен поступать как хочет – смириться или бороться. Таким образом, подростки, желающие быть похожими на Железного человека, приходят к выводу, что вне зависимости от поведения и отношения к окружающим, рядом всегда будут преданные друзья, готовые умереть ради тебя, а значит – не нужно следить за своими словами и действиями и нести ответственность за их последствия.
Поступок Инсена тоже можно истолковать двояко: с одной стороны, это яркий пример великодушия и прощения, умения не копить обиды и не мстить, а оставаться в любой ситуации человеком. С другой стороны, у зрителя может сформироваться неправильное мнение о том, что если у тебя есть кумир, ты должен слепо верить ему и быть готовым пожертвовать ради него жизнью.
Старк – обычный потребитель, он живет наслаждениями и удовольствиями. Этот образ жизни усиленно смакуется сценами того, как он устраивает вечеринки в своем частном самолете, как звучит музыка в его доме, как он всегда находится в центре внимания толпы обожающих его красавиц-моделей. Причем это не заканчивается с обретением супергеройства, наоборот, благодаря поклонникам и, в частности, поклонницам, главный герой еще больше погружается в атмосферу комфорта, гламура и вечного удовольствия.
Старк, как выражаются в фильме, «плейбой», а проще говоря – развращенный человек, который не может насытиться женщинами. Он хвалился тем, что имел секс с 12-ю моделями журнала Максим за год, а каждая из женщин в кадре, у которой было хоть несколько реплик – или была с ним в сексуальной связи, или была ему интересна по этой части. Даже когда у Старка складываются более или менее серьезные отношения с ассистенткой Пеппер Поттс, он продолжает наслаждаться вниманием других женщин и не скрывает от Пеппер, что нанял себе новую работницу только благодаря ее привлекательности.
Негативно влияет данный фильм и на формирование у зрителя представлений о том, какой должна быть «девушка супергероя». Большинство женщин, которых мы видим в трилогии, похотливы, беспринципны, алчны и глупы. Они с удовольствием принимают предложения Старка провести вместе ночь практически сразу после знакомства, прекрасно понимая, что никаких серьезных отношений за этим не последует.
На их фоне положительным персонажем выглядит ассистентка Тони Старка Пеппер Поттс. Она умна, красива, не состоит в сексуальных отношениях со своим начальником, хотя и слепо влюблена в него. Вместе с тем, в ее образе мы скорее видим зло под маской добра. Пеппер никак не пытается влиять на пагубные привычки Старка, спокойно относится и к его алкоголизму, и к беспорядочным отношениям с женщинами, терпит и прощает его пренебрежительное отношение к себе.
Когда Пеппер назначают управляющей компании, она ведет себя как жесткая «бизнес-вумен», целиком и полностью погружается в работу. В фильме и речи не идет об истинном назначении женщины – создании семьи, рождении детей, каком-либо созидании.
Еще одна женщина, которую мы видим в фильме – Наташа Романова – универсальный солдат, она в совершенстве владеет техникой рукопашного боя, метко стреляет и мастерски проводит допрос. Другими словами, в ней не остается ничего от настоящей Женщины кроме привлекательного внешнего вида.
Таким образом, фильм формирует неправильное представление у молодых людей о взаимоотношениях полов: девушек эти образы учат тому, что в жизни женщины есть место всему – мужской работе, выпивке, дракам и погоням – но только не дому, семье и детям. Юноши же, видя на экране такую эффектную красотку, мало чем отличающуюся поведением от мужчины, подсознательно будут искать себе похожую спутницу жизни и не посмотрят даже в сторону скромной девушки из соседнего подъезда.
Одна из привычек Старка – это непомерная любовь к выпивке. Любому человеку, знающему о влиянии этилового спирта на организм, становится интересно, каким же образом человек, регулярно напивающийся до беспамятного состояния, может оставаться здоровым, подтянутым, обаятельным, а также осуществлять гениальные разработки в научной сфере? Не иначе как магия кино.
В этом контексте уместно вспомнить заявление настоящего учёного, лауреата Нобелевской премии по физике Льва Давидовича Ландау. В одной из своих книг он написал: «Когда меня на Новый год уговорили выпить фужер шампанского, я весь январь не мог вернуться к нормальной работе. Месяц я не мог работать вообще — голова никак не работала».
Деньги – это главный инструмент Старка в жизни, как до обретения суперспособностей, так и после. Деньги и его ум – это именно то, что позволяет ему оставаться победителем в любой ситуации. Без огромных денежных вложений невозможно было бы создать ни костюм Железного человека, ни остальное оружие сил добра этой трилогии.
Во всех трёх фильмах показана «гонка вооружений» между Старком и его врагами, побеждает он в основном благодаря техническому превосходству (например, когда создает множество удалённых «Железных людей»). За тем, кто разрабатывает высокотехнологическое оружие, и победа, за ним и сила. По сути, Старк побеждает не потому, что он добр и справедлив, а потому что он круче оснащен, чем враг. Учитывая, что костюм главного героя, по сути, является его частью, можно говорить о продвижении идеологии трансгуманизма. Старк олицетворяет собой идеализированный образ научно-технического прогресса, как решения всех бед, гонки технологий без понимания их практической пользы.
Так как мы рассматриваем влияние данного произведения прежде всего на граждан нашей страны, нельзя обойти стороной образ России, продемонстрированный в трилогии. Злодей из второго фильма о Железном Человеке весьма интересен, ведь это наш земляк, живущий в Москве – Иван Ванко. Русский выглядит больше похожим на Снежного Человека, чем на обычных людей. Его отец, Антон Ванко, был русским физиком, бежавшим из СССР в США и работавшим вместе с отцом Старка. Но в 1967 году Ванко объявили советским шпионом и выдворили из страны. Его сын Иван Ванко, также ставший физиком, был обвинён в продаже плутония Пакистану и провел 15 лет в лагере на Урале. По истечении этого времени гении уровня Старков, отец и сын Ванко, живут вдвоем в ужасной обшарпанной квартире, смотрят американские новости про Тони Старка и грезят о мести.
Иван Ванко показан как полная противоположность Тони Старку: тогда как главный герой внешне привлекателен и выглядит всегда безупречно, вид русского вызывает скорее отвращение – груб, неотёсан, весь в татуировках, с длинными волосами, свисающими грязными паклями.
В фильме есть и положительный образ русского человека – это Наталья Романова. Бывший агент русской разведки (в «Мстителях» было рассказано, что девушку намеренно лишили плодности её бывшие руководители в России), убийца, которую Мстители ранее хотели убить, но помиловали и приняли в свою команду. К числу суперспособностей Наташи относится ее умение соблазнить любого мужчину. Данным навыком она весьма ярко пользуется в большей части фильмов.
Тем самым, зрителю показано два вида русских – хорошая русская женщина, готовая отдаться как Америке, так и любому американцу, и плохой русский мужчина – дикий и устрашающий одним своим видом.
Наркотик: Алкоголь присутствует в больших количествах, не вредит ни физическим, ни умственным способностям Супергероя (у зрителя формируется иллюзия безвредности употребления спиртного).
Секс: Взаимоотношения главного героя с противоположным полом основаны на инстинкте размножения. Большинство эпизодов общения с женщинами носит сексуальный подтекст. Откровенные сцены отсутствуют.
Насилие: Множество неграфических убийств, совершаемых злодеями, главный герой убивает меньше, и его поступки оправдываются благими целями.
Мораль: Нацеленный прежде всего на подростков, данный фильм взращивает типичного потребителя, ни в коем случае не героя. В трилогии поощряется невоспитанность, грубость, похоть, алкоголизм, русофобия, эгоизм и одновременно раболепие перед людьми, обладающими этими качествами и достигшими значительных материальных благ.
Трилогия «Железный Человек» учит: